Цель работы: изучить назначение, классификацию, структуру и макеты основных сообщений, применяемых в АСОУП.
Сообщения, их виды и назначение. Понятие структуры сообщения. Служебный и информационные блоки.
Информация поступает в АСОУП в виде сообщений.
Сообщения подразделяются на:
— информационные, с помощью которых информация о различного рода объектах управления (состав поезда, поезд, локомотив и др.) и эксплуатационных событиях с ними (прибытие, отправление, смена локомотива, грузовые операции и др.) заносится в базу данных;
— корректирующие, для внесения изменений в базу данных;
— сообщения запросы, которые посылаются пользователями АСОУП для получения из системы различных справок, отчетов и др.
Каждое сообщение, поступающее в ЭВМ, имеет свою структуру, называемую макетом. Макету присваивается номер, по которому ЭВМ их распознает, например в какой массив базы данных следует поместить поступающую информацию, а также определяет программу ее первичной обработки (форматный и логический контроль).
Заполнение натурного листа
Сообщения имеют служебный (один) и информационный блоки (может быть несколько информационных блоков). В служебном блоке передается, как правило, информация, относящаяся ко всему объекту, по которому передается сообщение, а в информационном блоке к отдельным составляющим объекта. Отдельные позиции блока называются словами (полями).
Каждое слово имеет фиксированное число знаков, а также определенный диапазон их значений. Ошибки в структуре и содержании сообщения выявляются ЭВМ и приводят к непринятию сообщения и требованию повторного ввода.
Формирование сообщения 02
Сообщение 02 (С.02) – телеграмма –натурный лист поезда (ТГНЛ).
ТГНЛ является основным информационным сообщением в АСОУП. Структура и правила заполнения ТГНЛ изложены в «Инструкции по составлению натурного листа поезда формы ДУ-1», утвержденной 19.03.92 г. (ЦЧУ-4895) и в «Требованиях к содержанию контроля ТГНЛ, передаваемых в ЭВМ», утвержденных МПС РФ 11.05.95 г.
Сообщение 02 состоит из служебной фразы, содержащей сведения о поезде в целом, и информационных фраз, содержащих сведении я о каждом вагоне. Фразы отделяются друг от друга возвратом каретки и переводом строки.
Для сокращения объема передаваемой информации и удобства восприятия натурного листа разрешается у группы вагонов, имеющих одинаковые сведения в графах «Станция назначения», «Наименование груза», «Получатель» указывать полные данные только у первого вагона, у последующих вагонов в этом случае информация заканчивается «роликами» (вагон порожний) или весом груза (вагон груженый).
Если у вагона есть ненулевые сведения за первой особой отметкой, (Маршрут, нерабочий парк), то надо указывать полные данные, например:
01 22963870 1 035 17436 17200 2388 0 0 0 2
02 21331780 1 020 17436 17200 2388 0 0 0 2
03 26723494 0 030 17436 17200 2388 0 0 0 2
Служебная фраза состоит из 17 показателей и имеет следующую структуру:
Оператор по обработке поездной информации
ü позиция 1 – код сообщения – 02;
ü позиция 2 – код станции передачи информации – кодируется 4 знаками по Единой сетевой разметке (ЕСР);
ü позиция 3 – номер поезда (4 знака); при вводе ТГНЛ в ЭВМ до отправления поезда разрешается указывать фиктивный номер – 2222;
ü позиция 4 — код станции формирования поезда, кодируется 4 знаками по ЕСР;
ü позиция 5 – порядковый номер состава, кодируется 2 знаками от 01 до 99;
ü позиция 6 – код станции назначения поезда, кодируется 4 знаками по ЕСР; для поездов из порожних вагонов проставляется условный код станции назначения (0020, 0040, 0060 и т.п.);
Примечание: совокупность позиций 4, 5, 6 образует индекс поезда, который не должен меняться на всем пути следования поезда до станции расформирования. Не допускается повторение индексов поездов, находящихся в пределах дороги. Если со станции, не являющейся станцией формирования поезда, поступает ТГНЛ с индексом, уже имеющимся по другому поезду, то ЭВМ присваивает третий знак порядковому номеру этого состава (слева относительно двух основных) и информирует об этом абонента. При запросе документов на такой поезд в индексе надо указывать трехзначный порядковый номер состава, в натурном листе, следующим с документами, надо добавить третий знак в порядковом номере состава. Если ТГНЛ передает станция формирования, то ЭВМ не присваивает свой индекс, а требует корректировки индекса самой станцией с повторной передачей сообщения 02.
ü позиция 7 – признак списывания состава: 1 – с головы, 2 – с хвоста;
ü позиции 8, 9 – дата отправления поезда; в позиции 8 двумя знаками проставляется число и через пробел в позиции 9 двумя знаками месяц окончания формирования поезда;
ü позиции 10, 11 — время окончания формирования состава (или отправления); в позиции 10 двумя знаками проставляются часы и через пробел в позиции 11 двумя знаками – минуты окончания формирования состава на станции формирования;
ü позиция 12 – условная длина поезда, указывается трехзначным числом при длине меньше 100 впереди добавляются нули до трех знаков;
ü позиция 13 – вес брутто поезда, указывается 4-х или 5-значным числом при весе меньше 1000 т впереди добавляются нули до четырех знаков;
ü позиция 14 – код прикрытия поезда- одним знаком проставляется код прикрытия наиболее опасного груза в составе поезда, приоритетность возрастания кодов прикрытия следующая: 9, 3, 5, 6, 4, 8, 1, 2. В случае отсутствия прикрытия у поезда в этой позиции ставится нуль;
ü позиция 15 – индекс негабаритности, указывается 4-х значный индекс, включающий коды наибольших степеней боковой, верхней негабаритности грузов и код вертикальной сверхнегабаритности;
ü позиция 16 – отметка о живности, при наличии в составе поезда вагонов с живностью указывается код 1, в противном случае ставится нуль;
ü позиция 17 – отметка о маршруте (0 – поезд не является маршрутом; 1 – маршрут прямой; 2 – маршрут в распыление; 3 – маршрут с переломом веса; 4 – маршрут кольцевой).
Примечание: условная длина, вес брутто, особые отметки в служебной фразе ТГНЛ (кроме отметки о маршруте) ЭВМ вычисляет на основе особых отметок у вагонов. Поэтому у всех поездов, кроме маршрутов, разрешается передавать только 11 показателей.
(:0002 2300 3047 2300 27 0600 2 07 01 15 45 082 4161 0 0000 0 0
ü позиция 1 – номер вагона по порядку;
ü позиция 2 – инвентарный номер вагона (8 знаков);
ü позиция 3 – код собственника (код страны; Россия – 20);
ü позиция 4 – масса груза в тоннах (3 знака);
ü позиция 5 – код ЕСР станции назначения (5 знаков);
ü позиция 6 – код ЕТСНГ груза (5 знаков);
ü позиция 7 – код получателя (4 знака);
ü позиция 8 – маршрут, нерабочий парк (0 – не маршрут; 1 – груз на своих осях; 3-6 – группа вагонов, следующих по одной накладной; 7,8 – сцеп; 9 – нерабочий парк);
ü позиция 9 – код прикрытия (0 – прикрытия нет; 1 – вагон с людьми; 2 – вагон с проводником; 3 – взрывчатые вещества; 4 – ядовитые вещества; 5 – сжиженный газ; 6 – легковоспламеняющиеся грузы);
ü позиция 10 – 1 – вагон с живностью; 3 – негабаритность; 5 – длиннобазный; 7 – не подлежит роспуску с горки;
ü позиция 11 – количество пломб;
ü позиция 12 – количество контейнеров (в числителе груженых, в знаменателе порожних);
ü позиция 13 – код ЕСР выходной пограничной станции (5 знаков);
ü позиция 14 – тара вагона (3 знака);
ü позиция 15 – примечание (до 6 знаков).
Источник: cyberpedia.su
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Натурный лист поезда-понумерной список вагонов грузового поезда, содержащий следующие данные: номера и род вагонов, количество осей, отметки о тормозах и автосцепке, тара вагонов, вес груза, сведения о пломбах, станция и дорога назначения каждого вагона. В нем указывается состав, вес и длина поезда. [1]
Натурный лист поезда-это перечень вагонов, включенных в его состав, и их данные: род, вес, назначение и др. Номера вагонов записывают в натурном листе в последовательности расположения их в составе. На основании натурных листов ведут учет наличия вагонов на станции, отделении и дороге, перехода вагонов и контейнеров между отделениями и дорогами, определяют вес и длину поездов, вагонооборот станции. Данные натурного листа — вес и длину поезда-заносят в маршрут машиниста, а полностью по специальному телеграфу передают в дорожные вычислительные центры и информационные центры станции. Содержание натурных листов используют для планирования отправления поездов и очередности роспуска составов на горках и составления сортировочных листков, а также информации станций и грузополучателей о подходе поездов и грузов. Чтобы данные натурных листов можно было обрабатывать на ЭВМ, сведения о поездах, вагонах, грузах и грузополучателях в них указывают цифровым кодом. [2]
Натурные листы составляют на все грузовые и пассажирские поезда, а также на группы вагонов, прицепляемые к одиночно следующим локомотивам или к транзитным поездам, при сдаче в аренду или возвращении из аренды по договорам с предприятиями других министерств и ведомств. Натурный лист сопровождает поезд до пункта назначения или расформирования. Количество его экземпляров, составляемых на станциях формирования, устанавливает руководство дороги в зависимости от конкретных условий, но как правило, их бывает не менее трех. Первый экземпляр вкладывают в пакет с грузовыми документами, второй вручают машинисту поездного локомотива, третий остается на станции и используется для учета и передачи информации. Если станция формирования поезда не передает информации, натурные листы составляют не менее чем в четырех экземплярах, и машинисту поездного локомотива вручают два, один из которых предназначен для станции передачи информации в пути следования. Для сборных, передаточных и вывозных поездов натурные листы составляют, как правило, в двух экземплярах; один следует с поездом, а второй остается в делах станции. [3]
Натурные листы на отправленные и прибывшие поезда после использования подшивают подобранными по часам прибытия или отправления за каждые отчетные сутки по каждому направлению отдельно и хранят подобранными по числам в течение 12 месяцев. [4]
Натурный лист точно фиксирует моменты прибытия, подачи, окончания грузовых операций и отправления, что позволяет в совокупности с планом-графиком исполненного движения детально проследить затраты времени на производство операций и непроизводительные задержки вагонов общесетевого парка. [5]
Однако старый натурный лист следует вместе с пересоставленным до станции назначения поезда. [6]
Составление поездного натурного листа и подборка документов на сформированный состав должны быть закончены к моменту окончания формирования состава. [7]
По предварительному натурному листу в технической конторе подбирают документы, подсчитывают вес и длину накапливающихся вагонов каждого назначения, а также составляют окончательный натурный лист, когда накопление состава завершено. [9]
В натурном листе отмечают путь следования поезда от пункта его формирования до пункта расформирования. Натурный лист во время нахождения поезда в пути находится у главного кондуктора. [10]
В натурном листе особые данные о вагонах и грузах, которые требуется учитывать при формировании поездов и маневровой работе, кодируются. [11]
Телеграмма — натурный лист состоит из двух частей: сведения о поезде — служебная фраза и сведения о вагонах — фраза сообщение. В служебной фразе телеграммы — натурного листа указываются номер макета, шифр станции передачи по единой сетевой разметке, номер поезда, шифр станции формирования, порядковый номер состава в течение суток, шифр станции назначения поезда, признак списывания, число, месяц, часы и минуты отправления, длина состава, масса брутто поезда, а также прикрытие негабаритных грузов и наличие в составе вагонов с живностью. Эти сведения передаются как служебная фраза. Далее передаются сведения о вагонах и грузе: порядковый номер вагона в составе, семизначный инвентарный номер вагона, сведения о назначениях, масса груза в тоннах, шифр станции назначения вагона. [12]
НЛП — натурный лист прибывающего на завод поезда; НЛО — то же, отправляемого поезда; НП — накладные на прибывающие грузы; НО — то же, на отправляемые грузы; ТНЛ — телеграмма — натурный лист; К. [14]
Соответствие данных натурного листа и фактического наличия и расположения вагонов в составе проверяет списчик парка формирования с натуры в процессе окончания формирования состава. В это время в технической конторе подбирают документы, которые вместе с натурным листом пересылаются в парк отправления. [15]
Источник: www.ngpedia.ru
Инструкция по составлению натурного листа поезда
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 134.26 Kb.
Документ получен с сайта Е-Досье
ИНСТРУКЦИЯ
- Общие положения
Утверждена на тридцать четвертом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
12 февраля 2003 года
- Натурный лист грузового поезда формы ДУ-1 , далее — натурный лист (Приложение 1) — основной технологический документ, используемый для организации процесса обработки вагонопотоков на станциях железных дорог. Он является первоисточником для учета наличия вагонов на железнодорожных станциях (далее — станциях), перехода поездов, вагонов и контейнеров с одной железной дороги (далее — дороги) или отделения железной дороги на другие, создания вагонной модели, а также заполнения соответствующих разделов маршрута машиниста о массе, составе и условной длине поезда. Натурный лист предназначен также для передачи информации о прибытии и отправлении поездов, о подходе поездов и грузов с целью оперативного планирования поездной и грузовой работы на станциях и участках, для розыска вагонов.
Индекс форм документов, упомянутых в настоящей Инструкции, на железнодорожных администрациях может иметь другое обозначение в соответствии с внутренними правилами.
Натурный лист пассажирского поезда приведен в Приложении 2 к настоящей Инструкции.
- Натурный лист является машинно-ориентированным документом, подготавливаемым в автоматизированном режиме на основании данных, передаваемых в ЭВМ в виде сообщения 02 — телеграммы-натурного листа грузового поезда (ТГНЛ). На станции ТГНЛ подготавливается в технологическом центре по обработке поездной информации и перевозочных документов и передается в ЭВМ того вычислительного центра (далее ВЦ), к которому прикреплена станция в соответствии с технологией передачи информации, принятой на дороге. Подготовка натурных листов ручным способом допускается в случаях, установленных внутренними правилами железнодорожной администрации.
- Структурно натурный лист состоит из трех разделов — сведений о поезде в целом, сведений о вагонах, итоговых данных. Телеграмма-натурный лист состоит из сведений о поезде в целом и сведений о вагонах. Структура ТГНЛ и особенности ее подготовки приведены вПриложении 3.
- Для возможности обработки данных, предусмотренных формой ДУ-1, на электронно-вычислительных машинах данные в натурных листах и телеграммах-натурных листах приводятся в виде цифрового или алфавитно-цифрового кода. Количество знаков в каждой графе фиксировано и должно быть равно числу нулей, указанных в заголовках граф натурного листа или ТГНЛ поезда.
- Натурный лист, составленный на станции формирования, должен следовать с поездом до станции его назначения или расформирования.
- Натурный лист составляется:
- На станциях формирования — на каждый поезд независимо от его категории, а также на группы вагонов, прицепляемых к транзитным, сборным, пассажирским поездам и одиночно следующим локомотивам.
- На станциях соединения двух и более грузовых поездов для пропуска их по одному или нескольким диспетчерским участкам составляется натурный лист в сокращенном виде с указанием данных о поезде в целом (номера соединенного поезда, его индекса-кода станции соединения состава, порядкового номера состава и кода станции разъединения состава, а также особых отметок, даты и времени отправления поезда, условной длины и массы поезда брутто) и данных итогового раздела. При этом в сведениях о поезде в целом и в итоговом разделе указываются общая масса и условная длина соединенного поезда. Информация о соединении поездов вводится в ЭВМ. Натурный лист на соединенный поезд может быть получен из ЭВМ.
- На станции формирования поезда его натурный лист должен быть подготовлен не менее чем в трех экземплярах.
Первый экземпляр вкладывается в пакет с перевозочными документами и следует до станции назначения (расформирования), второй — вручается машинисту поездного локомотива, третий — остается в делах станции и используется для учета и обработки информации.
В тех случаях, когда станция формирования поезда или составления натурного листа не является станцией передачи информации, натурные листы составляются вручную не менее, чем в четырех экземплярах. При этом первый экземпляр вкладывается в пакет с перевозочными документами, два экземпляра вручаются машинисту поездного локомотива (один следует до станции назначения или расформирования поезда, а другой сдается по пути следования в технологический центр по обработке поездной информации и перевозочных документов станции передачи информации), четвертый экземпляр остается на станции.
- Натурный лист на сформированный и готовый к отправлению поезд подписывает ответственное должностное лицо — дежурный по станции, по парку отправления или оператор технологического центра по обработке поездной информации и перевозочных документов. Подпись и фамилия ответственного лица должны быть разборчивы и заверены штемпелем станции составления натурного листа.
- Сведения о всех изменениях в составе поезда как в пути следования, так и перед отправлением поезда со станции формирования должны быть отражены в натурном листе. В ЭВМ эти данные передаются по установленной на дороге технологической схеме обработки информации о поездах.
- Отцепленные от поезда вагоны вычеркиваются из натурного листа, о чем в ЭВМ передается соответствующее сообщение, и против зачеркнутых номеров ставится штемпель станции отцепки вагонов. В случае прицепки вагонов перед отправлением поезда со станции формирования в натурный лист записываются номера этих вагонов и другие данные о них, предусмотренные разделом 3 настоящей Инструкции, запись заверяется штемпелем станции, а в ЭВМ передается соответствующее сообщение. В обоих случаях, при необходимости, изменяются порядковые номера расположения вагонов, производится получение из ЭВМ новых итоговых данных о количестве вагонов и контейнеров, массе и длине поезда. Новые данные заверяются подписью ответственного должностного лица и штемпелем станции.
- На прицепляемую к поезду группу вагонов на станции прицепки заблаговременно составляется дополнительный натурный лист с заполнением сведений о каждом вагоне и первой части итогового раздела. Порядок использования и количество экземпляров этих натурных листов аналогичны изложенному в п. 1.3 настоящей Инструкции. После прицепки группы вагонов к поезду в ЭВМ передается соответствующее сообщение. Сведения о поезде в целом (с учетом прицепной группы) указываются в заглавной части дополнительного натурного листа. При этом данные о номере и индексе поезда записываются из основного натурного листа, а все остальные сведения — с учетом изменений. После этого оба натурных листа скрепляются и в верхней части лицевой стороны основного натурного листа делается отметка «Прицепка в голову (хвост) вагонов до станции» (указывается количество вагонов и станция их отцепки или назначения). Эта запись заверяется штемпелем станции и подписью ответственного должностного лица.
- При обнаружении расхождений данных натурных листов с фактическим составом поезда, выявленных в результате натурного списывания вагонов, в ЭВМ передается соответствующее сообщение, а в натурный лист вносятся необходимые исправления, включая исправления итогового раздела.
- Для ступенчатых маршрутов из вагонов погрузки разных грузоотправителей на одной или нескольких станциях натурные листы составляются для каждой части ступенчатого маршрута. На станции объединения такого маршрута составляется натурный лист на весь маршрут, а прибывшие натурные листы на группы вагонов остаются на этой станции. Каждому отправительскому, ступенчатому или кольцевому маршруту на станции формирования или объединения присваивается номер, сохраняемый за маршрутом на всем пути его следования. Номер маршрута состоит из 6 знаков, из которых первые 4 представляют собой код единой сетевой разметки (далее — ЕСР) станции формирования или объединения маршрута (без контрольного знака), 5 — 6-й знаки — порядковый номер организованного данной станцией маршрута, присваиваемый в нарастающем порядке от 01 до 99 с последующим их повторением. Номер общесетевого кольцевого маршрута составляют: первые 2 знака — код железной дороги приписки кольцевого маршрута, 3 — 5-й знаки включительно — порядковый
номер маршрута и последний 6-й знак — контрольный. Вид маршрута в виде соответствующих кодов указывается в сведениях о поезде в целом.
Номер маршрута проставляется в графе «Примечание» против первого вагона маршрута. При наличии у первого вагона маршрута в графе «Примечание» других данных номер маршрута проставляется в этой графе у последующего вагона.
На станциях изменения массы или длины маршрута признак маршрута и индекс поезда сохраняется, в том числе и при пересоставлении натурного листа.
- В случаях, когда натурный лист в результате значительных изменений состава поезда или по каким-либо другим причинам пришел в непригодное состояние, актуальный экземпляр его можно получить из ЭВМ или пересоставить вручную в соответствии с п. 1.3 настоящей Инструкции с проставлением штемпеля станции пересоставления натурного листа. Старый натурный лист вместе с пересоставленным должен следовать до станции назначения поезда.
- Порядок заполнения сведений о поезде в целом
- В графе «Натурный лист грузового поезда N» указывается четырехзначный номер, который планируется присвоить поезду при отправлении его со станции в соответствии с графиком движения поездов.
- В графе «Станция формирования» указываются наименование и первые 4 знака кода ЕСР станции формирования поезда. В телеграмме-натурном листе проставляется только четырехзначный код ЕСР станции формирования.
- В графе «N состава» указывается порядковый номер состава, присвоенный поезду на станции формирования. Порядковая нумерация составов ведется на станции формирования отдельно по каждому направлению или назначению, в зависимости от принятой на данной станции технологии ведения индексации поездов. Каждому вновь сформированному по данному назначению или направлению поезду последовательно присваивается очередной номер состава от 01 до 99. После присвоения очередному составу номера 99 следующим составам присваиваются номера 01, 02, 03 и т.д. При обработке натурного листа на ЭВМ допускается присвоение составам трехзначных порядковых номеров.
- В графе «Станция назначения» указываются наименование и первые 4 знака кода единой сетевой разметки (ЕСР) станции назначения поезда. В телеграмме-натурном листе проставляется только четырехзначный код ЕСР станции назначения.
Источник: topuch.com