МАСТЕРСКАЯ ПО РАССКАЗУ К.Г.ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»
Яценко Татьяна Андреевна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» город Асбест, учитель русского языка и литературы, Свердловская область.
Предмет (направленность): литература.
Возраст детей: 8 класс.
Место проведения: класс.
В течение нескольких лет использую в работе уроки — мастерские. Считаю, что эти уроки направлены на осуществление деятельностного подхода в обучении, помогают обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого ребенка. Идя на урок мы, педагоги, должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь подрастающему человеку осознать свое место в многообразном и взаимозависимом мире, научить рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.
Урок-мастерская по рассказу К.Г.Паустовского поможет учащимся понять ценность семейных отношений, по-новому взглянуть на тех, кто рядом: родных и близких. Представляю некоторые теоретические выкладки из статьи Колеченко А.К. и Селевко Г.К.о мастерской.
Константин Паустовский краткая биография
Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения.
Цель этой педагогической технологии — совместный поиск новых знаний. Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с учениками на равных. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика.
И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий.
Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.
Структура мастерской.
Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.
1 «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.
2. Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.
3. «Социализация» — представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных.
Одна из основных частей социализации — «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.
4. «Разрыв» — кульминация творческого процесса. Здесь учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий — информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.
Тема: «Спешите делать добрые дела…» К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма» 9 класс
Свежие документы: Конспект урока на тему «Здравствуй, Африка!»
5 «Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.
Мастерская по рассказу К.Г. Паустовского
«Телеграмма» (урок литературы в 8 классе)
Цель: Совершенствовать умение анализировать художественный текст.
— актуализировать знания каждого ребёнка;
— дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;
— создать условия для формирования своего читательского мнения;
— способствовать формированию высокой нравственной позиции: благодарного чувства к отчему дому, близким.
Оборудование: иллюстрации к рассказу, бумага, краски или маркеры, магнитофон, аудиокассета.
Музыка сопровождает работу ребят по созданию образов героев ( при выполнении задания №7) (учитель может выбрать музыку на свое усмотрение).
Ход урока: 1.Вступительное слово учителя.
Сегодня мы подведем итог нашей работы над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Работа в мастерской поможет вам проявить ваши знания и способности, выразить свое отношение к героям и проблемам, поставленным в произведении.
1.Индуктор. Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера (учащиеся называют свои ассоциации).
Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.
2.Деконструкция. На доске записаны фразы:
— очень много работы.
— возникли личные проблемы.
Задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать домой. Запишите. Социализация: называют что записали..
3.Реконструкция. Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.
Задание: обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста.
1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»
2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»
3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».
4. Работа с текстом. К. Г. Паустовского считают мастером детали. Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах.
В группах. Ответ обоснуйте. (Приложение №1).
Текст 1 группы. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
Примерный ответ: Ночник — «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.
Свежие документы: ТЕСТ по биографии Юрия Иосифовича Коваля 9 класс
Текст 2 группы: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери
Текст 3 группы: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, — что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.
5. Живая картинка. А теперь обратимся к жизни Насти. Инсценировка эпизода «Настя у скульптора Тимофеева».
1 группе: Поделитесь своим мнением о Насте на основе увиденного.
2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица.
3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы.
Обсуждают в группе. Социализация.
Учитель: Произведение называется «Телеграмма». Их в рассказе две. Обе телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой».
Выясняем понимание слова пустельга.
Обращаемся к иллюстрации.(Иллюстрации учащиеся сделали с учителем рисования).
Подумайте и ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке? Социализация.
Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой. Изменилось ваше мнение? Социализация. (Ребята приходят к выводу, что человек всегда должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.)
7. На доске прикреплены три сердца, под ними подписи:
1. Настя. 2. Катерина Петровна. 3. Другой герой.
Учитель: Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами.
Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит мне узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас вырезать символический образ героя в виде геометрической фигуры, закрасить цветом, наиболее соответствующим его нравственным качествам.
Свежие документы: Сочинение на тему: Учитель, перед именем твоим.
Ребята пересаживаются по группам в зависимости от выбранного сердца.
Афиширование. Ребята наклеивают фигуры на силуэт сердца и защищают свою композицию.
8. Обобщение. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери называется «Телеграмма». Напишите синквейн на тему «Телеграмма». Ребята пишут пятистишия на бланках телеграммы. Приложение №2.
(Учитель знакомит учащихся при необходимости с особенностями телеграфных бланков)
Пример синквейна: Телеграмма.
Летит, волнует, сообщает.
Я получил хорошую весть.
9. Рефлексия. Выразите свое отношение к работе в мастерской и определите ее перспективы, свои мечты, продолжив фразу «Я сегодня понял(а)…»
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Колеченко А.К. Технология мастерских. Энциклопедия педагогических технологий, Санкт-Петербург, «Каро», 2002г.
- Селевко.Г.К. Технологии развивающего обучения. Современные образовательные технологи. Новое образование, М., 1998г.
Источник: www.alllessons.ru
Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Конспект и презентация к уроку литературы по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Предлагаю разработку урока литературы для 8 класса по программе Беленького Г.И. по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма». Раздел учебника: Литература ХХ века.
Разработка состоит из конспекта урока, презентации и двух музыкальных файлов.
Тема урока: «Одиночество – вот проклятая вещь…»
Цель урока: определение идейного содержания произведения, авторской позиции, формулирование личного отношения к поднятой писателем проблеме.
Урок нравственности, человечности позволит подросткам пересмотреть свои отношения к родным и близким. Мысли, впечатления, чувства учащиеся могут отразить в кластере.
Автор разработки: Ушанфа Ольга Тимофеевна, учитель русского языка и литературы.
МОУ СОШ № 34, с. Сбега, Забайкальский край, Могочинский район.
Целевая аудитория: для 8 класса
Смотрите также:
Уважаемые коллеги! Автор ждёт Ваши отзывы! Оставьте своё мнение о разработке!
Всего комментариев: 5
Порядок вывода комментариев:
1 Олег_Беникович • 13:38, 03.03.2013
Ресурс включает конспект урока, презентацию, приложение, а также 2 файла в формате MP3. Презентация объемная, качественная, многие иллюстрации — кадры из одноименного фильма. Конспект также соответствует всем требованиям.
2 Quasis • 07:45, 28.03.2013
Очень качественная работа. Презентацию можно рассматривать как отдельное художественное произведение.
3 россиянка • 12:28, 30.03.2013
Спасибо большое. Очень приятно услышать оценку своего труда.
4 россиянка • 12:30, 30.03.2013
Спасибо большое. Очень приятно получить оценку своего труда.
5 россиянка • 12:32, 30.03.2013
Спасибо. Очень приятно.
Физкультминутки
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Новые методические разработки
Популярные статьи
Последние новости образования
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Добавьте свою презентацию на Учительский портал и получите бесплатное свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.
Для добавления презентации на портал необходимо зарегистрироваться.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Популярное
Летний лагерь
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Источник: www.uchportal.ru