1. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) На дачной веранде прохладно. имя существительное
2) У нашей кошки семеро котят. имя прилагательное
3) Половину пирога съел именинник! имя числительное
4) Ветрянку нашли у обеих девочек. Местоимение
Ответ: 1) прилаг.; 2) местоим.; 3) сущ.; 4) числит.
2. В каком примере содержится притяжательное местоимение?
1) не из кого выбрать
2) гулять в её пальто
3) нечто невообразимое
4) чего-то не увидеть
3. В каком примере содержится указательное местоимение?
1) кто-нибудь из учителей
2) некого спросить
3) своя собственная хоккейная клюшка
4) выяснить такие интересные факты
4. В каком утверждении допущена неточность?
1) Местоимение некто имеет форму только именительного падежа.
2) Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам.
3) Местоимение себя имеет все падежные формы.
Местоимение в русском языке. Как определить местоимение? На какие вопросы отвечает местоимение?
4) Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.
5. Укажите при помощи стрелочек, какими характеристиками обладают местоимения из левой колонки.
1) столько не имеет формы именительного падежа
2) никто относится к различным разрядам (зависит от функции в предложении)
3) который образовано при помощи приставки
4) себя изменяется только по падежам
Ответ: 1) изменяется только по падежам; 2) образовано при помощи приставки; 3) в зависимости от функции в предложении относится к различным разрядам; 4) не имеет формы им. пад.
6. Какое местоимение имеет синоним?
7. Укажите при помощи стрелочек, к какому разряду относятся выделенные местоимения.
1) Жил старик со своею старухой. личные
2) . У самого синего моря. указательные
3) Он бежит себе в волнах относительные
На раздутых парусах. неопределённые
4) Вот пошёл он к синему морю. вопросительные
(По А. Пушкину.) притяжательные
Ответ: 1) притяж.; 2) опред.; 3) возвратн.; 4) личн.
8. Укажите слово, в котором пропущена буква е.
1) н..кто не отвечает
2) прощать н.. за что
3) н..чего не случилось
4) пришёл совсем н..какой
9. Какое слово пишется через дефис?
2) (не)что произойдёт
3) (не)мог стать веселее
10. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (кое)зачем, не(у)кого, (ни)кто
2) (не)правда, (не)доумевать, (ни)чей
3) (не)чего, не(с)кого, (не)весёлый
4) (ни)кого, что(то), (не)ряха
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11—16-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.
(1) Кто-то дал Вите книгу про первое кругосветное путешествие. (2) Было что-то таинственное в истории Магеллана. (3) Какой-то недруг капитана хотел помешать плаванию и стал готовить заговор. (4) Но кто-то предупредил Магеллана об опасности. (5) Капитан высадил бунтовщиков на каком-то острове, а сам продолжил плавание.
Личные местоимения в Русском языке. Что такое личное местоимение?
(6) Когда Витя прочитал историю Магеллана, ему захотелось отправиться в какую-нибудь необычную страну, в которой можно встретиться с неизвестными науке явлениями. (7) Если бы кто-нибудь знал, сколько . ночей проводил мальчик в мечтах об опасных путешествиях! (8) Но вот кто-то из родных догадался, какие странные мысли возникают у Вити. (По В. Крапивину.)
11. Выпишите грамматическую основу из 2-го предложения.
Ответ: было что-то таинственное
12. Укажите номера предложений, в которых используются относительные местоимения.
13. Выпишите из текста определительное местоимение и укажите для него две формы винительного падежа.
Ответ: сам, самого
14. Выпишите из 3-го предложения существительное, употреблённое в винительном падеже, и поставьте в нём ударение.
15. Выпишите из текста словосочетание, состоящее из двух сложных слов.
Ответ: кругосветное путешествие
16. Подберите и запишите один-два синонима к выделенному существительному.
Ответ: фантазиях, думах
17. Определите тип речи приведённого текста.
4) повествование с элементами описания
18. Какое прилагательное пропущено в 7-м предложении?
2-й вариант
1. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) Котёнку не с кем было играть. имя существительное
2) Лежал десяток цветных мелков. имя прилагательное
3) Хватило одной трети кастрюли. имя числительное
4) Пятитонная фура застряла. Местоимение
Ответ: 1) местоим.; 2) сущ.; 3) числит.; 4) прилаг.
2. В каком примере содержится притяжательное местоимение?
1) по вашему предложению
2) смотреть на себя со стороны
3) не отказывать себе ни в чём
4) вспоминать о них
3. В каком примере содержится указательное местоимение?
1) не из чего сделать винегрет
2) не помнить себя от счастья
3) по этой местности
4) нет ни у кого
4. В каком утверждении допущена неточность?
1) Местоимение некто имеет форму только именительного падежа.
2) Местоимение столько склоняется только по падежам.
3) Местоимение себя не имеет рода и числа.
4) Местоимение который изменяется только по родам и падежам.
5. Укажите при помощи стрелочек, какими характеристиками обладают местоимения из левой колонки.
1) столько изменяется по числам, родам и падежам
2) что относится к различным разрядам (зависит от функции в предложении)
о) некого образовано при помощи приставки
4) иной изменяется только по падежам
Ответ: 1) изменяется только по падежам; 2) в зависимости от функции в предложении относится к различным разрядам; 3) образовано при помощи приставки; 4) изменяется по родам, числам и падежам
6. Какое местоимение может иметь синоним?
7. Укажите при помощи стрелочек, к каким разрядам относятся выделенные местоимения.
1) «Ну, говорит, скажи ж ты мне, Кого ты видела во сне?» возвратное
2) И завтра то же, что вчера. относительные
3) Ничто не трогало его. отрицательные
4) Балда наделал такого шуму. притяжательные
Ответ: 1) вопросит.; 2) относит.; 3) отриц.; 4) указат.
8. Укажите местоимение, в котором пропущена буква и.
2) н..кого не встретил
3) нам н.. о чем с тобой говорить
4) н..которым образом
9. Какое местоимение пишется через дефис?
1) (не)что ещё будет
2) (ни)чего не вышло
3) с (не)которых пор
4) кто(либо) новый
10. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (не)вежественный, (ни)какой, (во)обще
2) (не)лепость, не(до)чего, (не)твой
3) не(с)чего, не(у)кого, (не)примиримый
4) (не)был, (не)только, (не)сколько
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11 — 16-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.
(1) Витька Молчунов уже хотел вылезать из ямы, как вдруг, копнув последний раз, сдавленным голосом крикнул:
(4) Комаров поднялся с травы и в два прыжка оказался возле ямы. (5) С фонариком в руках он упал на колени. (6) Дима тоже суетливо вытащил из кармана электрический фонарик. (7) Три луча света, направленные с разных сторон, скрестились у ног окоченевшего . Виктора. (8) На дне ямы лежали две тусклые золотые монетки.
(9) — Золото, — тихо прошептал Комаров и хотел нагнуться, чтобы поднять их, но Печёнкин вдруг схватил его за шиворот.
(10) — Я сам! — сказал Комаров, слезая в яму.
(11) Тогда Дима тоже схватил Комарова за воротник.
(12) — Это почему же ты сам? (13) На моём участке работаете, а не на своём. (14) Здесь я хозяин. (15) Тут я сам — сам!
(16) Толкнув Диму в грудь кулаком, так что он и на ногах не удержался, Комаров схватил монетки вместе с землёй и зажал их в кулаке. (В. Медведев.)
11. Выпишите грамматическую основу из 8-го предложения.
Ответ: лежали две монетки
12. Укажите номер предложения, в котором используются притяжательные местоимения.
13. Выпишите определительное местоимение и укажите для него две формы винительного падежа.
Ответ: сам, самого
14. Найдите числительное, изменяющееся по родам, и выпишите примеры, подтверждающие это.
Ответ: в два прыжка, две монетки
15. Подберите и запишите один-два синонима к выделенному слову.
Ответ: блёклые, мутные
16. Выпишите из 16-го предложения существительное 3-го склонения.
17. Определите тип речи приведённого текста.
4) повествование с элементами описания
18. Какие слова пропущены в 7-м предложении?
4) от неожиданности
3-й вариант
1. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи являются выделенные слова.
1) разбег для прыжка имя существительное
2) тот самый хулиган имя прилагательное
3) четверо старшеклассников имя числительное
4) двойное дно местоимение
Ответ: 1) сущ.; 2) местоим.; 3) числит.; 4) прилаг.
2. В каком примере содержится притяжательное местоимение?
1) отдыхать без него
2) их старый знакомый
3) по этой дороге
4) от скольких предметов
3. В каком примере содержится указательное местоимение?
1) из того результата следует
2) на какой-то неделе
3) по твоему мнению
4) спросить у них
4. В каком утверждении допущена неточность?
1) Местоимение некто имеет форму только именительного падежа.
2) Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам.
3) Местоимение столько изменяется по родам, числам и падежам.
4) Местоимение что не изменяется по родам и числам.
5. Укажите при помощи стрелочек, какими характеристиками обладают местоимения.
1) сам не имеет формы именительного падежа
2) нечего относится к различным разрядам (зависит от функции в предложении)
3) чей имеет две формы в винительном падеже
4) ничто изменяется только по падежам
Ответ: 1) имеет две формы в вин. пад.; 2) не имеет формы им. пад.; 3) в зависимости от функции в предложении относится к различным разрядам; 4) изменяется только по падежам
6. Какое местоимение может иметь синоним?
7. Укажите при помощи стрелочек, к каким разрядам относятся выделенные местоимения.
1) И с каждой осенью я расцветаю вновь. личные
2) Негде, в тридевятом царстве. указательные
3) Посмотрим, какова у тебя сила. относительные
4) И в то же время с колесницы пал Дадон! отрицательные
(По А. Пушкину.) притяжательные
Ответ: 1) опред.; 2) неопред.; 3) относит.; 4) указат.
8. Укажите местоимение, в котором пропущена буква и.
1) н..чего веселиться
3) разговаривать н.. с кем
4) н.. о чём не говорили
9. Какое местоимение пишется через дефис?
10. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно.
1) (не)вежественный, (ни)какой, (во)обще
2) (не)лепость, не(до)чего, (не)твой
3) не(с)чего, не(у)кого, (не)примиримый
4) (не)был, (не)только, (не)сколько
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 11—16-й вопросы напишите, используя предоставленные для этого строки.
(1) Если сказать по правде, то у меня всю жизнь часто возникали в голове всякие трудноосуществимые желания и фантазии.
(2) Одно время я, например, мечтал изобрести такой аппарат, с помощью которого можно было бы у любого человека на расстоянии . голос. (3) По моим расчётам, этот аппарат должен был действовать так. (4) Предположим, что сегодня на уроке учитель рассказывает нам о чём-нибудь неинтересном и тем самым мешает мне думать о чём-нибудь интересном. (5) Я щёлкаю в кармане выключателем тихофона, и голос учителя исчезает. (6) У кого такого аппарата нет, те продолжают слушать, а я в тишине спокойно занимаюсь своим делом.
(7) Другой пример. (8) Я вхожу утром в класс. (9) Зинка Фокина налетает на меня и тут же начинает читать мне нотацию. (10) Я спокойно щёлкаю в кармане рычажком и выключаю голос Фокиной на целый день.
(11) Мне очень хотелось изобрести такой аппарат, но дальше названия у меня почему-то дело не пошло. (12) Может быть, потому что я всё же не так сильно хотел осуществить то, что задумал? (По В. Медведеву.)
11. Выпишите слова с удвоенной согласной, одна из которых входит в состав приставки, а другая — корня.
Ответ: (на) рас-стоянии, рас-сказывает
12. Укажите номер предложения, в котором используются неопределённые местоимения.
13. Выпишите из 1 — 7-го предложений словосочетания «определительное местоим. + сущ.», в которых существительное является главным словом.
Ответ: всю жизнь, всякие желания и фантазии, у любого человека, другой пример
14. Выпишите из 2 — 6-го предложений сложное существительное.
15. Укажите номера простых предложений с однородными сказуемыми.
16. Подберите и запишите один-два синонима к выделенному слову.
Ответ: придумать, создать
17. Определите тип речи приведённого текста.
2) описание с элементами повествования
4) описание с элементами рассуждения
18. Какой глагол пропущен во 2-м предложении?
Источник: grammarian.ru
Укажите в каком предложении местоимение употреблено неверно одноклассник пригласил
укажите ошибку в употреблении притяжательного местоимения.
ваша имя
свой номер
их беседа
её сочинение
2. Укажите предложение, в котором есть возвратное местоимение:
1) Я проследила весь сокровенный переход ночи в рассвет. (И.Бунин)
2) Капитан сам привел сюда четвертый взвод и, оглядев местность, сказал, что это самый выгодный участок. (К.Воробьёв)
3) Некоторое время солнце еще слабо обозначалось туманным и расплывчатым пятном, потом и это пятно растаяло.(А.Гайдар)
4) Он [ Полевой] принес с собой солнечную свежесть улицы и ароматы голубого лета.(А.Рыбаков)
3. Из предложений выпишите определительные местоимения
(1) С каждым шагом перед нашими глазами развёртывались всё новые и новые картины, одна другой лучше, красочней. (2) Когда идёшь по незнакомой горной реке, никогда не угадаешь, какую ещё панораму она откроет тебе.
4. В каком предложении слово ЧТО является относительным местоимением?
1) Коровин хотел посмотреть, ЧТО так взволновало приятеля.
2) Шура с сомнением покачал головой, но по глазам его было видно, ЧТО ему очень хочется стать режиссером.
3) ЧТО же угрожает складу, где хранятся старые, негодные станки и части к ним?
4) Митя Сахаров отвел ребятам место, но предупредил, ЧТО не даст им ни копейки.
5. В каком словосочетании НЕ пишется раздельно?
(н. )чего делать
(н. )кому сходить
(н. )(за)что не услышит
(н. )(перед)кем отчитываться
1 (2 оценки)
PhoeniXman 6 лет назад
Светило науки — 111 ответов — 0 раз оказано помощи
1)ВашЕ имя
2)С собой
3)Каждый,другой.
4)Что же угрожает складу
5)Нечего делать;
Некому сходить;
Ни за что не услышит
НЕ ПЕРЕД КЕМ ОТЧИТЫВАТЬСЯ
Лучшие помощники
За сегодня
Ежедневный Еженедельный Ежемесячный За 3 месяца
Мозг Отвечающий
Лёва Середнячок
Мозг Отвечающий
Лёва Середнячок
Мозг Отвечающий
Лёва Середнячок
Мозг Отвечающий
Лёва Середнячок
2023 ВашУрок
Этот сайт использует cookies. Политика Cookies Вы можете указать условия хранения и доступ к cookies в своем браузере.
Источник: vashurok.com
Упражнения по теме «Употребление местоимений в речи»
Укажите недочеты и речевые ошибки, возникшие вследствие неправильного использования местоимений (искажение смысла, подмена понятия из-за неправильного порядка слов, введение местоимений в текст при отсутствии существительных, которые они должны замещать, неверный выбор грамматической формы местоимения); отредактируйте предложения.
1) После окончания похода моряки вернулись к своим семьям: они ждали встречи целый год.
2) В музее были выставлены динозавры, которые все механически двигались и издавали звуки.
3) Чичикову не без труда удалось убедить Манилова, что ему это выгодно.
4) В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
5) В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо.
Упражнение 2.
В предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений себя и свой.
1) Я застал помощника в своем кабинете.
2) Мать велела сыну налить себе чаю.
3) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату.
4) Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе.
5) Писатель показал образ матери в своем развитии.
6) Я велел носильщику отвезти свои вещи в багажное отделение, а затем занял свое место в купе.
7) Аудитория просила поэта прочитать еще раз свое лучшее стихотворение.
Упражнение 3.
Исправьте стилистически неправильные предложения и запишите их.
1)Гусь среди их был самый старый и степенный.
2) Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
3) Я укорял меня за невнимательность.
4) Он хвастун: всё время хвалит самого его.
5) Мы с ими давно дружим.
6) Они ждали него.
Упражнение 4.
Запишите стихотворение, употребив местоимения в нужной форме.
Много слов родили греки.
К (мы) от них в далеком веке
Математика пришла,
С (она) грамматика была.
А из Англии футбол
Прямо в бутсах к (мы) пришел,
Вслед за (он) пришел хоккей,
А до (это) жокей.
Упражнение 5.
Найдите ошибки в употреблении местоимений.
1) Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.
2) Мальчик снял кепку с головы и подбросил её вверх.
3) Я вытащил рыбу из корзины и передал её отцу.
Тест по теме «Употребление местоимений»
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой: А) Подойди к нему. Б) У их все не так! В) У него все в порядке.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой: А) У его отца была старинная книга. Б) У его была старинная книга В) От них ничего не дождешься.
3. В каких предложениях допущены ошибки в употреблении местоимений?
А) Мне не нужны ейные игрушки.
Б) Мне не нужны её игрушки.
В) Я хорошо к ему отношусь.
Г) Я хорошо к нему отношусь.
4. В каком слове НЕТ грамматической ошибки?
А) тоскуешь по ним
Г) в скольки домах
5. Найдите предложения, которые связаны с предыдущим при помощи личного местоимения.
1)Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
2) Вся жизнь человека постепенно оседала в книге.
3)Племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась.
4)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца.
5) Но в книге не одно прошедшее.
6)Она составляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим, во владение всей суммой истин и усилий, найденных страданиями, облитых иногда кровавым потом.
7)Книга – программа будущего.
8)Итак, будем уважать книгу!
А) 2,4 Б) 4,6 В) 5,6 Г) 1,6
6. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
(1) Вот как раз о пользе Пушкина мне бы хотелось поговорить. (2) В наше время, когда безраздельно господствует рынок с его точным расчётом, многим кажется, что духовная сфера человека несущественна, ею можно пренебречь, её можно проигнорировать. (3) Действительно, в жизни царит всем и каждому понятная «арифметика»: покупаешь там, где дешевле и лучше, и производитель, если он не хочет вылететь в трубу, позаботится о том, чтобы угодить потребителю. (4) Но такая понятность и логичность на самом деле иллюзорна, те, кто в неё верит, гораздо более доверчивы и наивны, чем те, кто верит в нравственные силы человеческой души.
(5) «Береги честь смолоду», — завещал Пушкин в своей «Капитанской дочке». (6) «А зачем?» — спросит иной современный «идеолог» нашей рыночной жизни.
7. Среди предложений найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (2) Было задумано расширить площадь лугов. (3) Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (4) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным.
(5) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (6) Но есть и очень большие минусы. (7) Их не всегда замечают. (8) А ведь здесь погибло 27 лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (9) Гибнут насекомые, из которых многие – наши друзья.
8. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
(1) Учёные утверждают, что своей уникальностью Байкал обязан тому, что он обладает удивительной системой самоочищения. (2) Его воду очищает большая группа живых организмов. (3) Это дружная семья, сложившаяся за те миллионы лет, что существует байкальская впадина. (4) В прозрачной воде невиданно мощный слой микроскопических растений поглощает солнечный свет, выделяет больше десяти миллионов тонн кислорода в год и создаёт около четырёх миллионов тонн новых органических веществ! (5) Это всё даёт возможность дышать несметному числу животных, настолько мелких, что их можно и не заметить в прозрачной воде. (6) Эту армаду учёные объединяют понятием «зоопланктон».
9. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
(1) Это не просто шок будущего, это супершок. (2) Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед такими историческими цунами.
(3) Так стоит ли искать виноватых в том, что дети и внуки не похожи на нас?. (4) Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (5) А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (6) Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае – странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.
(7) Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? (8) Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чужими они нам не казались. (9) И это, разумеется, трудно, но необходимо.
10 . Укажите правильную морфологическую характеристику слова САМЫХ из первого (1) предложения текста:
(1)Одна из самых интригующих тайн Вселенной — то, как зарождались в галактиках звезды, возможно, разрешена. (2)Астрономы впервые за все время наблюдений зафиксировали вращающийся диск, из которого могут сформироваться планеты. (3)Согласно гипотезе, эти объекты возникли в результате взрыва сверхновой звезды. (4)Открытие знаменательно тем, что диск обращается вокруг пульсара, или умершей звезды. (5)Он состоит из газа и космической пыли, из которой произошла Земля. (6)Исследование проводилось учеными с помощью инфракрасного телескопа.
А) определительное местоимение
Б) притяжательное местоимение
В) качественное прилагательное
Г) причастие совершенного вида
Источник: videotutor-rusyaz.ru