Показать полностью
11 октября 2019, 20:27 , Зинаида, г. Санкт-Петербург
Ответы юристов
Татьяна Степанова
Юрист, г. Санкт-Петербург
рейтинг 9.3
Общаться в чате
Полагаю позиция работодателя, который отказался платить учителю по квалификационной категории преподавателя, согласуется с официальной позицией Минпросвещения (ранее — Минобразования) РФ и профсоюза педагогов:
В соответствии с Порядком аттестации квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается по должности, по которой он прошел аттестацию.
При этом учителям, преподавателям квалификационная категория устанавливается по должности «учитель», «преподаватель» независимо от того, в каких классах, группах, в каких организациях, а также по каким учебным предметам, курсам, дисциплинам ведется преподавательская работа.
В случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, работает в должности, по которой квалификационная категория не установлена, имеющаяся квалификационная категория в течение срока ее действия может быть учтена только при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников, если такое условие является предметом отраслевых региональных соглашений и (или) коллективных договоров.
КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ ТАКОЙ /back to school. Одноклассники — Школа
Согласно подразделу 2 раздела I номенклатуры должностей, «учитель» и «преподаватель» являются разными должностями.
Следовательно, аттестация педагогического работника по должности «преподаватель» не предполагает установления квалификационной категории по должности «учитель».
На основании пункта 28 Порядка аттестации в заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.
Таким образом, педагогический работник имеет право пройти аттестацию в целях установления квалификационной категории как по должности «учитель», так и по должности «преподаватель».
Необходимость в прохождении аттестации по двум указанным должностям («учитель» и «преподаватель») возникает лишь в случае, если педагогический работник одновременно осуществляет педагогическую деятельность в двух разных типах организаций (причем в одном из них педагогическая работа оформляется как совместительство). Так, в должности «преподаватель» преподавательская работа осуществляется в организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования, а в должности «учитель» — в организации, реализующей общеобразовательные программы.
Письмо Минобрнауки России N 08-1933, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 505 от 03.12.2014 «О направлении Разъяснений по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276»
Источник: pravoved.ru
Ученики спрятались от учителя
Новая аттестация учителей с 2024 года
В сфере образования грядут важные изменения, которые затронут не только государственные стандарты и ГИА, а и систему продвижения по карьерной лестнице учителей, а также форму расчета заработной платы и формат аттестации педагогических работников. Новая аттестация учителей вводится во всех регионах России с 2023-2024 учебного года.
Цели и задачи новой аттестации
В России текущий 2023 год был объявлен «годом педагога и наставника», а значит, именно на сферу образования руководство страны обратит особое внимание.
Основная цель ожидаемых нововведений – повышение качества преподавания и мотивация молодых инициативных педагогов, отвечающих высоким профессиональным стандартам нового поколения, к скорейшему карьерному росту.

Запланированная в 2023-2024 учебном году новая аттестация педагогических работников уже несколько лет проходит апробацию в отдельных регионах страны. Нововведение планировали сделать обязательным еще в 2021 году, но отложили в связи с пандемией, запустившей процессы интеграции в учебный процесс методов дистанционного и смешанного обучения.
Сегодня пандемия отступила, а все участники учебного процесса адаптировались к новым реалиям, освоили новую модель учебного процесса и стали активно использовать онлайн технологии в сфере образования. Учитывая сложившуюся благоприятную для очередных нововведений ситуацию, в Минобрнауки объявили, что апробация успешно завершена и в 2023-2024 году новая аттестация педагогических работников станет обязательной во всех регионах страны.
Процесс модернизации системы повышения квалификации учителей, должен усилить кадровый состав российских школ, решив такие важные задачи:
- Формирование национальной системы непрерывного учительского роста.
- Введение единых стандартов оценивания квалификации педагога на федеральном уровне.
- Развитие системы педагогического наставничества в помощь молодым кадрам.
- Создание благоприятной среды для активного личностного и профессионального роста молодых кадров.
- Формирование прозрачной и понятной педагогам системы мотивации, при которой саморазвитие является обязательным условием для продвижения по карьерной лестнице.
- Выявление основных проблем, с учетом которых будут корректироваться программы курсов повышения квалификации.

Иными словами, руководство считает, что успешный образовательный процесс может организовать только педагог, имеющий достаточно глубокие познания в своей предметной области, постоянно интересующийся новшествами (идущий в ногу со временем), владеющий современными технологиями, умеющий находить общий язык с детьми и родителями, инициативный и мотивированный к самосовершенствованию. Требования не новые, более чем понятные каждому руководителю и родителю, желающему чтобы его ребенка обучали «лучшие из лучших».
Далее детально разберемся, что будут вкладывать в понятие «соответствие должности педагога», как будет происходить аттестация учителей с 2023-2024 года и к чему стоит готовиться педагогам.
Важные изменения
В новой системе профессионального роста педагога будут присутствовать 4 основные ступени:
| № | Категория | Кому присваивается | Формат аттестации |
| 1 | Молодой учитель | выпускнику ВУЗа со стажем работы менее 3-х лет | Обязательная (ЕФОМ) |
| 2 | Учитель | учителю со стажем 3 года после аттестации «на соответствие должности» | Обязательная (ЕФОМ + преставление проф. деятельности) |
| 3 | Учитель-методист | педагогу с высокой результативностью работы, стажем от 5 лет и специальной проф. подготовкой | Добровольная (ЕФОМ + преставление проф. деятельности) |
| 4 | Учитель-наставник | учителю высшей категории со стажем от 7 лет, прошедшему соответствующие курсы | Добровольная (ЕФОМ + преставление проф. деятельности) |
Обратите внимание, что строгий временной интервал (3 года) характеризует только первый этап карьерного роста, ведь в этот период молодой специалист учится и делает свои первые шаги в профессии под покровительством опытного наставника. Далее категория может пересматриваться каждые 5 лет, а при наличии выдающихся заслуг (результативность учеников в олимпиадах и конкурсах) даже чаще.
Порядок проведения аттестации
Первые два этапа являются обязательными, а значит, отказаться от прохождения такой аттестации сотрудник образовательной организации не может. Подавать заявление на первичные виды аттестации не нужно, инициатором будет выступать школа, в которой работает учитель.

Дальнейшее продвижение по карьерной лестнице возможно без долгого ожидания, как это было ранее. Новая форма аттестации учителей, которая будет использоваться в 2024 году, разрешает проведение внеочередного повышения категории по заявлению педагога, если преподаватель демонстрирует высокие результаты.
Подача заявления
Если вы хотите получить более высокий квалификационный уровень «учитель-методист» или «учитель-наставник», необходимо подать заявление на проведение соответствующей аттестации.
Сделать это можно несколькими способами:
- Через портал Госуслуг.
- В системе «Аттестация».
- На сайте «Школьный портал» (для московских педагогов).
- По почте.
- Посредством электронной почты.

В течение 30 дней комиссия рассматривает поданное заявление, и в случае положительного решения устанавливает для претендента индивидуальную дату проведения заседания. По датам новая аттестация учителей в 2023-2024 году существенно не сместится. Заседание аттестационных комиссий будет происходить в период с 15.08.23 по 15.05.24.
ЕФОМ
С учетом описанных выше нововведений с 2023-2024 года новая аттестация учителей будет включать в себя три основные составляющие, объединенные в ЕФОМ (Единые федеральные оценочные материалы):
- Письменная работа, которую в педагогическом сообществе уже успели назвать не иначе как «ЕГЭ для учителей».
- Видео реального урока, демонстрирующее непосредственную работу педагога с детьми.
- Педагогический кейс, проверяющий готовность учителя искать правильное решение в сложных ситуациях.

Письменная работа будет проходить в центре тестирования. На выполнение заданий отведено 120 мин (ровно 2 часа).
- задания из предметной области, проверяющие профессиональный уровень педагога в своей дисциплине;
- вопросы по методике планирования уроков;
- задания на организацию учебного процесса.
Второй блок предполагает предоставление такого пакета:
- видео отрывка урока 15-30 мин. (качество съемки не оценивают);
- план-конспект и дополнительные материалы к уроку;
- работу учеников с их детальным описанием и оценкой по основным критериям;
- самоанализ урока.

Эксперты будут оценивать, как организован и проведен урок, удалось ли педагогу получить результаты, запланированные в конспекте, как реализована и проводиться ли вообще дифференциация заданий с учетом индивидуальных возможностей учеников, качество воспитательной работы.
Выполняя педагогический кейс, экзаменуемому предстоит найти выход из вымышленной сложной ситуации: травля ребенка в классе, адаптация нового ребенка из неблагополучной семьи, поддержание дисциплины во время уроках и т.д.
Представление от работодателя
Представление работодателя потребуется во всех случаях за исключением первичной аттестации.
В данном пункте рассматриваются такие важные критерии:
- Результативность деятельности за меж аттестационный период (обычно 5 лет).
- Наличие динамики в развитии педагога и его результативности.
- Индивидуальные достижения (педагоги тоже могут принимать участие в конкурсах и занимать места).
- Условия работы и их сопоставление с достижениями учителя.
- Мнения о педагоге учеников и родителей.
- Отзыв работодателя.
Именно в данном блоке кроется множество «подводных камней», поэтому Министерство образования еще даст более детальные пояснения к каждому из пунктов.
Критерии оценивания
Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.
Распределение баллов будет следующим:
| Параметр | Максимальный балл |
| ЕФОМ | 60 баллов |
| Результативность (достижения учеников) | 20 баллов |
| Индивидуальные достижения | 15 баллов |
| Оценка работы учителя учениками и родителями | 5 баллов |
Для успешного прохождения аттестации молодому специалисту достаточно успешно справиться с ЕФОМ, а вот более опытным коллегам потребуется набрать минимум 70 баллов.
Можно ли не проходить аттестацию
В ТК РФ четко прописано, что каждый работник должен соответствовать занимаемой должности. Так, преподавать нельзя, если не пройдена как минимум вводная аттестация. Дальше требования менее строги. Если педагог не набирает необходимого минимума, ему предоставляется возможность пройти курсы повышения квалификации повторно и податься на аттестацию еще раз. Отстранить от работы могут только после нескольких неудачных попыток.

Отодвинуть срок аттестации термином до 2-х лет могут педагогам, пребывающим на поздних терминах беременности или в отпуске по уходу за ребенком, а также сотрудникам, которые имели перерыв в работе более 4 мес. в связи с тяжелой болезнью.
Категория и зарплата
Презентация от Минобрнауки говорит о том, что новая аттестация педагогов будет лучше стимулировать учителей с 2024 года к повышению категории. Главный стимул – привязка заработной платы к уровню квалификации.
Формирование зарплаты будет происходить с учетом трех составляющих:
- базовая ставка;
- региональные надбавки;
- компенсационные и стимулирующие выплаты.
Базовая ставка оплаты учительского труда как и ранее будет устанавливаться региональными властями, поэтому может существенно отличаться в разных субъектах РФ.
По результатам аттестации педагоги смогут претендовать на следующие уровни доплат:
| Аттестация | Доплата |
| на соответствие должности | до 10% |
| на учителя-методиста | до 25% |
| на учителя-наставника | до 40% |

Заключение
Не исключено, что до начала 2023-2024 учебного года еще будут внесены некоторые изменения в критерии оценивания и принцип формирования заработной платы учителя. Как только появится официальная информация по вопросам новой аттестации, мы первыми расскажем о нововведениях на этой странице, дополнив материал новыми фактами.
- Учебный план на 2023-2024 год
- Шкала перевода баллов ОГЭ 2024 года в оценки
- Олимпиады для школьников в 2024 году
Источник: 2024god.com
Учителям дали «вольную»? Аттестация будет бессрочной?
Вот это да! Такое может быть? Не из параллельной ли Вселенной нам перенесло новый документ от Минпросвещения!? Чему я так удивляюсь? Новым правилам аттестации педагогических работников, точнее, отсутствию в них важной информации — сроков прохождения этого интереснейшего мероприятия . Чиновники ошиблись? Недоглядели?
Верится с трудом.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Один из наболевших вопросов у любого учителя — аттестация! Почему? Так процесс какой-то бестолковый, выматывающий и унизительный (согласитесь, раз в пять лет доказывать, что ты не горшок, неприятное удовольствие). Еще модель этой аттестации постоянно видоизменяется.
Одним словам, аттестационная экзекуция на педагогов наводит грусть-тоску . Многие учителя, видя мизерную прибавку к зарплате за квалификационные категории, просто отказываются проходить процедуру аттестации на первую и высшую категории, и довольствуются «соответствием занимаемой должности». Но теперь, возможно, стоит задуматься и получить весомую категорию? Ведь, кажется, первая и высшая скоро стали бессрочными.
Реально? Бессрочно?! Вот это сюрприз от Минпросвещения в Год педагога и наставника!
Несколько раз перечитывал новый приказ Минпросвещения об аттестации педагогических работников и не смог найти какие-то сроки подтверждения квалификационных категорий. Для аттестации на подтверждение соответствия занимаемой должности ( формулировочка шикарная ) она указана конкретно:
Из Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196
А вот про первую и высшую квалификационную категорию никаких сроков подтверждения не указано . Можно сделать выводы, что «вышка» и «первая» будут бессрочными? Вот это поворот! Учителям дают «вольную»? Один раз докажи, что заслуживаешь высшую категорию и всё?
Как-то не верится! Куда же денется вся эта орава специалистов, которые, так или иначе, участвовали в оценке умений и достижений педагогов? Как же постоянное повышение квалификации? Если категорию не нужно подтверждать, то зачем проходить курсы? Тысячи «контор», обучающие педагогов быть педагогами , останутся без постоянного заработка?
Ох, сплошные вопросы. А аттестация (моя) не за горами. Хорошо было бы подтвердить свою «вышку» и забыть про аттестацию. Что-то не верится, но помечтать-то можно!
Друзья, а у вас аттестация не в новом учебном году?
Текст приказа находится здесь . Ознакомьтесь, может быть, у вас получится найти что-то про сроки подтверждения первой и высшей категорий.
Источник: dzen.ru