Современных детей не напугаешь работой дворником, они часто говорят об осознанности и открытости. Пока не все учителя могут понять, как общаться с новым поколением. Наш блогер Анна-Розалия Гусева рассказывает о трендах педагогики и о том, как учитель может наладить общение и взаимопонимание с учениками и их родителями.
Современный образовательный процесс порождает множество страхов и неврозов у всех его участников. Тенденция к сепарации родителей и детей от школы набирает обороты. За несколько «тёмных» десятилетий образования непосредственный его потребитель потерял доверие к школе как к храму просвещения и к учителю как к источнику мудрости жизненной и научной. Связь между школой и учеником рвётся, родительский скептицизм растёт, а учитель недоумевает, в чём проблема, ведь буквально каких-то десять лет назад он делал всё то же самое и это отлично работало.
Очевидно, что учить детей (равно как и воспитывать) в 2020 году так же, как и детей 2000-х неактуально, неразумно и даже пагубно, в первую очередь для детей, а следовательно, для нации. Основная проблема системы образования заключается в незнании ученика, чем он живёт, что ему интересно, как он воспринимает информацию и как он будет жить через десять лет.
Как начать разговор с кем угодно (даже если вы интроверт)
Отсюда вытекает уже сформулированная родителями проблема — неактуальность школьного образования для настоящего и будущего как отдельно взятого ребёнка, так и целого поколения. Если десять лет назад речь шла только о способе подачи информации (внедрялись всевозможные ИКТ), то теперь ни способ, ни сама информация не являются для ребёнка интеллектуальной и даже развлекательной ценностью.
Предлагаю три принципа, уже доказавших свою эффективность, но пока не используемых в качестве основы для построения актуальной системы образования. Некоторые из них могут показаться лишь «модной историей», но позволим себе думать, что только кардинально новый подход к себе и к другим помогут учителям, родителям и детям понять друг друга.
1. Теория поколений
Это учение было разработано в конце XX века американскими социологами Н. Хоувом и В. Штраусом. Поколение рассматривается не столько через призму возраста, сколько глубинных ценностей и внутренней мотивации. Кроме социальных, экономических, исторических ценностей, у каждого человека есть индивидуальные ценности. Так как на группу людей одного поколения влияют одни и те же социально-культурные факторы, они воспитываются в одинаковой среде, схожими методами, проживают схожие этапы развития, находятся в общем информационном поле, можно классифицировать их в поколения, вычленив типичные черты каждого. Не будем останавливаться на всех, но отметим, что учителя, родители и ученики являются представителями разных поколений, что создаёт зачастую конфликтную ситуацию.

«Русичка на разогреве у математички»: почему собрания в школе бесполезны
Сейчас в школах учатся представители поколения Z или так называемые «цифровые люди», которые буквально живут в двух мирах. Телефон для них является не столько средством связи, сколько возможностью переместиться в виртуальную реальность, где их ждёт общение с незнакомцами, много неизученного и интересного. Учитель, да и родитель, абсолютно зря борются с телефонами. Куда лучше было бы проводить быстрый контроль в конце урока в формате онлайн голосования, тестирования. Суть в том, чтобы научить использовать телефон в качестве источника знания, а для этого нужно научиться так воспринимать гаджет самим.
Представители поколения Z воспринимают мир клипово, глянцевыми картинками, примечательно, что картинка может меняться ежедневно. Рекомендую учителям хотя бы изредка заходить в YouTube и просматривать популярные ролики, музыкальные клипы и не упустить возможность продемонстрировать, что вы «в теме». Этим же фактором объясняется и необходимость подачи информации кратко и наглядно, когда буквально в одной картинке объясняется мироустройство. В помощь нам инфографика.
Статус для «цифровых людей» абсолютно неважен, и именно поэтому страшилка «станешь дворником, если не прочитаешь» уже не работает
Если дворник работает два часа в день на свежем воздухе с наушниками в ушах, при этом зарабатывает сносные деньги, то почему бы и нет. Мотивировать новое поколение уже невозможно ни отметками, ни оценками взрослого, только степенью удовольствия, получаемого в процессе обучения и неограниченным количеством одобрения и доверия.
Единственно эффективной формой коммуникации с «цифровым человеком» является партнерство, искреннее и прямое. Любая форма назидания, давления или научения моментально оттолкнёт ученика, поэтому главная задача взрослого — позволить ребёнку быть.
2. Осознанность
Тут начинается самое сложное. Научить, как вычислять логарифмы или определять широту и долготу географической точки мы умеем, но не всегда (редко) у нас получается понять потребность ребёнка, его заложенную внутреннюю мотивацию. Современная педагогика предлагает множество ключей к мотивации, но большинство из них несут поверхностный, прикладной характер. Я же убеждена, что работать надо с осознанностью, в первую очередь своей, взрослой, а потом уже с детской.
В США с недавних пор ввели на обязательной основе уроки осознанности, где учителя-проводники учат детей замедляться и осознавать, что с ними происходит и как их тело и разум на происходящее реагирует. На русский язык переведена книга Руби Уэнкс «Быть собой».
Коммуникация между людьми происходит в виде диалога. Это наиболее распространённая форма общения, основная функция которой состоит в обмене информацией или мнениями о каком-либо событии или явлении. Каждый ученик должен познакомиться с разновидностями и отличительными особенностями диалога. Правила русского языка для 2 класса описывают специфические признаки этой формы речи.
Признаки диалога
Отличительной чертой этого вида общения является наличие двух или нескольких собеседников, которые по очереди обмениваются взаимосвязанными репликами.
Высказывания участников разговора могут быть в форме утверждений, вопросов и ответов на них, разнообразных возражений и восклицаний.

Чаще всего в беседе употребляются неполные предложения, так как часть информации уже известна из предыдущих реплик или внеречевой ситуации.
Диалог может быть устным, письменным и внутренним. Письменная форма представляет собой обмен репликами в литературных произведениях или театральных сценариях, а также общение в социальных сетях и мессенджерах.
Существует также форма внутреннего диалога. Например, когда человек разговаривает сам с собой или произносит фразы про себя.
Правила написания
На письме высказывания собеседников могут идти одно за другим без уточнений автора или сопровождаться небольшими пояснениями о том, кто из героев это произнёс, с какими эмоциями. Диалог является разновидностью прямой речи, но его оформление имеет ряд особенностей:

- Новая фраза персонажа пишется с заглавной буквы на другой строке. Перед ней нужно поставить тире.
- Если пояснение автора находится перед репликой, то после него необходимо ставить двоеточие, а фраза начинается с новой строки.
- Слова автора после высказывания отделяются тире и пишутся со строчной буквы. После реплики нужно поставить запятую. Также можно использовать вопросительный или восклицательный знак, многоточие.
- В том случае если комментарий находится внутри одной реплики, после первой половины высказывания нужно поставить запятую и тире. Последующие слова автора пишутся с маленькой буквы и тоже отделяются запятой и тире. Вторая часть реплики продолжается со строчной буквы.
- Слова автора между двумя предложениями высказывания заканчиваются точкой и тире, а следующая реплика пишется с заглавной буквы.
- Если необходимо отобразить мысли героя, реплику нужно оформить кавычками. В этом случае тире перед фразой ставить не нужно. Если в такой форме необходимо написать диалог, то весь разговор следует записать в одном абзаце.
В драматических произведениях перед фразами участников беседы ставится имя действующего лица.
Составление сцен речевого общения
Программа школы требует от ребёнка не только знания правил правописания речевых высказываний, но и умения составить маленький монолог или беседу. Существует несколько рекомендаций, как правильно составить диалог по русскому языку:

- Слишком долгая беседа замедляет развитие сюжета. Большой по объёму информации разговор следует разбавлять описаниями ситуации, действий и эмоций персонажей. Часть высказываний можно заменить общим описанием того, о чём говорят персонажи.
- При составлении разговора нельзя использовать громоздкие речевые конструкции, затрудняющие чтение. В разговорной речи не употребляются слишком длинные структурированные предложения. Люди не готовят высказывания заранее, поэтому некоторая сбивчивость в речи естественна для человека.
- Не следует перенасыщать диалог двух людей авторскими комментариями. Однообразные атрибутивные глаголы — «сказал он», «произнесла она» — можно заменить фразами, которые отражают действия героя во время общения.
- Необходимо отличать атрибутивный текст от основного, который оформляется отдельной строкой.
- Также необходимо учитывать соответствие особенности речи персонажа и обстановке, в которой он находится.
Сложно найти какое-либо произведение в литературе без диалога 2 людей. Сюжет всегда строится во взаимодействии персонажей друг с другом. Эта форма речи напрямую передаёт чувства и переживания героев.
Соблюдение основных правил и рекомендаций при написании диалога сделает его интересным, гармоничным и лёгким для восприятия.
Источник: na5.club