1 мая «Боинг-777» «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности. Пострадало 27 человек, преимущественно непристегнутых, при этом, по свидетельствам пассажиров, табло «Застегнуть ремни» не горело. Причиной произошедшего стала так называемая ТЯН — это не девочка на жаргоне анимешников, а турбулентность ясного неба. На английском она называется CAT — Clear Air Turbulence.
Что это такое? «Обычная» турбулентность связана с облачностью и ее появление легко предсказать как визуально, так и с помощью погодного радара. А вот ТЯН не видно до тех пор, пока вы в нее не попадете: возникает она из-за столкновений воздушных масс, движущихся с большой разницей скоростей. Основных причин три:
- Высотные струйные течения. Это узкие потоки сильного ветра, имеющие сотни километров в ширину и тысячи километров в длину, а по вертикали — 2—4 км, возникающие из-за разницы температур между воздушными массами. В основном они движутся с запада на восток (кстати, именно из-за ветров с запада на восток лететь быстрее, чем с востока на запад). На краях таких течений может возникать сдвиг ветра — как по вертикали, так и по горизонтали. Сдвиг ветра — это, по сути, серия сильных внезапных порывов в том или ином непредсказуемом направлении, который увлекает за собой летящий самолет. В обиходе вертикальный сдвиг ветра вниз называют воздушной ямой. Буквально за пару секунд самолет может потерять несколько сотен метров высоты — пассажиры же по инерции в этот момент подпрыгнут до потолка, если не будут пристегнуты. Особенно опасен сдвиг ветра при взлете и посадке, когда пара сотен метров — это расстояние до земли.
- Подветренные волны. Они возникают над гористой местностью, когда горизонтальному движению воздуха мешают естественные препятствия. При определенных скорости ветра и расстоянии между горами может возникать эффект резонанса и усиление вертикальных колебаний воздуха. Самолет, попадая в такие волны, опять же, начинает резко и внезапно двигаться вверх или вниз.
- Кучево-дождевые облака. Они сопровождаются мощными вертикальными течениями воздуха, и в радиусе около 35 км от них может возникать ТЯН. Она же может возникать, если пролетать над этими облаками на небольшом расстоянии (менее 2 км).
Турбулентность | Стоит ли бояться? | ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
Чем опасна ТЯН? Как вы уже поняли — серьезными травмами пассажиров. Несмотря на то, что по информации из медицинских учреждений Бангкока, куда за медицинской помощью обратились 27 пассажиров «Аэрофлота», пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано, а информация о пациентах с компрессионными переломами позвоночника, не подтвердилась, 15 граждан РФ и двое граждан Таиланда в настоящее время госпитализированы. У пациентов, остающихся под наблюдением врачей, зафиксированы ушибы, у нескольких человек — переломы конечностей.
Голова непристегнутого пассажира превращается в мощную кувалду
Известны случаи более серьезных травм и даже летального исхода из-за ТЯН, а также авиакатастроф: например, в 1966 году «Боинг-707», летевший из Токио в Гонконг, просто внезапно развалился в воздухе, погибло 124 человека.
Кроме того, сильная болтанка делает невозможной выполнение пилотами даже простейших операций вроде считывания показаний приборов.
Что делать? После выключения табло «Застегните ремни» неспроста говорят: «Вы можете свободно перемещаться по салону, однако для вашей безопасности мы рекомендуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета». Не обязательно затягивать его плотно: в этом случае он не будет стеснять движений, но все равно не позволит вам пробить потолок головой.
Непристегнутый пассажир может поиграть в космонавта и полетать в невесомости по салону.
Кроме того, всегда лучше складывать ручную кладь под кресло: когда во время турбулентности откроется полка, чемодан не упадет вам на голову. Кстати, по этой же причине лучше сидеть у окна, там меньше шансов встретиться с чемоданом соседа.
И уж точно не стоит строить из себя героев, доблестно стоя в очереди в туалет при включенных табло: по статистике, больше всего погибших не во время катастроф — это люди, сидевшие на горшке во время турбулентности и неудачно приложившиеся головой.
Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.
Если вы не пристегнуты, не забывайте уворачиваться от тележек
Источник: www.frequentflyers.ru
Атмосферная турбулентность и болтанка ВС.
Атмосферная турбулентность — хаотическое движение частиц воздуха по сложным траекториям в пространстве и во времени. Турбулентное движение частиц воздуха имеет сходство с тепловым движением молекул, однако частицы элементы турбулентности являются более крупными,чем молекулы.
Атм-ая турб-ть связана с образованием в атмосфере вихрей различных масштабов(от долей миллиметра и более),к-ые перемещаются с различными скоростями в общем(среднем) воздушном потоке. Атмосферная турбулентность проявляется в виде пульсаций скорости направления ветра как в горизонтальной,так и в вертикальной плоскостях.
Пульсации вертикальной составляющей движения воздуха вызывают болтанку ВС.
Болтанка — беспорядочные перемещения ВС при полете в турбулентной атмосфере.Болтанка проявляется в виде тряски, вздрагиваний или, в случаях сильной болтанки,резких и значительных перемещений ВС в вертикальной плоскости на десятки,а иногда и сотни метров.
Количественно интенсивность болтанки ВС оценивается с помощью приращения перегрузки. Приращение перегрузки – отношение ускорения ВС в вертикальной плоскости к ускорению силы тяжести при предположении, что ВС приобретает вертикальное ускорение под влиянием вертикального порыва воздуха без вмешательства пилота в управление ВС.Приращение перегрузки ВС в полете измеряется с помощью акселерометров и акселерографов.
Зависимость приращения перегрузки от различных факторов. Характеризуется уравнением:
Где – приращение перегрузки; — плотность воздуха; — воздушная скорость; — производная коэффициента подъемной силы по углу атаки ; — полетный вес самолета; S- площадь несущий поверхности крыла; — скорость эффективного вертикального порыва ветра.
Приращение перегрузки зависит от характеристик ВС. При полете в одной и той же турбулентной зоне разные типы ВС могут испытывать болтанку различной эффективности.
При воздействии на ВС восходящего потока возникает положительное приращение перегрузки, ощущается прижатие пассажиров к креслу. Нисходящие потоки приводят к отрицательным перегрузкам, следствии чего, пассажиры становятся легче(зависают на ремнях). Если приращение перегрузки равно -1 (минус) возникает невесомость.
Если , болтанка считается умеренной, если , то сильной. Скорость эффективного вертикального порыва воздуха, при умеренной болтанки составляет 15 м/с или менее, а при сильной болтанке более 15 м/с.
Если ВС находится в посадочной конфигурации, то при , болтанка считается умеренной, при сильной.
Часто понятие атмосферной турбулентности и болтанки ВС отождествляются. Между тем болтанка ВС бывает связана не только с атмосферной турбулентностью. Волновые движения в атмосфере и порядочная конфекция, так же могут приводить к вертикальным перегрузкам ВС, пересекающие такие зоны с большой скоростью.
Качественно интенсивность болтанки, оценивается по поведению ВС, работе навигационных приборов, и субъективным ощущения членов летного экипажа и пассажиров.
При умеренной болтанке, установившийся режим полета нарушается по высоте и по курсу. Отмечается не устойчивая работа вариометра и указателя скорости, затрудняется использование автопилота. Резкие вздрагивания и отдельные броски ВС приводит к перемещению не закрепленных предметов. Пассажиры должны быть пристегнуты ремнями.
Хождение по самолету запрещается так как может сопровождается ушибами. Большинство пассажиров тяжело переносят умеренную болтанку.
При сильной болтанке, полет происходит с большими отклонениями от высоты и от курса. Показатели вариометра и скорости сильно искажаются. Ухудшается управляемость ВС. Неправильные действия пилотов могут привести к созданию режима по скорости опасного для прочности ВС.
Резкие броски ВС сопровождаются большими отрицательными и положительными перегрузками, вызывающие затяжное зависание на ремнях или сильное прижатие пассажиров к креслу. Не престегнутые ремнями пассажиры могут быть травмированы.
Источник: megalektsii.ru
Опасна ли турбулентность для самолета и пассажиров?
Это страшно. Это неудобно. Из-за этого кофе и томатный сок проливаются на штаны. Это называется “турбулентность”. А насколько она опасна на самом деле?
Однажды самолет, на котором я летел, попал в сильную турбулетность. Подобная ситуация – отличный способ почувствовать себя крошечной песчинкой, от которой ничего не зависит. После того случая я год сторонился самолетов, как чумы.
К счастью, наш рейс завершился благополучно. Чего нельзя сказать о некоторых других случаях. В феврале прошлого года перелет из Денвера в Биллингс для четырех пассажиров и одного бортпроводника закончился в отделении интенсивной терапии. А в декабре из-за турбулентности пострадало 14 пассажиров рейса Сеул-Даллас, самолет совершил вынужденную посадку в Токио.
Это всего три примера, которые я смог вспомнить навскидку. А что думают эксперты по поводу реальной опасности попадания самолета в зону турбулентности? Являются ли ремни 100-процентной гарантией нашей безопасности?
Может ли самолет потерять управление и упасть из-за турбулентности?
Если коротко, то ответ: “нет”. И не закатывайте глаза, подыскивая убойные аргументы против такого ответа. Наверное, вы уже слышали, что самолет является самым безопасным средством передвижения. Это при том, что наземный транспорт, в отличие от самолетов, не может упасть по определению. Он кажется более надежным, чем перемещение в железной трубе, болтающейся в 10 километрах над землей.
Но, несмотря на очень неприятные субъективные ощущения, турбулентность сама по себе никогда не заставит самолет упасть на землю. Пилот Патрик Смит в AskThePilot.com пояснил, что даже самые жесткие перемещения воздушных масс не могут перевернуть самолет или разорвать его на несколько частей.
Турбулентность может стать причиной поломки. Но это происходит крайне редко. В этой связи часто цитируют инцидент 1966 года, когда сильная турбулентность разорвала Boeing 707 возле вулкана Фудзияма, к которому пилот захотел подлететь поближе, чтобы лучше рассмотреть японскую достопримечательность. Порывы ветра в том месте достигали 140 миль в час, что и погубило всех, кто был на борту.
Но с тех пор инженеры проделали серьезную работу. Конструкция самолетов стала более устойчивой к таким нагрузкам. Современные пассажирские лайнеры способны взлетать под углом 90 градусов к горизонту, поэтому никакие порывы ветра на Земле им не страшны. Dreamliner 787, например, оснащен специальными датчиками, позволяющими точно прогнозировать расположение зон турбулентности. Вместе с тем, сочетание неблагоприятных погодных условий и других факторов (например, ошибка пилота) могут привести к катастрофе.
Профессор Роберт Шерман из Национального центра исследований атмосферы (США) говорит, что история зафиксировала пару случаев, когда очень сильные порывы воздуха срывали двигатели с крыльев. Но даже в этих обстоятельствах самолет благополучно садился на аэродроме.
Если турбулентность очень сильная, то пилоты могут внести коррективы в маршрут или совершить посадку в другом месте. Но и по этому сценарию ситуация развивается очень редко. При этом условия могут быть не настолько ужасными, чтобы причинить вред самолету. Обычно экстренная посадка совершается из-за того, что кто-то из пассажиров пренебрег командой “Пристегните ремни” и теперь ему требуется срочная медицинская помощь.
Часто ли пассажиры получают травмы из-за турбулентности?
Официальная статистика здесь молчит. Конечно, национальные агентства авиации собирают соответствующие данные у авиакомпаний. Но, как правило, те сообщают только о серьезных травмах.
Профессор Шерман говорит, что в США травма при турбулентности попадает в статистику, если пассажир умер в течение 30 суток после инцидента или был прикован к больничной койке дольше 48 часов. В дополнение к этому учитываются переломы костей, тяжелые кровоизлияния, разрывы нервов и связок, ожоги второй или третьей степени, захватывающие более 5% поверхности тела, или повреждения внутренних органов.
Более “мелкие” травмы, если пациент проводит в больнице не более суток, не учитываются. Поэтому официальная статистика может дать сильно заниженную оценку.
Согласно отчету Федерального управления гражданской авиации США в 2013 году, 24 человека получили травмы из-за попадания самолета в зону турбулентности. Из них 13 являлись членами экипажа. В большинстве своем травмы получают те, кто не пристегнулся. Поэтому две трети пострадавших – стюардессы.
Кучево-дождевые облака часто являются признаком бури, поэтому пилоты стараются облетать их стороной.
Как пилоты воспринимают вхождение самолета в зону турбулентности?
Их заботит две вещи: комфорт пассажиров и собственная безопасность.
Следует иметь в виду, что в воздухе пилоты разных самолетов общаются друг с другом “в режиме реального времени”. Они сообщают о наблюдаемых явлениях в атмосфере. Если кто-то попал в “болтанку”, то его соседи в небе тут же узнают об этом. Также эта информация передается диспетчерам на земле.
Пилоты могут слегка изменять свой маршрут, чтобы обойти зону турбулентности. Но это оборачивается дополнительными затратами топлива и времени. Поэтому некоторые из них не обращают особого внимания на турбулентность.
Ситуация становится по-настоящему угрожающей в случае так называемой “турбулентности чистого неба”. Внезапные и сильные удары воздушных масс подобны грому среди ясного неба. Именно они является источником большинства травм, связанных с турбулентностью. Пилоты не подозревают о поджидающей их угрозе.
Профессор Шерман утверждает, что турбулентность чистого неба чаще всего возникает над горными районами.
В прошлом году из-за внезапных и очень сильных ударов воздушных масс пострадало пять пассажиров рейса 1676 United Airlines. Самолет резко пошел вниз, а непристегнутые пассажиры “взмыли” со своих кресел вверх, ударившись головами об отсеки для ручной клади и проломав их дно. Один ребенок выскочил со своего кресла и приземлился на соседнем месте.
В новости попал еще один инцидент, связанный с рейсом American Airlines из Сеула в Даллас. Самолет сделал вынужденную посадку в Токио, чтобы отправить в больницу более десяти пассажиров, получивших травмы из-за попадания в зимний шторм. Турбулентность была такой сильной, что напитки и еда летали по салону, как птицы.
Такие случаи очень редки, но они имеют все шансы стать хитом YouTube, если кто-то из пассажиров успеет снять происходящее на камеру смартфона.
Должен ли я бояться?
На этот вопрос можно ответить коротко: “нет”. Но если он вас не успокоил, то знайте, что цифры стоят на стороне вашей безопасности.
Профессор Шерман говорит, что вероятность попадания самолета в зону сильной турбулентности составляет один шанс на миллион. Реальная встречаемость таких опасных зон в атмосфере выше, но пилоты стараются обходить их.
Но не забывайте следовать рекомендациями бортпроводников. Застегивайте ремни, когда слышите соответствующую просьбу, и старайтесь не расстегивать их без необходимости. Так вы останетесь невредимым даже при попадании в турбулентность чистого неба.
Эксперты советуют не спешить отстегиваться и бежать в туалет сразу после выхода из зоны турбулентности или взлета.
Самое безопасное положение во время полета – расслабиться в кресле, пристегнувшись ремнем. Дышите ровно и глубоко. Помните: турбулентность – это нормально. Современные самолеты очень надежные. Вы в полной безопасности.
Источник: futra.ru