Задача урока: выявить роль замысла автора в создании героя, выделять значимые эпизоды из текста, воспитывать чувства доброты, чуткости, отзывчивости, внимания к своим родителям, бабушкам и дедушкам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Одиночество – вот проклятая вещь…»
Цель урока : определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
Урок нравственности, человечности позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Мысли, впечатления, чувства учащиеся могут отразить в кластере.
Тип урока : комбинированный
Форма проведения: урок — размышление
Технологии: ИКТ (презентация).
Методы: беседа, работа с текстом, выразительное чтение, составление кластера.
Оборудование: портрет писателя, мультимедийный проектор, экран.
Тема урока: Одиночество – вот проклятая вещь…
По рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Телеграмма (1957) — Письмо матери
Нет! Человеку никак нельзя жить без родных,
как нельзя жить без сердца.
Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
— выявить роль замысла автора в создании характеров героев, их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
— воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
— Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь, почтальон: «Вам телеграммы»). Кому телеграммы? Вам, ребята! (раздать телеграммы учащимся) ( Приложение 1).
— Прочитайте, пожалуйста. (чтение вслух текста телеграммы: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» ) От кого телеграмма?
— Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского. (Слайд № 3).
— Какой смысл вложен писателем в эти слова? (Ответы учащихся)
Вывод учителя : Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом.
III. Опрос по домашнему заданию. Цель: проверить усвоение содержания рассказа, умение кратко пересказывать художественный текст, определять тему художественного произведения.
1. Краткий пересказ произведения. (Индивидуальное задание)
2. Размышления над прочитанным рассказом.
— Я думаю, что рассказ не оставил вас равнодушными. Поделитесь мыслями, впечатлениями. (Ответы учащихся).
— Попробуйте определить тему произведения. О чём рассказ? (о матери и дочери, их взаимоотношениях)
Вывод учителя : Писатель говорит о взаимоотношениях близких людей, матери и дочери. Всегда ли дети, особенно повзрослевшие, спешат на помощь к своим родителям, живущим далеко, всегда ли пишут им письма, звонят, умеют ли проявить заботу о них, всегда ли добры к ним, отзывчивы, ласковы?
Телеграмма (1957) — Не надо, Тиша…
IV. Анализ рассказа. Осмысление. Цель: способствовать формированию умения анализировать текст, ИВС; давать оценку поступкам героев; формулировать свою точку зрения, делать выводы.
Слово учителя: – Слова К.Г. Паустовского «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца» мы возьмем в качестве эпиграфа к нашему уроку. Они помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел. А тему урока обозначим так: «Одиночество – вот проклятая вещь! Вот что может погубить человека». ( Александр Грин ) . (Слайд № 4)
2) «Главный герой». ( Монологический рассказ. Чтение эпизодов).
— Кто является главным героем рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»? (Катерина Петровна). (Слайд № 5).
– Расскажите, что вы узнали о ней. ( Катерина Петровна доживала свой век в старом доме, построенном её отцом – известным художником, «мемориальном», по словам самой хозяйки. Она сетовала на то, что не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни. Когда-то она жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна очень страдала, что её «единственный родной человек» дочь Настя, живущая в Ленинграде, не приезжала к ней, не писала писем).
— Параллельно Паустовский изображает ещё один «живой образ». Что это? (Природа). Обратимся к пейзажным зарисовкам. (Чтение эпизодов) (« Спутанная трава в саду полегла…» «Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи» «Из них назойливо сыпался дождь ».) (Слайд № 6)
— Мы видим картину поздней осени. Природа увядает, мертвеет, замирает. Какие средства языка использует автор для её изображения? (эпитеты, олицетворения)
— А теперь вернёмся в дом героини. Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: « пыльный дореволюционный журнал»Вестник Европы», « пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», « потускневшие от времени картины».
— Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Пейзаж и интерьер схожи. Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности)
— Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны: « Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший , ему некуда было уйти от этой бесприютной , ветреной ночи …» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).
— Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь? ( Писатель с помощью пейзажных зарисовок показывает состояние души главной героини. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)
Вывод учителя: Катерина Петровна доживает свой век в забытьи и одиночестве. Одиночество вдвойне страшнее и ужаснее, если у страдающих есть родные, которые не проявляют внимания и заботы.
3) Родные. (Монологический рассказ. Выборочное чтение)
— Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде. (Слайд № 7)
— Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах? ( Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку.
Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
— Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
— Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки . «Забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать», «этой выставкой мы целиком обязаны одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семёновне» — эти слова в адрес Насти). (Слайд № 8)
— Вспомните, как называли Настю художники? ( Сольвейг – солнечный путь или луч). Почему? (За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца)
— Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? (Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
— Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? (Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», — думала.. Она не осуждала свою дочь).
Вывод учителя: Как бы там ни было, гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достичь не удалось. В этом трагизм её положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести.
4) Чужие близкие.
— Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
– Кто рядом с ней? Кто эти люди?
( Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване). (Слайд № 9).
( Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне). (Слайд № 10)
— Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность)
— Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил? (« За добро плати добром, не будь пустельгой, — говорит Тихон Манюшке.
— Как вы поняли смысл этой фразы? ( ПУСТЕЛЬГА — 1 . Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разг. Неодобр.) (Такой пустельгой оказалась Настя).
Вывод учителя: Это односельчане Катерины Петровны. Простые люди. Они помогали ей, проявляя сочувствие, заботу. Люди с добрым сердцем. Но они не могли постоянно находиться с Катериной Петровной.
У них свои дела, семейные заботы. В их отсутствие Катерина Петровна была одна.
4) Письмо. (Слайд № 11).
— Катерина Петровна пишет Насте письмо. (« Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. – Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу . Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень»)
— Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? («спрятала его в сумочку, не читая, раз мать пишет – значит жива»).
— Какие слова должны были насторожить Настю? ( Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу )
— Почему? (Мать одинока, больна, беспомощна, ей нужен уход. Она хочет умереть, она устала от одиночества).
Вывод учителя: Настя не ответила на письмо, просьбу матери. Не проявила сочувствия, уважения, сердечности, любви к своей матери, одновременно заботясь о благополучии чужих ей людей.
— Кто пробуждает её сознание? ( Гоголь (скульптура): «насмешливо, зная её насквозь, смотрел на неё», «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!») (Слайд № 12).
Вывод учителя: Гоголь взывает к совести. Великий сатирик Н.В. Гоголь, и автор рассказа К.Г. Паустовский показали, что истинной душевности, человечности Настя лишена. Она думает только о себе, о своей карьере.
— Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». (Слайд № 13).
— Успела ли Настя на похороны матери? Что произошло? (Слайд № 14 + Звук-песня «Грустная песня про маму». Прослушать 1, 2 куплеты или 2 куплет). (Возможны другие варианты)
Вывод учителя. Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Дочь не успевает на похороны своей матери.
Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал. (Слайд № 15).
— Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
— Кто смог бы простить Настю? (Простить её могла только мама: «…никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести»).
— Зачем писатель вводит образ молоденькой учительницы? (Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).
Вывод учителя: Перечитаем эпизод «Похороны». Как меняется природа? (Морозно, но свежо и ясно. Закончились страдания Катерины Петровны. Она успокоилась навсегда).
IV . Составление кластера. Коллективная работа . (учащиеся работают у доски, делают записи) (Приложение 2) Цель: учить составлению кластера, способствовать свободному выражению мыслей.
— Что случилось? Почему так произошло? Кто в этом виноват?
Выводы учащихся: Произошло страшное! Умер человек! Умер от одиночества, тоски и горя. Рядом были с ним люди, которые помогали, ухаживали, заботились. Но в их отсутствие Катерина Петровна оставалась одна.
У неё была дочь, но она жила далеко. Катерина Петровна была одинока. Человек не может долго быть в одиночестве, ему нужно общение, уход, забота, помощь.
V. Итог урока. Цель: подвести учащихся к определению идейного содержания произведения
— К чему призывает автор читателя? (Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте, не скупитесь на ласковые слова, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни). (Слайд № 16).
VI. Весточка родным. (Песня «Мама – первое слово»)
— Я предлагаю вам отправить телеграммы своим родителям. Напишите им добрые, тёплые слова любви. Подарите им радость. Я доставлю ваши телеграммы адресату. (все пишут телеграммы, собрать).
VII. Задание на дом.
- Составить список-перечень проблем, которые автор поднимает в рассказе. Прокомментируйте каждую коротко. Помните! Проблема (чего?)
- Написать сочинение на тему «С чем осталась Настя?»
Источник: nsportal.ru
Константин Георгиевич Паустовский написал рассказ «Телеграмма» в 1946 году, когда он уже обрёл широкую известность в родной стране и за рубежом. Зачатки этого рассказа присутствуют в его более ранних работах 1937 года — цикле «Летние дни» и повести «Мещёрская сторона», где говорится о непростой судьбе дочери знаменитого художника. Впоследствии это упоминание трансформировалось в самостоятельный полноценный рассказ.
В книге очерков и рассказов «Золотая роза», опубликованной в 1955 году, в главе «Зарубки на сердце» писатель рассказывает историю создания «Телеграммы» и говорит о реальных прототипах главных героев. Было время, когда он жил под Рязанью, в старом доме в усадьбе когда-то известного гравера Пожалостина. Дом привлекал его тишиной, уютом, гравюрами на стенах.
Дочь гравера, хозяйка дома Катерина Ивановна, была одинокой подслеповатой старушкой. Когда-то она жила в Париже, была знакома с Тургеневым, присутствовала на похоронах Гюго, и от этого нынешняя жизнь в деревне казалась ей ещё более тоскливой. Её молодая дочь Настя жила в Ленинграде и высылала ей только денежные переводы. Иногда к старушке забегала соседская девчонка Нюрка, чтобы помогать по дому.
Катерина Ивановна давала почитать писателю пожелтевшие отцовские письма, а также жаловалась ему на одинокую старость. Вскоре она тяжело заболела. Именно Паустовский выслал Насте в Ленинград телеграмму с этим печальным известием. Но девушка приехала в деревню лишь спустя три дня после похорон. Произошедшее так сильно повлияло на писателя, что он решил создать рассказ на основе этих событий.
Сюжет произведения тронул и знаменитую певицу и актрису Марлен Дитрих. Известно, что, прибыв на гастроли в Москву в 1964 году, в аэропорту она сразу же задала журналистам вопрос о Паустовском. Несмотря на то что Константин Георгиевич был тяжело болен, он, желая побывать на концерте певицы, в сопровождении врача прибыл в Дом литераторов, где проходило её выступление.
После концерта, узнав, что писатель в зале, Дитрих попросила его подняться на сцену и, когда он подошёл к ней, она встала перед ним на колени и прижала его руки к своему лицу, залитому слезами. Эта картина потрясла всех присутствующих. Позже Марлен призналась, что именно рассказ «Телеграмма» так сильно поразил её, что она считала своим долгом поблагодарить его автора и поцеловать его руки.
Анализ
В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» на первый план выходят две острых проблемы, которые во все времена были важными: равнодушное отношение к родным людям и граничащая с ним проблема одиночества.
Если анализировать рассказ с точки зрения композиции, то в нем условно можно выделить 3 части:
- Повествует о Катерине Петровне, которая живет в местечке Заборье и ждет приезда единственной дочери.
- Паустовский рассказывает о жизни Насти в Ленинграде. Она занята делами, что ей даже некогда написать письмо собственной маме.
- Читателя ждет вполне ожидаемая развязка событий.
С точки зрения изобразительно-выразительных средств, читатель обращает внимание на значимые детали и символы, которые помогают правильно воспринять авторскую оценку происходящего.
Катерина Петровна так и не дожидается дочери, умирает рядом с чужими людьми.
Паустовского по праву называют мастером пейзажа. Не стал исключением и рассказ «Телеграмма». Посредство пейзажных зарисовок автор сумел передать грустное настроение главной героини в начале произведения.
Обратите внимание! В финале на первый план снова выходит пейзажная зарисовка, наполненная белым светом, но с оттенком серого. Это очень символично, потому что дочка героини черствая душой. И Паустовский осуждает ее за это.
Во-первых, дочка не успела на похороны самого близкого человека своей матери. Или не хотела успеть? Так и в жизни бывает достаточно часто. Во-вторых, Настя раскаивается, но, как часто бывает в жизни, уже поздно.
Пожилая женщина Катерина Петровна одиноко жила в старом доме в небольшой деревне Заборье. Октябрь выдался холодный, тесовые крыши почернели, везде было мрачно и неуютно. Старушке было всё тяжелее вставать по утрам.
Её отец был известным художником, который в своё время вернулся из Петербурга сюда, в своё родное село, построил здесь дом и стал жить в покое, ухаживая за садом, когда уже не мог писать картины из-за испортившегося зрения и дрожащих рук. Поэтому теперь дом считался «мемориальным», находился под охраной областного музея, повсюду на стенах висели потускневшие картины. Но в деревне Катерине Петровне не с кем было поговорить об искусстве, об отце, о своей молодости, когда она жила с отцом в Париже и даже видела похороны Виктора Гюго.
К ней заходила только соседская девчонка Манюшка, которая помогала по дому, приносила воду из колодца, ставила самовар, а старушка дарила ей всякие безделушки. Также заходил сторож при пожарном сарае Тихон, помнивший ещё самого художника и сохранивший к нему уважение.
Дочь Катерины Петровны, Настя, жила в Ленинграде. Последний раз она приезжала три года назад. Старушка не жаловалась и не докучала ей письмами, понимая, что у молодых свои заботы и своя жизнь, но всё же думала о ней каждый день, тосковала, сидя на краешке продавленного дивана. Раз в два-три месяца от Насти приходили переводы на двести рублей, которые приносил весёлый почтальон Василий. Переводы сопровождались одним и тем же текстом о том, что у неё очень много дел.
Между тем старушке становилось совсем плохо: она чувствовала, что не переживёт эту зиму. Поэтому она в отчаянии отправила дочери письмо, прося приехать.
Настя работала секретарём в Союзе художников, занималась выставками и конкурсами. Получив письмо матери, она спрятала его в сумку, решив прочитать после работы. Ей предстояло посмотреть, как живёт молодой скульптор Тимофеев, чтобы сообщить об этом руководству Союза. Мастерская скульптора не отапливалась, он жаловался на то, что его ущемляют.
Девушка решила, что нужно помочь ему, устроив выставку его работ. В его мастерской она полюбовалась на созданную им скульптуру Гоголя, и сверлящие гоголевские глаза, казалось, обвиняли её в том, что она не прочла материнское письмо.
Дома Настя всё-таки прочла его, но решила, что ехать в деревню некогда: сейчас и так слишком много проблем. После этого она две недели возилась с обустройством выставки Тимофеева. Тот имел непростой характер. Но всё же показ его работ удался на славу. Во время собрания художников и критиков Насте принесли телеграмму: «Катя помирает. Тихон».
Сначала она ничего не поняла, потом снова заметила на себе осуждающий взгляд скульптуры Гоголя. Уйдя с выставки и перечитывая телеграмму, она вдруг осознала, что никого роднее мамы у неё нет, никто больше не любил её так, как эта дряхлая старушка в скучном Заборье.
Плача, Настя хотела купить билеты на поезд, но их уже не было. К счастью, пожилая кассирша, узнав, что девушка хочет поехать к маме, помогла ей. Всю дорогу Насте казалось, что поезд едва тащится. Она боялась опоздать.
Тем временем Катерина Петровна, заболев, не вставала уже десять дней. Манюшка присматривала за ней: иногда казалось, что старушка уже не дышит. На телеграфе Тихон взял телеграмму, сам написал её от лица Насти и, придя к пожилой женщине, прочитал её ей, желая приободрить её и сказав, что её дочь уже едет. Катерина Петровна поняла его наивный обман, но всё равно была благодарна ему за доброту и сочувствие.
Вскоре она умерла, не дождавшись приезда дочери. Её хоронили на следующий день. На похоронах присутствовали чужие люди, но все они глубоко проникались состраданием к её судьбе. Молоденькая учительница, недавно приехавшая сюда работать и увидевшая похороны, поцеловала её высохшую руку, вспомнив о собственной матери, тоже оставшейся в одиночестве в областном городе.
Настя прибыла в Заборье на второй день после похорон. В доме старушки она плакала всю ночь, а под утро ей пришлось уезжать, крадучись, чтобы никто не заметил её и ни о чём не спрашивал. Она думала, что никто, кроме матери, больше не сможет избавить её от груза непоправимой вины и тяжести.
План для пересказа
Рассказ как бы условно поделён автором на три части: в первой из них можно увидеть жизнь старушки в деревне, во второй — жизнь её дочери в городе, в третьей же части происходят кульминация и осознание ошибок. Однако для удобства можно составить план для пересказа и таким образом:
- Одинокая жизнь Катерины Петровны в Заборье.
- Занятость Насти в Ленинграде.
- Письмо матери.
- Выставка.
- Две телеграммы.
- Слишком поздно: раскаяние Насти.
Структура рассказа
- часть первая — «Мать»;
- часть вторая — «Дочь»;
- часть третья — «Телеграмма. Под хмурым небом»;
- часть четвертая — «Не дождалась»;
- часть пятая — «Эпилог. Похороны».
Каждая из выделенных нами частей несет свою смысловую нагрузку и по своему важна в структуре книги. Все их мы рассмотрим по отдельности, это позволит сложить единую картинку.
Главные герои
В произведении Паустовского «Телеграмма» и главные герои, и второстепенные в равной степени играют важную роль для сюжета, а поступки каждого из них заставляют о многом задуматься. Их характеристика:
- Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
- Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.
- Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
- Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
- Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
- Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.
Можно выделить ещё одного «персонажа», на протяжении рассказа выступающего в роли совести Насти. Это скульптура Гоголя, талантливо созданная Тимофеевым. Как известно, именно Гоголь обладал удивительной способностью словно бы видеть человека насквозь. Его взгляд насмешливый, а на виске бьётся тонкая склеротическая жилка. Он будто осуждает Настю.
Именно через его взгляд автор передаёт собственное отношение к поступкам героини.
Экранизация рассказа
Продолжительность фильма чуть более получаса, это незначительно больше, чем уходит времени на прочтение самого рассказа. Однако этот фильм в черно-белой экранизации способен глубоко затронуть душу. По важности и эмоциональности его вполне можно поставить на одну ступень с рассказом, они ни в чем не уступают друг другу.
Источник: learn-chinese.ru
Анализ главных героев рассказа «Телеграмма» (К. Г. Паустовский): кому уделяется внимание автором
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» является одним из наиболее известных произведений русской классики XX века. В данной статье мы проведем анализ главных героев этого рассказа, выявим ключевые моменты и особенности каждого из них.
В центре сюжета находится главный герой — бывший атаман Сергей Пузырев, который живет в нашествии защитников Революции на иностранной земле. Он получает телеграмму, в которой ему сообщают о болезни старика, который в свое время помог Сергею спастись от казни. Весь рассказ построен на попытках Пузырева добраться до места, где находится больной друг, несмотря на преграды, которые встают на его пути.
Обращает на себя внимание и второй главный герой — железнодорожный надсмотрщик, который помогает Пузыреву добраться до больного. Он выступает в роли своего рода проводника, а его непоколебимый оптимизм и добросовестность становятся главными критериями, по которым мы можем оценить героев рассказа «Телеграмма».
В данной статье мы обратимся к ключевым моментам и особенностям каждого из героев, исследуем их взаимоотношения и вклад в общую сюжетную линию. Анализирование героев и их характеров поможет нам более полно понять суть рассказа К. Г. Паустовского и сделать выводы о его ценности и актуальности для современного читателя.
Анализ главных героев рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского:
Рассказ «Телеграмма» К. Г. Паустовского проникает своим мелодизмом и уникальной магией. Главные герои, которые предстают перед нами на страницах произведения, вызывают особый интерес и привлекают к себе внимание.
Первым главным героем, который привлекает наше внимание, является телеграфистка Риточка. Это обаятельная и чувствительная женщина, которая по-настоящему любит свою работу. Риточка описывается как необычайно наблюдательная и отзывчивая на окружающих. Ее переживания за героев рассказа читатель чувствует на себе.
Другим главным героем является молодой человек Григорий. Он подает телеграмму с просьбой о помощи и становится настоящим героем в глазах читателя. Григорий описывается как обычный человек, который оказался в трудной жизненной ситуации. Его отчаяние и надежда вызывают сочувствие у читателя и вносят особую тонкость в произведение.
Таким образом, оба героя рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского являются неповторимыми личностями, которые придают произведению особый колорит и стиль. Благодаря мастерству автора, они остаются в памяти читателя и вызывают эмоции и переживания.
Главным героем рассказа является старик-дворник Фома Никитич. Он живет в бедной конторской квартире и видит сны о родной деревне, куда он так хочет вернуться. Однажды на работе ему приходит телеграмма от знакомых, где его просят вернуться на родину, так как он стал наследником земельного участка. Фома Никитич взволнован и счастлив, но ему нужно собрать деньги на билет, что для него огромная сумма.
Фома Никитич начинает просить денег у коллег и знакомых, но каждый отказывается ему помочь. Он даже пытается продать свою кровать, но никто не хочет ее купить. Тогда он встречает старую знакомую, которая занимает ему деньги на билет. Фома Никитич счастлив и благодарен ей.
! Роль второстепенных персонажей в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин): анализ и значение для понимания сюжета
Однако, билет на поезд оказывается не тот, на который Фома Никитич рассчитывал. Он нужен только на один день, а Фома Никитич ничего об этом не знал. Он начинает беспокоиться и решает спросить у знакомого, как он может вернуться. Тот говорит ему, что нужно купить обратный билет на месте.
Фома Никитич прибывает в деревню и счастливо встречается с родственниками. Он получает свой земельный участок и начинает жить в своем доме. Он находит удовлетворение в простой работе и наслаждается жизнью на природе. Однако, через некоторое время у него начинают появляться проблемы с здоровьем, и он понимает, что больше не может работать на земле.
Фома Никитич возвращается обратно к своей работе, но теперь он уже не такой молодой и сильный, как раньше. Он работает медленнее и устает быстрее, но его коллеги теперь к нему относятся с уважением и любовью. Он становится важным человеком в конторе, который каждый месяц получает свою заслуженную пенсию.
Основные герои и их описание
Иван Афанасьевич Бунин — главный герой рассказа «Телеграмма». Одинокий писатель, который живет в отдаленной даче. Он ценит свободу и не желает ограничивать ее ничем, в том числе и гостями, которых ему постоянно предлагают приезжать.
Константин — почтовый мальчик, который привез Ивану Афанасьевичу телеграмму. Он является ключевым персонажем рассказа, так как своими словами и действиями, он провоцирует взгляд читателя на главного героя и заставляет задуматься о нем.
Владимир Федорович Полозов — друг Ивана Афанасьевича. Привез его на дачу и стал просить о помощи с материальным вопросом. Он является лицом, которое нарушает спокойствие Ивана Афанасьевича и заставляет его ощутить тяжесть своей одиночества и независимости.
Характеристика Сенечки и ее роль в сюжете
Сенечка, одна из главных героинь рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского, — женщина сильного духа и отважна на поступки, которые могут изменить ее жизнь.
- Бесстрашие: Сенечка не боится предпринимать радикальные шаги, чтобы достичь своей цели. Она тайно едет в Москву, нарушая договоренность с мужем, чтобы помочь другу в беде.
- Сильный характер: Сенечка не привыкла подчиняться другим и уже в юности проявляла озабоченность своей независимостью. Это изображается в том, как она орет на отца за то, что тот не позволяет ей выйти замуж за Михаила.
- Важная роль в сюжете: Сенечка становится центральной фигурой в рассказе, с которой связаны главные события. Ее поездка в Москву и последующие действия приводят к классическому повороту сюжета, с которого начинается кульминация.
В целом, Сенечка, благодаря своему характеру и готовности на рискованные поступки, является ключевым персонажем, определяющим историю и исход рассказа «Телеграмма».
Психологический портрет главного героя
Протагонист рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского – необычный и загадочный персонаж. Это одинокий, молодой человек, который работает телеграфистом и живет в отдаленном месте далеко от городской суеты. Главный герой чрезвычайно чуток и частенько глубоко задумывается над тонкими деталями жизни.
Он очень глубоко переживает события, которые происходят в его жизни и всегда старается отыскать скрытый смысл в различных ситуациях. Кроме того, герой очень честолюбив и любит свою работу, частенько посвящая ей большую часть своего времени.
Часто он скрывает свои чувства и эмоции, предпочитая быть закрытым и сдержанным даже в самых экстремальных ситуациях. Его рассудок всегда остается крепким и четким, и он никогда не теряет контроль над собой. Однако, за этой хладнокровностью скрывается глубокое чувство одиночества и невероятная чувствительность к окружающей действительности.
! Александр Грибоедов: краткая биография, жизнь и творчество
За своей спокойной и закрытой внешностью он скрывает бурные чувства и умеет довольно сильно переживать из-за различных событий. Главный герой чрезвычайно щепетилен к чести и справедливости и не пошел бы на нарушение закона.
В целом, психологический портрет главного героя К. Г. Паустовского сложный и многогранный. Он переживает свои чувства глубоко и интенсивно, но всегда остается контролированным и спокойным, показывая наружу лишь самый поверхностный свой образ.
Сравнение характеров главных героев
Терещенко — главный герой рассказа «Телеграмма» К. Г. Паустовского, является эгоистичным, но в то же время, жестким и непохожим на других артистов. Он не любит холостых разговоров и всегда говорит напрямую, не стараясь скрыть свои мысли и чувства.
Егорушка, другой главный герой, — это мальчик, который отправляет телеграммы за Терещенко. Он является стереотипным образом ребенка-героя, который не боится никаких трудностей и вынужденных ситуаций. Он действует с большой смелостью и ответственностью, не опасаясь результатов своих действий.
Таким образом, несмотря на то что главные герои «Телеграммы» являются полностью различными по личностным качествам, их отношения и взаимодействия со всем окружающим миром и друг с другом не пересекаются. В результате сравнения характеров Терещенко и Егорушки мы видим, что Паустовский создал двух очень разных по характеру персонажей, но которые играют важную роль в развитии сюжета рассказа.
Конфликты между главными героями и их влияние на сюжет рассказа «Телеграмма»
В рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовский представил нам двух главных героев – Алексея Дмитриевича и Ариадну Александровну. Несмотря на их краткую встречу, между ними происходят несколько конфликтных моментов.
Первый конфликт возникает между Алексеем и Ариадной из-за недопонимания друг друга. Алексей, приехав в маленький городок, намеревается увидеть живописные места, в то время как Ариадна рассчитывает на беседу с культурным человеком, который много путешествует.
Второй конфликт возникает после того, как Алексей рассказывает Ариадне о своей работе курьера. Она удивлена, что он может ежедневно ездить на такое большое расстояние, приговаривая: «Терпеть такие лишения – значит не годиться для работы человеком». Алексей же не понимает, почему его работа вызывает у Ариадны подобную реакцию.
Третий конфликт возникает уже напрямую из-за содержания телеграммы. Ариадна узнает о том, что брат ее мужа находится в тяжелом положении и Алексей должен был передать ей эту телеграмму. Тут же слова героев меняются, и Алексей становится не только курьером, но и другом, выслушивающим беду Ариадны и поддерживающим ее.
Важность конфликтов в рассказе заключается в том, что они показывают различия между героями и их мировоззрениями, что не делает их нелепыми или бездарными в глазах читателя. Также благодаря конфликтам автор сумел показать, как главные герои взаимодействуют друг с другом и как быстро и внезапно может поменяться отношение в зависимости от обстоятельств.
Роль женщины-доктора в развитии сюжета рассказа «Телеграмма»
Женщина-доктор в рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовского играет важную роль в развитии сюжета. Она является ключевым персонажем, который помогает главному герою, поэту Максиму Горькому, спасти жизнь его друга Сергея. Женщина-доктор в этом рассказе связывает разные сюжетные линии: медицинскую, литературную и любовную.
! Иван Анненский: биография, творчество и личная жизнь известного поэта
Она заботливо ухаживает за Сергеем, но также проявляет интерес к Максиму Горькому и его произведениям. Ее образ символизирует не только профессионализм и милосердие, но и женственность и отзывчивость на чужую боль и страдания.
Важно отметить, что женщина-доктор не просто симпатичный образ, но и необходимый элемент сюжета. Без ее участия не было бы решения проблемы и эпилога, когда она сообщает Максиму о том, что Сергей поправляется и уже хочет видеть своих друзей. Ее появление в рассказе оказывается ключевым моментом в разрешении конфликта и демонстрирует важность помощи и поддержки близких людей в трудные моменты.
Роль природы в рассказе и ее связь с героями
Природа в рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовского играет ключевую роль, и она тесно связана с героями. Это видно уже в начале рассказа, когда автор описывает пейзаж за окном поезда, в котором едет главный герой. Он видит «бесконечные леса, поля, села», и это создает атмосферу беспокойства, как будто природа подготавливает что-то неожиданное и опасное.
Природа также сильно влияет на настроение героя в разные моменты рассказа. Например, когда он приехал в город, он описывает «черный, сплошной гнев» неба, что отражает его собственное состояние души. А когда герой начинает писать телеграмму, он описывает природу как «красивую и ласковую», что отображает его успокоение и надежду на лучшее.
Важно также отметить, что природа играет роль не только как фоновый элемент, но и как символ. Например, кошка, которую герой видит в процессе написания телеграммы, символизирует его желание вырваться из замкнутости и экономических трудностей.
В целом, можно сказать, что природа является важным компонентом рассказа «Телеграмма», который помогает создать атмосферу, отображает состояние души героев и является символом надежды и освобождения.
Вопрос-ответ
Какие главные герои в рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовского?
Главными героями являются три простых человека: Телегин, Прокопий Ильич и Татьяна Сергеевна.
Чем отличается Телегин от других героев в рассказе?
Телегин является многогранным персонажем, который изменяется в течение рассказа. Он начинает как обычный человек, заботящийся о своих делах, но постепенно превращается в героя, готового пожертвовать своей свободой и жизнью ради других.
Какие ключевые моменты в жизни героя Прокопия Ильича?
Прокопий Ильич – это человек, который потерял смысл жизни после смерти своей жены. Ключевым моментом в его жизни стало знакомство с Телегиным, который помог ему найти новый смысл в жизни и вернуться к работе на железной дороге.
Какую роль играет Татьяна Сергеевна в рассказе?
Татьяна Сергеевна – это женщина, которая привлекает внимание Телегина. Она играет роль символа свободы и новой жизни, которую он мог бы получить. Кроме того, она помогает ему понять, что настоящая свобода может быть достигнута только через самопожертвование и героизм.
Какие особенности характера у Телегина?
У Телегина есть несколько особенностей характера, которые являются важными факторами в его истории. Он является простым, скромным и трудолюбивым человеком, который не желает лишних приключений, но готов пожертвовать своей жизнью ради других. Кроме того, у него есть независимый характер, и он не боится бороться за свои убеждения и правду.
Источник: neftyanik27.ru