Остроумный фильм «Тот самый Мюнхгаузен» состоялся благодаря актерскому гению Олега Янковского и творческому подходу режиссера Марка Захарова. Это совершенно новое видение приключений главного героя произведений Р. Распэ, изложенное в книге Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен».
Германия, 1779 год. Барон Мюнхгаузен живет с очаровательной Мартой и хочет жениться на ней, однако его прежняя супруга всячески препятствует этому браку. Обвенчать женатого барона ни один священник не согласился. Что только не пробовал барон — ничего не помогало. Но в один прекрасный день Герцог все-таки подписывает прошение Мюнхгаузена о разводе с герцогиней.
«Те, кто знал мои прежние работы, с понятным скептицизмом отнесся к идее: Янковский — Мюнхгаузен… Действительно, ничего подобного мне прежде играть не приходилось. Но в этом-то и есть прелесть актерской работы — вот так вот однажды д е р з н у т ь, попытаться сделать якобы не свою роль — своей. Я благодарен Марку Захарову за то, что он, поверив в меня, разглядел во мне ту нетипичную комедийность, способность передать грустную иронию персонажа, которой сам я, откровенно говоря, в себе не подозревал. Захаров предпочел взять известного зрителям актера и использовать его в ином амплуа, в ином жанровом качестве. И для меня это стало действительно подарком судьбы»
Тот самый Мюнхгаузен, 1 серия (комедия, реж. Марк Захаров, 1979 г.)
Олег Янковский
В подборках
Лучше дома: что посмотреть во время карантина
Фильмы и спектакли Марка Захарова
Советские комедии для летних вечеров
Бургомистр, тролль, пастор. Подборка фильмов с Игорем Квашой
Фильмы с Семеном Фарадой
Александр Абдулов
Смотрите также
документальное 2021 39 мин
Птицы Мирослава
документальное 2018 39 мин
Мозг. Вторая Вселенная
документальное 2017 85 мин
Магический обтюратор
документальное 2019 44 мин
Мозг.
Эволюция
документальное 2019 86 мин
Оханский слон
документальное 2019 44 мин
Жизнь с бактериями
документальное 2017 53 мин
документальное 2010 53 мин
документальное 2021 50 мин
В ожидании волн и частиц
документальное 2015 77 мин
Любители в космосе
документальное 2019 39 мин
Когда-то мы были звездами
документальное 2013 31 мин
Тайны Каповой пещеры. Шульган-Таш
документальное 2020 42 мин
Мультимедийный видеоэкскурс «Балетная азбука»
документальное 2021 58 мин
Проект «Сказки о золотых яблоках»
документальное 2022 34 мин
Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Источник: www.culture.ru
Журнал
9 интересных фактов о фильме «Тот самый Мюнхгаузен»
5 июня 2018
История фильма началась с театральной постановки. Владимир Зельдин попросил драматурга Григория Горина написать пьесу о бароне Мюнхгаузене — актёр мечтал сыграть этого героя, но не было подходящего материала. Горин взял за основу сюжеты немецкого писателя Эриха Распе и написал пьесу «Самый правдивый». Поставленный по ней спектакль назывался «Комическая фантазия…» и шёл в Театре Советской армии с невероятным успехом! Посмотрев постановку, режиссёр Марк Захаров решил немедленно перенести её на экран.

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Барон Мюнхгаузен существовал на самом деле. Его звали Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, он жил в XVIII веке в Германии и был ротмистром русской службы. В 1744 он женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен, и они прожили вместе больше сорока лет.
Став вдовцом, он женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела такой весёлый образ жизни, что барон отказался признавать рожденную в браке дочь. Развод барона с женой был скандальным и завершился тем, что Бернардина сбежала за границу, а барон разорился. После этого он уехал в маленький городок и прославился тем, что открыл охотничий павильон под названием «Павильон лжи» и рассказывал там гостям невероятные истории о своих приключениях.
Литературным персонажем барон стал благодаря писателю и историку Эриху Распе, который выпустил сборник его рассказов под названием «Лживые или вымышленные истории».

Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (www.samcult.ru)
В образе барона Мюнхгаузена режиссёр Марк Захаров видел только Олега Янковского, хотя против него были и худсовет, и сценарист Григорий Горин. Худсовет считал, что Янковский годится Мюнхгаузену в сыновья, а Горин не верил в способности актёра сыграть ироничного, тонкого и хитрого барона — он знал Янковского как исполнителя ролей волевых и жёстких людей. Потом Горин признавался, что взять другого актёра было бы непростительной ошибкой.

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
На роль Марты режиссёр хотел утвердить Татьяну Догилеву, но худсовет кандидатуру отклонил. На роль пробовались Галина Золотарёва, Ирина Мазуркевич и другие актрисы, среди которых была Елена Коренева. Создатели картины разложили фотографии всех претенденток и выбрали Кореневу, несмотря на то, что на фото она вовсе не была похожа на романтическую героиню — у нее была стрижка «под мальчика».
В пользу Кореневой сыграло и то, что она не была актрисой захаровского «Ленкома» — в фильме и так была занята солидная часть труппы. Основных женских ролей в фильме было всего две — Инна Чурикова приезжала только на съёмки, а Елена Коренева жила со съёмочной группой и постоянно была окружена мужским вниманием. Леонид Ярмольник даже делал ей предложение, а на отказ сообщил, что просто брал актрису «на слабо»…

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Съёмки проходили в немецком городе Вернигероде. В массовке и эпизодах принимали участие немецкие актёры, был и немецкий каскадёр. Как-то Александр Абдулов предложил ему помериться силами — побороться даже не на руках, а на пальцах. Сцепились указательными пальцами, начали друг на друга напирать, и тут раздался хруст… Немецкий каскадёр случайно вывихнул Абдулову палец! Пришлось накладывать гипс, и Захаров был жутко недоволен таким ребячеством. В ходе дальнейших съёмок Абдулов умудрился сломать ещё и палец на ноге — отказался от дублёра в сцене с прыжком с забора…

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Одной из самых сложных оказалась сцена с выходом из леса оленя с вишнёвым деревом на голове. Планировали привязать ветки к рогам оленя из местного зоопарка, но оказалось, что олени как раз только сбросили рога и привязывать просто не к чему. Попробовали снимать чучело, но его ненастоящесть выдавали стеклянные глаза.
Тогда решили снимать не оленя, а марала, но он не понимал, что от него требуется и вместо прохода перед камерой начинал перед ней валяться. В конце концов марала удалось приманить лакомством, и он прошёл по нужному маршруту. Но это была только половина дела… С «вишнёвым деревом» на голове ходил балетмейстер из Театра оперетты, который перед этим изучил проход марала и старался попасть в такт с животным. После чего дерево вырезали и совместили со съёмками марала.

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
«Тот самый Мюнхгаузен» почти не пострадал от цензуры — из него перед премьерным показом вырезали всего две сцены. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, усмотрели намёк на «Малую землю» Леонида Брежнева. Книга недавно вышла в печать и была внесена в школьную программу. Вторая правка касалась «Песенки пастушки» в исполнении Любови Полищук.
Актриса тогда была в опале на телевидении и фрагмент с её участием вырезали. Пела за Полищук певица Жанна Рожденственская. Позже «Песенку пастушки» вернули на место.

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Еще одна правка случилась гораздо позже. В 1990-е годы была вырезана часть диалога Мюнхгаузена и пастора из первой серии. Диалог звучал так:
— Я читал вашу книжку… Что за чушь вы там насочиняли, барон?!
— Я читал вашу — она не лучше.
— Какую?
— Библию.
В новой версии диалог заканчивается на фразе Мюнхгаузена: «Вы, служитель церкви, предлагаете мне жить во лжи?» — после чего пастор уезжает.

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Знаменитая фраза барона Мюнхгаузена: «Умное лицо ещё не признак ума…» — в сценарии звучала как «Серьёзное лицо ещё не признак ума…» Олег Янковский случайно оговорился, но новый вариант очень понравился Марку Захарову. Он оставил его в фильме, несмотря на протесты сценариста Григория Горина.

«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Источник: www.domkino.tv
«Улыбайтесь, господа»: суть фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Смысл фильма
На чтение 11 мин. Просмотров 1k. Опубликовано 08.06.2023
Страна: СССР
Жанр: трагикомедия, притча
Год производства: 1979
Режиссер: Марк Захаров
Актеры: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов
Кинокартина Марка Захарова построена на абсурде. Техническое исполнение сейчас выглядит устаревшим и наивным, но сама постановка со временем, кажется, стала только ярче. Многое из этого фильма разошлось на цитаты и крылатые выражения, но самое главное – смысл фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и его основная идея в наше время стали актуальными как никогда. Несколько театральная, волшебная кинолента именитого режиссера рассказывает о любви, верности своим принципам, самопожертвовании и правде, которую боятся очень многие.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Тот самый Мюнхгаузен”. Ганновер, 30 мая 1779 года. Барона Карла Мюнхгаузена окружающие воспринимают как исключительного выдумщика и лгуна. Однако все, о чем говорит барон, имеет странное свойство становиться реальностью. В ответ на изумление свидетелей Мюнхгаузен, лукаво прищурившись, каждый раз говорит, что никогда не врет.

Барон проживает в собственном замке с возлюбленной, Мартой. Они хотят пожениться, но существует препона в виде жены Мюнхгаузена Якобины. Брак с ней был заключен в далекой юности не по любви. Якобина вместе с взрослым сыном Феофилом проживают отдельно. Барон пытается добиться развода, но дать разрешение может только герцог.
Этому всячески препятствует сама Якобина и ее новый возлюбленный, Генрих Рамкопф.
Как-то герцог, в очередной раз поссорившись с герцогиней, решает подписать прошение свободолюбивого барона. Все портит сам Мюнхгаузен, трикстерски поставив в графе “число” 32 мая. Согласно его расчетам, он прав, но его никто не слушает. Более того, уважаемое общество считает, что таким образом барон бросает очередной вызов общественному порядку.
На фоне грянувшего скандала оскорбленный суд отказывается утверждать развод. С бароном пытаются договориться: он признает все свои истории фантазиями и отрекается от них, а взамен ему дают желаемый развод. Мюнхгаузен упорствует: в его “фантазиях” есть особый смысл, и он не хочет отказываться от того, во что искренне верит.
В конце концов уставшая от неопределенности Марта ставит ему ультиматум: или он подписывает отречение, или она уходит от него. Мюнхгаузен сдается и подписывает отречение от самого себя. После этого он закрывается в кабинете и раздается выстрел.
С тех пор проходит три года. О бароне вспоминают с огромным уважением и говорят, как о непонятом обществом гении. 32 мая, в годовщину гибели барона, ему торжественно открывают памятник на площади.
Впрочем, вскоре преданный слуга барона, Томас, выясняет, что хозяин жив. Все это время он скрывался под именем цветочника Мюллера – это позволило ему жениться на Марте. Но в обычной жизни, без приключений и фантазий, он не видел никакого смысла, и жена, устав от его угрюмости, ушла от него. Мюнхгаузен очень хочет вернуть ее, но понимает, что сделать это можно только в том случае, если он вернется к себе прежнему и снова станет веселым троллем и трикстером.

Но не все так просто. В городе царит культ Мюнхгаузена, однако воскресший из мертвых, он не нужен никому, кроме Марты и Томаса. И все-таки он решает действовать и отправляется к бургомистру, который когда-то водил с ним дружбу. Однако тот с целью сохранения общественного спокойствия объявляет барона самозванцем и отправляет в тюрьму до выяснения личности.
На устроенном по случаю суде никто из знакомых, родственников и друзей Мюнхгаузена не признает его. Спасти его может только Марта, но Рамкопф и Якобина угрозами заставляют девушку лжесвидетельствовать. В противном случае, утверждают они, барон умрет – на сей раз, по-настоящему.
Оставленный всеми, Мюнхгаузен требует, чтобы ему дали право попробовать доказать всем, что он – это он. В доказательство своей личности ему необходимо повторить полет на пушечном ядре на Луну…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Ближе к финалу Марта узнает, что для срыва эксперимента в пушку положили сырой порох. Барон просит верного Томаса заменить порох и, видя серьезность его намерений, общество всерьез пугается. Никому не под силу полететь на пушечном ядре на Луну. Даже барону Мюнхгаузену.
Его признают и просят отказаться от опасного эксперимента. Дело всем кажется решенным и самого барона просят присоединиться к празднованию его якобы благополучного возвращения с Луны. Но он твердо стоит на своем. Произнеся короткий монолог, он начинает подниматься по веревочной лестнице к жерлу пушки. Тут выясняется, что никакой пушки нет – барон поднимается по бесконечной лестнице в бездонное, синее майское небо.
Смысл концовки фильма «Тот самый Мюнхгаузен» многие считают неоднозначным. Согласно одной трактовке, сама эта сцена – фатальная, обреченно-философская. Здесь речь идет о метафорическом изображении смерти барона – и одновременно о нахождении им своего места.
По мнению других зрителей, сделавших разбор этой фантасмагорической ленты, разгадка концовки заключается в том, что лестница символизирует жизнь. Пушки не было не просто так. Ее видели только окружающие Мюнхгаузена люди. В самом конце показали то, что видел сам барон – лестницу на луну.

Есть еще одна версия. Согласно ей, вся сила последней мизансцены заключается в том, что пушка есть и Мюнхгаузен (аллегория с бесконечной лестницей в этой трактовке отсутствует) делает сознательный выбор. Лестницу видят все, кроме него самого, Марты и Томаса – все те, кто не может понять тот факт, что есть люди, готовые пойти на такой поступок.
О финале можно долго спорить, но незыблемо одно: для многих зрителей Олег Янковский, как и его потрясающий герой, одним майским днем поднялся на небо по бесконечной лестнице.
Он непременно вернется однажды, в шесть дня…
Смысл фильма
Прототипом главного героя фильма “Тот самый Мюнхгаузен” стал известный литературный персонаж. В свою очередь, его образ был основан на личности реально жившего в XVIII веке барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. Он был ротмистром русской службы и, выйдя в отставку, отправился домой в Саксонию. Там он прославился своими рассказами о жизни в Российской Империи.
Странная, многослойная кинолента Марка Захарова изначально воспринимается как сказка о вымышленных героях и несуществующих действиях. Однако если копнуть немного глубже, можно увидеть историю человека-творца, непонятого обществом, не принятого им.
При просмотре киноленты не раз возникает вопрос: не лжет ли барон? И вообще, кто он такой – безобидный мечтатель или трикстер вроде Ходжи Насреддина? Ответ прост: он и то, и другое, и кое-кто еще. В сюжете барон выступает рассказчиком. Он врет не более, чем любой творец, создающий что-то свое.
Истории, рассказанные бароном, – реальность, в которой он существует. Но не все способны это увидеть…

В картине звучит пронзительная музыка Алексея Рыбникова, изначально написанная для спектакля. Она помогает постичь суть фильма: это история о том, как яркая личность противостоит серой толпе, а ее фантазии – косности и лицемерию. Да, барон Мюнхгаузен никогда не врет. Он просто другой. И он предлагает нам фантазии, в которых много правды.
В своих фантазиях он полностью свободен: он летает на ядре, ходит на охоту без ружья, выращивает вишневый сад на голове оленя и даже разговаривает с гениями прошлых лет. Нужно просто принять это, вот и все.
Сделать барона таким, как все, – значит, убить его. В переносном смысле – задушить его индивидуальность. Как выяснилось, обществу нужна легенда о Мюнхгаузене, но самого его оно принять не может и не хочет – не так ли случается со всеми гениями и вообще с теми, кто хоть как-то отличается от остальных?!
Но и барон отрекается от такого общества. Произнеся свой знаменитый монолог о глупостях, которые совершаются с умным выражением лица, он уходит. Навсегда.
Картина Марка Захарова – это притча о том, что потерять себя легко, а вот обрести вновь – удастся ли. Оставаться самим собой – вот главное послание этой киноленты. Кто бы что ни говорил, и ни писал – всегда оставайся верен своим убеждениям и принципам. Слишком просто? Возможно.
Зато – правда.
Некоторые зрители видят в этом фильме скрытый смысл. По их мнению, в образе Мюнхгаузена есть что-то от Христа. Герой на протяжении фильма совершает чудеса и делает открытия, а общество в них не верит, предпочитая считать их фокусами и авантюрами, а самого его – лгуном и аферистом. Оно боится правды, ведь она способна разрушить устоявшийся порядок вещей. Здесь все просто: нет веры – нет и чуда, и великое учение теряет всякий вес…
Одним словом, в киноленте Марка Захарова действительно много интересных отсылок, слоев и смыслов. Но центральной идеей его фильма, вероятно, стала мысль о необходимости сохранения души – живой, яркой и свободной. Нашу жизнь нельзя пройти без улыбки. И поэтому совет барона актуален, как никогда.
“Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!”.
Цитаты из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»:
Вот несколько крылатых выражений из фильма:
- “Серьезное лицо еще не признак ума, все глупости на земле делаются именно с таким выражением лица”
- “Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить”
- “Есть пары, созданные для любви, мы же были созданы для развода!”
- “Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?”
- “Развод — одно из величайших достижений человечества! Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить двадцать лет вместе.”
- “Господи, как умирать надоело…”
- “Всякая любовь законна, если это любовь.”
- “Имеешь любовницу — на здоровье, сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились, это аморально”.
- “Неужели вам обязательно надо убить человека, чтобы понять, что он живой?!”
- “Сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.”
- “Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!”
Источник: osmyslah.ru