Телеграмма рассказ или повесть

Катерина Петровна живёт одна в старом доме. Старость берёт своё и женщина болеет всё чаще.

Её единственная дочь Настя работает секретарём в Ленинграде. Настя давно собирается съездить к матери, но у неё так много работы.

Примечание:

Впервые напечатан в журнале «Огонек» № 8, 1946 г.

— «Телеграмма» 1957, СССР, реж: Юрий Щербаков

Похожие произведения:

Издания: ВСЕ (28)

2017 г.

Издания на иностранных языках:

(вьетнамский)
Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке

Тиань, 14 июня 2017 г.

Грустный, даже болезненный рассказ об одиночестве человеческом, разъединении самых близких, невнимании и чувстве вины, с которым придется жить до конца дней. Наверное, чувство это оказывается острее боли утраты. Не просто же так молодая героиня покинула материнский дом рано утром, потихоньку, избегая встреч с кем-либо. Осуждение в чужих глазах стало бы для нее последней каплей.

Старость — жестокая вещь. Она как бы отделяет человека от жизни. А если он и физически отделен от родных расстоянием, одиночество становится во сто крат горше. Вроде и есть близкие, но нет их, один человек. Катерине Петровне еще повезло, что дальние рядом оказались, хотя бы по дому помощь была, добрые люди не оставили старую женщину.

Телеграмма

Неправильно это, когда старики доживают дни свои в одиночестве. Но жизнью нашей постоянно воспроизводится. Уезжают дети в большие города, рвутся в свою жизнь, вперед, достичь чего-то пытаются, И захватывает человека круговерть повседневности, не получается разорвать ее ради старенькой мамы, отца, бабушки. Комментировать это бессмысленно, все мы знаем, что так нельзя, но одиноких стариков от знания этого меньше не становится.

В собственной старости воздастся за это каждому, ибо дети всегда стремятся вперед, а родители, старея, отстают. Меня в этой истории болезненно задело даже не невнимание Насти, и не беззаветная любовь к ней старенькой мамы, а само состояние старости. Человек жив, но уже ни в чем не участвует, выпал из общего потока, изолирован. Это по-настоящему страшно, потому что в большинстве случаев непреодолимо.

Написано очень хорошо. И даже тяжелой эту вещь я бы не назвала. Она именно грустная, пронзительно грустная от осознания неизбежного угасания.

Оценка: 9

dgolland, 17 декабря 2020 г.

Очень тронул меня этот рассказ. Так сильно захотелось увидеть маму. Именно такие произведения делают нас добрее, человечнее. Вот именно это и есть один из главных критериев в искусстве, как мне кажется.

Оценка: 10

iskender-leon, 23 января 2016 г.

В сети я наткнулся на подборку фотографий, среди которых была и такая: великая Марлен Дитрих целует руку Константину Паустовскому. Целует именно за этот рассказ. Этого, разумеется, было достаточно, чтобы я озаботился его прочтением. Не то чтобы он стал для меня полнейшим откровением — тема заброшенности, забытости стариков-родителей своими детьми поднималась неоднократно авторами из разных веков, разных стран и разных калибров. Просто, будучи написанным так просто и так искренне, так обманчиво безыскусно, он, тем не менее, производит на читателя сильнейшее впечатление и навсегда закрепляется в памяти.

Порыскав ещё немного в мировой паутине, я понял, что история этого фото довольно известна, но вместе с тем, я не нашёл рассказа о причинах, побудивших знаменитую певицу сделать это. Хотя, конечно, догадываться можно. Она, быть может, так же не успела или напротив, именно благодаря ему и успела. Хотел бы я когда-нибудь узнать об этом. А пока препоручаю Вашему вниманию этот рассказ.

Источник: fantlab.ru

Пересказы

paustovskiy

Паустовский

На чтение 7 мин Просмотров 174 Опубликовано 03.04.2023

История создания рассказа «Телеграмма»

Произведение было создано и опубликовано Константином Георгиевичем Паустовским в 1946 году. Позднее автор упомянул о том, что основой для сюжета рассказа послужила реальная ситуация, в которой участвовал и он сам в период проживания в селении под Рязанью. Ему довелось обитать в доме дочери известного мастера гравировки, и Паустовский описал в соответствующей истории заключительный период жизни этой женщины.

Место и время действия

События развиваются осенью 1946 года в одной из деревень Рязанской области и в Ленинграде.

Главные герои и их характеристика

  • Состарившаяся женщина Катерина Петровна проживает в отдаленном селе. Она является наследницей известного художника, получила прекрасное образование и продолжает испытывать интерес к искусству.
  • Дочь Катерины Петровны Анастасия отличается трудолюбием и исполнительностью, девушка всецело посвящает себя работе и карьерному росту. Пользуется уважением со стороны коллег, которые именуют ее Сольвейг из-за голубых глаз и светлых волос. Однако она никогда не успевает написать матери, и Настя крайне редко приезжает к родительнице.

В селении Заборье в осенний сезон стоит крайне холодная и влажная погода. Немолодая женщина, именуемая Катериной Петровной, доживает последние дни в доме, возведенном еще ее отцом. Старушка почти не показывается на улице, но при общении с автором она сообщает, что ее жилище является мемориальным объектом и ранее находилось под охраной областного музея.

Катерина Петровна неглупа, образованна, отлично разбирается в живописи. Однако среди деревенских жителей не имеется подходящих собеседников, с которыми она могла бы поговорить об искусстве, вспомнить поездку в столицу Франции или счастливые юношеские годы в Петербурге.

У женщины регулярно бывает дочь сельского сапожного мастера Манюшка, девочка добросовестно помогает одинокой старушке в хозяйственных делах. Катерину Петровну с каждым днем покидают и оставшиеся силы, она уже даже разговаривает совсем негромко.

При этом женщина дарит добровольной помощнице старинные предметы, находившиеся в ее доме в течение многих лет. Манюша искренне недоумевает, зачем ей требуются такие вещи, однако намеревается впоследствии сдать их в утиль.

Еще по теме:  Как создать бгта в Телеграмме

Катерину Петровну нередко навещает и сторож пожарного сарая Тихон. Этот мужчина с детских лет испытывает глубокое почтение к умершему художнику, родителю хозяйки дома, и к пожилой соседке.

Тихон помнит, как в то время, когда он сам был ребенком, отец Катерины Петровны строил свою избу и обзаводился хозяйством. Сторож также оказывает старушке содействие, ухаживая за ее садом и растапливая печь.

У Катерины Петровны имеется только одна дочка Настя, девушка проживает в Ленинграде и усердно трудится, стараясь добиться карьерного роста. Анастасия уже в течение нескольких лет не бывала в селе.

Пожилая мать постоянно размышляет о том, как складываются дела у ее наследницы, однако Катерина Петровна почти не отправляет посланий дочери. Женщина беспокоится о том, что Настя сочтет ее чрезмерно навязчивой.

Анастасия действительно ежедневно добросовестно выполняет многочисленные служебные обязанности, работая секретарем в Союзе художников. У нее никогда не остается времени, чтобы написать родительнице, Настя лишь регулярно высылает Катерине Петровне денежный перевод в размере 200 рублей.

Пожилая женщина примерно раз в 2 месяца получает от дочери материальную помощь. В одиночестве старушка читает повторяющийся текст, напечатанный Анастасией на соответствующем документе.

Девушка всегда сообщает маме, что чрезвычайно занята и абсолютно не располагает возможностью приехать в Заборье. Когда Катерина Петровна держит в руках присланные Настей деньги, ей кажется, что от них исходит аромат духов девушки.

Старушка чувствует, что ее кончина неумолимо приближается. Она немедленно отправляет письмо наследнице и умоляет Анастасию в последний раз увидеться с матерью. Женщина опасается, что расстанется с жизнью, не встретившись с дочерью.

В то же время Настя поглощена организацией персональных выставок. Ей необходимо побывать у скульптора по фамилии Тимофеев и убедиться, в каком состоянии находится помещение, в котором он трудится.

Девушка еще до начала очередного рабочего дня получает письмо от родительницы, однако она не располагает свободным временем для чтения и откладывает послание Катерины Петровны, намереваясь распечатать его в вечерние часы. Письма от мамы немного успокаивают Анастасию, она понимает, что пожилая женщина жива, но при этом девушка испытывает и неясное ощущение тревоги и даже страха.

В течение всего дня Настя находится у Тимофеева, выясняя с ним различные вопросы, касающиеся предстоящей выставки мастера. Скульптор показывает ей созданный им бюст Гоголя, и Анастасии кажется, что известный писатель смотрит на нее с упреком, поскольку она так и не открыла конверта с полученным письмом.

Настя все же добивается разрешения на проведение выставки, на протяжении следующих нескольких недель она собирается организовать соответствующее мероприятие. Вечером она открывает послание Катерины Петровны, но думает, что у нее абсолютно не имеется времени для поездки в Заборье. К тому же Анастасии ясно, что в селе ее ожидают слезы родительницы и пришедший в упадок сад, и девушка вновь решает отложить встречу с мамой на будущее.

В течение 2 недель Настя усердно занимается предстоящей выставкой Тимофеева. Уже в процессе начавшегося мероприятия молодая женщина, работающая в Союзе художников курьером, доставляет Анастасии короткую телеграмму. Сторож Тихон сообщает наследнице Катерины Петровны о том, что ее мать умирает.

Первоначально Настя считает, что пугающее послание предназначено не ей. Однако она видит обратный адрес и убеждается, что речь идет именно об ее старшей родственнице. В ходе выставки Анастасия словно ощущает на себе укоряющий взгляд скульптуры Гоголя и поспешно покидает галерею.

Девушка решает немедленно выехать в деревню. С трудом купив билеты, Настя садится в поезд.

Тихон приходит в отделение почты и просит телеграфный бланк. Он составляет телеграмму таким образом, чтобы Катерина Петровна решила, будто ее прислала дочка.

Старушка уже не поднимается с кровати, она не ощущает боли, однако постоянно слабеет. Манюшка почти на протяжении недели ни на минуту не оставляет соседку, она даже на ночь остается рядом с нею. Невзирая на позднюю осень, Катерина Петровна не страдает от холода, поскольку девочка регулярно топит печь.

Сторож заходит к пожилой женщине и показывает ей написанную им самим телеграмму, где сообщается о том, что Анастасия уже едет к маме. Однако старушка сразу догадывается, что односельчанин лишь попытался подарить ей надежду на встречу с дочерью. Она благодарит мужчину и погружается в сон. Но вскоре Тихон и Манюша убеждаются, что Катерина Петровна умерла.

На следующий день женщину провожают в последний путь деревенские жители. Настя приезжает в село только через пару дней после похорон матери и видит лишь недавно появившийся могильный холм.

Девушка проливает горькие слезы в родительском доме на протяжении всей ночи и утром поспешно отбывает, не желая пересекаться с соседями Катерины Петровны и отвечать на их вопросы. На душе у Анастасии остается тяжелый и мучительный груз, и она понимает, что никто, помимо мамы, не сможет освободить ее от невыносимого чувства вины и отчаяния.

Героиню этой истории Настю нельзя назвать равнодушным и бессердечным человеком, она всегда приходит на помощь товарищам по работе. В то же время она в повседневной суете почти не вспоминает о постаревшей одинокой матери и пропускает даже кончину самого близкого человека.

«Телеграмма» слушать аудиокнигу

Источник: bookbriefly.ru

Паустовский телеграмма дата написания

Pассказ «Телеграмма» Паустовский написал, опираясь на впечатления, потрясшие его когда-то (осень в доме художника Пожалостина, его мать Екатерина Ивановна) . «Золотая роза» — мемуары. «Телеграмма» — художественное произведение — «прозрачный сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь» кристалл.
Паустовский использует средства эпического изображения: пейзаж, портрет, интерьер. Особенно следует отметить художественную деталь. Это важно, так как в рассказе нет открытой авторской позиции. О его отношении к происходящему мы можем судить лишь по художественным деталям.
**************

Еще по теме:  Можно ли восстановить контакт в Телеграмме после удаления

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Самое страшное чувство в жизни — это одиночество. И не просто одиночество, а одинокая старость при живых детях, которые, решая собственные проблемы забыли о своих родителях.

Вот и героиня рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма» Катерина Ивановна считанные дни своей жизни доживает в глубоком одиночестве. Только два желания остались у нею: приласкать дочь, «погладив её русые волосы очаровательной красоты» да «напоследок посмотреть сад» , с которым было связанно всё её прошлое.

Автор сочувствует своей героине, и это сочувствие передаётся читателю. Кажется, что не только рассказчику, но и мне хочется не торопясь подождать, пока оденется Катерина Ивановна, а потом взять её осторожно за руку и помочь спуститься с крылечка. Вместе с ней поглядеть на сиротливый серп месяца (он так же одинок, как героиня рассказа) , обозреть облетевший сад, который, кажется, уже готов принять непоправимое — смерть своей хозяйки — и. . заплакать!

Читаешь печально-светлые строки и размышляешь о своём. Так хочется не повторить ошибок дочери Катерины Ивановны Насти. Надо, надо находить время для своих родителей, надо успеть прийти к ним в последнюю минуту, чтобы дать им возможность ощутить тепло дочернего или сыновнего сердца, сделать так, чтобы облетающий сад стал хотя и последним но не горьким, а счастливым моментом в их жизни.

Говоря о взаимоотношениях отцов и детей, можно вспомнить много примеров из классической литературы. Это и смерть старого князя Болконского, когда ухаживала за ним дочь Марья, это и переживания лирического героя стихотворения А. Яшина «Спешите делать добрые дела» , который винит себя за то, что не смог вовремя помочь близким людям. Но больше всего хочется думает о самой себе, о своих родителях, чтобы они никогда не сказали кому-нибудь: «Не дай вам Бог, мой родной, дожить до такой одинокой старости» . старость паустовский одиночество телеграмма

Размещено на Allbest.ru

Содержание

Главная героиня ежедневно думала о своей дочери. Она в глубине души желала, чтобы Настя приехала. Но…, мечты оставались мечтами. И писем дочь матери тоже в последнее время совсем не писала… Только приходили от нее денежные переводы.

Она писала о том, что хочет ее увидеть, что желает обнять, прижать к сердцу. Письмо заканчивалось мыслью, что предстоящая зима станет для Катерины Петровны последней на этом свете.

Далее речь идет о самой Насте. Паустовский говорит о том, что девушка занята, работает в Союзе художников делопроизводителем. Коллеги зовут девушку Сольвейг за ее светлые волосы и большие глаза, которые, к сожалению, почти всегда были холодные.

Когда Настя получала из дома весточку, то у нее возникали двойственные чувства. С одной стороны, она считала, что если мать пишет, значит, все нормально. С другой – письма служили немым укором для невнимательной дочери. Получив очередное письмо от матери, девушка его не стала читать, потому что была очень занята на работе. Она просто положила его в сумку.

При организации выставки ей на глаза попалась статуя Николая Гоголя. Выражение его лица показалось насмешливым и, вместе с тем, укоризненным. Тогда Настя решила письмо прочесть. Когда дочь узнала из письма о просьбе приехать, то она вспомнила, какой неблизкий путь ей предстоит преодолеть, и как будет плакать ее мама. Поэтому письмо она убрала пока подальше.

Прошло две недели. Выставка прошла на «ура». В это время дочке передали телеграмму, где сообщалось, что маме остались считанные дни. Телеграмма была от Тихона. Настя сначала подумала, что ошиблись адресом. Но тень беспокойства легла на ее лицо. Кто-то спросил у нее, что произошло.

Она попыталась не акцентировать на этом факте внимания. Снова на глаза девушки попалась скульптура Гоголя. Но на этот раз классик смотрел осуждающе.

Девушка вдруг осознала, что именно мама была для нее самым близким и любящим человеком. Тогда она решила ехать в отчий дом. Как назло в железнодорожной кассе не было билетов, но, предъявив телеграмму, все-таки удалось купить билет на ближайший поезд.

Паустовский рассказывает об одиночестве старых родителей, дети которых забыли о своих корнях. Это произведение можно считать образцом такой ситуации, когда дети свой долг перед родителями видят в материальном обеспечении стариков. Но стоит помнить, что родителям в преклонном возрасте важно видеть своих детей рядом, говорить с ними, прижимать к себе. Часто в жизни бывает так, что неродные люди становятся ближе, чем самые родные.

  1. Анастасия -дочь главной героини. Она работает и живет в Ленинграде, много делает для совершенно посторонних людей, но для родной матери у нее нет времени. Она предпочитает откупаться от мамы, ей некогда даже съездить навестить матушку.
  2. Катерина Петровна – старушка. Она одиноко живет в Заборье. Ей печально и тоскливо. Она ждет, что, может быть приедет, дочь. Но так и не дожидается, умирает рядом с чужими людьми.

Паустовский «Телеграмма» — это рассказ или повесть? По жанру произведение Константина Паустовского логично отнести к рассказу.

  • имеется одна сюжетная линия;
  • героев немного, и все они связаны с развитием сюжета;
  • объем произведения маленький.

В современном мире набирает обороты чтение книг онлайн. Не стало исключением и произведение Паустовского. «Телеграмму» можно читать онлайн.

Википедия содержит большую статью, посвященную личности и творчеству Константина Паустовского. В ней упоминается рассказ «Телеграмма». Речь идет о сюжете и истории создания текста.

Еще по теме:  Как скинуть геолокацию в Телеграмме с телефона

В школьной программе «Телеграмма» входит в перечень обязательных для чтения текстов. Кроме того, предусматривается, что ребята должны заучивать наизусть отрывок из произведения Паустовского.

Обратите внимание! Лучше всего учить отрывок, в котором рассказывается, как Катерина Петровна получала переводы от дочери, а потом перебирала бумаги. Он позволяет ученикам глубже проникнуться основной мыслью произведения.

Анализ

В произведении Константина Паустовского «Телеграмма» на первый план выходят две острых проблемы, которые во все времена были важными: равнодушное отношение к родным людям и граничащая с ним проблема одиночества.

Если анализировать рассказ с точки зрения композиции, то в нем условно можно выделить 3 части:

  1. Повествует о Катерине Петровне, которая живет в местечке Заборье и ждет приезда единственной дочери.
  2. Паустовский рассказывает о жизни Насти в Ленинграде. Она занята делами, что ей даже некогда написать письмо собственной маме.
  3. Читателя ждет вполне ожидаемая развязка событий.

С точки зрения изобразительно-выразительных средств, читатель обращает внимание на значимые детали и символы, которые помогают правильно воспринять авторскую оценку происходящего.

Паустовского по праву называют мастером пейзажа. Не стал исключением и рассказ «Телеграмма». Посредство пейзажных зарисовок автор сумел передать грустное настроение главной героини в начале произведения.

Обратите внимание! В финале на первый план снова выходит пейзажная зарисовка, наполненная белым светом, но с оттенком серого. Это очень символично, потому что дочка героини черствая душой. И Паустовский осуждает ее за это.

Во-первых, дочка не успела на похороны самого близкого человека — своей матери. Или не хотела успеть? Так и в жизни бывает достаточно часто. Во-вторых, Настя раскаивается, но, как часто бывает в жизни, уже поздно.

Вывод

Если обратиться к символике имени, то в переводе с греческого Анастасия означает «воскресшая». Героиня, может, и «воскресла» душой, но в этом ей смогла бы помочь только собственная мама. Ведь мама всегда и в любой ситуации поддержит и придет на помощь. Некоторые люди слишком поздно вспоминают о том, что надо навестить своих родителей.

Другие герои

Тихон – сторож пожарного сарая.

Манюшка – дочь сапожника.

Октябрь был холодный, шли дожди. Катерине Петровне стало «труднее вставать по утрам и видеть все то же» . Отец женщины был известным художником, он и построил этот дом в селе Заборье. Здесь Катерине Петровне не с кем было поговорить ни о картинах, ни об искусстве.

Каждый день к ней прибегала дочь соседа, колхозного сапожника, Манюшка и помогала женщине по хозяйству. Изредка заходил сторож при пожарном сарае – тощий рыжий Тихон, заставший еще время, когда этот дом строился.

Катерина Петровна каждый день думала о дочери Насте, которая жила сейчас в Ленинграде. Последний раз девушка приезжала три года назад. «Писем от Насти тоже не было» , но раз в два-три месяца Катерина Петровна получала от нее перевод на двести рублей.

Как-то в конце октября кто-то постучал в калитку в саду, но там никого не оказалось. В ту же ночь женщина написала Насте письмо о том, что она не переживет эту зиму. Попросила приехать хотя бы на день.

Настя работала секретарем в Союзе художников. Художники звали Настю «Сольвейг» – «за русые волосы и большие холодные глаза» . Письмо она решила прочесть позже. Письма матери вызывали у нее, с одной стороны, «вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива» , а с другой, становились «безмолвным укором» .

Как раз в это время Настя занималась организацией выставки молодого скульптора. В его мастерской внимание девушки привлекла скульптура Гоголя, который насмешливо и с укором смотрел на нее, словно напоминая о нераспечатанном в сумочке письме.

Прочтя письмо матери, Настя тут же подумала о долгом пути, «неизбежных материнских слезах» и спрятала конверт в ящик письменного стола.

Через две недели выставка состоялась. Все поздравляли скульптора и благодарили Настю. Неожиданно курьер принесла девушке телеграмму: «Катя помирает. Тихон» . Настя сначала подумала, что телеграмма адресовалась не ей, но в бумажной ленте значилось «Заборье» . Старый художник спросил у нее, что случилось. Девушка ответила, что «Это так… От одной знакомой» . Неожиданно ей снова показалось, будто Гоголь смотрит на нее, говоря: «Эх, ты!» .

Настя торопливо выбежала на улицу. Она поняла, что ее никто так не любил, «как эта дряхлая, брошенная всеми старушка» . Девушка пошла к станции железных дорог. Билетов не было, но кассир помогла ей.

Катерина Петровна не вставала уже десять дней, ей было трудно дышать. Манюшка шестые сутки сидела возле женщины. Тихон, чтобы как-то утешить Катерину Петровну, сам написал телеграмму и сказал, что она от ее дочери: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя» . Женщина поблагодарила его, повернулась к стене и как будто уснула – умерла.

На следующий день Катерину Петровну хоронили, собралось много людей. Когда гроб несли на кладбище, к ним подошла молодая учительница. Она вспомнила о своей матери и поцеловала умершую Катерину Петровну в руку.

Настя приехала в Заборье на второй день после похорон. Вернувшись домой, девушка проплакала всю ночь. «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Рекомендуем почитать предыдущие статьи:

  1. Невербальные коммуникативные компоненты речевое взаимодействие
  2. Способы сексуальных контактов
  3. Как происходит бракоразводный процесс
  4. Как поставить на место наглеца
  5. Обряд на открытие дорог самостоятельно
  6. Темы для дискуссий за и против
  7. Смс прощай
  8. Научиться свистеть без пальцев

Источник: otnoscheniya.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...