А также, почему они умирают спустя некоторое время и о том, что нужно для создания самого простого телеграм-бота. Обо всем по порядку в нашей статье.
Телеграм-боты уже плотно вошли в нашу жизнь, и способны выполнять различные автоматизированные задачи, такие как проверка состояния сайта, наличие новых комментариев в социальных сетях, скачивание видео с ютуба и даже самостоятельная продажа товара в интернет-магазине. Каждый из нас уже хоть раз, но скорее всего, воспользовался подобными услугами. Что там говорить, если даже правительство уже использует этот механизм для записи к врачу.
Из чего состоит этот чудесный робот
Для настройки собственного бота вам понадобится (простыми словами):
- Домен первого уровня для сайта (в среднем стоит от 100 до 600 рублей в год)
Первый уровень – это crelab.ru.
Домен второго уровня не подойдет, либо для него все равно понадобится отдельный сертификат SSL (второй уровень — это level2.crelab.ru например). - Сертификат SSL – пакет услуг, который устанавливает проверенное соединение с сайтом (в браузере мы видим https вместо http и знак щита, либо замочка). Позволяет подтвердить, что сайтом владеет настоящий человек или компания, отвечающий всем нормам и требованиям сети.
Бывают бесплатные сертификаты, но нередко Telegram-боты дают на них сбои, да и установка их своими силами ну очень сложная для обычного пользователя сети.
Платный стоит от 1900 рублей в год. - Хостинг – место, где хранятся данные, а также запускаются команды (скрипты), отправляемые ботом. Средняя цена надежного хостинга, поддерживающего скрипты и базу данных – 300 рублей в месяц.
Аналитика в чат-боте
Следующим этапом уже идет написания кода самого бота, которое по цене мало отличается от программирования и создания собственного сайта. Только не путайте это с настройкой WordPress или иного конструктора. В случае с Телеграм-ботом необходимо будет именно писать код и алгоритмы.
Итоговая минимальная стоимость телеграм-бота составляет:
300 + 1900 + 3600 = 5800 рублей в год
Без учета цены на его изготовление, которая может быть как 1000 рублей, так и все 100,000. В зависимости от сложности реализации.
На что стоит обратить внимание
Если фирма или частное лицо занимается разработкой телеграм-ботов, то они все равно платят эти 6000 рублей в год за технические услуги. И могут создать на них хоть 1000 ботов. Зависит от их загруженности. Поэтому цену на «железо» они вполне возможно не учитывают в вашем заказе.
Становится понятно, почему умирают многие хорошие боты. Кто-то что-то написал, и не один раз, а потом просто понял, что проекты не взлетели, и перестал платить за хостинг, а вместе с ним и за вашего бота, проданного ранее.
Как себя обезопасить от подобной ситуации?
1. Заключать договор, возможно, с абонентской платой
2. Платить за аренду хостинга и домен с сертификатом самому
Второй случай самый надежный, хоть и затратный. Но зато ваш бот всегда будет под вашим контролем. А в случае необходимости доработки, всегда можно нанять человека на разовую работу.
ДЕЛАЕМ АНАЛИТИКУ ДЛЯ ТЕЛЕГРАМ БОТА PYTHON
+ Еще важный момент
«Я хочу, чтобы бот скидывал комментарии из Инстаграм, а еще проверял Директ»
Отлично! Мы вам сделаем все это! – отвечает фрилансер.
Но не всегда говорит о том, что для считывания данных из инстаграма нужны еще и технические аккаунты соцсети, для обслуживания которых потребуется актуальная библиотека, и еще прокси. А если действия сложные, то и вовсе дорогие мобильные прокси. Что добавит вам порядка 500 рублей в месяц абонентской платы.
Плюс ко всему, инстаграм частенько блокирует такие профили. Требуется их пересоздание и повторная настройка. Готов ли будет разработчик через пару месяцев вам все недорого починить, уже получив за все условные 30,000 рублей?
Если вы решили завести себе бота, то принимайте взвешенное решение. Бот — это не модная фича, это средство автоматизации ваших ежедневных рутинных операций. Понимая выгоду от ботоводства, зная о затратах и подводных камнях, описанных в данной статье, вы сможете избежать ненужных потерь и увеличить собственную эффективность.
Источник: crelab.ru
Чат-бот Программы Лояльности в Telegram
Лояльность клиентов – важный показатель в деятельности любой организации. Чтобы покупатель оставался доволен продукцией, важно внимание и забота со стороны компании. Бизнес должен быть в курсе, какой товар понравился клиенту, а что вызывает неприятные ощущения.
Было бы здорово автоматически собирать жалобы от клиентов, рассказывать об акциях и предлагать услуги компании. Еще лучше, если бы такой сервис умел отвечать клиентам, заменяя сотрудника компании по типичным вопросам, ответы на которые уже давно готовы.
Технологии не стоят на месте, и сейчас необязательно человеку делать все самому. Решение – чат-бот в Telegram. Клиенты пользуются Telegram, и его аудитория стремительно растет. Это легкий и простой мессенджер, который подходит для общения с коллегами и друзьями.
В статье Разработка чат-бота федеральной сети аптек мы уже рассказывали о том, как создавали чат-бота и с какими трудностями столкнулись. Здесь пойдет речь о том, как мы разрабатывали Telegram-бота для развития системы лояльности.
Особенности ботов платформы Telegram
В отличие от других социальных сетей и мессенджеров Telegram сильно развился в направлении создания ботов и предоставляет для разработчиков много интересных возможностей. Если вам нужно изучить английский, найти анекдот или сканировать текст с картинки, то много решений вы найдете именно в этом мессенджере.
Забавно, что для создания чат-бота используется чат-бот BotFather. После создания бот становится доступным всем пользователям в Telegram.
Пример создания чат-бота через чат-бота
Для работы чат-бота необходимо связать его с обработчиком, который будет отвечать на входящие сообщения и обрабатывать события взаимодействия с пользователем.
В таком чат-боте можно реализовать много вещей: от построения диалога до оплаты товара или покупки билета. Telegram прост, и эта простота открывает занавес идей и фантазии для создания комплексных и интересных решений.
Задача по развитию системы лояльности
За решением к нам обратилась вендинговая компания, которая занимается установкой и оборудованием микромаркетов для общественного питания.
Микромаркеты – это разновидность магазина, только без обслуживающего персонала. Они устанавливаются в офисах или рядом с ними в виде автоматов, холодильников и даже в виде полноценной кухни, где можно поесть и отдохнуть. Микромаркеты имеют популярность, особенно в корпоративной среде.
Вот так выглядит микромаркет:
Идея, которую захотела реализовать компания – это способ узнавать своих клиентов, узнавать о предпочтениях, проблемах, с которыми они сталкиваются при покупке товара; это возможность сообщать о новинках, получать обратную связь по продуктам и, в целом, по работе микромаркета. Такие сведения важны бизнесу для того, чтобы порадовать клиентов вкусной едой и увеличить продажи.
Главная задача чат-бота – развитие системы лояльности компании.
- Рассылка новостей и проведение опросов среди подписчиков чат-бота
- Получение жалоб и отзывов пользователей
- Сбор статистики
- API для сбора отзывов в 1С и обновления терминалов
Помимо этих требований есть важный момент – у каждого микромаркета имеется терминал оплаты с собственным идентификационным QR-кодом. Этот код клиент сканирует с помощью камеры и у него открывается диалог с ботом в Telegram. Так определяется, каким терминалом пользуется клиент и где он расположен.
Подходы к созданию чат-ботов
Прежде чем рассказать о решении задачи, мы расскажем о двух способах создания чат-бота и преимуществах этих подходов.
Визуальный конструктор
Существует множество сервисов, с помощью которых можно создавать простых и средних чат ботов. Такие сервисы представляют из себя визуальный конструктор, где вы можете легко и без знания программирования реализовать свои задумки.
Пример конструктора
Есть много таких конструкторов, между собой они отличаются набором функции и стоимостью. Но кастомизация и добавление задумок труднореализуемо из-за ограничений самого конструктора.
Программирование ботов
Другой способ разработки – создание чат-бота на любом серверном языке программирования (PHP, Python, Java) со своей базой данных (MySQL, PostgreSQL), в которой можно хранить статистику пользователей, настройки чат-бота, диалоги пользователей, товары и т.п.
В отличии от сервисов-конструкторов, в этом подходе ограничения только на уровне самого мессенджера. Вы можете разработать чат-бота для любого мессенджера и социальной сети, независимо от уровня сложности технических требований.
Еще можно реализовать такие интересные вещи, как:
- API для обмена данными с учетными системами
- Вывод и поиск товаров из каталога сайта
- Прием заказов и заявок через бота
- Создание виртуального собеседника с искусственным интеллектом
- Реализация автоворонки продаж
- и т.п.
Возможностей в таком подходе разработки – неограниченное количество, и вы можете реализовать все свои задумки на волю фантазии.
Разработка Telegram-бота для Программы Лояльности
Для решения задачи мы использовали бесплатную библиотеку для создания чат-ботов – BotMan на языке программирования PHP. Это фреймворк, который позволяет создавать полноценных ботов на популярных мессенджерах.
Также для чат-бота необходима панель управления данными, где администратор может создавать новости и опросы, обрабатывать запросы клиентов и т.п. Для этого мы использовали стартовую редакцию Битрикс, да и к тому же наши предыдущие наработки в проекте были на сайтах с Битриксом – это в значительной степени сократило время на разработку.
Концепция задачи
Логику работы чат-бота можно представить в виде такой блок-схемы:
Пояснения по схеме:
- Приветствие, новость и опрос – автоматические действия, которые запускают диалог с пользователем и по окончанию возвращают пользователя в главное меню
- Привязать номер, управление оповещениями и оставить отзыв – команды, которые доступны пользователю
- Неизвестная команда – логика обработки неизвестных команд
Для хранения данных на сайте созданы хранилища:
- Новости
- Статистика новостей
- Опросы
- Статистика опросов
- Отзывы
- Терминалы
- Пользователи
В качестве требований к API для обмена с системой 1С:
- Выгрузка терминалов из 1С
- Выгрузка новых отзывов с сайта в 1С
Общая архитектурная схема бота программы лояльности
Теперь перейдем к обзору реализованных функции
Регистрация и первый вход
Первый вход пользователя происходит посредством сканирования QR-кода терминала, по которому открывается чат-бот в Telegram. По этому коду определяется терминал для дальнейшей идентификации пользователя.
Помимо этого, приложение запрашивает номер телефона пользователя, который также будет использован для идентификации в случае, если клиент зайдет с другого устройства или в случае разногласий – для связи менеджера с клиентом.
Рассылка новостей и опросов
Рассылка новостей и опросов производится через административную панель Битрикса. Контент-редактору это не доставляет большого труда — нужно добавить новость, указать планируемую дату рассылки и выбрать микромаркеты, клиенты которых получат оповещение.
Создание опроса выглядит аналогичным образом. Менеджер заведомо задает ответы на вопросы и прикрепляет фирменный стикер, который будет выводится пользователю в качестве благодарности за участие.
Получив рассылку, пользователь может отказаться, либо принять участие в опросе.
Подписка на новости и опросы происходит автоматически после регистрации. Если пользователя что-то не устраивает, он имеет право отписаться – для этого нужно нажать кнопку “Управление оповещениями” и отключить нужную рассылку.
Статистика новостей и опросов
На сайте предусмотрены хранилища для сбора статистики по рассылкам. Это происходит автоматически при отправки рассылки новостей и опросов пользователям.
В статистике отмечается, получил ли пользователь новость или опрос, когда было просмотрено сообщение и что пользователь ответил в опросе. Данные по статистике могут быть отфильтрованы и скачаны менеджером через встроенный инструмент Битрикса в виде Excel файла.
Оставить отзыв
Функция задумывалась, как диалог клиента с чат-ботом. Логика работает следующим образом – пользователь нажимает кнопку “Оставить отзыв”, а бот в ответ просит указать категорию отзыва и уточнить адрес терминала. После уточняющих вопросов, чат-бот предлагает пользователю подробно описать проблему и прикрепить файлы.
После отправки, сообщение фиксируется на сайте, а на почту менеджера отправляется письмо с отзывом. Далее, менеджер через админку оставляет ответ пользователю.
Ответ уходит пользователю в течение минуты:
Интеграция с 1С
В админке Битрикса есть необходимые средства, для управления и скачивания данных чат-бота. Но гораздо удобнее настроить интеграцию с учетной системой, чем выполнять однотипные действия, перетаскивая данные вручную. Кроме того, наш клиент – вендинговая компания, а в таких организациях микромаркеты могут открываться каждый день и информация о новом пункте должна быть известна чат-боту.
Другой пункт – информация об отзывах и жалобах пользователей должна попадать в учетную систему. На основе этой информации специалисты осуществляют ремонт проблемных автоматов и анализируют мнения покупателей.
В результате на сайте было создано API с методами обновления информации по новым терминалам и получения отзывов пользователей. API реализовано в формате json, а инициатором выступает учетная система – 1С.
Заключение
ИНТЕРВОЛГА успешно выполнила задачу, а Заказчик достиг целей проекта. Чат-бот Программы Лояльности помогает взаимодействовать с пользователями, собирать обратную связь и собирать статистику.
Наша компетенция в разработке сложных интеграций помогла учесть риски и выполнить задачу с хорошим качеством.
Разработка такого бота – это прототип для дальнейшего развития системы лояльности. Идеи для дальнейшего развития:
- накопление баллов за отзывы,
- геймификация в виде квестов,
- поощрения за посещения микромаркетов и т.п.
Может показаться, что создать чат-бота – простая задача с привлекательным ценником. Отчасти, это правда – неплохой чат-бот создается буквально в пару кликов на сервисе-конструкторе.
Для сложных и интеграционных задач – обращайтесь к нам в ИНТЕРВОЛГУ. Мы поможем создать бота, который станет виртуальным сотрудником вашего бизнеса и избавит от части трудоемкой рутины. Готовы? Форма для связи – внизу страницы.
Источник: www.intervolga.ru