Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Чужие боги Славян. Забытый Советский проект
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
Места расселения
Города
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
Севернее Западной Двины и верховья Волги
Южнее Западной Двины
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
Южнее реки Припять
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
Жили восточнее белых хорватов
Территория между Прутом и Днестром
Между Днестром и Южным Бугом
Территории вдоль реки Десны
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
Вдоль истоков Оки и Дона
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
У славян и ариев религий и богов не было. Н.Левашов
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными.
История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.
Источник: histrf.ru
Перун против Велеса, древнерусский дьявол и прочие боги, которым поклонялись славяне
Владимир Святой крестил наш народ в 988 году, обратив страну в православное христианство. До этого славяне на протяжении веков поклонялись Сварогу, Перуну и другим древним богам, каждый из которых имел разную силу и играл свою роль в пантеоне.
Когда князь Владимир, правивший Киевской Русью с 978 по 1015 гг. , послал своих воинов и православных священников крестить Новгород, они сняли деревянного идола Перуна — одного из важнейших богов славянского язычества. Его тащили по улицам, избивали палками, а затем бросили в реку Волхов. Христиане придавали этому символическое значение: православный Бог победил.
Языческим соперникам христианства, слабым и опозоренным, пришлось ретироваться. Люди плакали, смотря на избиение Перуна. Перун, Сварог, Мокошь и другие были неотъемлемой частью мистической жизни народа на протяжении веков.
Так кем же были главные боги, которым поклонялись славяне?
Сварог, отец всех
У каждого языческого пантеона есть свой Демиург — бог, который создал мир. У древних славян был Сварог, небесное божество, которое, как считалось, властвовало над Вселенной и дало рождение всем младшим богам.
Согласно «Новой энциклопедии мифологии Larousse», корень имени Сварог (свар — яркий, ясный) связан с санскритом. Сварога обычно изображали как бородатого старика, мудрого и сильного. Для крестьян небо могло принести как благословение, так и бедствие — неудивительно, что небесный бог управлял миром.
Дажьбог, греющее солнце
Славяне жили в невероятно суровом климате. По этой причине они обожали Дажьбога — милосердное божество Солнца, которое, как полагали, было потомком Сварога.
Его имя буквально означало «дающий». Дажьбог пересекал небо на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми с золотыми крыльями, и излучал солнечный свет. Он отвечал за плодородие земли. Люди гордо называли себя «внуки Дажьбога».
Перун, бог войны и грома
Возможно, самый известный из всех славянских богов — Перун Громовержец. Он в чем-то был близок к греческому Зевсу и скандинавскому Тору — божествам грома и войны, которые использовали молнию в качестве оружия. Люди боялись гнева Перуна, но в то же время восхищались им и звали на помощь во время войны.
Изображенный как очень сильный человек с длинной бородой, он был глубоко связан с княжеской властью. Перун был верховным покровителем дружины и благородного князя.
Велес, «бог скота»
В отличие от вышеупомянутых богов, Велес был приземленным божеством. Он контролировал воду, леса, почву и подземный мир. Его изображали неопрятным, волосатым, длиннобородым. Он выглядел страшным. Даже по сравнению с греческим Паном.
Тем не менее славяне любили Велеса. Он защищал скот, заботился о животных и растениях. Если Перун был богом, который поддерживал правителя и его приближенных, то Велес был связан с простыми людьми, охотниками и крестьянами. Перун и Велес часто сталкивались между собой, вызывая смену времен года.
Чернобог, славянский «дьявол»
Битвы между Перуном и Велесом были обычным явлением: эти боги, хотя и разные, были частью вечного пантеона. В отличие от них Чернобог (буквально «черный бог») представлял абсолютное зло в славянской мифологии. Как правитель мира мертвых, он стоял за всем плохим, слабым и мерзким в человеческой природе и посылал стихийные бедствия смертному миру.
Он больше соответствовал дьяволу в авраамических религиях, чем обычному языческому богу. Возможно, по этой причине Чернобог часто появляется в современной массовой культуре. Его можно встретить во многих компьютерных играх и в романе Нила Геймана «Американские боги».
Мокошь, великая богиня-мать
В жестоком патриархальном славянском пантеоне было не много женщин. Мокошь была одной из самых влиятельных. Она отвечала за почву и урожай. Жаловала людям любовь, процветание и богатство, наказывала злодеев, защищала женщин и детей.
Присоединяйся к нашему сообществу в телеграмме, нас уже более 1 млн человек
Источник: travelask.ru
Размышление о славянстве или чьих же богов мы внуки?
Из докладов на Первом Международном Конгресс-фестивале Всемирной Культуры «ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ» — Истоки, Пути, Итоги развития и прогресса Мировой Культуры и её будущее. 14-15 сентября 2000г. Никополь и 13-14 сентября 2001г. Днепропетровск, Украина.
а бота, которая предлагается Вашему вниманию, касается вопросов сколь удивительных, столь и малоизвестных, хотя тема эта относится к нашему с вами прошлому — истории древних славян, живших тысячу и более лет тому назад. Данный период — неизведанная TERRA INKOGNITA, открытие которой мы предлагаем вам, поскольку именно в прошлом заложены те краеугольные камни, на которых строился, строится и будет возводиться в дальнейшем фундамент нашего мировосприятия, мироощущения, нашего, говоря современным языком, национального менталитета.
Каждый из нас ещё со школьной скамьи хотя бы бегло знаком с пантеоном греческих, римских, скандинавских, индоиранских, египетских и прочих богов. Мифологию этих народов мы можем свободно найти в учебниках и книгах по истории Древнего мира. Но в этих книгах нет раздела о Древней Руси. Отчего-то принято считать, что славяне, как цивилизованный народ, сложились только после принятия христианства. Хотя исторические, а особенно археологические данные свидетельствуют о том, что наши предки на протяжении многих тысяч лет сохраняли себя как нацию, берегли свой язык, культуру, обычаи, отстаивали территориальную и духовную независимость, когда вокруг рождались и умирали великие государства и империи, порою навсегда исчезали с лица земли многие племена и народы.
Сколько бесчисленных войн вели наши предки с персами, греками, готами. Тысячу лет, то откатываясь, то снова притекая, подобно морским волнам, бились о скальную твёрдость духа наших пращуров железные римские легионы. Приходили полчища могучих авар-обров, надвигались рати беспощадных гуннов, языгов, хазар, печенегов, многих других народов. Где они сейчас?
Где непобедимый тысячелетний Рим, чьи вымуштрованные до совершенства легионы топтали своими сандалиями землю Африки и Евразии? Где некогда непобедимый Вавилон? А обры, могучие высокорослые богатыри, прирождённые воины, о нашествии которых славянские летописцы говорят, что «их было, как песка морского», где этот народ?
Сгинули все до единого, осталась лишь поговорка «погибоша, яко обры». Где гунны, армия которых насчитывала около миллиона воинов? Все они исчезли, растворились среди других племён и народов. А славянские племена, которые сражались со всеми ними тысячи лет, как жили на своих землях, так, в основном, живут и сейчас.
Что же за стержень такой имели древние славяне, какую веру, мораль, убеждения, которые помогли им выстоять и победить? Как жили наши предки, о чём мечтали, каким молились богам?
Вопрос о религиозно-философских воззрениях древних славян, как уже отмечалось, чрезвычайно сложен, и прежде всего из-за скудости дошедших до нас сведений. Ведь со времени крещения Руси все древние святилища, боголесья, ведические книги, славянская философия и её носители -волхвы — тотально уничтожались. От древних знаний оставались лишь отголоски, зачастую вырождающиеся в суеверия.
Вторая сложность состоит в удивительной ёмкости понятий и образов, существовавших у древних славян. Поскольку наши предки были неразрывно связаны с природой, являлись её частью и познавали естественные законы изнутри, через себя. то и мировосприятие их было живым, динамичным и многомерным, как сама Природа.
Прежде всего следует сказать, что наши предки не были заурядными политеистами и язычниками, как это принято считать. Мы намеренно не станем дальше употреблять определение «язычество», потому что славяне не считали себя таковыми. А поскольку изначальное название «православие» (прославление Прави) перешло в стан христианства и стало, по сути, антиподом своего значения (как и свастика — чистый древнеарийский знак движущегося солнца — воспринимается сегодня как символ фашизма), то наиболее верным термином, по нашему мнению, отражающим суть мировоззрения наших пращуров, является СЛАВЯНСКИЙ ВЕДИЗМ. Также созвучны смыслу древнеславянской веры названия «родновера» (родная вера), «родоверие» (вера в Род, каковым именуется Сварог, а также следование родовым традициям), «родославие» (прославление Рода), «родолюбие» и им подобные, но только не «язычество».
Как свидетельствует древнейший летописный памятник дохристианского периода «Велесова книга», «язычниками» славян называли персы, угнавшие наших предков в египетское рабство к Набсуру — царю (Навуходоносору). «Язычниками и варварами» презрительно именовали их римляне и греки. Последние особо преуспели в этом, стремясь опорочить славян перед христианским миром и даже приписав им человеческие жертвоприношения, чего не было в обычаях наших предков. «БОГИ РУССКИЕ НЕ ПРИЕМЛЮТ НИ ЛЮДСКОЙ ЖЕРТВЫ, НИ ЖИВОТНОЙ, А ТОЛЬКО ПЛОДЫ, ОВОЩИ, ЦВЕТЫ И ЗЕРНО, МОЛОКО, ПИТЬЕВУЮ СУРЬЮ, СБРОЖЕННУЮ НА ТРАВАХ, И МЁД — И НИКОГДА ЖИВУЮ ПТИЦУ ИЛИ РЫБУ. ЭТО ВАРЯГИ И ЭЛЛИНЫ ДАЮТ БОГАМ ЖЕРТВУ ИНУЮ И СТРАШНУЮ — ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ. НО МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ТАК ДЕЛАТЬ, ПОСКОЛЬКУ МЫ — ДАЖДЬБОГОВЫ ВНУКИ, И НЕ ДОЛЖНЫ ИДТИ ЧУЖИМИ СТОПАМИ» («Велесова книга» (ВК), дощ. 24-Б).
Один из первых исследователей «Велесовой книги» Сергей Лесной установил, что человеческие жертвоприношения действительно были привнесены на Русь от варягов при князе Владимире и просуществовали не более десяти лет.
Именно Сергей Лесной дал название памятнику «Велесова книга» исходя из упоминания в древнем тексте о том, что книга посвящается богу Велесу. «ВЛЕС — КНИГУ СИЮ ПОСВЯЩАЕМ БОГУ НАШЕМУ, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ПРИБЕЖИЩЕ И СИЛА» (ВК, дощ. 16). В славянском пантеоне Велсс исполнял не только функции «скотьего» бога, хранителя земных и небесных стад, но и покровителя искусств, преумножителя богатств, знаний и мудрости.
Каких ещё богов почитали древние славяне и сколько их было? «Велесова книга» даёт следующий ответ: «ЕСЛИ НАЙДЁТСЯ ТАКОЙ ЗАБЛУЖДАЮЩИЙСЯ, КОТОРЫЙ НАЧНЁТ ПЕРЕСЧИЫВАТЬ БОГОВ, РАЗДЕЛЯЯ ИХ В СВАРГЕ, ОН ИЗГНАН БУДЕТ ИЗ РОДА, ПОСКОЛЬКУ МЫ НЕ ИМЕЕМ БОГОВ РАЗНЫХ. ВЫШЕНЬ, СВАРОГ И ИНЫЕ СУТЬ — МНОЖЕСТВО, ПОСКОЛЬКУ БОГ И ЕДИН, И МНОЖЕСТВЕН. И ПУСТЬ НИКТО НЕ РАЗДЕЛЯЕТ ТОГО МНОЖЕСТВА И НЕ ГОВОРИТ, ЧТО МЫ ИМЕЕМ МНОГИХ БОГОВ» (ВК, дощ. 30).
Как видим, данная философская концепция о богах отличается глубиной и ёмкостью. Понятие Единого бога, который лишь проявляется во всевозможных ликах, то есть «многообразие единого» противопоставляется понятию «много разного» как категории разрозненных элементов, не связанных в единое целое. Поэтому обвинение славян в многобожии оскорбительно для них, ибо в их космогоническом мире нет места ничему случайному, отрывочному — там всё подчиняется незыблемым законам Сварога, законам Прави, Яви и Нави, которые тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.
Обширнейший пантеон славянских богов, впервые представленный в «Велесовой книге», является всеобщей законченной системой, действующей на основе реальных законов Бытия. Во главе этой системы, а вернее, в центре сё находится поразительный образ — ВЕЛИКИЙ ТРИГЛАВ, состоящий из Сварога-Перуна-Свентовида.
СВАРОГ — это Дед богов. Начальник всего Рода божьего. Род-Рожанич, дающий всему сущему Жизнь.( До сих пор бытовало широко распространённое мнение, что РД РЗАНІЕЦ -это Род и Рожаницы. «Велесова книга» не оставляет сомнений, что Род-Рожанич (Род Рождающий) — одно из имён Сварога. «И Род-Рожанич держал нас в сердце отчем и охранял от врагов» (ВК. дощ. 28)).
Сварог — бог Прави, Яви и Нави — основополагающих принципов древней ведической философии, исходящей из триединства мира. (Ср. в китайской философии мир двуедин, он состоит из Инь и Ян). У славян же помимо НАВИ — потустороннего мира, в котором обитают бог и и души умерших пращуров и ЯВИ -мира реального бытия, существовала также ПРАВЬ, — система законов, по которой существуют и развиваются остальные миры. Сварог же является владыкой всего мироздания. Он — Источник Вечной Жизни, Начало-Начал, Вселенная — Осознающая-Сама-Ссбя.
В Риг-Веде говорится о Творце Савитри (аналогия Сварога), у египтян бог Татенен является Праотцом всех богов. Понятие Деда Богов у славян доказывает древнейшее происхождение как этого образа, так и философии славянского ведизма в целом.
Второй лик Великого Триглава — ПЕРУН-ГРОМОВЕР-ЖЕЦ, бог Битв и Борьбы, который ведёт верных по стезе Прави и вращает Сварожьи колёса Яви, колёса Жизни. Он -бог Действия, Вечного Движения, та сила, что преобразует Вселенную.
Третий лик Великого Триглава — СВЕНТОВИД, бог Прави и Яви, бог Света, посредством которого люди приобщаются к миру явскому.
Между тем все три лика — «ЭТО ВЕЛИКАЯ ТАЙНА, ПОСКОЛЬКУ СВАРОГ ЕСТЬ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПЕРУН И СВЕНТОВИД» (дощ. 11 -А). Таким образом, неразрывное единство и взаимоперетекание — вот сущность Великого Триглава.
Божественное начало у славян пронизывает весь Космос, начиная от воплощения в Великом Триглаве, через Триглавы прочие до самых Малых (Стеблич, Листвич, Травич), каждый из которых, тем не менее, занимал своё определённое место в божественной иерархии, являясь составляющими Единого и Неделимого.
Подобно образу Великого Триглава, так же объёмен и многогранен образ Матери-Сва, Матери-Славы — прекрасной Птицы, Матери всех русов и Покровительницы славянских воинов.
На некоторых образах древнеславянской философии -Великом Триглаве и Матери-Сва-Славе — мы ещё остановимся позднее и постараемся раскрыть их полнее.
К слову сказать, пантеон славянских богов оказался не только перечнем божеств, но и славянским земледельческим календарём! Это в очередной раз доказывает, что в мировоззрении наших предков не было ничего случайного и лишнего — оно синкретично, т.е. гармонично сочетало тогдашнюю науку, культуру, философию, религию, людей, богов и весь мир, перетекающий из одного состояния в другое.
Такая стройная, сложная и в то же время по-своему лаконичная и ясная система, пронизывающая всю ткань мироздания, могла сложиться и выкристаллизоваться только за очень долгий период и только в свободном обществе, в котором и жили наши предки, имея демократическое вечевое правление. Это указывает на тот факт, что славянскому ведизму, идущему ещё от ариев, многие тысячи лет — не две, и не три, а по меньшей мере тысяч семь-десять, поскольку известно, — что уже в IV тыс. до н.э. арии расселились от Дуная до Урала.
Аналогичных систем мировоззрения в древнем периоде больше нет. Ближе всех к данной концепции стоит ранний буддизм, который, очевидно, является отголоском ведизма славяно — ариев, привнесённого ими в Индию.
Примечательно, что в славянском ведизме бог и его ипостаси не стеснены рамками конкретного облика, не наделены, скажем, как в греческой мифологии, человеческими страхами и пороками. Они не женятся бесконечное число раз, не враждуют, не мстят, не злорадствуют. Они действительно боги, а не жалкая людская пародия. Перефразируя известную пословицу, можно заключить: «Скажи, кто твой бог, и я отвечу, кто ты!» Поскольку именно представление о богах является отражением той степени кульурно — духовного уровня развития народа, по которой можно судить о его цивилизованности.
Ещё одной важнейшей составляющей философии наших предков был культ чистоты, чистоты духовной и телесной, потому что «СВАРОГ УСТАНОВИЛ ТЕ ОМОВЕНИЯ И КУПАЛЕЦ НА НИХ УКАЗАЛ». Ежедневно утром и вечером славяне «творили мовь», то есть одновременно совершали молитву и омовение. В праздники, прыгая через костёр, очищались также огнём.
Наши предки считали, что с богами их соединяет разум — ОУМ, и не случайно, по их понятиям, душа славянина находится в голове. Не просто верить, а знать и понимать божественный замысел, изучать Сварожьи законы и следовать пути Прави. чтобы после смерти обрести вечную жизнь в прекрасном Рае — Ирии с Богами и Пращурами и продолжать трудиться так же, как и на земле, только без врагов и болезней — вот устремления славянина.
Сама жизнь — суровая и опасная — требовала от волхвов и старейшин истинных знаний Сварожьих законов, а не иллюзорных видений или пустых фантазий. Принять ложную посылку за истинную — значит обречь свой Род на голод, лишения, а порой и гибель. Поэтому так ценились мудрость и знания, накапливались, передавались из поколения в поколение и назывались Ведами.
Можно только догадываться, сколько многотысячелетнего опыта и наблюдений было сосредоточено в славянских Ведах и волховских книгах. Лишь некоторые из дошедших до нас названий таких трудов, как ЗВЕЗДОЧТЕЦ, ВОЛХОВНИК, КОЛЕДНИК, ГРОМОВНИК, ТРАВНИК, МОЛНИЯЛЬНИК, ПОТОЧНИК, ПУТНИК, ТРЕБНИК, СНОСУДЕЦ, ЧАРОВНИК, МЫСЛЕННИК, ТРЕПЕТНИК, ПТИЧНИК, также упоминаемые в Стоглаве XVI века «отречённые» книги РАФЛИ, ШЕСТОКРЫЛ, ВОРОНОГРАЙ, ОСТРОМИЙ. ЗОДЕЙ, АЛЬМАНАХ, АРИСТОТЕЛЕВЫ ВРАТА и другие, говорят о широком спектре древних наук, соответствующих нынешним астрономии, агрономии, ботанике, географии, медицине и прочим.
Наши пращуры считали себя детьми и внуками богов, а не рабами их. Силы, правящие мирозданием у славян, не были антагонистическими: Чернобог и Белобог — две стороны Бытия, как День и Ночь, — они противодействуют, «сражаются по обе стороны Сварги», но в то же время являются силами, уравновешивающими мир. Так же и с образами МОРА /МОРОКА/ и МАРЫ — богов Мрака, Зимы и Смерти: угасание, холод — одно из состояний вечного круговорота Вселенной, без распада нет возрождения, без Смерти нет Жизни. Все проявления в Природе — разновидности сё естественного состояния. И это глубочайшее понимание божественных закономерностей было свойственно древним славянам гораздо более ясно, чем нам, оторванным от Природы, изнеженным «благами цивилизации», часто забывающим свою связь с единым организмом Земли и Космоса.
Ежедневная конкретная забота о пище, семье, безопасности Рода, частые войны, переселения, всяческие тяготы, тем не менее, не убавляли оптимистичного, жизнеутверждающего мироощущения наших предков. Напротив, в испытаниях и лишениях тысячелетиями отсеивались «ложные сущности», оставляя только краеугольные камни Истины, из которых строился фундамент действительных ВЕД.
Сегодня мы, как цивилизованные люди, а тем более прямые потомки древних славяно-ариев, просто обязаны знать, помнить и сохранять, как величайшее наследие человечества, подобно египетским пирамидам и храмам древних ацтеков и майя, сокровищницу многотысячелетнего опыта наших Пращуров, для которых весь мир являлся ВСЕЛЕНСКИМ ХРАМОМ ГАРМОНИИ!
Источник: studfile.net