Телевизионный фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (1979) появился благодаря успешному спектаклю Театра Советской армии «Комическая фантазия…» по пьесе Григория Горина «Самый правдивый». Постановка о бароне Мюнхгаузене очень понравилась Марку Захарову , через некоторое время он предложил драматургу снять фильм.
Горин согласился, даже переделал пьесу – в сценарии появились новые персонажи, к примеру, герцог-портной в исполнении Леонида Броневого. Однако сценарист противился желанию Захарова отдать роль барона Олегу Янковскому . Режиссеру пришлось отстаивать актера и перед худсоветом. Подтверждение правильности своего выбора Захаров получил уже в начале работы.
«Он ухватил какой-то хороший, веселый взгляд человека, который несет юмор. Это было для меня неожиданно. И уже на съемках самой первой сцены, где Мюнхгаузен беседует с охотниками, все чудесно сложилось…», – говорил о Янковском режиссер.
Марк Захаров, Елена Коренева, Олег Янковский на съемках фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Фото: in-w.ru
Тот самый Мюнхгаузен, 1 серия (комедия, реж. Марк Захаров, 1979 г.)
Удивительно, что телефильм, достаточно острый для своего времени, легко прошел цензуру. Марк Анатольевич списал это на собственный опыт сдачи картин и предпраздничную благожелательность чиновников – премьеру готовили к Новому году. «Тот самый Мюнхгаузен» появился на телеэкранах 1 января 1980 года и стал одним из самых любимых и цитируемых советских фильмов. Согласны, друзья?
Предлагаем вспомнить несколько смешных, серьезных, философских, абсурдных – несомненно ярких цитат персонажей этой картины .
Марта
Кадр из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г., режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин, композитор Алексей Рыбников (скриншот)
Марта, возлюбленная барона, – Елена Коренева .
Я обыкновенная женщина. Не требуй от меня больше, чем я могу.
Господи! Неужели вам обязательно нужно убить человека, чтобы понять, что он живой!
Якобина
Кадр из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г., режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин, композитор Алексей Рыбников (скриншот)
Баронесса Якобина фон Мюнхгаузен – Инна Чурикова.
Судя по обилию комплиментов, вы опять с плохой новостью.
Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?
Не страшно, не страшно, что я брошена. Не страшно. Страшно, что он свободен!
Правда – это то, что в данный момент считается правдой…
Бургомистр
Кадр из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г., режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин, композитор Алексей Рыбников (скриншот)
Бургомистр – Игорь Кваша.
Будучи в некотором нервном перевозбуждении, герцог вдруг схватил и подписал несколько прошений о разводе словами: «На волю, всех на волю!»
Господи, ну чем ему Англия-то не угодила?!
Все пойдет по плану. После увертюры – допросы, потом – последнее слово подсудимого, залпы; общее веселье, танцы.
Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было светло, сухо и медведь!
Герцог
Кадр из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г., режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин, композитор Алексей Рыбников (скриншот)
Герцог – Леонид Броневой.
Война – это не покер! Ее нельзя объявлять, когда вздумается! Война это. война.
Почему продолжается война? Они что у вас, газет не читают?
Из Мюнхгаузена, господа, воду лить не будем! Незачем. Он нам дорог просто как Мюнхгаузен. Как Карл Фридрих Иероним. А уж пьет его лошадь или не пьет – это нас не волнует.
Главнокомандующий
Кадр из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г., режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин, композитор Алексей Рыбников (скриншот)
Главнокомандующий – Семен Фарада.
Барон Мюнхгаузен будет арестован с минуты на минуту! Просил передать, чтоб не расходились.
Ваше Высочество, сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.
Барон Мюнхгаузен
Кадр из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г., режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин, композитор Алексей Рыбников (скриншот)
Барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен – Олег Янковский.
Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить.
Есть пары созданные для любви, мы же были созданы для развода!
Да поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал на Луну, а тем, что не врет.
У меня был друг – он меня предал, у меня была любимая – она отреклась. Я улетаю налегке.
Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа.
Улыбайтесь.
Кадр из кинофильма «Тот самый Мюнхгаузен», 1979 г., режиссер Марк Захаров, сценарист Григорий Горин, композитор Алексей Рыбников (скриншот)
Друзья, на телеканале «Мосфильм. Золотая коллекция» – «Тот самый Мюнхгаузен» . Не пропустите, услышьте все это с неповторимой интонацией замечательных артистов! Читайте и другие статьи о кино:
Источник: dzen.ru
Журнал
9 интересных фактов о фильме «Тот самый Мюнхгаузен»
5 июня 2018
История фильма началась с театральной постановки. Владимир Зельдин попросил драматурга Григория Горина написать пьесу о бароне Мюнхгаузене — актёр мечтал сыграть этого героя, но не было подходящего материала. Горин взял за основу сюжеты немецкого писателя Эриха Распе и написал пьесу «Самый правдивый». Поставленный по ней спектакль назывался «Комическая фантазия…» и шёл в Театре Советской армии с невероятным успехом! Посмотрев постановку, режиссёр Марк Захаров решил немедленно перенести её на экран.
www.rbc.ru
Барон Мюнхгаузен существовал на самом деле. Его звали Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен, он жил в XVIII веке в Германии и был ротмистром русской службы. В 1744 он женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен, и они прожили вместе больше сорока лет.
Став вдовцом, он женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела такой весёлый образ жизни, что барон отказался признавать рожденную в браке дочь. Развод барона с женой был скандальным и завершился тем, что Бернардина сбежала за границу, а барон разорился. После этого он уехал в маленький городок и прославился тем, что открыл охотничий павильон под названием «Павильон лжи» и рассказывал там гостям невероятные истории о своих приключениях.
Литературным персонажем барон стал благодаря писателю и историку Эриху Распе, который выпустил сборник его рассказов под названием «Лживые или вымышленные истории».
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (www.samcult.ru)
В образе барона Мюнхгаузена режиссёр Марк Захаров видел только Олега Янковского, хотя против него были и худсовет, и сценарист Григорий Горин. Худсовет считал, что Янковский годится Мюнхгаузену в сыновья, а Горин не верил в способности актёра сыграть ироничного, тонкого и хитрого барона — он знал Янковского как исполнителя ролей волевых и жёстких людей. Потом Горин признавался, что взять другого актёра было бы непростительной ошибкой.
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
На роль Марты режиссёр хотел утвердить Татьяну Догилеву, но худсовет кандидатуру отклонил. На роль пробовались Галина Золотарёва, Ирина Мазуркевич и другие актрисы, среди которых была Елена Коренева. Создатели картины разложили фотографии всех претенденток и выбрали Кореневу, несмотря на то, что на фото она вовсе не была похожа на романтическую героиню — у нее была стрижка «под мальчика».
В пользу Кореневой сыграло и то, что она не была актрисой захаровского «Ленкома» — в фильме и так была занята солидная часть труппы. Основных женских ролей в фильме было всего две — Инна Чурикова приезжала только на съёмки, а Елена Коренева жила со съёмочной группой и постоянно была окружена мужским вниманием. Леонид Ярмольник даже делал ей предложение, а на отказ сообщил, что просто брал актрису «на слабо»…
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Съёмки проходили в немецком городе Вернигероде. В массовке и эпизодах принимали участие немецкие актёры, был и немецкий каскадёр. Как-то Александр Абдулов предложил ему помериться силами — побороться даже не на руках, а на пальцах. Сцепились указательными пальцами, начали друг на друга напирать, и тут раздался хруст… Немецкий каскадёр случайно вывихнул Абдулову палец! Пришлось накладывать гипс, и Захаров был жутко недоволен таким ребячеством. В ходе дальнейших съёмок Абдулов умудрился сломать ещё и палец на ноге — отказался от дублёра в сцене с прыжком с забора…
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Одной из самых сложных оказалась сцена с выходом из леса оленя с вишнёвым деревом на голове. Планировали привязать ветки к рогам оленя из местного зоопарка, но оказалось, что олени как раз только сбросили рога и привязывать просто не к чему. Попробовали снимать чучело, но его ненастоящесть выдавали стеклянные глаза.
Тогда решили снимать не оленя, а марала, но он не понимал, что от него требуется и вместо прохода перед камерой начинал перед ней валяться. В конце концов марала удалось приманить лакомством, и он прошёл по нужному маршруту. Но это была только половина дела… С «вишнёвым деревом» на голове ходил балетмейстер из Театра оперетты, который перед этим изучил проход марала и старался попасть в такт с животным. После чего дерево вырезали и совместили со съёмками марала.
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
«Тот самый Мюнхгаузен» почти не пострадал от цензуры — из него перед премьерным показом вырезали всего две сцены. В сцене с охотником, которому все говорили, что учатся по его книгам, усмотрели намёк на «Малую землю» Леонида Брежнева. Книга недавно вышла в печать и была внесена в школьную программу. Вторая правка касалась «Песенки пастушки» в исполнении Любови Полищук.
Актриса тогда была в опале на телевидении и фрагмент с её участием вырезали. Пела за Полищук певица Жанна Рожденственская. Позже «Песенку пастушки» вернули на место.
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Еще одна правка случилась гораздо позже. В 1990-е годы была вырезана часть диалога Мюнхгаузена и пастора из первой серии. Диалог звучал так:
— Я читал вашу книжку… Что за чушь вы там насочиняли, барон?!
— Я читал вашу — она не лучше.
— Какую?
— Библию.
В новой версии диалог заканчивается на фразе Мюнхгаузена: «Вы, служитель церкви, предлагаете мне жить во лжи?» — после чего пастор уезжает.
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Знаменитая фраза барона Мюнхгаузена: «Умное лицо ещё не признак ума…» — в сценарии звучала как «Серьёзное лицо ещё не признак ума…» Олег Янковский случайно оговорился, но новый вариант очень понравился Марку Захарову. Он оставил его в фильме, несмотря на протесты сценариста Григория Горина.
«Тот самый Мюнхгаузен», к/с «Мосфильм», 1980, реж. М. Захаров
Источник: www.domkino.tv
Тот самый Мюнхгаузен?
«Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» – одна из ироничных цитат фильма «Тот самый Мюнхгаузен». 220 лет назад умер настоящий, не выдуманный, немецкий барон Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен (11.05.1720 – 22.02.1797). Его имя известно во всем мире. Он – главный лжец и фантазёр, превратившийся в популярного и всеми любимого литературного персонажа, который стал героем множества анекдотов, пьес и кинофильмов.
Портрет Карл Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (1752)
С именем персонажа барона Мюнхгаузена навсегда связаны занимательные небылицы о вишнёвом дереве, выросшем на голове оленя, передвижениях во времени, путешествии на Луну и другие невероятные рассказы. Однако существовал настоящий барон, которому хоть и не посчастливилось полетать на пушечном ядре, но зато удалось завоевать любовь читателей по всему миру.
Лучший из «Дома монахов»
Аристократический немецкий род Мюнхгаузенов («Дом монаха») существует с XII века. Однако из всех многочисленных представителей этого почтенного рода всемирно известен только один. Это Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720 — 1791), который когда-то служил в русской армии и участвовал в двух походах против турок.
Герб рода Мюнхгаузенов, на котором изображен монах с посохом и мешочком, в котором лежит книга
Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.
Центр города Боденвердера — родины Мюнхгаузена
Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.
«Павильон лжи»
В Германии, где он окончательно отошел от военного поприща и занялся охотой, Мюнхгаузен прославился как талантливый рассказчик необыкновенных историй, случившихся с ним в России и на родине. Жанр, в котором отставной ротмистр травил свои остроумные байки, в Германии именовался «охотничьими анекдотами» («Jagerlatein»). Со своими небылицами он путешествовал по многим немецким городам собирая все больше любопытных слушателей. В своем же поместье Мюнхгаузен отстроил охотничий павильон, стены которого были увешаны его охотничьими трофеями, и где он принимал своих друзей и слушателей. Позже этот домик назовут «павильоном лжи».
Олень, на голове которого выросло вишневое дерево. Илл. Гюстава Доре
Один из современников барона Мюнхгаузена так описал его оригинальную манеру рассказывать небылицы: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша. Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».
Всеми любимый лжец
Поначалу все истории барона бытовали в устной форме, но вскоре стали появляться целые анонимные сборники занимательных новелл, которые рассказывал некто «остроумный М-г-з-н». Без ведома самого Мюнхгаузена (который очень разозлился, узнав о литературной обработке и публикации его небылиц) в 1781 и 1783 годах в берлинском юмористическом альманахе «Спутник веселых людей» появились 16 рассказов-анекдотов под заголовком «М-х-з-новы истории».
Через пару лет, уже в Лондоне, писатель Рудольф Эрих Распе, лично знакомый с бароном, выпустил «Удивительные приключения и похождения барона Мюнхгаузена в России» на английском языке, которых ждал небывалый успех у читателей. Затем известный литератор Готфрид Август Бюргер переработал книгу.
Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона — полету на пушечном ядре
В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.
Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.
Книги Распе и Бюргера моментально распространились по всей Европе, а барон Мюнхгаузен сделался любимым всеми лжецом (до сих пор в Германии его именуют «Lugenbaron», что означает барон-врун). Интересно, что сам барон не признавал свое литературное «я» и даже собирался судиться с литераторами. И гнев его был справедлив. Так как из человека с уникальным военным и жизненным опытом, рассказчика увлекательных историй о реалиях другой страны, о военных вылазках и случаях на охоте, в которых он, увлекаясь, многое приукрашивал и преувеличивал, Мюнхгаузен превратился в героя этих историй – самозабвенного искусного вруна.
Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре
Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.
Так настоящий немецкий барон Мюнхгаузен и веселый литературный авантюрист срослись в одну грандиозную незаурядную личность, а реальные факты биографии героя перемешались с вымыслом. Например, в рассказе о том, как Мюнхгаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, можно увидеть вполне реальный случай времен русско-турецкой кампании, когда русским войскам пришлось отступить: «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь».
Последняя шутка
Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.
Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере
В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела — кости.
Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».
Мюнхгаузен в России
В России о бароне Мюнхгаузене узнали еще в 1791 году, когда писатель и переводчик Николай Осипов (1751-1799) пересказал «Приключений барона Мюнхгаузена», назвав книгу пословицей «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».
Обложки популярнейшего в России пересказа Чуковским книги Распе
Самой же известной интерпретацией образа Мюнхгаузена у нас в стране является адаптация для детей Корнеем Чуковским книги Рудольфа Распе. В 1923 году в издательстве «Всемирная литература» вышла книга под названием «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена: сокращенное издание для детей среднего возраста, перевод с английского под редакцией Чуковского» с иллюстрациями Гюстава Доре.
Максим Горький отнес «Мюнхгаузена» к «крупнейшим произведениям книжной̆ литературы».
«Тот самый Мюнхгаузен»
В 1974 году драматург и сценарист Григорий Горин написал пьесу «Самый правдивый». Здесь образ главного героя кардинально меняется – из лжеца он превращается в самого правдивого и честного персонажа, который не желает идти за обывательской толпой, противопоставляя им свой мир, полный фантазий и оптимизма:
Марта. Тебе грозит тюрьма.
Мюнхгаузен. Чудное место! Там Овидий и Сервантес, мы будем перестукиваться.
Москва. Центральный театр Советской Армии. Сцена из спектакля «Комическая фантазия». Режиссер Ростислав Горяев. Бургомистр — актер Юрий Комиссаров (слева), Мюнхгаузен — актер Владимир Зельдин (справа). Михаил Строков/Фотохроника ТАСС
Мюнхгаузен Горина одинок, противопоставлен обществу, возвышается над ним. Образ лгуна трансформируется в образ романтика-храбреца, не желающего жить как все остальные: «Как все?! Что ты говоришь?! Как все… не двигать время, не жить в прошлом и будущем, не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов. Да никогда! Что я – ненормальный?»
В пьесе Мюнхгаузен подводит серьезный философский итог, полный иронии: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Театральный или киношный Мюнхгаузен?
Интересно, что пьеса была написана Гориным по просьбе актера Владимира Зельдина, который очень хотел сыграть роль легендарного импровизатора. Спектакль по пьесе с успехом шел в Театре Российской Армии. Режиссер Марк Захаров решил воплотить на большом экране историю барона в горинском варианте. Однако главную роль в киноверсии сыграл не Зельдин, а Олег Янковский.
Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (как и пьесу Горина) нельзя назвать сатирическим в полном смысле этого слова, хотя он полон юмора и веселых приключений. Это настоящая философская драма, где главный герой – энергичный молодой человек, знающий и понимающий значительно больше, чем его окружение, враждебно настроенное к нему. Он отказывается идти на любые компромиссы и, хоть и не может доказать свою правоту, остается верен себе.
Олег Янковский в образе барона Мюнхгаузена
Мюнхгаузен, созданный Владимиром Зельдиным, абсолютно другой. Он значительно старше (это человек на пороге старости, лет шестидесяти). Он – аристократ, который не способен производить какие-то невероятные приключения. Он даже и не помышляет о конфликте с властью или церковью.
Этот Мюнхгаузен живет в другом мире, верит в него и искренне недоумевает, когда вокруг него назревает интрига. Мюнхгаузен Зельдина не столько отрицает мир, как в фильме, сколько мир не может принять его. Здесь сталкивается вера героя с окружающим рационализмом. Среди всех других героев нет верующих людей. Они все – рационалисты, включая служителей культа.
Барон искренен в своих чувствах, чем-то напоминает Дон Кихота, лишенного своей острой пики и не защищенного латами, и от того предстающего интеллигентным, ироничным, искренним большим ребенком, которого рациональные, целиком погруженные в заботы мира сего люди фактически заставляют уйти из мира – забраться по лестнице на Луну.
Образ барона Мюнхгаузена – один из самых известных популярных в мировой литературе. Ему посвящены кинофильмы и мультфильмы, поставлены несколько памятников. Существует несколько музеев барона Мюнхгаузена.
Любой читатель и зритель, познакомившись с образом Мюнхгаузена, испытывает к нему искреннюю симпатию. И даже если верующий человек читает об этих остроумных выдуманных приключениях, он не ощущает антипатии к добродушному фантазеру, в котором фантазии гораздо больше, чем лжи. А все почему? Да потому что вокруг слишком много холодного рационализма и равнодушия, а мир барона Мюнхгаузена — это мир, где возможно настоящее чудо, где человек рисует собственную жизнь яркими красками, которых всегда так не хватает.
— Всё шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, — продлевает. Тому, кто острит, — укорачивает. Вот так вот.
Источник: foma.ru