Тз бот Телеграмм пример

Итак, вы планируете заказать разработку чат бота для Вашей организации. Независимо от того, выбрали ли Вы уже компанию, с которой будете работать, или еще в процессе, Вам может понадобиться составить тз для разработчиков чат бота.

Из этой статьи Вы узнаете основные аспекты, на которые стоит обратить внимание при составлении технического задания. Мы также обратим внимание на то, как не нужно составлять ТЗ, чтобы не потратить впустую время и средства.

Наша статья будет полезна:

  • Всем, кто имеет отношение к созданию чат ботов: разработчикам, интеграторам, архитекторам сценариев чат ботов (кстати, почитайте эту статью, если хотите составить грамотный сценарий диалогов чат бота)
  • Менеджерам проектов со стороны заказчика
  • Предпринимателям, которые планируют заказать разработку чат бота

Нужно составить техническое задание для чат-бота?

Закажите создание ТЗ у специалистов Конвербот. Подробнее на этой странице

Что такое техзадание на разработку чат бота и зачем оно нужно

Техническое задание — это документ, в котором зафиксированы требования к вашему будущему виртуальному помощнику, условиям его интеграции в Ваши бизнес процессы и функциональным возможностям. Чем яснее и подробнее описаны эти требования, тем лучше все участники процесса разработки чат бота понимают, каким он должен быть. А значит, растет шанс того, что все останутся довольны результатом, а Ваша компания получит все преимущества (почитайте короткую статью о 5 важных преимуществах использования чат ботов в бизнесе) автоматизации бизнес-процессов.

Как сделать техническое задание для чат бота

Грамотно составленное техническое задание с одной стороны защитит интересы заказчика, с другой стороны позволит заранее оценить объем работ и конечную стоимость для разработчика и интегратора чатбота.

В силу специфики рынка и относительной новизны использования чат ботов для решения бизнес-задач, у Заказчика может не оказаться четкого понимания о том, как именно и в какой последовательности нужно составлять техническое задание. У опытной компании-разработчика на этот случай должен быть подготовлен специальный документ-бриф, в который упрощает для клиента процесс заказа разработки чат бота.

У нас в Konverbot как раз есть такой документ, он называется Бриф на Разработку Чат бота, и позволяет за несколько минут с одной стороны понять аспекты и нюансы создания чат бота и его возможностей для заказчика, а с другой заполнить полноценное ТЗ на разработку чат бота.

Скриншот техническое задание на разработку чат бота Konverbot

Польза для заказчика чат бота:

  • Понять, за что он платит деньги, и каким будет чат бот. Можно сразу увидеть систему диалогов, определиться с функциями, понять, что и как будет работать. Определиться с необходимыми интеграциями. Если нет — без проблем поменять еще до начала разработки.
  • Увидеть компетентность исполнителя. Если техзадание понятное и четкое — доверие к разработчику повышается. Если там написана каша — возможно, стоит бежать и не оглядываться.
  • Застраховаться от недобросовестности исполнителя. Когда чат бот готов, его можно проверить по техническому заданию. Есть несоответствия? Разработчик обязан их исправить. Если вы сотрудничаете официально и заключали договор — можно даже принудить через суд.
  • Упростить замену исполнителей. Если клиент и разработчик повздорили и разбежались, создание бота может сильно затянуться. Когда есть подробное техзадание, его можно передать новой команде — она втянется в работу в разы быстрее.
  • Узнать стоимость разработки сложного продукта. Оценить точные сроки и стоимость разработки сложного виртуального ассистента сходу нельзя. Сначала нужно понять, как будет работать сервис, и какие в нем будут функции. Для этого и нужно подготовить техзадание.
Еще по теме:  Что будет за накрутку подписчиков в Телеграм

Польза для разработчика чат бота:

  • Понять, что хочет заказчик. Клиенту задают десятки вопросов, показывают примеры, предлагают решения. Затем записывают все в единый документ и согласовывают. Если все окей — ура, вы поняли правильно.
  • Застраховаться от внезапных хотелок клиента. Иногда попадаются заказчики, которые хотят поменять задачу на полпути. Если вы согласовали и подписали ТЗ, вам не страшно подобное. В случае чего, даже суд будет на вашей стороне.
  • Показать свою компетентность. Классно подготовленное техзадание покажет клиенту экспертность разработчиков. Если компания сомневалась, доверять ли вам разработку чат бота, сомнения с большой вероятностью развеются.
  • Облегчить и ускорить процесс разработки. В хорошем ТЗ указаны структура чат бота, необходимые функции и элементы на каждой странице. Когда все требования уже перед глазами — остается только задизайнить и написать код.

Теперь давайте разберемся, как составить хорошее техзадание, которое выполняет все эти функции.

Вариант написания техническое задание для сложной логики

Во-первых, по нашему опыту, техническое задание на разработку чат бота состоит из 3-х частей:

Определение целей и задач использования чат бота. На этом этапе важно дать ответы на следующие вопросы: зачем нужен чат бот в Вашей компании, как будут использоваться фукнциику

Определение функциональных требований к чат боту

Составление диалогового сценария использования чат бота, баз данных с вопросами-ответами.

Источник: bot.konveier.com

Просим бота написать бота

В этой статье хочу поделиться интересным опытом работы с ChatGPT, в рамках которого
был написан телеграм-бот на языке Python, использующий API OpenAI для
получения ответов на запросы.

Началось все с того, что я захотел зарегистрировать себе аккаунт на OpenAI и понять, кто такой этот ваш ChatGPT. Немного танцев с бубном, и желаемая цель была достигнута. Бот понравился, но возникали некоторые неудобства из-за доступа по VPN. Тогда у меня появилась идея создать телеграм-бота, который будет отправлять запросы в API OpenAI и возвращать ответы.

Я потратил следующий час на чтение документации по API OpenAI, но моя лень оказалась более находчивой, и я решил дать ChatGPT задание написать бота самостоятельно.

Что из этого вышло:

Начало киберпанка

Текст ТЗ для ChatGPT

Еще по теме:  Как написать приветственный пост в Телеграмме

Приветствую, мой дорогой! У меня для тебя задание: написать
телеграм-бота на Python, который будет отправлять запросы в API OpenAI и
возвращать ответы. Для работы с API телеграм давай использовать
библиотеку telebot

  1. Телеграм-бот должен иметь два обработчика команд — /start и /help. Текст ответа на команды может быть любым.
  2. Бот должен немедленно отправлять ответ о том, что запрос принят в работу, при получении запроса от клиента.
  3. Когда бот получает запрос от пользователя, необходимо вызвать метод create у класса Completion с использованием библиотеки OpenAI. В качестве параметров задаем модель text-davinci-003 и max_tokens = 3500.
  4. Затем мы получаем ответ от API OpenAI и возвращаем его пользователю.

ChatGPT получил от нас задание и принялся за работу. Стоит отметить, что предоставленный код, будет использован без изменений и рефакторинга.

Вот сгенерированный им код:

Немного поправляем этот участок кода bot = telebot.TeleBot(‘YOUR_TOKEN’) , чтобы значение тянулось из переменных окружения.

Первое сообщение боту

Вуаля! Буквально одна правка и все работает. Но мы хотим продолжить беседу про дождь и уточнить еще некоторых моментов, и получаем что-то странное.

Продолжаем беседу про дождь, но не упомянем о нем явно

Проблема здесь заключается в том, что бот не способен учитывать контекст разговора, поскольку каждое новое сообщение отправляется в API отдельно. Просмотрев документацию, я понял, что здесь нет явного решения этой проблемы. (Если я не прав, поправьте меня, пожалуйста).

Поэтому я принял решение делать костыль. Нам нужно завести какой-то кеш и хранить информацию в нем. Мы можем условно разбить кеш на два уровня: один будет храниться в базе данных, а другой — в рантайме.

С учетом этой информации, мы готовы внести некоторые изменения в исходное ТЗ.

Текст ТЗ №2 для бота

Задача требует внести изменения в код бота, чтобы он мог сохранять
контекст предыдущих сообщений пользователей и использовать его при
отправке запросов в API OpenAI.

  1. Для хранения контекста необходимо использовать как массив, так и баз данных SQLite. Бот должен сначала пытаться получить информацию о контексте из массива. При этом массив должен быть очищен через 10 минут. Если контекст не найден в массиве или время его хранения истекло, бот должен обратиться к базе данных.
  2. Важно предусмотреть возможность оповещения пользователя в случае возникновения ошибок. Таким образом, необходимо внести соответствующие изменения в код бота, чтобы он мог работать с контекстом сообщений пользователей и обеспечивать безопасное хранение данных.

В этом же тексте боту отправляем наш существующий код, чтобы он его переписал.

Получаем от бота вот такой результат:

Программа успешно запущена, и мы проверяем наличие базы данных с тремя столбцами. Мы продолжаем общаться с ботом на тему дождя и видим, что он начал выглядеть как разговор с искусственным интеллектом, а не просто как с генератором рандомных текстов.

Вопрос про дождь с контекстом

Еще по теме:  Как почистить галерею в Телеграмме

К сожалению, такое решение может иметь побочный эффект. Если вы ведете продолжительную беседу на разные темы, то есть риск, что бот может ответить на все ваши предыдущие вопросы, даже если последнее сообщение не имело к ним никакого отношения. Хотя этот эффект не всегда наблюдается.

Побочный эффект от костылей

Это происходит потому, что мы передаем в запросе текущий запрос вместе с контекстом. А контекст может содержать большое количество информации, которая не имеет отношения к текущему запросу. Мы можем очищать контекст каждый раз, но такой подход может быть неэффективным. Возможно, стоит добавить отдельную команду на клиентскую сторону, которая будет очищать контекст.

response = openai.Completion.create( engine=»text-davinci-003″, prompt=context + message.text, max_tokens=3500 )

Как составить ТЗ на разработку чат-бота?

Изображение Как составить ТЗ на разработку чат-бота? в соцсети TenChat

И для начала, разберемся из каких этапов состоит разработка чат-бота. Это нужно в первую очередь, чтобы понимать чего ожидать и что требовать от разработчика чат-бота.

Я выделяю 4 этапа в разработке чат-бота:

1) Идея: цели и задачи
2) Разработка проекта
3) Техническая реализация проекта
4) Тестирование

Кратко опишу эти этапы:

1) Идея: цели и задачи

Тут важно понимать какую проблему хотите решить, какие цели преследуете.

Например, запустить марафон в чат-боте, чтобы один раз потратить время на его организацию и сделать это бюджетным и удобным для вас, и для участников.

2) Разработка проекта

На этом этапе идет описание идеи: в каком формате будет проходить марафон, сколько дней будет длиться, спланировать программу, домашние задания, будет ли сертификат и так далее.

И тут уже должна появится четкая схематичная структура, со всеми необходимыми материалами.

3) Техническая реализация

Имея на руках проект, разработчик четко понимает что нужно сделать.

4) Тестирование

Происходит тестирование чат-бота и выявление на сколько чат-бот соответствует проекту.

Вот 4 этапа, которые закладываются в разработку чат-бота.

  • Под ключ
  • Техническая реализация

Разработка под ключ — это когда у есть проблема и есть цель эту проблему решить.

Соответственно при обращении к разработчику, описывайте проблему и о том что хотите решить проблему. И тогда разработчик проводит диагностику, запрашивает нужные данные и делает заключение, что эта проблема решается таким-то путями. Затем разрабатывает проект, согласовывает проект. И дальше технически реализовывает и тестирует.

Поэтому по такой схеме, достаточно прописать, что есть идея/проблема, что хотите решить эту проблему и хотите на выходе получить такой-то результат.

И конечно же укажите сроки реализации проекта (важно, в этот срок нужно чтобы бот прошел тестирование и уже работал).

Техническая реализация — это когда есть идея, понятны задачи, которые должен решать чат-бот и есть проект.

Например, есть схема email- рассылки и вы хотите ее же реализовать в чат-боте.

Плюс: указывайте сроки реализации проекта, на какой платформе это реализовать, если вдруг есть экосистема или подключенные сервисы, нужна ли интеграция с другим сервисом, например СRM.

Источник: tenchat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...