Телеграмма паустовский проблемы текста

Очень тяжелый рассказ в котором равнодушие демонстрируется через силу времени и расстования, которое отдалило двух самых близких друг для друга людей — мать и дочь.

Мать испытывает трудности от одиночиства и ей сочувствуют люди, главным из которых был отзывчивый человек Тихон.

Ее дочь Настя, прибывает в суете рабочих будней и породаже не сразу читает письма матери, проявляя при этом скрытое равнодушие из за которого сама испытывает угрызение совести. Усугубляется все в ее душе когда ее мать Катерина Петровна заболевает и умирает, а Настя не успевает приехать не к ней не на ее похороны, так как с прочтением первого письма повременила. За это равнодушие чувствует угрызение совести и с ним в душе, тихо уезжает из родной деревне.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2018 на тему: равнодушие и отзывчивость в «Телеграмме» К.Г.Паустовского, что писать

Начиная писать сочинение на тему Равнодушие и отзывчивость в произведении Телеграмма стоит выбрать героя на которого будет акцентироваться рассказ. В данном случае — это дочка деревенской женщины, которая уехала в город. Девушка когда получает весточку из родного края не реагирует на нее и даже в какой то степени сторонится.

Отправляя ответ она ссылается на то что у нее много дел связанных с работой и чисто физически она не может приехать. естественно, маму это сильно огорчает, ведь она и так долгое время не видела свое дитя. В результате концовка этому самая печальная — мать умирает, а дочь не успевает с ней увидеться.

Данное произведение «Телеграмма» показывает равнодушие, подлость к близкому человеку.

Так мать главной героини которая как и большинство матерей очень любила своего ребёнка, заботилась всегда о ней и когда та выросла, взрослая дочь решила отправиться в город на заработки, найдя там работу она занималась своей жизнью редко интересовалась жизнью матери, а на её просьбы приехать говорила, что у неё нет на это времени.

Так однажды дочке пришла Теллеграма, в которой сообщалось, что мать её тяжело больна и ей нужно приехать к ней, дочка всё собиралась, но делала это очень долго и всё откладывала поездку, пока однажды не узнала, что её мать скончалась и после этого дочь всю жизнь себя корила, что так к ней и не приехала, а теперь она больше некогда не увидит свою мать.

На примере этого рассказа автор хотел нам показать, что порой мы относимся очень безразлично к своим близким людям и принимаем их любовь как должное, хотя это самое ценное на нашей земле, любовь наших близких которую мы должны ценить и отдавать им её вдвойне.

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде.

Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо).

Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает.

Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.

Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь.

Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела.

Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде.

Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо).

Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает.

Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.

Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь.

Еще по теме:  Графиня изменившимся лицом бежит пруду Телеграмм канал кто это

Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела.

Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить. 17.10.2018

Константин Паустовский – замечательный русский писатель, который прошел через две войны, написал множество книг, пропитанных добром и любовью. Его рассказ «Телеграмма» не может оставить никого равнодушным, касается самых тонких душевных струн. В статье вы найдете школьное сочинение на тему главной мысли этого произведения и позиции автора.

В «Телеграмме» рассказывается про пожилую женщину Катерину Петровну, которая живет в деревне в доме отца. Он был известным художником, ездил по странам и городам, общался со знаменитыми людьми. За Катериной Петровной ухаживают соседская девчонка Манюшка и сторож Тихон. Они делают это бескорыстно, просто так, от чистой души.

У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая уехала в Ленинград, и к матери приезжает очень редко, не пишет письма, лишь посылает деньги, совсем ненужные женщине. Сама Настя работала секретарем в Союзе художников, устраивала выставки, конкурсы. Она помогала художникам и скульпторам выставить свои работы, стать известными. У нее не было времени вырваться к матери в деревню.

Вдруг, на очередной выставке, Настя получает телеграмму «Катя помирает. Тихон». Прочитав ее, она не поняла, о ком речь, скомкала бумажку и бросила в сумку.

На выставке все ей аплодировали, а она все думала, что за телеграмма. Подняла глаза и увидела скульптуру Гоголя, которая смотрела на нее укоризненно и своим видом помогла понять, кто такие Катя и Тихон.

Настя приехала в деревню спустя два дня после похорон старушки. Она проплакала в пустом доме целую ночь, сходила на могилку и уехала обратно в город крадучись, чтобы никто ее не заметил.

Главная мысль рассказа

Этот рассказ советует нам никогда не забывать своих родителей, чаще показывать свою любовь к ним, выражать заботу, несмотря на всю нашу занятость и увлеченность повседневными делами. Ведь родители – самое дорогое в жизни, их жизнь не вечна, и в любой момент их может не стать. Сам Паустовский говорит об этом очень точно в своем другом произведении, в «Книге Скитаний», : «Может быть, взгляд в спину уходящего навсегда человека – самое страшное, что приходится переживать.»

Позиция автора в рассказе «Телеграмма»

Образ Гоголя хорошо демонстрирует взгляд самого автора на происходящее, показывает его отношение к Насте и ее поступкам. Скульптура в воображении Насти все время осуждает ее поведение, то есть, является своеобразным голосом совести. Почему именно Гоголь? А не Пушкин, к примеру, или другой какой-нибудь известный русский писатель?

Как известно, одно из самых популярных произведений Гоголя – это поэма «Мертвые души». И дочь, демонстрирующая такое равнодушие к матери, вырастившей и воспитавшей ее, может тоже по праву считаться мертвой душой. Мы помним, как Тихон, обращаясь к Манюшке, говорит, что за добро надо платить добром, не быть неблагодарной, а в противном случае, такой человек и не человек вовсе, а «пустельга».

В рассказе «Телеграмма» описан странный парадокс, который очень точно подметил Паустовский, – мы выражаем заботу к малознакомым людям, но почему-то совершенно забываем о ближайших. О тех, кому мы очень нужны, кто любит нас, как никто и никогда больше. Ведь Настя действительно помогает малознакомому скульптору, но не отзывается на последнее письмо матери. В конце произведения Настя, наконец-то, осознает свою вину, но уже слишком поздно. Автор оставляет героиню непрощенной, ведь та, кто могла ее простить, ушла навсегда.

И в заключение хочу вспомнить слова Цицерона: «Любовь к родителям — основа всех добродетелей». Нельзя не согласиться.

Рассказ Константина Паустовского — это срочное, как телеграмма, предупреждение для читателей о том, что время быстротечно и надо заботиться о своих родных людях.

Главная проблема, которую поднимает в рассказе автор, — это проблема взаимоотношений родителей и детей. В центре событий – судьба пожилой женщины Катерины Петровны, которая живет одиноко в деревне Заборье, а ее дочь работает и живет в Ленинграде. Главная героиня очень скучает по дочери, потому что она давно не приезжала домой и редко пишет письма. Сама тоже редко пишет дочери, ведь не хочет ей быть в тягость.

Почему возникла такая проблема? Почему дочь не пишет матери и не приезжает? Сама уверяет себя, что причина в том, что она поглощена работой, у нее нет времени на письма. Но с другой стороны, она находит время для чужих людей. Мы видим, как она спешит на помощь талантливому скульптору. Он ей рассказывает о своих проблемах, что ему сложно живется в его «берлоге».

Настя жалеет его, хотя проблемы скульптора на самом деле не так серьезны, как у ее матери. Настя не понимает или не хочет понимать, как ее матери одиноко среди чужих людей в отдаленной от городов деревне.

Когда Катерине Петровне стало совсем плохо, она послала Насте письмо с просьбой ее увидеть. Однако девушка не стала его читать сразу. Подсознательно она боялась материнских слез и укоров. Поэтому она поступила эгоистично – не стала огорчать себя и успокоила себя тем, что, если пишет, значит все нормально.

И как покажет потом развитие сюжета, именно это ее решение повлияет на конец истории. Если бы девушка сразу прочитала письмо, почувствовала боль матери, то скорее всего успела бы увидеть мать и не чувствовала потом такого раскаяния. Но Настя не прочла письмо, а дальше занималась своими важными делами. В результате равнодушие дочери привело к тому, что мать провела свою старость в одиночестве, хотя и в окружении добрых соседей.

Кроме проблемы равнодушия детей к родителям, в рассказе есть и другая проблема – культурная разница между интеллигенцией и простым народом. Главная героиня была дочерью известного художника, однако никто в деревне не мог понять значения картин, находящихся в мемориальном доме. Да и говорить Катерине Петровне не было с кем на интересные темы.

Ее окружали малограмотные люди, не было ни одной родственной души. Но с другой стороны, эти простые люди помогли ей больше, чем родная образованная дочь. Именно к таким людям у автора больше симпатии.

Константин Паустовский был великим художником слова, сила которого и сейчас влияет на читателей, призывает их к человечности. Его рассказ «Телеграмма» показывает проблему непростых взаимоотношений родителей и детей. Автор предупреждает читателей, чтобы они задумались об этой проблеме, заботились о родных и близких людях, а не думали только о своей работе.

просмотров
Сохранить в Facebook Сохранить в Одноклассники Сохранить ВКонтакте

  • Короткие смс-сообщения любимому мужчине Короткие смски парню Попытайся вспомнить самые счастливые моменты в своих отношениях с любимым. Почему ты была.
  • Какие произведения писал Маршак С →
Еще по теме:  Как набрать группу в Телеграмм

Источник: ismcomp.ru

Проблема в произведении «Телеграмма»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Проблема в произведении «Телеграмма».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!

Сочинения » По авторам » Паустовский К .Г. » Проблема в произведении «Телеграмма»

Константин Георгиевич Паустовский раскрывает в своём рассказе «Телеграмма» серьёзную проблему общества. В пример он берёт девушку по имени Настя, которая оставила свою старенькую мать в деревне одну, уехав в Ленинград на заработки. Приезжала девушка к маме не часто, поэтому они иногда переписывались короткими письмами.

Мать очень любила свою дочь и писала редко, чтобы не мешать ей работать. Проходили годы, Катерине Петровне в последнее время становилось хуже, и за ней ухаживали совершенно посторонние люди: Тихон, сторож пожарного сарая, и Манюшка, дочь сапожника, которые относились к ней более сердечно, нежели родная дочь, для которой работа была важнее всего. В один из дней женщине совсем стало худо, она написала письмо дочери, чтобы та приехала к ней хотя бы на день. Но она, увидев письмо от матери, просто положила его в сумку, даже не прочитав. Иногда в ней просыпалась совесть, ей казалось, что скульптура Гоголя укоризненно смотрит на нее. но она старалась не обращать на это внимание.

Через две недели девушке пришла телеграмма от Тихона, она прочитала письмо с известием о том, что ее мать помирает. Сначала Настя подумала, что это какая -то ошибка, но после побежала к станции, чтоб скорей купить билет.

Приехала она в деревню только на второй день похорон, а вернувшись домой, она проплакала всю ночь, виня себя за то, что не беспокоилась о матери, что не прочитала письмо и не приехала к ней сразу. Это послужит для нее уроком на всю жизнь, но мать она уже не сможет вернуть.

В этом произведении можно увидеть, что девушка все же любила свою мать, и не была лишена сочувствия, но все таки она не проявляла должной заботы. Подобные ситуации случаются довольно часто, люди делают работу главной в своей жизни, не обращая внимание на своих родных людей, семью. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Константин Георгиевич Паустовский этим рассказом пытался донести до людей, что нельзя забывать про своих близких, они должны быть на первом месте у человека, потому что они любят тебя, и желают тебе только самого хорошего.

Источник: soch5.ru

Русский язык. 11 класс. : Готовимся к ЕГЭ. Урок-практикум. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту К.Паустовского «Телеграмма».

Коммуникативные:
● уметь последовательно излагать собственное мнение;
● уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;
● уметь создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

Развивающая:
● уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Воспитательная:
● воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям, нуждающимся в вас.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок-анализ текста.
Технология: элементы технологии развивающего обучения.

Оценить 2537 0

Содержимое разработки

Тема урока: : Готовимся к ЕГЭ. Урок-практикум. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту К.Паустовского «Телеграмма».

● совершенствование практических умений и навыков анализа текста

Коммуникативные:

● уметь последовательно излагать собственное мнение;

● уметь использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

● уметь создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

Развивающая:

● уметь оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Воспитательная:

● воспитание заботливого отношения к родителям, милосердия к людям, нуждающимся в вас.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-анализ текста.

Технология: элементы технологии развивающего обучения.

I .Слово учителя. Сегодня нам предстоит поработать с текстом К.Паустовского «Телеграмма», проанализировать проблемы текста, выявить авторскую позицию, выразить собственное мнение по прочитанному тексту и написать (дома) сочинение.

Алгоритм написания сочинения по русскому языку (С1)

Комментарий к поставленной проблеме

II .Словарная работа.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Благодать – 1)изобилие земных благ, благодатное место; 2) в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Этика – совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы.

Послушайте текст. (Учитель выразительно читает текст)

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрет она , не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, — сказала Катерина Ивановна, — уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (110Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась об неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Учитель: Ребята, каковы самые выразительные эпизоды рассказа?

— Почему радеющая о других Настя равнодушна к самому родному человеку – к матери?

— Равнодушный человек всегда несчастен. Д.С. Лихачев считал: «Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим».

— Попытайтесь сформулировать главные «жизненные правила», которые помогут вам жить так, чтобы милосердие согревало вашу жизнь.

Надо любить окружающих, уметь видеть их достоинства и прощать слабости.

Надо учиться ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

Не надо стесняться проявлять свое сочувствие, сопереживание окружающим.

Надо стараться приходить на помощь в нужный момент.

Учитель: Сделаем выводы по тексту, ребята. Работаем с ноутбуками.

Ученики:находят а) ключевые слова

б) основные мысли

в) примерные микротемы

(1) Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2) Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3) Дочь Настя вот уже четвертый год как не приезжает – забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4) Не ровён час, так и умрет она , не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты» (так говорила о них Катерина Ивановна).

Еще по теме:  Кто владелец Телеграмма на данный момент

(5) Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6) Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8) – Дорогой мой, — сказала Катерина Ивановна, — уж вы не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (110Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15) Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22) – Не дай вам бог, родной мой, — сказала она мне, — дожить до такой одинокой старости! (23) Не дай вам бог! (24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

-«никогда ни на что не жаловалась»,

«одна на белом свете»;

-«не приезжает-забыла»,мать боится умереть, «не приласкав её»

-дочь присылала деньги с перерывами

-в саду не была с ранней весны:болела

-«хочется вспомнить прошлое»

-оделась, вышла в сад

-«сад облетел», листья:палые,мешали идти, трещали, шевелились

-«плакала, не стыдясь»,

«Не дай вам бог дожить до одинокой старости!»

-«как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

-об одиночестве Катерины Ивановны, о её мужестве и терпении;

-о нежной любви к дочери, которая её забыла

-о дочерней помощи и в то же время её равнодушии

— о несчастной жизни:долгой болезни и невозможности выходить из дома

-о намерении Катерины Ивановны вспомнить прошлое и попрощаться с садом

-о физической слабости героини

— об осеннем вечернем саде:его похожести с духовным и физическим состоянием хозяйки сада

— о страданиях Катерины Ивановны из-за одинокой старости

— об авторском отношении к героине: уважении и восхищении

Учитель:Ребята, какие проблемы подняты в данном тексте? Сформулируйте одну из основных проблем, выдвинутых в тексте.

Ученики:«Одна на белом свете», «Не дай вам бог дожить до одинокой старости!». В этих словах столько горечи! Нельзя равнодушно читать отрывок из рассказа К.Г. Паустовского, потому что здесь подняты нравственные проблемы современного общества. В тексте речь идет о чувстве долга детей перед родителями, о страданиях людей, проживших долгую и прекрасную жизнь, но оказавшихся на склоне лет никому не нужными.

Учитель:Как бы вы, ребята, прокомментировали проблему отцов и детей, высказанную в данном отрывке рассказа «Телеграмма»?

Ученики:В начале повествования говорится о терпении и мужестве Катерины Ивановны, которая «никогда никому не жаловалась». Поражает контраст: глубокая любовь матери к Насте и равнодушие дочери. Описание природы не только украшает текст («висел серп месяца», «на зеленеющей заре зажглась звезда»), но и создает тревожную атмосферу: «листья палые», «сад облетел». И «обветренная липа», и весь сад подчеркивают состояние слабости, одиночества и безысходности героини.

Кульминационным моментом повествования является плач Катерины Ивановны. Слова «заплакала», «плакала», «слез» и слово «старость» сливаются воедино и заставляют сопереживать ей. Финал грустен, но не вселяет тревогу: мечта автора иметь такую маму говорит о милосердии окружающих.

Учитель:Как относится автор к этой проблеме?

Ученики:Автор обращает наше внимание на то, что человек, не способный откликнуться на чужую боль, постепенно черствеет. Он просит не забывать о самых близких, самых родных, которые в пожилом возрасте так нуждаются в вас, ибо нет ничего горше одинокой старости.

Учитель:Каков может быть итог ваших рассуждений?

Ученики:В вековечных спорах отцов и детей надо быть более добрыми, конечно же, нам, детям. Мы моложе и сильнее, лучше понимаем современные проблемы жизни. А родители всегда готовы прощать наши ошибки, так как нет ничего священнее родительской любви.

Домашнее задание: написать по отрывку рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» сочинение-рассуждение, используя памятку «Требования ксочинению-рассуждению».

В сочинении-рассуждении нужно

●сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования);

●сформулироватьпозицию автора;

●высказать свою точку зрения;

● убедительно еёдоказать(привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт);

● изложить мыслиграмотно, последовательно и связно.

Оценивание работ учащихся на уроке.

Учитель: Мы готовились к Единому государственному экзамену. Учились анализировать текст, практиковались в умении выполнять разные виды разборов; готовились к сочинению-рассуждению.

Работая по тексту о Катерине Ивановне, мы еще раз убедились, что мать любит нас такими, какие мы есть, и что мы должны о ней заботиться, помнить их. Будьте благодарными и любящими детьми.

Чтение учителем стих-я Виктора Гина «Не обижайте матерей»

Залялов Ильдар исполняет песню

Вариант сочинения по тексту К. Паустовского.

Мама… Мама-первое слово, которое произносит ребенок в своей жизни. Мама – самый близкий и родной человек в судьбе каждого из нас. Но умеем ли мы по достоинству ценить заботу матерей о нас? Любим ли мы их так, как они любят нас? Одна из проблем, поднятых Константином Паустовским в данном тексте – проблема материнской любви и нашего отношения к матерям.

Попробуем разобраться в этой проблеме. Что такое материнская любовь? Это помощь в трудную минуту, это плечо, на которое мы можем опереться, когда нам тяжело, это понимание и поддержка в трудной ситуации. А каково наше отношение к нашим матерям?

Зачастую это отношение проявляется в забывчивости позвонить, когда мама так этого ждала; в раздражении с нашей стороны на ее постоянные советы и указки, когда она лишь хотела помочь и предостеречь от ошибок. Вот и вся наша благодарность за жизнь, которую она нам подарила. А вот и Настя жила своей интересной жизнью и уделяла матери мало внимания. Она опоздала на похороны, ее мать проводили в последний путь чужие люди. И придется ей жить с чувством непоправимой вины всю жизнь.

Автор считает, что мы должны научиться благодарить матерей, говорить им добрые слова, просить у матерей прощения при их жизни, заботиться о них. Паустовский искренне сочувствует Катерине Ивановне и в то же время восхищается ею: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!».

Я согласна с автором в том, что оставлять недосказанные слова, держать обиду на маму нельзя, ведь потом все равно потом придет сожаление, но будет уже поздно все исправить. За добро плати добром – не забывай о матери и заботься о ней!

Вот и в стихотворении Сергея Есенина «Письмо матери» лирический герой сожалеет о разлуке с матерью, сожалеет о том, что доставил ей много переживаний, а теперь он далек от отчего дома, но судьбу уже не изменишь. Другим таким примером заботы и любви матери, но непонимания и бесчувственности со стороны сына, является история, показанная в стихотворении Д. Кедрина «Сердце». Мать очень любила и заботилась о сыне; сын вырос, пришло ему время жениться, выбрал он девушку, и девушка была согласна на свадьбу при условии, что жених принесет ей сердце матери своей. Казак принес сердце, но, переступая через порог дома, споткнулся, и спросило тогда сердце матери: «Не ушибся ли ты, сынок?». Любовь матери была нескончаема, а сын не ценил ее, не понял всей ее глубины.

Не совершайте ошибок, за которые потом будете терзать себя; цените и любите близких вам людей!

Источник: www.prodlenka.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...