Здравствуйте, дочь учится в третьем классе. Одноклассницы ее не любят, уже год она приходит и с обидой говорит что с ней не хотят дружить девочки. В детский сад не ходила, редко играла во дворе с детьми, никогда первая ни к кому не подходит. В детстве была очень робкой, вчера пришла и сказала, что девочки из класса передали ей через ее единсвтенную подругу, что не дружат с ней.
Она мне это рассказала, а когда я стала переживать и расспрашивать, разозлилась и заявила, что ей все равно. К тому же моя дочь лучшая ученица в классе, без преувеличения она учится намного лучше остальных детей, учительница постоянно ставит ее в пример. Я очень сильно переживаю, дочь становится изгоем, я боюсь это повлияет на ее психику и дальнейшую жизнь в старших классах и в университете, она привыкнет, быть девочкой с которой никто не дружит. Что делать? Помогите советом.
У меня двое детей, у старшего сына не было друзей до третьего класса, потом все наладилось, но он тоже очень долго сходится со сверстниками, может я не умею воспитывать детей?
Похожий вопрос
Получено 2 совета от психологов
Айменова Ботагоз Искракызы
Айменова Ботагоз Искракызы
Здравствуйте Анара,у вас двое детей и у дочери не получается строить коммуникации с окружающими. Ваша фраза:
В детстве была очень робкой, вчера пришла и сказала, что девочки из класса передали ей через ее единсвтенную подругу, что не дружат с ней
для меня одна из ключвых и вот почему:
Ребенок был робким с детства,а это может говорить о том, что познание ею Каритны Мира было больше из таких представлений ,как — нельзя, опасно, зачем, не трогай, будет плохо, упадешь, сломаешь, и так далее. То есть, ее самостоятельное изучение окружающих предметов, ее передвижения по пространству всегда имели подтекст или запретных объяснений, или обязательной опасности в ее желании что то узнать. Такое ,с первого взгляда , неприметное одергивание и придавание каким то ее действиям ощущения опасности и приводят к столь проявленной робости ( испуг, страх) что то делать, куда то двигаться и что либо хотеть.
Строю догадки, что вы и сами не из тех , кто уверенно шагает по жизни, и также имеете кучу своих комплексов и страхов, Мир воспринимаете как опасный, от которого можно ждать неприятностей и ваше собсвтенное восприятие мира,также повлияло на формирование ваших детей. Тому подтверждение ваши слова:
Она мне это рассказала, а когда я стала переживать и расспрашивать.
Я очень сильно переживаю. я боюсь это повлияет на ее психику и.
То есть,Ваша реакция на любое сообщение сразу идет через переживание и волнение,которое ваши дети также видят и считывают. Реакция вашей дочери поэтому и была такой :
разозлилась и заявила, что ей все равно
Она -разозлилась,что вы расстроились,а не попытались ее как то поддержать, спокойно решить,что и как быть в такой ситуации. Не забывайте что ,вы, родители, всегда для своих детей авторитетны и они хотят видеть в вас силу и уверенность, при этом чувствовать себя рядом с вами защищенными.
Отношение ребенка с одноклассниками
Возможно в вашем воспитании достаточно проявлен контроль и за каждое неправильное (по вашему ) поведение ,вы можете критиковать ,осуждать и где то в своих словах применять сравнение собственных детей,с другими ,и всегда не в пользу своих. То есть это звучит как -другие лучше, умнее, и вы таким образом подчеркиваете их несовершенство.
Вы очень четко описали,как для вас важно , чтобы дочь училась на отлично, была лучше других. Возможно именно здесь и есть слова сравнения ее с теми, с кем она учится в классе. Нельзя ребенку говорить, чтобы она училась лучше других, правильнее , когда она учится для себя, для своего развития, для того,чтобы иметь возможность в будущем поступить на любой факультет,который пожелает.
У вашей девочки самое большое желание -быть лучше других в учебе и этот свой внутренний настрой она и передает своим однокласникам. Где то отказывает им в чем то помочь, не дает списать домашнее задание, не отвечает на их вопросы, не пытается помочь ,когда кто то не знает урока и так далее.
То есть, учится отлично,а вот для дружбы не проявляет никаких своих качеств и вызывает только со стороны девочек злость, зависть и недовольство.
Да и учительница своим постоянным сравнением вашей дочери с другими , мало ей помогает наладить отношения с девочками в классе, наоборот, еще больше углубляет их непонимание и нежелание с ней дружить.
Рекомендую вам поработать с психологом и выявить слабые стороны в понимании себя и окружающего мира у вашей дочери. Далее, в такой работе ,обязательно проявится первопричина такой робости и страха перед своими однокласниками, в ее неумении быть более уверенной.
В этой работе вы сможете и увидеть свои ошибки,в своем поведении и понимании себя и окружающего мира, который сами получили когда то от своих родителей. Иногда наступает момент,когда стоит провести хорошую ревизию и разобрать все,с тем,чтобы многое поменять,что то сосвем выкинуть и что то добавить свое. Работа дсотаточно серьезная ,но результативная и конечно это даст вашим детям научиться адаптироваться в социальной среде. Всего хорошего.
Бекежанова Ботагоз Искракызы, психолог Астаны
Источник: www.all-psy.com
Как понять, что у ребёнка проблемы в школе
Часто родители узнают, что у ребёнка есть проблемы с учёбой, только когда их вызывают в школу. Конфликты с одноклассниками могут и вовсе годами оставаться секретом. Как исправить ситуацию, пока она не достигла критической точки? Отвечают психологи.
Узнать о том, что у ребёнка не всё в порядке в школе, может быть сложно. Конечно, если с родителями близкие и доверительные отношения, он может сказать об этом сам. Однако, объясняет психолог Ирина Таранова, некоторые дети могут молчать из-за стыда, страха наказания или вероятности показаться ябедами. На этот случай есть несколько признаков, по которым мамы и папы могут заметить, что начались трудности.
Скрытность
Ребёнок перестал рассказывать, что происходит на переменах, не делится новостями про друзей. На вопросы отвечает односложно и не хочет развивать тему.
Смена настроения
Вечером сын или дочь ведут себя спокойно, но стоит напомнить про школу, и они расстраиваются. Утром не радует ничего, мысли о школе отравляют все утренние сборы.
Медлительность
Школьник начинает собираться как можно медленнее, чтобы оттянуть время выхода из дома.
Дела исполняются с Профи
Частые болезни
ОРВИ, боль в животе, рвота или тошнота, повышенная температура. Если в выходные все симптомы проходят — это может быть настораживающим признаком.
Агрессия или аутоагрессия
Ребёнок часто огрызается или нервничает, срывает гнев на других детях в семье или животных. Может грызть ногти, обкусывать губы или проявлять аутоагрессию как-то по-другому.
Пропадают и портятся вещи
Конечно, дети довольно рассеяны и могут сами потерять пакет со сменкой или новую ручку. Но если такое происходит постоянно — это повод насторожиться.
Социальная изоляция
Ребёнок не общается с одноклассниками, не хочет ехать на школьные экскурсии или мероприятия.
Прогулы
Ребёнок начал получать плохие оценки или потерял интерес к учёбе — перестал рассказывать о том, что происходит на уроках.
«В лексиконе у детей могут появляться ругательства. Тут важно не наказывать, а узнать, где они это услышали. Возможно, кто-то обзывал этими словами их самих».
Как начать разговор, если ребёнок молчит
Не нужно заставлять угрозами или шантажом — это только ухудшит ситуацию.
«Если ребёнок не хочет отвечать, значит, он не готов к разговору или по каким-то причинам ему сложно это сделать. В такой ситуации я бы рекомендовала не настаивать, а дать понять, что в случае необходимости родители всегда готовы помочь и выслушать».
Если школьник не хочет обсуждать конкретную ситуацию, то можно:
- Начать с вопросов, не имеющих прямого отношения к проблеме. Например, спросить, с кем сын или дочь сидят за партой, кто из класса им нравится, а кто не очень, чем они занимаются на переменах.
- Поиграть в «расскажи, как прошёл твой день». Сначала родители описывают, как добирались до работы, что интересного увидели по дороге, что неприятного или хорошего случилось с ними за день. Затем то же самое делает ребёнок.
Что делать, если вы узнали о проблеме
Самое главное — не обесценивать: не говорить, что это мелочи и всё само пройдёт. Также не стоит убеждать потерпеть или не обращать внимания на ситуацию. Лучше предложить конкретную помощь: поговорить с учителем, обсудить ситуацию с психологом, попробовать сменить обстановку или даже подумать о переводе в другую школу или класс. Главное, считает Ирина Таранова, получить на любые действия согласие самого ребёнка.
Разговор с учителем специалисты советуют начать с обсуждения общей обстановки в классе. Например, можно спросить, чем дети занимаются на переменах.
«Возможно, не только ваш ребёнок страдает. Бывает, что в классе есть сложный ученик, а руководство школы не может принять меры, пока родительский комитет не проголосует за то, чтобы поработать с ним».
За помощью психолога стоит обратиться, если вы хотите выстроить с ребёнком доверительные отношения и помочь ему научиться правильно вести себя в конфликтных ситуациях. «Психолог поработает над стратегией поведения школьника. А ещё поможет построить такие отношения, в которых он сам будет говорить с родителями и доверять им», — объясняет Ирина Таранова.
Может помочь смена обстановки: например, начать ходить в дополнительные кружки или секции. Опыт общения с новыми людьми даст ребёнку понять, что не во всех детских коллективах бывает напряжённая атмосфера.
«Однако, если вы видите, что ваш школьник не справляется с конфликтом и последствия слишком масштабны, стоит задуматься о переходе в другой класс или школу. Это поможет максимально оградить его от травмирующей обстановки», — подчёркивает психолог Ирина Таранова.
Что делать, если конфликт провоцирует сам ребёнок
Иногда родители могут с удивлением узнать, что их дети обижают одноклассников. Важно понимать, что быть агрессором — это тоже травмирующий опыт. Поэтому стоит разобраться в причинах такого поведения и помочь справиться с ними.
«Если ваш ребёнок — задира, не стоит его наказывать и отчитывать. Возможно, ему не хватает внимания в семье. А может, кто-то из ребят его предал или подставил, и такое антисоциальное поведение — способ привлечь внимание».
Источник: profi.ru
Что делать, если ребенку тяжело наладить отношения с одноклассниками?
К сожалению, часто у детей возникают трудности, которые связаны с неумением налаживать отношения с одноклассниками. В результате у ребенка формируется страх перед установлением новых контактов.
Причинами, которые могут вызывать проблемы в умении устанавливать контакты с одногодками, могут выступать:
- Природные особенности самого ребенка (эмоциональная замкнутость, тип темперамента).
- Заниженная самооценка, неуверенность.
- Адаптационный период, смена школы.
- Индивидуальные проблемы ребенка (заикание, потребность систематически принимать лекарства).
Причин может быть еще много, поэтому задание родителей — помочь ребенка самоутвердиться в коллективе. Поэтому взрослым необходимо предпринимать конкретные шаги, чтобы помочь школьнику:
- Выработать вместе с ребенком тактику поведения, которая будет отличаться от предыдущей. Умение нестандартно, по-новому реагировать на старые ситуации. Если школьник начнем по-другому реагировать на ситуации, которые вызывают у него стрессовые эмоции, то это поможет изменить свое отношение к ним. Одновременно это может привести и к изменению отношений с одногодками.
- Необходимо попробовать обеспечить общение ребенку с одноклассниками вне уроков. Это могут быть спортивные секции, кружки, какие-то школьные мероприятия. Чем больше будет ситуаций, когда необходимо общение с одногодками, тем больше есть вероятность, что ребенок сможет улучшить свои отношения с одноклассниками.
- Родителям лучше не разбираться с одноклассниками, если возникают какие-то конфликтные ситуации, конечно, если такие ситуации не угрожают здоровью ребенка. Школьник может сам попробовать разобраться в возникшей ситуации, выработать свои стратегии поведения. Если вы видите, что конфликт выходит из-под контроля, то сначала лучше обратиться к учителю, психологу.
- Давайте школьнику больше самостоятельности. Помогайте ребенку в том случае, когда видите, что ваша помощь необходима.
- Взрослые должны сами стать для школьника примером эффективного общения. Чем больше таких примеров он видит, тем больше вероятность, что определенные конструктивные навыки общения ребенок сможет вынести для себя.
- Налаживайте общение в семье. Чем больше вы получаете информации об отношениях ребенка с другими, чем больше есть доверия в семье, тем более защищенным чувствует себя школьник. А чувство безопасности помогает ребенку утвердиться даже в собственных глазах, стать более открытым к общению с другими.
- Оказывайте ребенку поддержку. Если школьник чувствует поддержку близких, то он сможет справиться с теми проблемами, которые у него возникают.
Родителям стоит помнить, что дети быстро растут. Нельзя пытаться решить за них все проблемы, но подставить свое плечо в случае необходимости — это то, что действительно поможет школьнику разобраться в ситуации и вынести из нее правильные для себя уроки.
Источник: xn--h1aa0abgczd7be.xn--p1ai