Способы выражения авторской позиции в Телеграмме

Анализ — ключевой процесс в создании аналитического произведения. Естественно, что у каждого журналиста свой метод и стиль его построения. Поэтому то, как автор строит доказательство своих доводов, в каком порядке он приводит аргументы и делает выводы — важнейший элемент авторской позиции. Например, он может использовать традиционную модель: гипотеза — аргументы — вывод; или же «обратную» — начать с вывода или аргументов — или вообще пропустить одно из звеньев такой цепи.

Позиция автора может выражаться и в способе, каким автор «физически» входит в текст.

М.И. Стюфляева в своем исследовании Стюфляева М.И. Указ. соч выделяет три «ипостаси» присутствия автора в тексте: как отстраненная оценивающая и размышляющая сторона, как непосредственно герой (участник) и как отражение героя. Любой из трех вариантов может быть использован в аналитической журналистике, поэтому все они нам интересны.

Любые авторские оценки основаны на собственном жизненном и читательском опыте, мировоззрении, личных нравственных нормах автора. Поэтому, оценивая явление, журналист самовыражается рационально, показывает себя аудитории как читателя, слушателя, выпускника учебного заведения и т.д.

УКРАИНА ПОЛУЧИТ СТАТУС ОСНОВНОГО СОЮЗНИКА НАТО? КАКИЕ СТАВКИ НА КОНТРНАСТУПЛЕНИЕ? / ВОПРОС ЧАПЛЫГЕ

Журналист как действующее лицо (например, ставящий эксперимент для разработки программы действий в связи с явлением) может проявить свою точку зрения например, с помощью избирательного показа явлений. Кроме того, описывая подобный эксперимент, он может продемонстрировать свое поведение в определенных ситуациях, что тоже поможет читателю узнать журналиста «живым человеком».

В том же случае, если автор выступает в роли «зеркала» Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения., он, реагируя на чувства и мысли своих героев, самовыражается эмоционально, что опять же влияет на его «живость» в глазах читателя.

Аналитик может выразить свое отношение к явлению напрямую, с помощью оценочных слов вроде «хорошо», «плохо», «справедливо», «правильно» и т.д. Кроме того, он может использовать обозначение — показ своего (или кого-то другого) поведения См Тертычный А.А. Указ. соч.. Таким образом он совершенно четко и однозначно дает читателю понять, как относится к описанному. Используя этот метод оценки журналисту нужно рассчитывать на высокий авторитет у аудитории и обоснованность своих доводов, чтобы читатель согласился его поддержать и принять его мнение.

С помощью метода избирательного показа оцениваемого явления — некоторые исследователи называют его «приём перетасовки» См Четыре теории прессы — (упоминание отдельных фактов, цитат, свойств, отзывов о явлении и т.д.) комментатор может создать у аудитории определенное впечатление об описываемом явлении, не прибегая к оценочным словам. Это может вызвать не такое однозначное понимание, как использование оценочных слов.

Для разных категорий граждан (например, пенсионеров и подростков, глобалистов и антиглобалистов и т.д.) одни и те же явления могут иметь разные значения. Таким образом, здесь журналисту нужно учитывать свойства аудитории, чтобы достичь нужного результата — а именно создать у читателя нужную оценку явления, мотивировать его к определенному поведению, что всегда является целью аналитического материала.

Любимые фишки телеграм

Кроме того, очень важно выявить действительно общественно значимые качества предмета публикации. Такой метод высказывания позиции может несколько снизить ответственность автора за мнение, создавшееся у аудитории, так как при таком методе его сложнее предсказать.

В связи с подобным (избирательно-фрагментарным) способом отображения реальности может возникнуть вопрос о его честности по отношению к читателю и моральной его допустимости. Считаем нужным отметить, что любой журналистский текст фактически избирателен.

Отбор определенных фактов — как раз тот неотъемлемый элемент субъективности, возникающей при передачи информации от одного человека к другому. Кроме того, автор, как и любой человек, по Конституции РФ имеет право высказывать свое мнение. Между «честным» и «нечестным» отображением действительности нет четкой грани, и профессиональная этика требует, чтобы журналист в спорных ситуациях действовал в соответствии со своими нравственными принципами Авраамов Д.С. Указ. соч., с. 234.

Еще по теме:  Как увидеть владельца канала в Телеграм

Последуем примеру А.А. Тертычного и приведем здесь неприемлемые по его мнению методы убеждения аудитории — это повысит практическую полезность данной работы.

· Домысел и «передержки»

· Апелляция к «личности»

· Апелляция к «публике»

· «Сплетня» Тертычный А.А, Указ. соч. с. 111

Еще одним способом выражения авторской позиции является выбор лексических средств. Журналист может использовать эмоционально окрашенные слова для выражения оценок, профессиональные или слова определенных слоев общества для создания определенного эффекта, для подчеркивания определенных качеств явления. Каждый человек в силу воспитания, образования и общения в определенном кругу использует свой индивидуальный набор слов. Такой набор есть, разумеется, и у каждого журналиста и используется им в материалах. Особенности словарного запаса — также важная часть его индивидуальности, проявляющаяся на газетной полосе.

То же самое можно сказать и о стилистике, об авторской манере письма. Некоторые журналисты (например, В. Песков) в силу своей темы и собственного характера пишут трогательные лирические, «неспешные» материалы. Другие же, напротив, — создают атмосферу быстроты, оперативности, постоянного движения (например, Ю. Щекочихин).

Упомянутая абзацем выше тема публикации — также важная часть проявления авторской позиции. У каждого состоявшегося публициста есть собственная тема, которую он разрабатывает иногда всю свою жизнь. Выбор этой темы связан с интересами, характером, жизненными обстоятельствами человека.

Источник: studbooks.net

Литература. Термины и понятия. Авторская позиция.

литер

Авторская позиция — авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображенных характеров, событий, явлений, изображённых в произведении.

Способы выражения авторской позиции.

  • Прямое высказывание автора:

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

  • Авторскую позицию могут выказывать и герои произведений.

Например, слова о человеке, сказанные Сатиным в пьесе «На дне» — это позиция А.М. Горького: « Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век!

Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Отношение автора к герою выражается не только в прямых высказываниях, но и косвенно:

  • через портрет (портрет Плюшкина из поэмы «Мёртвые души» Гоголя»: «… это странное явление, этот съежившийся старичишка…», «это был скорее ключник, чем ключница»…)
  • особенности поведения персонажей (например, безразличие героев к судьбе Фирса, о котором все забыли в финале пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад», отрицательно характеризует действующих лиц),
  • через своеобразие речевой ха­рактеристики героя (Очумелов, герой рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»: «По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец. Кто кричал?»)
  • через раскрытие его мыслей и чувств (А. Болконский после второй встречи с дубом: «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»)
  • Через заглавие произведения («Горе от ума» А.С. Грибоедова),
  • эпиграфы («Береги честь смолоду…» в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина), образы природы,
  • через мир вещей (в комнате Манилова – героя «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя: «… В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…»; «…В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею… )
  • в драматическом произведении — ремарки (в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: Осип «схватывается» с постели; Хлестаков «выпроваживает» слесаршу; городничий «заливается и помирает со смеху» , «вскрикивает, подпрыгивая от радости». )
Еще по теме:  Если заблокировать в Телеграмме останется ли переписка

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

М.И. Цветаева. СТИХИ. ТЕКСТЫ + АУДИО.

Тема: «Учитель». АРГУМЕНТ. В. Быков. «Обелиск».

ОГЭ. Литература. Добавлен материал: КРИТЕРИИ оценивания задний, количество баллов по заданиям, перевод БАЛЛОВ В ОЦЕНКИ.

ОГЭ. Литература. Как выполнить задания 1.1.-1.2? РЕКОМЕНДАЦИИ + ПРИМЕРЫ.

Теория литературы. Метафора. Роль метафор в художественном произведении. ТЕОРИЯ + ПРИМЕР.

ЕГЭ. Литература. Задание № 12.1-12.5.?Какие темы сочинений могут быть предложены на ЕГЭ?

ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание № 12.1-12.5.? Учёт критериев оценивания сочинения при его написании.

ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание № 12.1-12.5.? ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

ЕГЭ. Литература. Как выполнить задание № 10.2? РЕКОМЕНДАЦИИ.

Источник: literatura-ege.ru

Средства выражения позиции автора.

Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д. Главное – научится различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев).

Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).

Оценочная лексика.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, противный – отрицательная оценка. Например: Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).

Средства выразительности.

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всем этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).

Вводные слова.

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае, затевающие ненужные ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.

5. Побудительные предложения.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).

Авторская позиция в художественном тексте

В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как при выявлении проблемы, обращайте внимание на речь, портрет и, самое лавное, на поступки героя. Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Автор произведения придумывает эти поступки, выстраивает линию поведения героя, его взаимоотношения с другими персонажами. Итак, чтобы определить позицию автора х художественного текста ответьте на следующие вопросы:

1)Положительные и отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

2)Как относятся к герою окружающие его персонажи?

3)Как связываются поступки героя на других героях произведения?

4)Согласен автор с героем или нет?

5)Автор осуждает или одобряет поведение автора?

6)Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Помните!

Даже если автор не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущий зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как и вы.

Еще по теме:  Как установить бота Телеграмм на хостинг

Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать!

Типовые конструкции для выявления авторской позиции.

Типовые конструкции:

1)Автор считает, что…

2)Автор подводит читателя к выводу о том, что…

3)Рассуждая о проблеме, автор приходит к следующему выводу…

4)Позиция автора такова…

5)Позиция автора,как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом…

6)Автор призывает нас (к чему?)…

7)Автор убеждает нас в том, что…

8)Автор осуждает (кого/что, за что)…

9)Отношение автора к поставленной проблеме однозначно.

10)Основная цель автора заключается в том, что…

11)Хотя позиция автора не выявлена явно, логика текста убеждает в том, что…

Аргументация собственной позиции.

Обратите внимание!

Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором. Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении.

Например: Таким образом, автор стремится донести до читателя мысль о том, что природа уже давно нуждается в помощи каждого из нас. Я полностью согласен с автором и тоже считаю, что человечество должно пересмотреть своё потребительское отношение к природе.

Затем ваша позиция должна быть подкреплена двумя аргументами. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения.

1)Рассуждение

Тезис

(положение, которое нужно доказать)

Аргументация(2)

Вывод

Тезис

Вывод

Цель данного типа речи- убедить адресата в чём-либо,укрепить

или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная

Тезис

Аргумент 1 Аргумент 2

Вывод

Аргументация- это способ доказательстваистинности какой-либо мысли с помощью объяснений, примеров.

Аргументы- это основания,доводы,подтвержающие или опровержающие какую-либо мысль.

Виды Аргументов

Существуют различные классификации аргументов. Например, различают логические аргументы — это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму (Научные аксиомы, законы природы, статистические данные, примеры из жизни и литературы), и психологические аргументы — доводы, которые вызывают у адресата определённые чувства, эмоции и формируют определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению (Эмоциональная убеждённость пишущего, апелляция к общечеловечеловеческим ценностямм и др.).

Существуют также и другие классификации аргументов, например такая:

Аргументы

Рациональные (Логические) иллюстративные ссылки на авторитет

e itKDecRRn6esaGKWY+6a8ui3ykUsc42PBRfzeXbDIXMsXtt7xxN46mri0sPqkXnXcy4iVW9gO2sH vCu+KdLCfBFBqkzKXV/7fuOAZuL0j0l6Afb17LV78ma/AQAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbln+ NeAAAAAIAQAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbEyPwU7DMBBE70j8g7VIXFDquFRRCXEqilQucCgt CLi58ZJExOsQu23g61lOcFzN08zbYjG6ThxwCK0nDWqSgkCqvG2p1vC0XSVzECEasqbzhBq+MMCi PD0pTG79kR7xsIm14BIKudHQxNjnUoaqQWfCxPdInL37wZnI51BLO5gjl7tOTtM0k860xAuN6fG2 wepjs3ca3rLVkrL1/QU99KFaPt+Z79eXT63Pz8abaxARx/gHw68+q0PJTju/JxtEpyFRSjHKwWwG goHk8grETsNUZSDLQv5/oPwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA4QEAABMAAAAA AAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAOP0h/9YAAACU AQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAz+t6M3sCAAA6 BQAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAbln+NeAA AAAIAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAADVBAAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA8wAAAOIF AAAAAA== » fillcolor=»#4f81bd [3204]» strokecolor=»#243f60 [1604]» strokeweight=»2pt»/>Реальные факты. Конктретные примеры Мнения выдающихся людей.

Статистика. из жизни. Цитаты из авторитетных

Законы Природы. Примеры из художественных источников.

Положение официальных произведений. Мнение очевидцев.

Документов. Предположительные при- Общественное мнение.

Возможны также различные способы аргументации: поддерживающая и опровергающая.

При поддерживающей аргументации ученик, соглашаясь с мнением автора,приводит доводы,подтвержающие авторский тезис. Например:

Тезис

«Русский язык и русская культура составляют неразрывное единство»

Аргумент 1

Связь языка и культуры очевидна для каждого мыслящего человека. Не случайно Д.С. Лихачёв в книге очерков «Земля родная» назвал язык главным богатством нации. В самом деле, вся духовная культура немыслима без языка и речи, которые только создают особый «культурный слой», но и отражают нравственное состояние народа.

Аргумент 2

Нельзя забывать и о том, что в переломные моменты истории именно родная речь, родной язык становятся той духовной опорой, которая обеспечивает единство нации. Именно об этом писал И.С. Тургнев в стихотворении в прозе «Русский язык» («Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома»). Вспомните также знаминитые строки стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в страшные годы Великой Отечественной войны: «Но мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово». Мне кажется, в этом произведении особенно ярко звучит мысль о значимости русского языка для каждого россиянина.

Вывод

Да, русский язык богат и великолепен, и задача каждого из нас – приобщитьс к этому богатству и приумножить его.

Источник: megalektsii.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...