Аттестация, или проверка уровня профессиональных знаний и навыков, квалификации, может служить основанием для присвоения работнику новой квалификационной категории, повышения оплаты его труда. Многие знают о повышении квалификационных категорий работникам определенных профессий: педагогам, медикам, чиновникам госструктур. Руководители коммерческих фирм также имеют право провести аттестацию работников с присвоением по ее итогам более высокой квалификации. Как заполняется график проведения аттестации?
Аттестация и квалификация
- На соответствие занимаемой должности. Такая аттестация призвана подтвердить, что профессиональный уровень сотрудника соответствует выполняемой им работе. Это обязательная процедура.
- На присвоение квалификационной категории. Этот вид аттестации носит добровольный характер, проводится по его инициативе работника.
Как правило, квалификационная категория считается действующей в течение 5 лет, однако работник может пройти повторную аттестацию «на категорию» и раньше – через 2, 3 года после получения предыдущей категории.
Ученики спрятались от учителя
Присвоенная квалификационная категория закрепляется за работником на весь период ее действия, даже если он будет работать в другом учреждении, организации, в другой местности.
Уровень квалификации работника обязательно должен отражаться в трудовом договоре (ТК РФ, ст. 57). При присвоении новой квалификационной категории эти сведения фиксируются в договоре допсоглашением.
Как ввести квалификационные категории в коммерческой фирме
ВАЖНО! Рекомендации по проведению аттестации работника на соответствие занимаемой должности от КонсультантПлюс доступны по ссылке
Коммерческие фирмы не обязаны проводить аттестацию, но многие руководители инициируют принятие локальных актов, в соответствии с которыми можно аттестовать работников и присваивать им квалификационные категории.
Для каждой категории должны быть разработаны квалификационные требования. Они должны различаться уровнем образования и квалификации, учитывать опыт работы, стаж по профессии. При проведении этой работы целесообразно пользоваться справочной информацией. В квалификационном справочнике от 21/08/98 г. №37 подробно указаны квалификационные требования для значительного числа должностей.
Пример: в справочнике №37 для должности «инженер» предусмотрены четыре квалификационные позиции:
- Инженер как таковой может иметь любой стаж работы и высшее профобразование.
- Инженеру 3 категории достаточно окончить профильный ВУЗ и проработать инженером 3 года.
- Инженеру 2 категории нужно иметь высшее профобразование и стаж работы инженером 3 категории не меньше 3 лет.
- Инженеру 1 категории необходимы высшее образование по профессии и стаж работы в инженерной должности 2 категории – 3 года и более.
Предполагается, что слово «старший» в наименовании должности указывает на наличие подчиненных либо он один контролирует работу участка. При этом если для должности уже установлены квалификационные категории, слово «старший» не используется. Это понятие приравнивается к 1 категории.
Мы любим вас, родные ваши лица. Песня любимым учителям.
Если специалист назван «ведущим», он контролирует работу подчиненных групп и осуществляет общее руководство определенным направлением работы фирмы. Ведущий специалист должен иметь стаж на 2-3 года выше, чем такой же специалист 1 категории (по тексту справочника №37, п. 7 «Общих положений»).
Коммерческая фирма вправе не опираться на положения квалификационных справочников при установлении квалификационных категорий. Их наименования отражаются в локальном нормативном акте (ТК РФ, ст. 8), например, «Положение об аттестации».
Все кадровые события, в том числе проведение самой аттестации и получение квалификационных категорий, оформляются приказом. По результатам аттестации вносятся изменения в штатное расписание и в кадровые документы каждого сотрудника.
Формально руководитель коммерческой фирмы не обязан проводить аттестацию, чтобы присвоить работнику квалификационную категорию, однако сделать это целесообразно с соблюдением всех законодательных норм. В ином случае «распределение» квалификационных категорий может стать причиной трудового спора, не исключая и обращение работников с иском в суд.
На заметку! Использование квалификационных справочников обязательно только для работников государственных и муниципальных учреждений, а также представителей профессий, предполагающих льготы, компенсации, ограничения (ТК РФ, ст. 57 ч. 2 «условия», абз. 3).
Квалификационные категории отдельных профессий
Для представителей определенных профессий получение квалификационной категории без проведения аттестации невозможно. Это госчиновники, педагоги, медики, работники прокуратуры и еще целый ряд других.
Добровольно-принудительная переподготовка. Есть ли смысл в повышении квалификации?
Для примера рассмотрим порядок проведения аттестации на получение квалификационной категории педагогических работников. Он регламентируется ФЗ №273 от 29/12/12 г. «Об образовании», ст. 49, и приказом Минобразования №276 от 07/04/14 г. Порядок следующий:
- Аттестация проводится по желанию работника, на основании его заявления.
- Присваивается первая или высшая категория.
- Заявление на получение 1 категории есть возможность подать вне зависимости от стажа работы в учреждении, на высшую – через 2 года работы.
- Заявление рассматривается не более месяца, назначаются сроки аттестации. В адрес гражданина направляется письменное уведомление о месте и времени процедуры.
- По результатам комиссией заочно принимается решение присвоить категорию либо отказать в присвоении.
Для аттестации на рассмотрение комиссии работником предоставляется пакет документов: заявление; копии документов об образовании, о присвоении категорий ранее, если процедура проводится повторно; документы на смену фамилии – при необходимости; характеристика с места работы, портфолио.
Решение комиссии должно быть принято не позднее чем через два месяца после аттестации. Сотрудник может лично участвовать в аттестации, но при его отсутствии документы рассматриваются заочно. Если в присвоении категории отказано, повторное обращение можно направить в комиссию через год.
Сходные процедуры проводятся и в учреждениях иного профиля. Так, получение квалификационных категорий медиками регламентируется ФЗ №323 от 21/11/11 г. «Об основах охраны здоровья…», ст. 72-1, приказом Минздрава 240н от 23/04/13 г. и рядом других подзаконных актов. Медикам может быть присвоена вторая, первая или высшая квалификационная категория. Она действительна 5 лет.
Порядок проведения квалификационных испытаний должен, по общему правилу, отражаться в ЛНА учреждения и учитывать его специфику.
На заметку! В законодательстве о присвоении квалификационных категорий работникам отдельных профессий происходят постоянные изменения. Так, в проекте нововведения для педработников, которые могут быть приняты в текущем году. Тренеры спортивных школ получили возможность аттестоваться на одну из квалификационных категорий (ФЗ №147 от 4/06/18 г.).
Запись в трудовую книжку и в личную карточку
ВАЖНО! Образец записи в трудовой книжке при повышении квалификации от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Кадровая служба обязана отражать присвоение квалификационных категорий во всех кадровых документах. Кроме штатного расписания и трудового договора, приказов по кадрам, обязательным является отражение сведений о квалификации в трудовой книжке работника.
В соответствии с Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда от 10/10/03 г. №69, п. 3.1:
- запись о присвоении нового разряда, класса, категории должна быть внесена в трудовую книжку;
- основанием для внесения записи является приказ руководителя.
Записи должны быть внесены не позднее семидневного срока и соответствовать тексту приказа о присвоении квалификационной категории (Правила №225 от 16/04/03 г., о ведении трудовых книжек, р.2-10). Запись об аттестации с целью установления квалификационной категории вносится и в Личную карточку сотрудника, в р. 4 «Аттестация» (ф. Т-2).
Главное
- Квалификационная категория госслужащим и работникам некоторых профессий, связанных с ограничениями, льготами, компенсациями, присваивается только в процессе аттестации.
- Работникам коммерческих структур также целесообразно присваивать квалификационные категории через механизм аттестации во избежание трудовых споров.
- Сведения о присвоенной квалификации отражаются в трудовой книжке и личной карточке работника.
Источник: assistentus.ru
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
| 1) государственная премия | 2) похвальная грамота | 3) аплодисменты |
| 4) позитивные санкции | 5) повышение в должности |
3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».
| 1) первичная группа | 2) историческая память | 3) монархия |
| 4) территория | 5) народность | 6) язык |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.
2) Одноклассники похвалили Р. за подготовку музыкального вечера.
3) В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей.
4) Л. получил степень кандидата медицинских наук.
5) Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментами.
6) Известный врач был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
5. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| СОБЫТИЯ | ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ |
| А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. | 1) вертикальная 2) горизонтальная |
6. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны. )
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
8. Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ХАРАКТЕРИСТИКИ НОРМ | ВИДЫ НОРМ |
| А) правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни Б) детальные правила вежливого поведения В) правила, регулирующие поведение конкретной социальной группы или организации Г) правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения | 1) этикет 2) корпоративная 3) норма закон 4) обычай |
9. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2)Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3)В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4)Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5)Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
6)Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
10. В столице одного из европейских государств проживает семья, состоящая из супругов и двоих детей. Муж и жена работают в рекламном бизнесе, совместно решают все вопросы жизни семьи. Ежегодно, вместе с детьми они обсуждают вопросы организации летнего отдыха, принимают решения о приобретении всех крупных покупок.
Укажите в приведенном перечне характерные признаки семьи, описанной в задании.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Конфликтная ситуация – это ситуация, объективно содержащая явные предпосылки для конфликта, провоцирующая враждебные действия, противостояние. (Б) Анализ конфликтов показывает, что для того, чтобы
конфликт стал реальным, необходим инцидент. (В) Известны случаи, когда им становился нелестный отзыв о личных качествах кого-либо из участников. (Г) Психологи установили, что люди, склонные создавать конфликтные ситуации, негативно влияют на психологический климат в семье, трудовом коллективе. (Д) Важно в любой ситуации пытаться
разрешить противоречия, не допуская возникновения и эскалации конфликта.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
12. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «национальная политика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о национальной политике.
13. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
14. Английский социолог Энтони Гидденс это явление определяет как процесс обучения и воспитания, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Назовите социальное явление, смысл которого раскрыл Э. Гидденс. Укажите любые два субъекта, оказывающих наибольшее влияние на этот процесс и влияние одного из них проиллюстрируйте примером
15. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
29. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
29. 1 «С переходом к индустриальному обществу социальные роли становятся незакрепленными и активными». (Э. Геллнер)
29. 2 «Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». (У. Филлипс)
29. 3 «Маргинальность — это результат конфликта с общественными нормами» (А. Фаржд).
29. 4 «Мы можем казаться значительными, занимая положение, которое ниже наших достоинств, но мы нередко кажемся ничтожными, занимая положение, слишком для нас высокое» (Франсуа де Ларошфуко).
29. 5 «Нормы поведения не берутся с потолка, а выводятся из печального опыта прошлых ошибок» (Г. Александров)
Источник: helpiks.su
Задание 11 № 14827 (задание учителя)
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Поощрение, санкция, наказание, премирование, увольнение.
Задание 3 № 8892
Hижe приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
3) социальная мобильность
4) социальная норма
5) социальная санкция
6) социальная стратификация
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
Задания Д5 № 4171
Установите соответствие между отдельными санкциями и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| САНКЦИИ | ТИПЫСАНКЦИИ |
| A) премирование Б) слава B) почёт Г) увольнение Д) штраф Е) презрение | 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Задания Д5 № 4282
Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРИМЕРЫ | ТИПЫСАНКЦИИ |
| A) понижение в должности Б) государственная награда B) аплодисменты Г) отказ пожать руку Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия Е) комплимент | 1) формальные санкции 2) неформальные санкции |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 11 № 1541
Укажите в приведенном ниже списке неформальные позитивные санкции.
1) правительственная премия
2) спонсорский грант
5) дружеское рукопожатие
Задание 11 № 4027
Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Учителю школы была присвоена высшая квалификационная категория.
2) Одноклассники похвалили Р. за подготовку музыкального вечера.
3) В. получил первую премию на конкурсе молодых исполнителей.
4) Л. получил степень кандидата медицинских наук.
5) Выступление танцевальной группы на юбилее школы сопровождалось бурными аплодисментами.
6) Известный врач был награждён орденом «За заслуги перед Отечеством».
Задание 11 № 8104
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Элементом социального контроля являются социальные нормы.
2) Социальный контроль осуществляют только государственные органы.
3) Социальный контроль служит важным средством предотвращения де- виантного поведения.
4) Награждение государственным орденом служит примером неформальной позитивной санкции.
5) Внутренний самоконтроль помогает личности выстраивать отношения с другими людьми.
Задание 11 № 10381
Выберите верные суждения о видах социальных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж — пример неформальной социальной санкции.
2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям.
3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм — это формальная позитивная санкция.
4) Аплодисменты исполнителю оперной арии — пример позитивной социальной санкции.
5) Штраф — пример формальной социальной санкции.
Задание 11 № 11329
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Целью социального контроля является укрепление порядка и стабильности в обществе.
2) Социальный контроль предполагает возможность применения социальных санкций.
3) Социальный контроль всегда носит внешний характер.
4) Социальный контроль включает в себя все виды контроля, существующие в обществе.
5) Монополия на осуществление социального контроля принадлежит государству.
Задание 11 № 14827 (задание учителя)
Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальный контроль — это механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального контроля
2) Учёные выделяют два вида внешнего социального контроля — формальный и неформальный
3) Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных статусов и социальных ролей
4) Внутренний социальный контроль может появляться в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.
5) Основная функция социального контроля заключается в учёте и согласовании интересов различных групп
ОТВЕТЫ:
Вариант № 4990750
Источник: poisk-ru.ru