Травля одноклассниками в школе как называется

Содержание

Согласно социологическим исследованиям , каждый второй школьник в России сталкивается с буллингом – групповой травлей в школе. Это довольно сложный социальный феномен со своей ролевой структурой – в ситуацию с травлей тем или иным образом вовлечена вся группа детей. Как же происходит распределение ролей, кто чаще становится зачинщиком, и какие затяжные последствия имеет буллинг в коллективе? Рассказывает психиатр и психотерапевт Василий Шуров.

Статистика и схема школьного буллинга

По статистике, травля наиболее распространена в начальной и средней школе. А к последним классам же классам она сходит на нет – благодаря процессам созревания мозговых структур у учеников повышается способность к эмоционально-поведенческой саморегуляции и критическому мышлению.

При этом мальчики чаще девочек становятся инициаторами и жертвами травли.

Вероятность проявления травли от начальных до старших классов по исследованию норвежского психолога Дана Ольвеуса. Источник: Яндекс-картинки

Травля в школе, на работе / Как реагировать на буллинг? #shorts

При этом в ситуацию травли вовлечен весь коллектив – весь класс. Можно выделить 5 ключевых ролей:

Буллеры – агрессоры, зачинщики конфликта.

Жертвы – терпят нападки.

Последователи – выступают на стороне агрессора.

Защитники – выступают на стороне жертвы.

Наблюдатели – равнодушные или пассивно одобряющие одну из сторон.

Более подробная схема распределения ролей. Источник: Яндекс-картинки

И распределение по этим ролям далеко не случайно – на него влияет психологическое состояние и особенности характера каждого отдельного ребенка. При этом последствия конфликтной обстановки ощущает на себе не только жертва, но и другие участники конфликта – и им всем требуется помощь.

Рассмотрим особенности и предпосылки основных ролей.

Зачинщики травли

Как правило, это 1-2 ребенка в классе, негласные лидеры группы, обладающие популярностью и влиянием на других детей. Чаще это физически крепкие дети, обладающие хорошими коммуникативными навыками и завышенной самооценкой.

Интересно, что основной причиной травли редко становится личная обида. В основе мотивации буллера лежит стремление закрепить свой авторитет, самоутвердиться, выделиться.

Какие школьники становятся буллерами?

Характерные черты буллера – низкая стрессоустойчивость и низкий эмоциональный самоконтроль, импульсивность, демонстративность в поведении, а также низкая способность к эмпатии – сопереживанию. Очень часто это дети из семей, где:

Процветает физическое/психологическое насилие. Ребенок с детства привыкает к тому, что власть и авторитет отстаивается силой, оскорблениями, унижением. Или ты сильный (и тебя бояться=уважают), или ты слабый (и к тебе можно плохо относиться).

Родители привыкли к холодному, отстраненному общению друг с другом и с ребенком. В такой семье ребенок не учится эмпатии, не умеет выражать словами свои чувства и потребности. А еще – испытывает необходимость совершать какие-то яркие действия, чтобы привлечь к себе внимание родных.

❗️буллинг в школе.. а над тобой издевались? #pov #story

Источник: Яндекс-картинки

Последствия буллинга для зачинщика

Если травля остается безнаказанной для ее инициатора, его психологические установки закрепляются еще прочнее, ощущение вседозволенности растет. В будущем это может привести к развитию криминальных наклонностей.

Кроме того, в какой-то момент зачинщик может осознать тяжесть своего проступка – например, при своевременной проработке травли педагогами, или столкнувшись с аналогичной ситуацией уже в роли жертвы или стороннего наблюдателя. В этом случае буллер может испытывать мучительное чувство вины, даже ненависть к себе – и ему потребуется помощь специалиста.

Буллерами могут становиться не только дети. Нередки случаи, когда травлю ученика провоцируют сами педагоги – например, выделяют одного ученика и делают ему едкие замечания на тему внешнего вида, социального статуса семьи, успеваемости и умственных способностей. Если о таком учителе стало известно – крайне важно обратиться к руководству школы и поставить этот вопрос на общественное обсуждение с другими родителями.

Жертва травли

Бытует мнение, что жертва школьной травли – это ребенок с особенностями или дефектами внешности, из семьи с низким достатком.

Действительно, эти факторы увеличивают риск травли, но на деле все гораздо тоньше – при поиске потенциальной жертвы агрессор обычно неосознанно обращает внимание на его психологические особенности.

Жертвами травли чаще становятся дети с низкой самооценкой, излишне чувствительные и эмоциональные, или замкнутые и застенчивые, с неразвитыми коммуникативными навыками, социальными страхами и комплексами.

Источник: Яндекс-картинки

Как и агрессоры, жертвы – нередко выходцы из дисфункциональных семей, где процветает физическое и психологическое насилие, непоследовательное воспитание, отстраненное и холодное отношение к ребенку.

Но если агрессор перенимает черты сильной стороны домашнего конфликта (например, жестокого отца или властной матери), то жертва − наоборот, соотносит себя со слабой стороной и перенимает ее характеристики. Или − если насилие в семье направлено на ребенка – вынужденно смиряется с участью жертвы и транслирует этот образ и в школе.

Например, такой ребенок не может выстраивать личные границы и защищаться от нападок, боится дать отпор в страхе еще большего наказания, привыкает терпеть насилие по отношению к себе. И не просит о помощи – ведь не может доверять даже самым близким людям, родителям.

«Неклассические» жертвы

Есть и другие характерные типажи детей, которые чаще других подвергаются травле:

«Прилипала». Из-за неуверенности и неумения выстраивать коммуникацию такие дети буквально «липнут» к другим, назойливо просят об общении и внимании, сочувствии. Так ребенок пытается бороться со страхом незащищенности. Но агрессоры видят в них слабость и атакуют.

«Козел отпущения». Обычно это излишне вспыльчивый ребенок с низким эмоционально-поведенческим самоконтролем. Его легко спровоцировать на проявление негативных эмоций – и агрессоры могут этим пользоваться, чтобы представить сотоварища в невыгодном свете перед учителями и «свалить» на него вину за собственные проступки.

«Любимчик». Ребенок с отличной успеваемостью и тягой к похвале, его часто выделяют учителя, и он сам стремиться заполучить их внимание. Нередко это следствие дисфункционального воспитания – ребенка с детства приучают, что любовь нужно «заслужить». Но одноклассники видят в таком ребенке угрозу для себя – ведь они проигрывают ему в основной «школьной ценности» − хороших оценках.

Еще по теме:  Не могу ставить лайки в Одноклассниках

Источник: Яндекс-картинки

Подробнее о «заслуженной любви» и других дисфункциональных методах воспитания мы писали здесь .

Есть и типажи, которые редко подвергаются физическому или психологическому буллингу напрямую – их чаще бойкотируют:

«Озлобленный». Ребенок, которому не удалось сразу же наладить коммуникацию с другими учениками, и он занимает агрессивно-защитную позицию.

«Не от мира сего». Такой ребенок не стремиться к общению, или не умеет его инициировать – и с ним просто предпочитают не общаться.

Подробнее о том, как распознать в ребенке жертву травли и как ему помочь, мы писали здесь .

Последователи агрессора

Это дети, которые активно помогают инициатору травли или обеспечивают ему пассивное одобрение. Причин для такого поведения несколько:

«Стадное чувство». Ребенок не задумывается над происходящим, слепо повинуясь общим настроениям и признанным «авторитетам» класса.

Попытка заслужить расположение лидера. Такие дети травят жертву в попытке стать ближе к лидеру, получить его одобрение и поддержку.

Страх стать жертвой. Ребенок может принимать участие в травле из страха пойти против большинства и навлечь на себя недовольство агрессора.

Самоутверждение. Обычно это дети, которые и сами имеют склонности зачинщика. Они не решаются первыми проявить агрессию, но с радостью ее поддерживают.

Источник: Яндекс-картинки

Последователей зачинщиков отличают общие черты: они не уверены в себе, безынициативны, легко поддаются манипуляциям окружающих, стремятся следовать общим правилам и подстраиваться под внешние обстоятельства, обладают низкой эмпатией. Нередко это дети из семей с излишне строгими и требовательными родителями.

Последствия травли для последователей

Особенности характера, которые транслируют и закрепляют преследователи, могут «сослужить плохую службу» в будущем. Подверженность манипуляциям окружающих, зависимость от официальных авторитетов и страх личной ответственности делают их крайне уязвимыми членами общества.

Защитники

Эти дети выражают активную или пассивную поддержку жертвам:

Активные защитники – имеют лидерские задатки и высокую самооценку, не боятся противостоять общим настроениям коллектива, имеют высокий уровень эмпатии.

Пассивные защитники (поддерживают активных) – имеют низкую самооценку, но высокий уровень эмпатии.

Чаще это дети из благополучных семей со здоровыми методами воспитания, или же те, кто сам переживал травлю или находился в позиции домашней жертвы.

Источник: Яндекс-картинки

Последствия травли для защитников

Для дальнейшего развития этих детей крайне важен исход травли. Если жертва не получает помощи и поддержки со стороны учителей и руководства школы, и социальная справедливость не восстанавливается – защитники получают крайне негативный жизненный опыт, который может пошатнуть здоровые ценности и жизненные ориентиры.

В частности, пассивные защитники могут изменить свою позицию и перейти на сторону агрессора.

Наблюдатели

Это дети, которые занимают позицию безмолвного свидетеля. Они стараются не замечать насилия и сохраняют демонстративный нейтралитет – «меня это не касается».

Нередко такая позиция продиктована страхом и неуверенностью – ребенок не хочет оказаться «между двух огней» и принимать решение о том, какую сторону занять.

Последствия травли для свидетелей

Тем не менее, эта группа детей испытывает тяжелое психологическое давление. Это явление называется «травмой наблюдателя». Для нее характерно мучительное чувство вины и стойкое ощущение беспомощности перед лицом насилия, которые делают их самих уязвимыми перед лицом любой агрессии. И если сама жертва может хотя бы закричать, попросить о помощи – то свидетели чувствуют себя лишенными этого права.

Школьная травля влечет за собой тяжелые затяжные последствия для всей вовлеченной группы. Поэтому при работе с таким классом недостаточно формального поиска и наказания «виновных» − важна комплексная работа со всеми учениками, тщательный разбор мотивов и ошибок всех участников конфликта.

Источник: dzen.ru

Буллинг в школе: как распознать травлю на ранних стадиях

Буллинг или травля в школе — достаточно распространённое явление. Оно может выражаться не только в физическом или моральном насилии, но и в полном бойкотировании ребёнка. Рассказываем в статье, как выявить детскую травлю и как с ней бороться.

Что такое буллинг

Это травля в отношении кого-то из детей со стороны ровесников. Например, задира в классе постоянно донимает слабого одноклассника за счёт своего физического превосходства.

Ситуацию можно назвать буллингом, только если она происходит систематически долгое время. Когда школьники подрались, а затем помирились — это не травля, а инцидент. Но если ребёнка постоянно избивают и оказывают эмоциональное и психологическое давление — в таком случае можно говорить о буллинге.

Кто участвует в школьной травле и какую роль играют взрослые

Буллинг, в большинстве своём, явление начальных и средних классов. В старшей школе, благодаря взрослению и появлению способностей к саморегуляции, оно постепенно пропадает.

Если в классе началась травля, не вступить в неё сложно. Буллинг имеет много ролей, но есть три основные:

буллинг

  1. буллеры — те, кто являются зачинщиками издевательств;
  2. наблюдатели — те, кто не совершают активные действия, но при этом и не высказывают противодействия агрессорам;
  3. жертва.

1. Каждый ребёнок может быть как агрессором, так и жертвой.

Объяснимых причин для этого порой не существует. Фактором для издёвок может быть цвет волос или кожи, рост, национальность. А также и субъективные вещи — родители и их профессия, фамилия, прозвище.

2. Иногда родителям кажется, что с окончанием детсада или школы проблема исчезнет, но это не всегда правда.

Преследование жертвы может так и не исчезнуть до конца — просто изменится название и специфические черты. В армии это называют дедовщиной, в среде коллег — моббингом, в семье — абьюзом. Причём совершенно необязательно жертва буллинга станет жертвой абьюза, когда вырастет, — бывает наоборот.

3. Роли могут измениться с возрастом.

Например, на ребёнка оказывалось давление в младшей школе, а в другом коллективе он самоутверждается в роли агрессора и зачинщика. Кроме того, семья и педагогический состав могут быть для буллеров объектом подражания.

К примеру, у ребёнка отсутствует понимание, что такое субординация и структура подчинения. Если педагог негативно высказался несколько раз в адрес школьника, остальные могут принять такое как призыв к давлению. В то же время, у школьников нет внутренних ограничений, поэтому процесс воспитания быстро переходит в издевательства.

4. Если дома ребёнок видит, что мама и папа друг друга оскорбляют, то может взять это поведение за норму и перенести его на класс.

Здесь у ребёнка тоже нет ограничений — то, что разрешено в семье, разрешено и в школе. А другие дети начинают копировать своего одноклассника, и такое поведение распространяется, точно вирус.

5. Также могут быть случаи, когда учителя становятся участниками травли.

Иногда совершенно специально. Например, если у родителей школьника натянутое общение с преподавателем, тот может намеренно закрывать глаза на агрессию со стороны других одноклассников или провоцировать травлю: для этого будет достаточно раз в несколько дней отчитывать школьника перед классом. Если учитель делает это регулярно, в какой-то момент класс начнёт его копировать.

6. Порой к травле может привести принцип коллективной ответственности, когда весь коллектив наказывают за проступки одного.

В таком случае все обозлятся на нарушителя, а учителя при этом могут думать, что дети разберутся между собой самостоятельно. Но эти разбирательства могут быть очень жестокими.

Почему сложно бороться с буллингом

Агрессор, участники травли и сама жертва — это несовершеннолетние школьники. Их нельзя привлечь к административной ответственности до 16 лет.

За нарушение учеником устава и внутреннего распорядка администрация школы может применить дисциплинарные наказания — сделать замечание, выговор или отчислить. Однако для большинства зачинщиков эти меры ничего не значат — на одного подействует, на второго нет. Более того, если ребёнок — дошкольник, младшеклассник или имеет ограничения по здоровью, к нему нельзя применить даже дисциплинарное взыскание.

Поэтому толчки, плевки, лёгкие побои и прочие нарушения, за которые взрослого можно привлечь к ответственности, детям почти ничем не грозят. Тут не поможет даже заявление в полицию: если виновный, в силу возраста, не может быть наказан — разбирательства закроют.

Еще по теме:  Одноклассники forever типы одноклассников

Как помочь ребёнку, если он столкнулся с буллингом

О том, что ребёнок стал жертвой школьной травли, можно узнать по некоторым признакам. А именно:

  1. боли в животе и груди без видимой причины;
  2. плохая успеваемость и отсутствие желания ходить в школу;
  3. грустный вид, беспокойство, тревожность;
  4. нарушенный сон, кошмары;
  5. длительное подавленное состояние;
  6. склонность к уединению, закрытость и нежелание общаться;
  7. отсутствие аппетита;
  8. излишняя уступчивость, кротость и осторожность.

Ещё один признак того, что ребёнок подвергается травле — это появление видимых физических повреждений: синяков, царапин, признаков несвоевременной медицинской помощи.

Родители могут также обратить внимание на то, как дети используют социальные сети. Наличие агрессивных или оскорбительных комментариев на странице или неадекватных реакций на посты своих одноклассников может свидетельствовать о том, что ребёнок подвергается травле.

Психолог-консультант Алина Егорова

Буллинг в школе может принести неприятные последствия для всех его участников. Школьники, которые подвергаются травле, длительное время находятся в депрессивном состоянии, из-за чего у них могут развиться психические расстройства с последующими попытками суицида.

Если ребёнок стал жертвой буллинга, родители могут испытывать чувство стыда, боли, вины и бессилия. Поэтому вместо поддержки и помощи могут обрушиваться с наставлениями и обвинениями: «Почему ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!» или «Сам виноват».

Самое главное, что важно помнить, — буллинг может случиться с любым ребёнком, из любой семьи.

В этом не виноват никто, в особенности сам школьник. Если родители понимают, что сами не могут справиться с ситуацией, стоит обратиться к квалифицированному специалисту. Так вы убережёте не только психику ребёнка, но и свою.

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог:

  1. «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что он может вам довериться.
  2. «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это говорит о том, что вы разделяете его чувства.
  3. «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что он не одинок, что другие его сверстники тоже сталкиваются с разными видами агрессии.
  4. «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам за помощью.
  5. «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ребёнку почувствовать себя под защитой.

Важно наладить с детьми доверительные отношения и поддерживать их. Тогда они будут знать, к кому можно обратиться за помощью в экстренных ситуациях.

Что делать, если ваш ребёнок — буллер

Первая причина, почему ребёнок становится агрессором, — он подвергался насилию в семье или пережил травмирующие психику моменты в прошлом. Если ребёнка унижают и бьют дома, на следующий день он попытается отыграться на более слабых детях в классе. В этом случае, школьнику необходима помощь психолога и анализ происходящего дома.

Не стоит оправдывать его действия и умалять значимость проблемы. Раскройте ему всю сложность ситуации, возможные последствия и подумайте, как вместе можно исправить ситуацию.

Психолог-консультант Алина Егорова

Однако есть случаи, когда у агрессора высокая самооценка вместе со сниженной эмпатией. Ребёнок прекрасно осознаёт и понимает свои действия, но продолжает издевательства над другими. В таком случае, школьнику необходимы жёсткие рамки и понимание, что за каждым его действием следуют последствия. Родителю важно поговорить с ним об этом.

Также стоит проанализировать окружение ребёнка: нет ли в его компании более старших приятелей, которые могли бы оказывать на него негативное влияние.

Кратко

Любой ребёнок, независимо от его умственных способностей или физического состояния, может стать жертвой травли. Травмирующий опыт буллинга остаётся не только у жертвы, но и у свидетелей.

1. Сам ребёнок не сможет справиться с буллингом.

Если хотите ему помочь, установите доверительные отношения, проводите с ним время и интересуйтесь его жизнью. Так вы повысите шанс узнать о травле в самом начале.

2. Не стоит учить ребёнка давать сдачи.

Так конфликт может обернуться против него: от серьёзных травм до уголовного дела, если ребёнку уже есть 14 лет. Родителям тоже грозит уголовное наказание, если они попробуют решить конфликт с чужим ребёнком силой.

3. Школа постарается замять любой инцидент с буллингом.

Тем не менее поговорить с учителями и написать заявление на имя директора стоит. Это покажет ваш серьёзный настрой, и школа станет более щепетильно относиться к буллингу в её стенах.

4. За права своих детей бороться не только можно, но и нужно.

Если письменные обращения в школу не помогают, а учителя бездействуют — жалуйтесь на это в прокуратуру и департамент образования.

Источник: tetrika-school.ru

От обзывательств и бойкота – до фотожаб: какой бывает травля в школе

Школьный буллинг: признаки и как доказать, что над ребенком издеваются

Наталья Цымбаленко начальник Управления информационной политики и коммуникаций Департамента труда и соцзащиты г. Москвы

Узнав о травле своего ребенка, Наталья Цымбаленко отказалась переводить сына-пятиклассника в другую школу. Она собрала доказательства школьного буллинга и благодаря этому смогла остановить травлю. Какой бывает травля в школе и как родителям заметить признаки буллинга? Подробная инструкция для всех, кто столкнулся с буллингом в школе — в книге «Буллинг. Как остановить травлю ребенка».

Разновидности травли

Разновидности травли

В научных исследованиях по теме школьного насилия различают буллинг двух видов — прямой или косвенный. В младших классах чаще используются прямые виды травли, что выражается в побоях, порче вещей, отбирании денег, оскорблениях. Родителям в первую очередь надо фиксировать именно прямой буллинг. Его проще доказать.

В средней и старшей школе применяются более сложные методы косвенного воздействия: бойкот, распространение сплетен, манипуляция дружбой, клевета, перекладывание вины за общие проступки, уничижительные прозвища и др. Косвенную травлю очень сложно вовремя выявить и еще сложнее собрать доказательства.

Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко. Безнаказанность побуждает булли переходить к более изощренным видам издевательств и рано или поздно приводит к физической агрессии.

Статистика говорит, что подавляющее большинство агрессоров — мальчики, они же в большинстве случаев становятся и жертвами. Но здесь как раз проблема заключается в том, что мальчики активнее применяют физическое насилие. А вот среди девочек чаще используются другие, менее заметные формы травли. На фингал под глазом родители и педагоги реагируют намного оперативнее, чем на заплаканные глаза и общую подавленность. Да и ролики из соцсетей доказывают, что девочки легко превращаются в агрессоров и могут действовать не менее жестоко, чем мальчики.

На что следует обратить внимание взрослым при обсуждении буллинга в детском коллективе?

Когда драка говорит о травле в школе

Прежде всего, конечно, на физическую агрессию. Как бы активно ни продвигалась идея того, что драки, особенно между мальчиками, — это естественная часть взросления, это не так. Драка в школе — это в любом случае повод для вмешательства взрослых. Но это еще и наиболее частый симптом того, что в коллективе проморгали травлю.

В комментариях к моему посту о буллинге, которому подвергался мой сын Петя, были мнения, что ему надо было не дрейфить и набить морду обидчикам. Да и истории из соцсетей часто подталкивают к мысли о таком решении проблемы. «Отдайте мальчика на бокс — и травля прекратится». Вот только это не выход.

Если ребенок решится применить силу, это может обернуться против него самого, так как в глазах взрослых именно он будет агрессором.

Еще по теме:  Самый лучший день Одноклассники

Мария Баркар: «Наташа, ты знаешь моего сына. Как такового буллинга со стороны одноклассников не было, но учителя всегда в драках считали виноватым именно его. Потому что когда бьют его — никто не видит, а когда он дает сдачи, защищая себя, видят все, и все считают, что он хулиган и драчун. И так много лет. Одна учительница всю пасту в ручке извела, калякая мне приглашения в школу.

А я верила сыну, что он защищался.

Все это закончилось однажды так: очередное „Ваш сын избил мальчика“. Я приезжаю вечером с работы, а у сына на полруки сплошной синяк, на предплечье след от зубов, почти кожу кто-то ему прокусил. Он молчал, я увидела, когда мыться пошел. Гематома жуткая. Я стала его спрашивать.

Оказалось, что его одноклассник, сидящий сзади, на перемене схватил его за руку и укусил со всей силы. Сын дал тому в нос другой рукой. И это увидел весь класс».

Секции бокса, рукопашного боя или фехтования (любого контактного спорта в принципе) нужны, но в первую очередь для того, чтобы придать вашему ребенку уверенности в себе, в своих силах и способности противостоять агрессии. И да, это здорово помогает избежать статуса жертвы как такового, но отнюдь не является панацеей.

Во-первых, даже не всякий спортсмен мирового уровня сможет отбиться от агрессивной толпы. Во-вторых, существуют и другие, более изощренные виды издевательств. Например, словесный буллинг, выражающийся в использовании обидных прозвищ. В нашем случае это было искаженное имя Пети. Если ребенок будет отвечать ударом на каждое оскорбление, то именно его будут считать агрессором, а к детской травле добавится еще и давление со стороны педагогов школы.

Буллинг на словах: обзывательства, запугивание, бойкот

Буллинг на словах: обзывательства, запугивание, бойкот

Такая же проблема появляется, если со стороны булли используется в основном запугивание. К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов или про действия коллекторов). Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Более того — это может превратиться в еще один вариант издевательства, когда с помощью угроз или насмешек ребенка провоцируют на драку, а затем выставляют зачинщиком перед взрослыми.

Напомним, мы говорим не о простом конфликте, в рамках которого драка может завершиться всеобщим братанием и совместный походом за мороженым. Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком, агрессивном отношении к ребенку в коллективе.

Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно игнорируется частью или всем коллективом. Это может сопровождаться распространением записок, нашептыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах. При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается.

Драться в таких случаях тоже бессмысленно. Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Родителям следует насторожиться, если у ребенка нет друзей в школе, одноклассники не приходят к нему в гости и не приглашают на дни рождения, а сам он не хочет ходить с классом в походы и на экскурсии. Если же параллельно вы замечаете, что у ребенка появились проблемы в учебе, он часто плачет, стал нервным и раздражительным и избегает разговоров о делах в школе, то это как минимум повод наведаться в школу и пообщаться с педагогами.

Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко. Если вспомнить великий фильм «Чучело», то там как раз четко показано, как от бойкота дети переходят ко все более страшным способам унижения. Дисбаланс власти, беспомощность жертвы и пассивность взрослых провоцируют на применение все более жестоких форм издевательств, которые тем не менее все же легче отследить и доказать.

Другие формы школьной травли

Распространенной формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации. От жертвы требуют деньги, принуждают воровать, выполнять школьные обязанности за других и т.д. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров. Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть уже в начальной школе.

Повреждение или кражу одежды, учебников и других личных вещей можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно. В таком случае необходимо фиксировать все пропажи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы.

Разумеется, разновидностей и форм буллинга значительно больше. Здесь перечислены самые часто встречающиеся. Описать, перечислить и классифицировать все возможные формы травли невозможно потому, что каждая ситуация по-своему уникальна. Приведенные выше примеры — это подсказки для взрослых, своего рода тревожные лампочки, которые сигналят о проблемах у ребенка в коллективе.

Другие формы школьной травли

Кибербуллинг — виртуальная агрессия

Об этом нельзя не сказать, раз уж речь зашла о разновидностях буллинга. К сожалению, в современном мире даже перевод ребенка на домашнее обучение и попытки оградить его от общения в коллективе не гарантируют, что он не столкнется с травлей. Повсеместное распространение гаджетов и социальных сетей спровоцировало возникновение такого явления, как подростковый виртуальный террор, или кибербуллинг.

Кибербуллинг включает целый ряд разнообразных явлений, начиная с шуток, которые не воспринимают всерьез, и заканчивая виртуальным террором, который представляет серьезную опасность для жертвы и приводит к суицидам. Появилось даже такое понятие, как буллицид — суицид, совершенный из-за травли в интернете.

Кибербуллинг в силу специфики интернет-среды отличается от обычной травли. Анонимность дает агрессору ощущение свободы и безнаказанности, а повсеместное распространение гаджетов и соцсетей — возможность достать жертву везде и всегда.

Реальный буллинг имеет свои временные ограничения. Ребенок приходит из школы домой и оказывается в безопасности. Кибербуллинг таких ограничений не знает. Он продолжается все время: гаджеты стали неотъемлемой частью жизни современных подростков, от такой травли невозможно спрятаться.

Травля в интернете может приобретать разные формы: создаются унизительные фотожабы, мемы и видео с изображением жертвы, взламываются аккаунты и публикуются фрагменты личной переписки и фотографии, жертве массово приходят сообщения с угрозами, оскорблениями. По последним данным, около 70% московских школьников участвовали в травле одноклассников в социальных сетях. Кибербуллингу подвергались и учителя: например, в Москве 17% педагогов подтвердили, что сталкивались с травлей в Сети.

Кибербуллинг проще доказать

Анонимность интернета провоцирует агрессоров на более изощренные издевательства, чем в реальной жизни. Из 70% московских школьников на буллинг в реальности способна разве что десятая часть. Но интернет развязывает руки и языки. Однако преимущество киберпространства в том, что оно не только предоставляет булли возможность почувствовать свободу благодаря анонимности, но и позволяет максимально подробно зафиксировать все проявления агрессии против вашего ребенка.

Интернет фиксирует историю, которая состоит из публичных действий участников и определяет онлайн-репутацию каждого. Если ваш ребенок стал жертвой кибербуллинга, необходимо по максимуму сохранить все свидетельства. Сделать копии полученных сообщений, скриншоты страниц, где размещались фотожабы или другие оскорбительные для ребенка материалы, зафиксировать взлом аккаунта, если он был. В Facebook есть Центр предотвращения травли, куда также можно обратиться по поводу буллинга. Там указаны общие рекомендации, которые помогут справиться с травлей в соцсети.

Если реальный буллинг очень сложно доказать, то в случае кибербуллинга каждое слово фиксируется и может быть использовано против обидчиков в качестве доказательства травли.

Источник: www.7ya.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...