Общение, как уже отмечалось выше, играет очень важную роль в развитии личности человека, в его становлении как полноценного члена общества. Весь культурно-исторический опыт передается и усваивается через общение.
Общение на каждом возрастном этапе имеет свои отличительные особенности: качество, цель, потребность в общении — все эти показатели меняются на протяжении жизни человека.
В младшем школьном возрасте ребенок активно овладевает навыками общения. В 1-ом классе ребенку приходится усваивать специфические нормы общения в процессе учебной деятельности. Однако со второго полугодия 1-го класса роль учебы как содержательного основания общения начинает снижаться. Тематика разговоров детей друг с другом расширяется.
Обсуждаются игры, кинофильмы, телепередачи, коллекции и пр. Типичным для младших школьников является информационный диалог.
По степени эмоциональной вовлеченности выделяются товарищеское и приятельское общение. Товарищеское общение протекает главным образом в классном коллективе и реализуется чаще всего в общении со сверстниками своего пола. Оно свойственно почти всем младшим школьникам.
Психология общения! Наглядный пример. ))
Приятельское общение протекает как в организованной жизнедеятельности класса, так и вне ее и связано в основном с общением лишь одного пола (по данным А.В. Мудрика, лишь 8% мальчиков и 11% девочек реализуют его периодически в общении со сверстниками противоположного пола). Приятельское общение реализуется в процессе игр. В целом общение между мальчиками и девочками младшего школьного возраста неинтенсивно.
В круг общения младших школьников могут входить ребята более младшего возраста. Содержание общения в этом случае определяется совместными играми и общими увлечениями. В общении со старшими ребятами младшие школьники обычно выступают в роли подчиненных. Содержание общения определяется интересами старших и нередко асоциально. По сравнению со сверстниками, у младших школьников с таким типом общения наблюдается снижение интереса к общению со взрослыми.
В круг общения младших школьников неустойчив. Большинство ребят вступают в ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик, от 2 — 3 человек в первом и до 4 -5 человек в третьем классе (А.В. Мудрик, А.В. Киричук и др.).
Персональный состав этих групп подвижен, но к третьему классу наблюдается рост стабильности предпочтений.
В среднем школьном, или подростковом возрасте общение приобретает несколько другой характер и особенности. Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество — и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка — в его переживаниях и мыслях. В 12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет.
Опасности женской дружбы!
Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство — чувство «мы». Деление на «мы» и «они» (взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.
Это одно из проявлений типичной подростковой реакции — реакции группирования со сверстниками. Логическим последствием является повышенный уровень конформизма среди подростков, так как стремление «не выделяться» является свойственным детям среднего школьного возраста. Будь таким как все и тебя не отвергнут — вот формула успеха общения со сверстниками.
С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста — проблема отверженности, а в наиболее крайних формах — случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников. Причины отверженности очень индивидуальны и многогранны.
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.
Отрочество является сензитивным периодом для развития средств общения. Средства общения — это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения. Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, т.е. эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли.
В старшем школьном возрасте возникает острая потребность в общении, но не том, которое было на более ранних этапах развития, а в другом, более глубоком, осмысленном. Дети старшего школьного возраста ищут партнеров по общению, которые смогут обеспечить эту глубину, способных придать новые смыслы, высказывать интересные идеи и мысли.
Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении.
В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.
Изучая особенности общения старшеклассников, исследователи обращают особое внимание на разнообразие его функций. Во-первых, общение старшеклассника является очень важным «каналом информации». Во-вторых, — это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности.
И, в-третьих, это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной сферы и формированию самоуважения, которое так важно в этом возрасте. В связи с этим потребность в понимании не предполагает особой рациональности: понимание должно носить характер эмоционального сочувствия, сопереживания. Естественно, что таким человеком в первую очередь мыслится сверстник, которого мучают те же проблемы и те же переживания.
В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.
Проблема общения всегда являлась одной из интереснейших проблем в психологической науке. Это обусловлено непосредственно самой важностью самого общения в жизни человека. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Первым видом социальной активности ребенка является именно общение, через которое усваиваются социально-культурные ценности того общества, в котором ребенок воспитывается. Общение как вид социальной активности имеет свои особенности на каждом возрастном этапе. Так, в младшем школьном возрасте ребенок начинает активно овладевать навыками общения.
В первые месяцы обучения в школе практически все общение проходит в контексте учебной деятельности. Потом границы ситуаций, в которых возникает общение, расширяются, возникают вариации. В старшем школьном возрасте общение становится одной из центральных потребностей подростка.
Через общение начинает реализовываться еще одна важная потребность подросткового возраста — потребность в принадлежности к какой либо группе. Это влечет за собой появление такого группового феномена, как подростковый конформизм. В старшем школьном возрасте явление конформизма ослабевает. Основной особенностью общения старших школьников выступает стремление к индивидуализации и поиск интересных партнеров по общению, способных наполнить внутренний мир старшего новыми смыслами. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе.
Источник: studbooks.net
Взаимоотношения подростка со взрослыми и сверстниками
Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков.
В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая — со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.
Отношения со сверстниками обычно управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами способствует удовлетворению актуальных интересов и потребностей подростков, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.
Общение со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Подростковая дружба — сложное, часто противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и принятия своих собственных переживаний и установок.
Друг, умеющий выслушать и посочувствовать (а для этого нужно иметь сходные проблемы или такой же взгляд на мир человеческих отношений), становится своеобразным психотерапевтом.
В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,их общение настолько интенсивно, что говорят типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно.
Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.Нередко подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании.
Кроме того, не всех подростков принимают в группы, часть из них оказывается изолированной. Это обычно неуверенные в себе, замкнутые, нервные дети и дети излишне агрессивные, заносчивые, требующие к себе особого внимания, равнодушные к общим делам и успехам группы.
При неудовлетворенности внутригрупповыми отношениями он ищет себе другую группу, более соответствующую его запросам. Подросток может входить одновременно в несколько групп, допустим, в одну из групп класса, в компанию своего или соседнего двора и группу, сложившуюся на занятиях в спорткомплексе. Иногда значительное влияние на личность оказывают подростковые группы, образующиеся в летних лагерях.
Отношения со взрослыми.
Еще одна значимая сфера отношений подростков — отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте.
Подростковые конфликты. Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей, из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.
Подросток требует расширения своих прав, а не только подчеркиваемых взрослыми обязанностей. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания.
Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник,— переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитя на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.
Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность.Вообще противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях.
Если потребность в полноценном общении со значимыми взрослыми и сверстниками не удовлетворяется, у детей появляются тяжелые переживания. Эти переживания могут быть смягчены: разрыв с другом или конфликт в классе может быть компенсирован общением с родителями или любимым учителем; отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье приводит подростка в группы сверстников, где он находит необходимые ему отношения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым
консультация на тему
Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если с взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спокойно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния — от ярко выраженного негодования («Ты чего берешь?!») до бурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раскованность, так характерную для общения детей друг с другом.
Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь с взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов.
Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологический смысл.
Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления индивидуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстником, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя — на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого начала — игра, фантазирование и т. д., — значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше.
А сейчас о третьей отличительной особенности общения дошкольников. Она заключается и преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.
Совсем по — другому ребенок воспринимает взрослого. Его инициативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребенок старается ответить на попроси взрослого, продолжить начатый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь с взрослым, дошкольник скорее предпочитает слушать, чем говорить сам.
Четвертая отличительная особенность общения дошкольников состоит в том, что оно значительно богаче по своему назначению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более многообразны чем, если бы партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что — либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязывание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и постоянное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).
Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться, фантазировать. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
Очевидно, что для нормального развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чем отличается общение со сверстником от общения с взрослым.
Консультация для воспитателей.
Первая отличительная особенность контактов со сверстниками состоит в их особенно яркой эмоциональной насыщенности. Если с взрослым ребенок обычно разговаривает более или менее спо койно, без лишних экспрессии, то разговоры со сверстниками, как правило, сопровождаются резкими интонациями, криком, крив ляньем, смехом и т. д. В общении дошкольников наблюдается почти в 10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ре бенка и взрослого. Причем эти экспрессии выражают самые разные состояния — от ярко выраженного негодования («Ты чего берешь?!») до бурной радости («Смотри, что получилось!»). Эта повышенная эмоциональность отражает особую свободу, раско ванность, так характерную для общения детей друг с другом.
Вторая особенность контактов дошкольников состоит в нестан дартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Общаясь с взрослым, даже самый маленький ребенок придерживается определенных норм высказываний, общеприня тых фраз и речевых оборотов.
Разговаривая друг с другом, дети используют самые неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы: они жужжат, трещат, передразнивают друг друга, придумывают новые названия знакомым предметам. Как ни странно, такое кривлянье имеет большой психологи ческий смысл.
Если взрослый дает ребенку культурные нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного творчества, для проявления инди видуальности. Самобытное, творческое начало ребенка раньше всего и лучше всего проявляется именно в общении со сверстни ком, когда ничто не сковывает и не тормозит активности, ничто не дает жестких образцов «как надо» и когда можно, не стесняясь, попробовать себя — на что я способен. И не случайно те виды деятельности, которые требуют проявления творческого нача ла — игра, фантазирование и т. д., — значительно чаще происходят вместе со сверстником. Но об этом мы поговорим дальше.
А сейчас о третьей отличительной особенности общения до школьников. Она заключается и преобладании инициативных высказываний над ответными. В контактах со сверстником ребенку значительно важнее высказаться самому, чем вы слушать другого. Поэтому беседы, как правило, не получается: дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера.
Совсем по — другому ребенок воспринимает взрослого. Его ини циативу и предложения малыш чаще всего поддерживает. Ребе нок старается ответить на попроси взрослого, продолжить нача тый разговор, более или менее внимательно слушает рассказы и сообщения. Общаясь с взрослым, дошкольник скорее предпочита ет слушать, чем говорить сам.
Четвертая отличительная особенность общения дошкольни ков состоит в том, что оно значительно богаче по своему назна чению, функциям. Действия ребенка, направленные на сверстни ка, более многообразны чем, если бы партнером был взрослый. Взрослый все время говорит, что хорошо, что плохо, как надо и как не надо делать, или рассказывает что — либо, т. е. ребенок от него ждет либо оценки своих действий, либо новой информации. Общение со сверстником значительно богаче: здесь и управление действиями партнера (показать, как можно и как нельзя делать), и контроль его действий (вовремя сделать замечание), и навязы вание собственных образцов (заставить его сделать именно так), и совместная игра (вместе решить, как мы будем играть), и посто янное сравнивание с собой (я так могу, а ты?).
Общаясь со сверстником, ребенок может притворяться, фантазировать. Такое разнообразие отношений детей порождает разнообра зие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.
Из сказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствуют развитию разных сторон личности ре бенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником — выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.
Очевидно, что для нормаль ного развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Кроме того, многим вещам сверстник может научить гораздо лучше. Например, умению правильно говорить.
Источник: nsportal.ru