забывают родителей , а ведь старые люди, с ловно дети — так же беспомощны .
В деревне Забор ье умирает о динокая старая женщи на, забытая своей до черью,
живущей в Ленинг раде. Вдали о т матери Настя по могает другим людям,
нуждающимся в ее энергии, она работа ет в Союзе художни ков, и в ее обяз анности
входило устраивать выставки работ наиболее талантливых художник о в. Однажды
она получила письмо от матери и спрятала его в су мочку нераспечатанным — не
хотелось читать. Пис ьма Катерин ы Петровны вызывали у Насти вздох облегчения:
раз мать пишет — з начит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое
беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным ук ором.
Настя приезжает тольк о на второй день после похорон. Ей не у кого просить
прощения, единственный родной чело век ушел из жиз ни, а она не успела даж е
взглянуть на мать в последний раз и выпл акаться на ее груди. Нас тя не попала на
похороны матери, он а застала св ежий мог ильный холм на кладбище — з емля на не м
Как научиться анализировать текст, а не пересказывать | Вебиум
смерзлась комками — и холодную, тем ную комнату Катерин ы Петровны , из
которой, каз алось, ж изнь ушла давным — да вно. У ехала Настя из Заборья крадучись,
стараясь, чтобы ее н икто не увидел и ни о че м не расспрашив ал. Ей казалось, что
никто, к роме Катер ины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины,
невыносимой тяжес ти
Если добираться из центра города на улицу Костычева, то одна из остановок
именуется как «Мальши нская богадельня ». Знаете, как долго мы привыкали к
этому названию. Ко гда — то в трех одноплановых здани ях раз мещались детские
садики. А сейчас в одном находится школа — интернат для детей с ослабленным
зрением, а посередине располагается Мал ьшинская богаде л ьня. На воротах висит
табличка: «Геронтологический центр». Ч то это такое? Поче му богадельня? Если
поднять голову вверх, то увиди шь устремленные в небо синие церковные купол а.
На территории Мальшинской богаде льни находится церковь Святителя
Пантелеймона. Почему богадельня? Я обратилась к словарю и прочитала, что
название «богадельн я» происходит от слов для «Бо га делание», то есть «Бога
ради». В России о богадельнях упо минается уже в церковном Уставе святого князя
Владимира. Призрев ались в ни х больн ые, убог ие, нищие. Такие бо гадельни —
больницы устраивали сь при каждой при ходской церкви, при к аждом м онастыре. В
Рязани в благодарн ость благ отворителя м богадел ьни даже носили имена их
создателей. Особенной любовью пользов алась Ма льшинская богадельня. Перед
Новым годом я поб ывала в Мальшинской богадельне и пообщалась с одной из
пациенток. Вот т ак я и поз накомилась с Ру заевой Марией Иоси фовной. В 201 1 году
она отметила свой д евяностолетний юбилей. Марии Иосифовне 91 год, при этом
она очень у мная, собранн ая женщина, а па мяти ее и знанию р усской поэзи и можно
Тема 15. К. Г. Паустовский. «Телеграмма». Идея ответственности каждого за жизнь близких людей
только позавидоват ь. При нашей встр ече она долго сетует на то, что не готова к
приему гостей, пло хо выглядит, жалуе тся на то, что разболелась немножк о.
Пожилая женщина охотно поддержи вает беседу, припоминая мельч ай шие
подробности биографии, вот только на вопросы о том, почему она оказалась в
Мальшинской богад ельне и живет в казенн ом заведении уже два года, Мария
Иосифовна не отвечает, старательно делая вид, что не понимает, о чем ее
спрашивают.
Как же так получилось, что 90 — летняя пожил ая женщина, мать, бабушка и даж е
уже прабабушка, ока залась в казенном месте? По чему она живет не в отдельной
комнате и делит жил площадь с до чкой и внучкой, а с абсолютно посторонней
женщиной, которая прикована к кровати и не мож ет встат ь? Поче му Мария
Иосифовна находи т в себе сил ы ухаживать за своей сос едкой по палате и
поддерживать ее? Он а при знается, что кажды й день мое т в с воей комнате п олы и
что хотела бы жить одна, а не делить к омнату с соседкой. Она рассказала о том,
чт о родилас ь 19 декабря 1922 года в Белоруссии, второй своей Родиной она
называет Урал, куда ее маленькой девочк ой забросила судьба и где она провела
всю сознател ьную жи знь. Мария Иосифовн а поведала о том, чт о у нее две дочери,
внучки и даже ест ь правнуч ка, к оторая жи вет в Эс тонии. Тол ько ни слова не было
сказано о том, как он а оказалась в Мальши нской богадельне.
Мария Иосифовна любит поговори ть с гостями, ра ссуждает об эпохе, о
нынешней жизни, о нравах, царящих в обществе, при этом она имеет свою точк у
зрения по многи м вопросам. Эта пожилая женщина не просто вы сказывает свое
мнение по к акому — ли бо вопросу , она у веренно доказывает свою правоту, п риводя в
пример эпизоды из св оей биографии или жиз ни знак омых ей людей. Рассказы вая о
своей жизни, он а с легкостью цитирует Н.А.Некрасова, боле е того, читает свои
собственные с тихи, с таким выражение м и так проникнове нно, что невольно
вдумываешься в смыс л слов:
Говорите трудно разо браться, если страс ть…
Допустим, что и так …
Но ведь должен, дол жен отличаться
Человек от кошек и д ворняг.
Да, ведь чувства те м и хороши,
Что горят красиво, го рдо, смело.
Пусть любовь начнет ся, но не с тела, а с ду ши!
Вы слышите? С душ и!
В ходе беседы Мария Иосифовна вспоминает о свое м детстве, которое
пришлось на страшные 30 — ые годы. Женщина рассказывает, что родилась 19
декабря 1922 в Минс кой области, жили на хуторе. Их семья бы ла боль шой: отец,
мать да семеро детей. В 30 — м году они, как и многие другие, попали под
раскулачивание. Сначала забрали скотину и зерно, потом арестовал и отца.
Осталась ма ть с деть ми. Их отправил и в Мин ск, сначала они ждали решения своей
участи в к аком — то ДК, потом их загнали в складские помещения, спали прямо на
полу. Через какое — то время людей по грузили в товарные ва гоны и отправили на
Урал. Поезд шел медленно, Мария Иосифов на вспо минает, что поез д
останавливался только в перел есках, чтобы выкин уть трупы, ведь в вагонах были
дети, старики и женщины. В конце апреля добрались, наконец, до У рала. А та м
скудная растит ельность, скалис тые холодн ые горы, холми стая неровная местность.
Жить было не где, рубили еловы е ветки, сооружали шалаши, а маленькая Маша
помнит, как она дос тавала из речки желтую глину и ела ее.
Марию Иосифовну можно слу шать часами, такое впечат ление, что пере д
глазами оживают страницы школьно го учебник а по истории, а тут живой очевидец
событий. Только вспоминать о том лихолетье тяж ело для с тарой женщины: голос
дрожит, речь обрывается, а из глаз катятся слезы. Много еще интересны х ис торий
поведала нам Мария Иосифовна. Например, о том, к ак ст арший брат решился на
побег, и только чудом ему удалось верну ться наз ад и найти свою семью; о том, как
медведь чуть не задрал ее брата» как вернулся с Соловков отец, которого вся се мья
считала погибшим и нечаяла даже увиде ть главу семейства.
Страшно и грустно становится от то го, что мы подча с не ценим стариков, не
хотим обраща ть вни мание на их рассказы, отмахиваемся и опра вдываемся те м, что
Какова основная тема рассказа? Паустовский «Телеграмма»
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для публикации ответа на этот вопрос.
решение вопроса
Связанных вопросов не найдено
Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.
поделиться знаниями или
запомнить страничку
- Все категории
- экономические 43,679
- гуманитарные 33,657
- юридические 17,917
- школьный раздел 612,484
- разное 16,911
Популярное на сайте:
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
- Обратная связь
- Правила сайта
Источник: www.soloby.ru
Презентация на тему Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Слайд 1
…Я не знал ничего более прекрасного, чем
наша земля, не знал ничего более близкого мне, чем наши
простые люди.
К.Г.Паустовский
![]()
Слайд 2Смысл названия рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Учитель русского языка и литературы МОУ
СОШ №2 г.Татарска Новосибирской области
Рощенко Наталья Анатольевна
![]()
Слайд 3Задачи:
— раскрыть смысл названия рассказа К.Г.Паустовского;
— совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
— воспитывать
чуткость, уважение к старшим, ответственность за свои поступки.
![]()
Слайд 4
Есть на свете прекраснейшее
существо, у которого мы
всегда в долгу, —
это мать.
М. Горький
![]()
Слайд 5Тексты телеграмм
Катя помирает. Тихон
Дожидайтесь, выехала. Остаюсь любящая дочь ваша Настя
![]()
Слайд 6
![]()
Слайд 7Мишель Буйон. Натюрморт. Фрагмент
![]()
Слайд 8Продолжите фразу
Как доцветал маленький подсолнечник, так и…
![]()
Слайд 9А.Костовский. Клавдия Осиповна.1988
![]()
Слайд 10Одиночество
Высоцкий Вова
Стругов Рома
![]()
Слайд 11Одиночество
Алексеева Кристина
![]()
Слайд 12Одиночество
Гончаренко Настя
Шепелюк Алина
![]()
Слайд 13Одиночество
Семёнова Катя
![]()
Слайд 14Библейская заповедь
Чти отца своего и мать свою…
![]()
Слайд 15 Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед
окружающими людьми, обществом.
![]()
Слайд 16 Настя (в переводе с греческого «воскресшая»)
Воскресить – (перен.)
восстановить, возродить что-нибудь утраченное, забытое.
![]()
Слайд 17Остались ли на вашем сердце зарубки?
![]()
Слайд 18Домашнее задание
Дайте развёрнутый ответ (устно или письменно) на вопрос «Почему
рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?
Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя.
Нарисуйте (можно словесно)
обложку к рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Напишите сочинение на тему «Поступок, за который я себя осуждаю».
Дайте развёрнутый ответ (устно или письменно) на вопрос «Какие «зарубки на сердце» оставил рассказ К.Г.Паустовского?»
Источник: theslide.ru