Татьяна черниговская как научить мозг учиться на Ютубе

Содержание

Татьяна Владимировна Черниговская (1947 г.р.) – Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный деятель высшего образования РФ, доктор биологических и филологических наук, серьезный ученый, желающий популярно объяснить людям, далеким от исследований и изысканий, систему устройства и функционирования человеческого мозга. У нее это прекрасно получается. Каждое ее появление на телевидении вызывает неподдельный интерес к персоне профессора и ее мнению по многих вопросам.

Детство, становление, выбор направления научной деятельности

С самого рождения перед Татьяной не вставало вопроса о выборе профессионального пути. Она родилась в семье советских ученых. Родители были увлечены научными исследованиями, и дочь должна была пойти по их стопам. Она училась в самой престижной ленинградской школе, где преподавание велось на английском языке. По большому счету это было единственное учебное заведение в СССР, работающее в направлении подготовки детей к общению с зарубежными партнерами.

В подростковом возрасте Татьяна Владимировна заинтересовалась английской филологией. Она начала целенаправленно готовиться к поступлению в университет им. Жданова. Будучи студенткой, она углубилась в изучение экспериментальной фонетики. Уловив взаимосвязь между лингвистикой и физиологией человека, она после получения гуманитарного образования, поступила на биологический факультет.

Татьяна Черниговская («Как научить мозг учиться?»)

Биография Татьяны Черниговской оказалась неразрывно связанной с наукой. После обучения она в 1977 году написала и защитила кандидатскую диссертацию. Над докторской она работала вплоть до 1993 года. Она изучала физиологические и нейролингвистические аспекты эволюции языковых и когнитивных функций человека. Особое внимание она уделяла возможностям человеческого мозга.

Вернее, мозг и являлся главным объектом изучения.

Интересный факт!
Среди публикаций профессора 250 монографий и научных работ посвящены происхождению, развитию и патологиям языка, теории эволюции мозга, созданию искусственного интеллекта.

Одно время после окончания первого образования она преподавала в родном университете

В 2000 году Черниговская добилась открытия в Санкт-Петербургском университете новой специальности. Кафедра начала выпускать магистров, занимающихся исследованиями в области психолингвистики. Профессор сотрудничает и поддерживает тесные связи с зарубежными коллегами. В качестве лектора она неоднократно читала лекции в университетах Европы и США, делилась своими знаниями и гипотезами, в частности, о том, как научить мозг учиться.

Широкая известность, телевидение

Возможно, Татьяна Владимировна так и осталась бы известной только в научных кругах и системе образования, если бы не телевидение. Хотя такой человек никак не мог оказаться вне массового признания. Зрители старшего поколения прекрасно помнят передачи на канале «Культура» еще одного видного исследователя мозга Натальи Бехтеревой.

После ее смерти поклонники «нескучной науки» думали, кто придет ей на смену. Программы собирали у экранов широкую аудиторию, поэтому руководство канала было заинтересовано в их продолжении. Приглашение Черниговской последовало незамедлительно. На счастье зрителей, она согласилась.

Профессор в доступной форме рассказывает телеаудитории о последних исследованиях в области изучения возможностей мозга. Неслучайно в 2016 году Черниговскую пригласил Владимир Познер. Популярный журналист затронул темы, которые интересовали его зрителей. Татьяна Владимировна с удовольствием рассказала о взаимодействии личности и мозга, что по этому поводу думают ученые, а также подробно остановилась на вопросе преимущества человеческого разума над искусственным интеллектом.

Интересный факт!
Татьяну Черниговскую часто обвиняют в однозначных суждениях. Она не пытается разъяснять теории, с которыми не согласна, и доносит информацию с собственной позиции.

В программе у Познера

Работы профессора привлекли внимание не только коллег со всего мира, но и религиозных деятелей. Она была приглашена в резиденцию Далай-ламы, чтобы поделиться с ним своими последними находками. За пропаганду научных знаний в 2017 году Российская академия наук наградила Татьяну Владимировну золотой медалью в номинации «Наука о жизни».

Популярные тезисы в научных исследованиях Т.В. Черниговской

Наверное, самый популярный тезис, принадлежащий ученой, заключается в том, что сначала нужно узнать, как устроен мозг, а потом станет ясно, как устроен мир. Посвятив всю жизнь изучению самого сложного органа человеческого организма, она читает лекции, затрагивая важные аспекты воспитания детей. Многие тезисы «ушли в народ» и стали для родителей определенными подсказками. Среди них можно отметить следующие направления:

  • Не стоит начинать учить ребенка слишком рано. Многие мамы и папы, особенно в 90-х годах, следуя модным течениям, пытались учить 2-летних малышей грамоте. По мнению профессора, в этом возрасте мозг малыша не способен воспринимать такую сложную информацию. Существует понятие «возраст школьной зрелости», когда ребенка можно и нужно обучить чтению, письму, математическим началам. У каждого человека этот момент не обязательно наступает в 6-7 лет. Бывает, что и семиклассники с трудом разбираются в буквах и складывают из них предложения.
  • Обязательно нужно делать перерывы. В процессе обучения дети отвлекаются, что-то забывают, просятся поиграть, даже засыпают. Считается. Что это очень плохо. Нет, не плохо. Перерывы нужны, что мозг успел переработать полученную информацию и подготовился к восприятию новой.
  • Нельзя позволять мозгу лениться. Далеко не все люди на планете обладают исключительными способностями. Это не означает, что гениям не нужно учиться и нарабатывать новые навыки. В этом заключается смысл развития личности, талантов, способностей. Если человек от рождения наделен прекрасным мозгом, но не будет его тренировать, то мозг просто скиснет.

Интересно мнение Черниговской по поводу тестов IQ и ЕГЭ. Она считает, что данная система оценки знаний вредит развитию творческой личности. Если готовить людей для монотонной работы на конвейере, то это самый подходящий вариант. Если бы была возможность провести подобное тестирование с признанными гениями, например, Моцартом, Шекспиром, Пушкиным или Бродским, то они вряд ли прошли его с высокими показателями. Но сомневаться в их гениальности способен только сумасшедший.

На телеканале культура профессор дает правильные советы

Татьяна Владимировна считает, что изучение мозга станет самым приоритетным направлением в новом тысячелетии. Впервые она прочла лекцию на эту тематику в 2009 году на конференции TEDxPerm. Она затронула новые аспекты, которые сегодня разделяют многие ученые и люди, интересующиеся наукой. По ее мнению, мозг является призмой, через которую человек познает мир.

Он формирует собственные образы, которые создают его личную Вселенную. Никто не знает, насколько реален тот мир, в котором мы существуем. Поэтому каждый человек видит его по-своему. У каждого в голове своя реальность, свои образы, а объединяет всех, по мнению профессора, именно язык.

Интересный факт!
Черниговская доказывала свою теорию на примере человека с галлюцинациями, делая упор на то, что никто не сможет его переубедить в том, что его реальность является продуктом работы мозга. Откуда мы знаем, что наша реальность – это не галлюцинация?

«Если мы чего-то не знаем, то не значит, что этого нет», — заявляет профессор.

Личная жизнь, интересы

С момента появления доктора наук на телеэкранах личная жизнь Татьяны Черниговской стала предметом обсуждения в сети и прессе. Известно, что она была замужем еще в период преподавания после окончания университета. Преподавательская деятельность ей очень не понравилась.

Еще по теме:  Детский Ютуб как установить на телефон

Она сказала родителям, что уходит с кафедры и поступает учиться в институт эволюционной физиологии и биохимии имени Сеченова. Было трудно, гуманитарию пришлось изучать сенсорную физиологию, биофизику, биоакустику. Семья поддержала авантюрные устремления Татьяны, а она сумела сдать кандидатский минимум без профильного образования.

Под завесой тайны остались сведения, есть ли у Черниговской дети. Она всегда утверждала, что женщине важно быть хорошей женой, хозяйкой и матерью. Кстати, она хорошо готовит и любит экспериментировать с продуктами, придумывать новые рецепты популярных блюд. Считает себя гурманом. С близкими подругами встречается не так часто, как хотелось бы.

Из увлечений предпочитает поездки на природу, чтение книг, слушанье музыки.

Больше всего ей нравится бывать на природе

Частые вопросы о Татьяне Черниговской

Есть ли у Черниговской учебники?

Нет, и она уверена, что никогда их не напишет. В одном из интервью она пошутила, что утром может искренне верить своему новому открытию, а уже к вечеру полностью опровергнуть его. Она реально действующий ученый, беспокойный в познании, поэтому лучше всего посещать ее лекции, которые она регулярно читает для широкой публики.

Черниговская Т.В. – частый участник научных форумов и конференций

Что говорит Черниговская о пандемии?

В 2020 году она дала интервью «Фонтанке», в котором сказала, что мир ждут глобальные перемены. Многие не смогут их пережить, зато люди с гибким сознанием смогут полностью проявить свои способности.

Татьяна Черниговская – биография, личная жизнь, фото, новости, лекции, книги, дети, мозг, выступления, «Ютьюб» 2023

Биография

«Для того чтобы понять, как устроен мир, надо узнать, как устроен мозг», — в этом уверена Татьяна Владимировна Черниговская, всемирно знаменитый ученый и профессор кафедры языкознания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Детство и юность

Черниговская родилась в феврале 1947 года в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье, где оба родителя — ученые. Постоянный пример служения науке, который демонстрировали отец и мать, а также то, что Таня училась в единственной в СССР школе, где преподавание шло на английском языке, определило будущее дочери.

По окончании школы Татьяна поступила в университет имени А. А. Жданова (сегодня СПбГУ), выбрав факультет английской филологии. Здесь студентка обучалась на кафедре экспериментальной фонетики.

Черниговская утверждала, что не планировала и не прогнозировала собственное будущее. Часто поступала импульсивно, что называется — по зову души. Поэтому, получив гуманитарное образование, еще в молодости ушла в биологию.

Наука

В 1977 году Татьяна Владимировна защитила кандидатскую диссертацию, а в 1993 году — докторскую. Тема звучит так: «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты». Черниговская — дважды доктор наук — биологических и филологических. До конца 90-х трудилась в Институте эволюционной физиологии и биохимии. Имеется и звание профессора.

Предмет изучения чрезвычайно тонок и сложен, если коротко, то это — человеческий мозг.

В 2000 году по инициативе и настоянию Татьяны Владимировны на кафедре общего языкознания СПбГУ была открыта первая в стране специализация под названием «психолингвистика». По этой программе готовили первых российских магистров.

Профессиональная биография Черниговской включает тесное и плодотворное сотрудничество с рядом институтов Российской академии наук и с зарубежными вузами. Неоднократно Татьяну Владимировну приглашали в качестве лектора в крупнейшие университеты США и Европы.

Особой популярностью пользовалась лекция «Как научить мозг учиться?». С этим материалом Черниговская появлялась в эфире программы «Правила жизни», в лектории «Прямая речь» и участвовала в ряде научно-просветительских фестивалей.

Лекция Татьяны Черниговской «Как научить мозг учиться?»

Татьяна Владимировна — государственный стипендиат президента России и Фулбрайта (программа международных обменов). Помимо этого числится руководителем Петербургской школы психолингвистики. В январе 2010 года вышел указ президента, которым Черниговской присвоено звание «Заслуженный деятель науки РФ».

В апреле 2016 года телезрители получили возможность услышать любопытнейшие рассуждения Татьяны Владимировны в популярной программе Владимира Познера. Предмет разговора — устройство мозга. В беседе с телеведущим Черниговская затронула ряд волнительных вопросов: как функционирует человеческий разум, сможет ли это когда-нибудь досконально объяснить наука, как взаимодействуют мозг и личность, в чем состоит превосходство над компьютером.

В 2017 году нейролингвист получила очередное признание. РАН номинировала Татьяну Владимировну на золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний. В этом же году Черниговская стала лауреатом золотой медали в номинации «Наука о жизни».

2020-й вызвал много публикаций различных экспертов на тему последствий пандемии коронавирусной инфекции. Не стала исключением и профессор, которая в конце лета дала интервью «Фонтанке». Черниговская предрекла глобальные перемены, с которыми не каждый сможет справиться. Зато более гибкие люди, напротив, смогут лучше проявить природные способности.

За годы научной деятельности Татьяна Владимировна объездила с выступлениями полмира, однажды даже читала лекции далай-ламе. Не удивительно, что такой успешный специалист обращал на себя внимание и подвергался критике. Обычно Черниговскую ругают за однозначные выводы и заявления. Ученая не любит разъяснять другие теории, с которыми не согласна.

Личная жизнь

Татьяна Владимировна посвящала монографии воспитанию билингвов, реабилитации детей с речевыми расстройствами и развитию когнитивных навыков у мальчиков и девочек, но о собственных отпрысках Черниговской прессе ничего не известно. Журналисты не знают, есть ли у профессора муж и наследники.

Татьяна Черниговская в программе «Познер»

Нейролингвист любит отдыхать в лесу или на побережье океана. Здесь Татьяна Владимировна попадает в ту среду, где женщине комфортно. Черниговская с улыбкой признает себя в некоторой мере снобом и эстетом. Например, читает книги только в бумажном, а не электронном варианте. Педагогу нравится держать их в руках, ощущать под пальцами текстуру страниц и «вдыхать» неповторимый «книжный» аромат.

Личная жизнь Черниговской — это, ко всему вышеперечисленному, слушание классической музыки и посещение театра. Источником удовольствия профессор считает обычные человеческие радости, такие как вкусная еда и хорошее вино. А еще Татьяна Владимировна уверена, что родная эпоха ученой — ушедший XIX век.

Татьяна Черниговская сейчас

Черниговская читает курсы «Психолингвистика», «Нейролингвистика» и «Когнитивные процессы и мозг» для студентов и аспирантов филологического и медицинского факультетов СПбГУ и факультета свободных искусств и наук. Параллельно сейчас преподаватель числится членом нескольких редколлегий научных журналов и организаций, среди которых Президиум Высшей аттестационной комиссии.

В начале весны 2021 года «Российская газета» сообщила, что организация «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» опросила педагогов учреждений разного профиля и установила, что Татьяна Владимировна — самая влиятельная женщина в Росси в области образования. Черниговская поблагодарила поклонников на странице в «Инстаграме».

Ученая с удовольствием делится рабочими фото с конференций и других мероприятий, дает советы и делится мыслями о Боге и жизни с подписчиками в социальной сети. Видеолекции Татьяна Владимировна иногда выкладывает на «Ютьюбе», среди которых пользователи выделяют «Сознание и мозг».

Награды и достижения

  • 1977 — защитила кандидатскую диссертацию
  • 1993 — защитила докторскую диссертацию «Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты»
  • 2000 — по инициативе и настоянию Татьяны Черниговской на кафедре общего языкознания СПГУ была открыта первая в стране специализация под названием «Психолингвистика»
  • 2006 — избрана иностранным членом группы философии и филологии секции гуманитарных и социальных наук Норвежской академии наук
  • 2010 — указом Президента РФ Татьяне Владимировне Черниговской было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки РФ»
  • 2017 — лауреат Золотой медали РАН за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний в номинации «Науки о жизни»

Интересные факты

  • Черниговская вела циклы телепередач на «Культуре» и других каналах. Рейтинговыми оказались программы под названием «Звездное небо мышления» и «Покажем зеркало природе».
  • Нейролингвист зачастую критикует принятые методы оценки интеллекта.
Еще по теме:  Загрузка на Ютуб не удалось geforce experience

Источник: xn--27-6kc5aa4bkem1a.xn--p1ai

Влияние музыки на наш мозг. Татьяна Черниговская
занимательные факты

Предлагаю посмотреть отрывок из лекции известной советской и российской учёной в области нейронауки и психолингвистики , а также теории сознания . Доктора биологических наук, доктора филологических наук, члена-корреспондента РАО . Заслуженного деятеля высшего образования и Заслуженного деятеля науки РФ (2010) [1] . Профессора кафедры общего языкознания СПбГУ , заведующей лабораторией когнитивных исследований и кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ Татьяны Черниговской о том, как занятия музыкой развивают мозговую деятельность.

Развивайте своих детей в музыкальном направлении. Пусть они не станут великими музыкантами, но эти навыки, эта деятельность будет помогать им всю жизнь.

Искусство является важнейшим инструментом не только формирования личности, но и выстраивания самой нейронной сети.

Мозг человека, приобщённого к искусству, отличается от мозга «компьютерного человека» и способен к творчеству и прорывам не только в самом искусстве, но и в науке или социальной сфере – благодаря широте и богатству ассоциаций.

Человек способен понимать и использовать множество языков: вербальный, жестовый, математику, музыку, изображения, – и они не переводятся друг на друга.

Всё это – системы, обеспечивающие сложнейший семиотический мир, по важности для человека не уступающий миру физическому.

От содержания и структуры этого мира зависят индивидуальные и социальные пространства, их стабильность и развитие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы обучения детей слушанию музыки. Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу дошкольников.

Слушание музыки с раннего возраста до подготовительной группы.

Музыка способствует развитию мозга

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию.

Профессор Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано»

В этой статье речь идёт о том, что ребёнку необходимо наигратьтся, не нужно начинать его учить слишком рано. А также о том, что к обучению мальчиков и девочек нужно подходить по-разному.

Татьяна Черниговская: «Не начинайте учить ребенка слишком рано» .

Психолингвист, нейробиолог, профессор СПБГУ Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Как научить мозг учиться» рассказывает о том, почему мальчиков и девочек нужно учить по-разном.

Публикация Татьяны Черниговской (психолингвиста, нейробиолога, профессора СПБГУ):«ГЛАВНАЯ БЕДА СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА — В ТЩЕСЛАВНЫХ РОДИТЕЛЯХ»

Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях.

Консультация для родителей « Музыка — универсальный тренажёр мозга»

Консультация музыкального руководителя.

Консультация для родителей «Музыка — универсальный тренажёр мозга»

Консультация для родителей «Музыка — универсальный тренажёр мозгаhttps://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2023/01/25/vliyanie-muzyki-na-nash-mozg-tatyana-chernigovskaya» target=»_blank»]nsportal.ru[/mask_link]

Татьяна Черниговская — всемирно известный отечественный исследователь-психолингвист. Она является дважды доктором наук, а также одним из передовых ученых в области нового направления — когнитивистики. Исследователь убеждена: чтобы узнать, каким образом функционирует окружающий мир, человек для начала должен понять, как устроен его собственный мозг.

Большой популярностью пользуется ее лекция, которая как раз и посвящена данным вопросам. Нельзя сказать, что в ней Татьяна Владимировна дает прямые советы по поводу того, как же в действительности обучать свой мозг. Но исследователь уделяет время таким важным вопросам, как особенности современной цифровой эпохи, происхождение человека, особенности его сознания и прочим проблемам.

Профессор Татьяна Черниговская

Новая эпоха

Вам будет интересно: Как вести себя, если мужчина отдаляется: что делать, советы психолога

Лекция под названием «Как научить мозг учиться?» впервые была прочитана Татьяной Владимировной 30 мая 2015 года. В ней исследователь подчеркивает, что человек, хотя и не все это осознают, в последние годы вошел поистине в новую цивилизацию. Пока непонятно, чем же именно является этот мир, в котором нам сейчас приходится жить. Но однозначно можно сказать одно — он совершенно не таков, к которому привыкли наши родители и наши давние предки.

Вам будет интересно: Настрой на хороший день: способы

В своей лекции «Как научить мозг учиться?» Татьяна Черниговская подчеркивает, что в современном мире совершенно размыты географические границы. Мы можем общаться с человеком из соседней комнаты, а можем и разговаривать по скайпу с жителем другой страны.

Также нельзя сказать и наверняка, является ли наш виртуальный собеседник реальной личностью, или же за его спиной стоит еще группа людей. Современный человек живет в условиях, когда размываются не только географические границы, но и личностные. Он не понимает, кем является он сам, что представляют собой окружающие его люди. Огромная доступность информации влияет и на воспитание детей. Они вырастают совершенно другими, подчеркивает исследователь.

Много данных эквивалентно их отсутствию

Вам будет интересно: Книга «Режим гения. Распорядок дня великих людей»

Большое количество информации создает совершенно другие проблемы, отличные от тех, с которыми приходилось сталкиваться людям в прошлом. Татьяна Владимировна вспоминает, что в прошлом, когда ей приходилось писать научные диссертации, главной сложностью была доступность данных. Попросту говоря, негде было брать информацию. Сейчас же трудность состоит в том, как от нее избавиться.

Ведь каждый день в различных научных областях выходят десятки различных статей. И прочитать их все физически невозможно. Получается парадоксальная ситуация — данные есть, однако это все равно что их и нет.

Проблема с образовательным процессом

Неясно и то, каким образом нужно организовывать в данном случае обучение. Ведь когда информации много, то еще сложнее отобрать, что является важным, а что — второстепенным. Либо в таком случае необходимо держать детей в школе до 20 лет, чтобы они успели освоить хотя бы часть добытого знания. Однако и это сделать невозможно. Но по какому принципу тогда отбирать информацию?

Пока что на данный вопрос в своей лекции «Как научить мозг учиться?» Татьяна Черниговская, да и другие ученые, ответа не дают.

Дублирование информации

Откуда у людей берется склонность к отображению реального мира? Доктор наук подчеркивает:

«Люди — это такие существа, которые очень любят иметь дело с виртуальной действительностью, они имеют дело со знаками».

Иными словами, люди обожают воспроизводить окружающий мир в собственном видении. Татьяна Владимировна приводит простой пример со стаканом воды. Имеется этот стакан, и в нем налита жидкость.

стакан чистой воды

Но с какой целью его нужно рисовать? Откуда у человека вообще взялась данная идея? А ведь именно на этом и построено все искусство. Даже само название «стакан» — это слово, которое дублирует настоящий стакан.

Доводы, основанные на влиянии литературы на повседневную жизнь

Еще один пример, который в данном отношении приводит Татьяна Черниговская в лекции — это так называемые тургеневские барышни. Их, по сути, не существовало до того момента, пока сам Иван Сергеевич не создал подобный образ. Девушки попросту не знали, что нужно быть нежной и падать в обморок при любом подвернувшемся случае, пока Тургенев не описал подобных персонажей в своих произведениях. Можно рассмотреть и другой пример: Не было и так называемых «лишних людей», подчеркивает Татьяна Черниговская в лекции.

Вам будет интересно: Как достичь гармонии с самим собой и окружающим миром: советы психолога

«Лишние люди», оказывается, есть: бездельники — извините за цинизм, я сознательно цинична — встали с диванов, отбросили кальяны и говорят: «Мы же поколение лишних людей»

До того как данный образ был создан литераторами, его никто особенно не стремился воспроизводить.

Денисовский человек

В своей лекции Татьяна Владимировна уделяет внимание и происхождению нашего рода, а именно особенностям развития мозга. Не так давно на Алтае археологами был обнаружен еще один вид древних людей — так называемый денисовский человек. Сама профессор также была в этих пещерах, когда были найдены эти останки. Сначала археологи нашли фалангу от мизинца девочки возрастом 13 лет.

Еще по теме:  Кто такая princess Youtube

Данную фалангу отправили к генетикам, которые провели необходимые исследования. Ученые сначала думали, что эта девочка должна принадлежать к роду неандертальцев. Однако геном фаланги оказался совершенно иным. Другими словами, ученые открыли совершенно новый вид людей.

Особенности мозга неандертальцев

Однако, подчеркивает Татьяна Владимировна в лекции «Как научить мозг учиться», есть у этих двух типов людей и общее. А именно крайне подозрительный ген FOXP2, который указывает на то, что оба этих рода обладали способностью к говорению. Доказать, конечно же, это невозможно, ведь прямых свидетельств данному факту нет. Однако само наличие данного гена вызывает немало подозрений. Ведь оно говорит о том, что история человечества могла быть совершенно иной, отличной от той, что до этого мы себе представляли.

Эволюционное развитие мозга — его причины неизвестны

Мозг неандертальцев эволюционировал в лучшую сторону. Однако каким образом это происходило? Пока у ученых ответа нет. Развивалась кора головного мозга, причем не просто все участки, а именно ее передние зоны. Именно они определяют уровень умственных способностей человека.

Почему бы данным областям не развиваться с одинаковой скоростью? По каким причинам начали развиваться именно те зоны, из которых в итоге получились такие высокоразвитые существа, которые создают современные технологии? На эти вопросы ответов пока нет.

Стратегии обучения для мозга

Особенности обучения у каждого свои

Также Татьяна Владимировна рассказывает и о том, что невозможно оценивать уровень интеллекта каждого отдельно взятого человека по неким общим критериям. Профессор подчеркивает:

«Вот если бы ЕГЭ, не дай бог, предложили сдать Пушкину с Лермонтовым, то они бы их точно провалили. Не потому, что они не дожили до Нильса Бора, а потому, что они его в любом случае бы провалили, что не отменяет их гениальности»

Сама Татьяна Владимировна говорит о том, что не очень хорошо умеет считать и решать математические задачки. Что, конечно же, не отменяет того факта, что у нее — высокий уровень интеллекта. С другой стороны, зачем уметь считать человеку, который в принципе в этом не нуждается? Не нужно в обычной жизни и помнить таблицу логарифмов. Существуют, к примеру, люди с патологической памятью.

Если их спросить о том, какой день недели был, скажем, 7 ноября 1654 года, они легко ответят — среда. Если проверить — это и правда среда. Но для чего среднестатистическому человеку это знать?

Как правильно обучаться

Мозг обучается всегда — вот еще один аспект, о котором говорит профессор. Кстати, этот орган ученый считает наиболее загадочным, так как он в прямом смысле управляет поведением человека:

Мозг — это загадочная мощная вещь, которую по недоразумению мы почему-то называем «мой мозг». Для этого у нас нет абсолютно никаких оснований: кто чей — это отдельный вопрос.

Даже если мы и не учимся, не читаем книг и не исследуем определенную область познания — все равно наш мозг продолжает впитывать информацию. Пока мы гуляем или готовим, он продолжает обучаться. Но с другой страны, то образование, которое дается в школах, отличается своей полезностью от подобного рода знаний. Ведь последние полезны на практике.

А что с того, если человек знает, в какой день произошло бракосочетание Наполеона с Жозефиной? Не особенно это и важная информация. Ведь сейчас можно все отыскать в Гугле.

Стратегия обучения

И все-таки кое-что о том, как тренировать мозг, Черниговская упоминает. Одними из важнейших факторов успешного обучения являются перерывы, отвлечения, а также обычный сон. Когда учителя говорят ученику, что он слишком много отвлекается, и поэтому ничего не способен выучить — тем самым они совершают большую ошибку. Татьяна Владимировна говорит:

Вам будет интересно: Интерес, проявленный из вежливости, или Как не стать жертвой манипуляторов

Самое лучшее, что мы можем для себя сделать,- это быстро что-то выучить и спать лечь.

Ведь перевод усвоенной информации происходит именно во сне. И это — доказанная учеными вещь. Именно во время ночного отдыха полученные знания переводятся из отдела мозга, называющегося гиппокампом, в зоны передней коры, откуда человек может уже легко изъять информацию. Каждый помнит ситуацию, когда готовился накануне к экзамену, однако ничего не помнил во время испытаний.

Ведь если начать готовиться слишком поздно и пачками поглощать информацию, она не успеет должным образом «разместиться» в мозгу. Если же учить материал заблаговременно, то и перерывов на отдых будет больше. А значит, все необходимые знания будут должным образом усвоены.

Условия обучения также важны

Черниговская говорит и о том, что хороший мозг постоянно учится. Также она подчеркивает:

Люди должны работать головой, это спасает мозг. Чем больше он включен, тем дольше сохранен.

Однако при этом важны и условия восприятия информации. Одному человеку важна визуальная составляющая, другому необходимо самому писать или рисовать. Третьему важно время занятий. Сама Татьяна Владимировна считает себя «совой», подчеркивая, что период наиболее продуктивной работы у нее начинается после 10 вечера. Есть, конечно же, люди, которые в пять утра могут подняться и работать на полную мощность до восьми.

Да мне лучше сразу утопиться в речке, я просто не могу этого делать и не смогу никогда — бесполезно

Так говорит профессор. И своим студентам она также рекомендует познакомиться с самим собой и со своими личными склонностями. Нужно понять, что лучше для себя — активное обучение или пассивное? Чтение на улице или прослушивание лекций в помещении? Обязательно необходимо и решить, в чем заключаются цели обучения.

Может быть, человек хочет просто иметь семью и заниматься домашним хозяйством, тогда образование совершенно и не требуется.

Отличия мужского и женского мозга

Продолжим рассмотрение краткого содержания «Как научить мозг учиться» обозрением идей Татьяны Владимировны по поводу гендерных различий. Профессор сразу подчеркивает, что негативно относится к данного рода научным изысканиям. Кроме того, она является сторонницей традиционного домостроя и так же отрицательно смотрит на феминизм. В этом свете профессор высказывает факт: мозг мужчин и женщин является разным. И при этом, по словам Татьяны Владимировны, женский мозг адаптирован к жизни лучше.

Различия мужского и женского мозга

Другими словами, перед представительницами слабого пола стоит серьезная задача — не поругаться с соседями, вовремя понять, кто является врагом, а кто — другом. У нее должны хорошо работать так называемые зеркальные нейроны (это такие нервные клетки, благодаря которым мы можем понимать, что думает и чувствует другой человек). Женщинам приходится постоянно находиться в меняющейся обстановке, обозревать вокруг опасный и угрожающий мир, тренировать мозг.

Представителей разных полов нужно и учить по-разному, убеждена профессор. Важны при этом и внешние условия. К примеру, мальчики должны находится в более прохладном помещении, чем девочки. Причина в том, что юноши быстрее засыпают и расслабляются в тепле, поэтому начинают хуже воспринимать информацию. Также сильный пол нуждается в постоянной подпитке похвалой.

Девочкам же важнее личное отношение, комплименты.

Татьяна Черниговская и ее лекции

Татьяна Черниговская, «Как научить мозг учиться»: отзывы слушателей

Что касается мнения аудитории, то здесь большая часть посетителей и прослушавших лекцию отзывается о ней положительно. Многим нравится манера подачи материала, наличие разнообразных примеров, разносторонность информации. Татьяна Владимировна описывает такие вещи, которые будут полезны специалистам из разных областей и просто интересующимся.

Есть и те, кому лекция не очень понравилась — в первую очередь из-за ее гуманитарной направленности. Однако таких слушателей немного. Большей частью лекция Черниговской интересна слушателям самых разных возрастных и профессиональных категорий.

Источник: rooa.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...