Урок в 8 классе рассказ паустовского Телеграмма

Презентация 8 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34 с. Сбега Ушанфа Ольга Тимофеевна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Урок литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 34 с. Сбега Ушанфа Ольга Тимофеевна

3 Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца. К.Г. Паустовский.

4 Одиночество – вот проклятая вещь…

5 Катерина Петровна доживала свой век в старом доме

6 Над лугами тащились из-за реки, цепляясь за облетевшие вётлы, рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

7 Настя, дочь Катерины Петровны.

8 Настя помогает скульптору Тимофееву организовать выставку его работ

9 Манюшка – дочь колхозного сапожника

10 Тихон — сторож при пожарном сарае

11 Письмо Катерины Петровны дочери Насте Н енаглядная моя. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу.

Тема: «Спешите делать добрые дела…» К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма» 9 класс

Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень.

12 А письмо-то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока.

13 Ленинград Насте Катя помирает. Тихон Заборье Ленинград Насте Катя помирает. Тихон Заборье

14 Катерина Петровна не вставала уже десятый день…

15 Уехала Настя из Заборья крадучись, чтобы никто её не увидел и ни о чём не расспрашивал

16 Ребята ! П омните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте их, интересуйтесь их делами, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни.

17 Список источников 1) Портрет К.Г. Паустовского (Слайд 3) 57_g._novella_korotkometrazhnij_satrip 57_g._novella_korotkometrazhnij_satrip 2) Кадры из х/фильма «Телеграмма» (Слайды 4, 5, 6, 7, 8, 9, 13). 3) Фото «Скульптура Гоголя» (Слайд 12) 4) Фото – анимация Осенний дождь» (Слайд 6) c872apl 5) Фото «Картина осени» (Слайды 15)

Источник: www.myshared.ru

Урок-мастерская по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам.

Структура мастерской.

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны.

Урок русского языка и литературы в 9-классе Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма «

1 «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.

Еще по теме:  Кто прислал Телеграмму спасите нас съел серый волк

2. Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои идеи.

3. «Социализация» – представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных.

Одна из основных частей социализации – «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.

4. «Разрыв» – кульминация творческого процесса. Здесь учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий – информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.

5 «Рефлексия» – отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской.

Мастерская по рассказу К. Г. Паустовского

«Телеграмма» (урок литературы в 8 классе)

Цель: Совершенствовать умение анализировать художественный текст.

– актуализировать знания каждого ребёнка;

– дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;

– создать условия для формирования своего читательского мнения;

– способствовать формированию высокой нравственной позиции: благодарного чувства к отчему дому, близким.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, бумага, краски или маркеры, магнитофон, аудиокассета.

Музыка сопровождает работу ребят по созданию образов героев ( при выполнении задания №7) (учитель может выбрать музыку на свое усмотрение).

Ход урока: 1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы подведем итог нашей работы над рассказом К. Г. Паустовского «Телеграмма». Работа в мастерской поможет вам проявить ваши знания и способности, выразить свое отношение к героям и проблемам, поставленным в произведении.

1. Индуктор. Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Составление кластера (учащиеся называют свои ассоциации).

Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть.

2. Деконструкция. На доске записаны фразы:

– очень много работы.

– возникли личные проблемы.

Задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать домой. Запишите. Социализация: называют что записали. .

3. Реконструкция. Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Задание: обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста.

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».

4. Работа с текстом. К. Г. Паустовского считают мастером детали. Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах.

В группах. Ответ обоснуйте. (Приложение №1).

Текст 1 группы. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, – без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Примерный ответ: Ночник – «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.

Текст 2 группы: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери

Еще по теме:  Как в Телеграмме снять видео в кружочке на Андроиде

Текст 3 группы: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, – что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.

5. Живая картинка. А теперь обратимся к жизни Насти. Инсценировка эпизода «Настя у скульптора Тимофеева».

1 группе: Поделитесь своим мнением о Насте на основе увиденного.

2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица.

3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы.

Обсуждают в группе. Социализация.

6. Разрыв.

Учитель: Произведение называется «Телеграмма». Их в рассказе две. Обе телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Выясняем понимание слова пустельга.

Обращаемся к иллюстрации. (Иллюстрации учащиеся сделали с учителем рисования).

Подумайте и ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке? Социализация.

Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой. Изменилось ваше мнение? Социализация. (Ребята приходят к выводу, что человек всегда должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким. )

7. На доске прикреплены три сердца, под ними подписи:

1. Настя. 2. Катерина Петровна. 3. Другой герой.

Учитель: Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами.

Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит мне узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас вырезать символический образ героя в виде геометрической фигуры, закрасить цветом, наиболее соответствующим его нравственным качествам.

Ребята пересаживаются по группам в зависимости от выбранного сердца.

Афиширование. Ребята наклеивают фигуры на силуэт сердца и защищают свою композицию.

8. Обобщение. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери называется «Телеграмма». Напишите синквейн на тему «Телеграмма». Ребята пишут пятистишия на бланках телеграммы. Приложение №2.

(Учитель знакомит учащихся при необходимости с особенностями телеграфных бланков)

Пример синквейна: Телеграмма.

Летит, волнует, сообщает.

Я получил хорошую весть.

9. Рефлексия. Выразите свое отношение к работе в мастерской и определите ее перспективы, свои мечты, продолжив фразу «Я сегодня понял(а). . . »

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Колеченко А. К. Технология мастерских. Энциклопедия педагогических технологий, Санкт-Петербург, «Каро», 2002г.

2. Селевко. Г. К. Технологии развивающего обучения. Современные образовательные технологи. Новое образование, М. , 1998г.

Источник: www.infobraz.ru

Урок литературы по рассказу К. Г. Паустовского ‘Телеграмма’. 8-й класс

1. Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»; выяснить его композиционные и художественные особенности; выяснить, как в рассказе выражается авторское «я».

2. Формировать устную речь учащихся; образное мышление.

3. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, сострадание, милосердие, чувство долга.

1. Портрет К.Г.Паустовского.

2. Кассета с записью П.И.Чайковского «Времена года».

Еще по теме:  Если создать канал в Телеграмме будут ли его видеть мои контакты

3. «Листок» из литературоведческого словаря.

Запись на доске:

1. Словарная работа:

Сольвейг (норвеж. — солнечный путь) — олицетворение поэтичности, красоты.

Пустельга (простореч.) — пустой, легкомысленный человек.

Отчий дом — дом, где живут родители; родительский.

  • Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
  • Поклонись до земли своей матери
    И отцу до земли поклонись,
    Мы с тобою в долгу неоплаченном
    Свято помни об этом всю жизнь. (М.Рябинин)
  • За добро плати добром…(К.Г.Паустовский)
  • Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, — это Мать. (А.М.Горький)

— «А с кафедры неслось….». Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: «Эх ты». Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом.

Каково состояние Катерины Петровны? (Она доживала последние дни, — и ждала, слабо надеясь. Эта надежда поддерживала в ней жизнь) Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

(Тихон, Маня, учительница) — Как ведет себя Тихон по отношению к Катерине Петровне? Видя безвыходное положение, что он предпринял? (ЛЖИВАЯ ТЕЛЕГРАММА) — Чтение по ролям. — Почему решил так поступить Тихон? (облегчить участь Катерины Петровны. Она поняла, что дочь на это не способна) — Сцена похорон. Кто её хоронит? — Как прощалась с Катериной учительница? И о ком она подумала? — А Настя?

Где была Настя? — Как уезжала она из Заборья? Почему? ( Крадучись. Ей казалось, что никто не снимет с нее непоправимую вину, невыносимой тяжести. Кроме мамы). — Почему так называется рассказ? — Сколько их? ( Одна — настоящая, посланная Тихоном в Ленинград, вторая — сочиненная им же от лица Насти.

В обеих телеграммах большая душа простого человека, отнюдь не родного героине, но более человечного, чем ее родная дочь.) — Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг?

Посмотрите на себя со стороны, подумайте. — Итак, ребята, вернёмся к нашему вопросу: почему же с таким трепетом, с таким волнением мы читаем произведения Паустовского? — Какой из эпиграфов раскрывает идейный замысел рассказа и основную мысль нашего разговора? Докажите. — Я думаю, ребята, что в названии «Телеграмма» скрыт глубокий подтекст.

По сути, весь рассказ — это телеграмма, обращённая к нам с вами. Ведь телеграмму, как вы уже сказали, отправляют, когда хотят сообщить что-то безотлагательно важное. «Будь человеком! — напоминает Паустовский. — За добро плати добром. Не будь пустельгой».

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама. Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка. III. Связь с жизнью.

В нашей жизни разве мало детей, которые бросают своих родителей под старость , отправляют в престарелые дома? Но среди нас есть отзывчивые, человечные люди. В нашем селе, казалось бы, в маленькой деревушке тоже есть такие люди. Это Чугунова Н.А., которая взяла к себе совсем одинокую немощную старушку, у которой не было детей, но родственники были. Вам нужно брать пример с ваших родителей : Шилины, Цаплины, Колесниковы.

IV. Домашнее задание. 1. Написать сочинение: «О чём заставил меня задуматься рассказ Паустовского «Телеграмма».

Источник: botana.biz

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...