В чем смысл рассказа Телеграмма

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Часыгова Л.М.

В статье рассматривается рассказ К.Г. Паустовского « Телеграмма ». Его сюжетные линии и основная идея произведения, композиция. Отмечается значение произведения в творчестве писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Часыгова Л.М.

Коллективная форма работы при изучении литературы урок в VIII классе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»

ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ КОНСТАНТИНА ПАУСТОВСКОГО
ТЕМА МИЛОСЕРДИЯ И ЖЕСТОКОСТИ В РАССКАЗЕ К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕПЛЫЙ ХЛЕБ»
К вопросу о значении ливенского периода в жизни и творчестве К. Г. Паустовского
Новые поступления в фонды Московского литературного музея-центра К. Г. Паустовского

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC IDEA OF THE STORY PAUSTOVSKY «TELEGRAM»

The article examines the story of K.G. Paustovsky «Telegram». Its plot lines and the main idea of the work, composition. The significance of the work in the writer’s work is noted.

анализ рассказа «Телеграмма» К.Г.Паустовский

Текст научной работы на тему «ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»»

студент 4 курса филологического факультета Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

Научный руководитель: Хадзиева А.А.

к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАССКАЗА К.Г. ПАУСТОВСКОГО «ТЕЛЕГРАММА»

Аннотация: в статье рассматривается рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Его сюжетные линии и основная идея произведения, композиция. Отмечается значение произведения в творчестве писателя.

Ключевые слова: К. Паустовский, рассказ, телеграмма, литература, ХХвек, Дитрих.

Рассказ «Телеграмма» был написан К.Г. Паустовским в 1946 году. В своем произведении писатель затрагивает различные проблемы, но основной является проблема отцов и детей, которая была актуальна во все времена, как для русской, так и для зарубежной литературы. Ей посвящено ни одно произведение, многие классики затрагивали ее в своем творчестве. «Телеграмма» — это глубоко сентиментальное и очень чувственное произведение, которое захватывает читателя с первых страниц и не оставляет никого равнодушным.

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» делится на несколько частей. В одной автор знакомит нас с Катериной Петровной, в другой повествует о

жизни ее дочери Насти, а в третьей наступает кульминационный момент. Важно отметить, что в творчестве К. Г. Паустовского особую роль играет пейзажная зарисовка. Через описание природы автор передает читателю состояние души героев. В рассказе «Телеграмма» мрачная осенняя погода созвучна состоянию души одинокой старушки. «Октябрь был на редкость холодный, ненастный.

Телеграмма. Константин Паустовский

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь» [1. с,32].

«Телеграмма» сделала К. Г. Паустовского знаменитым на весь Голливуд. Все мы знаем историю, когда известная голливудская звезда ХХ века Марлен Дитрих при встрече с русским писателем опустилась перед ним на колени К.Г. Паустовским опустилась перед советским писателем на колени и поцеловала ему руку именно из-за его рассказа. Актриса объяснила удивленной публике, что Паустовский — ее любимый писатель, что самым большим литературным событием своей жизни она считает его рассказ «Телеграмма». С тех самых пор, когда она впервые прочитала это произведение, мечтает встретиться с автором.

Рассказ повествует о Катерине Петровне, пожилой и одинокой женщине, доживающей свой век в доме отца. Она мечтала перед смертью увидеться с родной дочерью, которая жила и работала в городе. В холодные и мрачные осенние ночи единственным другом старушки был керосиновый ночник: «Керосиновый ночник вздрагивал на столе.

Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, — без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра» [1. с, 34]. Женщине некому было излить свою душу или поведать о своих горестях, не с кем было вспомнить былые времена: «Не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни, о том лете, когда Катерина Петровна жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго» [1. с, 33]. Неизменным ее желанием было увидеть единственного родного человека — дочь.

Настя несколько лет не приезжала к матери и единственным, что их объединяло были редкие, короткие письма, у Насти они вызывали чувство

облегчения: «Раз мать пишет — значит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором» [1.с, 38]. Тем временем Катерина Петровна продолжала чахнуть в глухом одиночестве на старой усадьбе. Здоровье у нее было уже не то, да и дом вместе с ней как-то переменился.

Видно, чувствовал приближающуюся кончину своей хозяйки: «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. [1, с. 35]. То письмо Настя так и не прочитала.

Еще по теме:  Почему не скачивается приложение Телеграмм на Айфоне

Вечером в гостях у одного мастера она увидела скульптуру Н. В. Гоголя как будто с укором смотревшего на нее, выступившего в роли ее спящей совести: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза» [1. с, 37]. Совесть Насти немедленно отозвалась резонансом. Через две недели девушка получает новую телеграмму: «Катерина помирает!».

Находясь на одном важном мероприятии, растерянная, она не знала, что делать и не могла подать виду. Девушка все время чувствовала на себе чей-то пристальный взгляд, она боялась поднять глаза, боялась быть пойманной, а вдруг, кто узнал о ее поступке: «Кто бы это мог быть? — подумала она. Неужели кто-нибудь догадался? Как глупо. » [1. с, 41]. Да, догадался!

Это был он — Гоголь, смотрел на нее также пристально, усмехался: «Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»» [1. с, 41]. Выбежав на улицу девушка горько заплакала в этот момент, она поняла, что больше никогда не увидит свою маму живой: «Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!» [1, с. 41]. Лишь бы успеть, лишь бы простила — думала Настя, но застала только свежий могильный холм: «Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести [1. с, 46].

Рассказ К. Г. Паустовского — большое поучительное наставление для всех читателей. Очень часто мы замотавшиеся в жизни, уставшие от бесконечных проблем, рабочих будней и семейных неурядиц забываем о самых близких

наших людях. Забываем, о наших родителях, жизнь и здоровье которых с каждым годом угасает. Эта история напоминание о том, что в любой момент мы моем лишиться самых близких и родных нам людей, а также важно помнить, что муки совести могут преследовать человека и лишить его покоя.

К. Г. Паустовский «Рассказы и повести» // Магадан, Кн. изд., 1971. — 207с.

student of the Faculty of Philology Ingush State University (Magas, Russia)

Scientific supervisor: Khadzieva A.A.

Ph.D., Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Literature

Ingush State University (Magas, Russia)

THE BASIC IDEA OF THE STORY PAUSTOVSKY «TELEGRAM»

Abstract: the article examines the story of K.G. Paustovsky «Telegram». Its plot lines and the main idea of the work, composition. The significance of the work in the writer’s work is noted.

Keywords: Paustovsky, story, telegram, literature, XXcentury, Dietrich.

Источник: cyberleninka.ru

Юридическая социальная сеть

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг517.9к

Подписаться
13 248 690
Актуальные темы
Публикации
Вопрос дня
Техническая поддержка 9111.ru
Юридическая публикация
Астрология

Государство
Жалоба на действия или бездействие
Мнение о специалистах и организациях
Образ жизни
Образование
Отзывы о товарах и услугах

Светская жизнь
Технологии
Курьёзные вопросы
Социальные сети
Законы и кодексы
Сообщества
Автор публикации

Юрист Федорченко И. В. Подписчиков: 1139

РейтингРейтингРейтингРейтинг Рейтинг517.9к

К. Г. Паустовский «Телеграмма»: анализ

702 просмотрa
213 дочитываний
19 комментариев
На сегодня эта публикация уже заработала 14,80 рублей за дочитывания Зарабатывать

История создания

Однажды Константин Георгиевич рассказал о трогательном событии, которое легло в основу «Телеграммы». Герои новеллы взяты из реальной жизни. Когда-то писатель жил под Рязанью в усадьбе Пожалостина — знаменитого гравёра. Хозяйку дома звали Катерина Ивановна. Её собственная дочь совсем забыла о матери и лишь высылала ей денежные переводы.

Вечерами писатель пил чай с хозяйкой и подолгу с ней беседовал. Она нередко давала ему почитать письма отца, рассказывала, что знала Тургенева и была на похоронах Гюго.

К. Г. Паустовский

Рассказ был написан в 1946 году. Достоверно известно, что это не совсем вымышленная история. Автор сам был свидетелем чего-то подобного. Он действительно был знаком с пожилой женщиной, дочь которой жила в Ленинграде и редко навещала мать. По недостоверным источникам писатель даже сам отправлял злополучную телеграмму.

Композиция

Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  • О матери
  • О дочери
  • Тревожная весть
  • Трагичная развязка
  • Итог.

Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни.

Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

К. Г. Паустовский

Герои

Главных героев в этой истории всего двое: Катерина Петровна и её дочь Настя.

Екатерина Петровна — старая женщина, которая предчувствует свою скорую кончину. Единственным её желанием было повидаться с дочерью. Но та жила и работала в Ленинграде, поэтому в небольшую деревушку Заборье, где доживала век её мать, девушке добираться было далеко. Екатерина Петровна это понимала, поэтому старалась не докучать занятой дочери своим вниманием. Она хоть и думала о ней каждый день, перебирая бумажки, которые приходили с переводом денег от Насти, но писала дочери редко.

Еще по теме:  Как сделать твинк в Телеграм на один номер

Настя — дочь Екатерины Петровны. Она работала в Ленинградском Союзе художников. В её обязанности входило общение с перспективными мастерами. Настя и сама была внучкой известного в своё время художника. Работа и другие дела отнимали у девушки много времени, поэтому она навещала мать очень редко.

Второстепенных персонажей в рассказе тоже немного. Безусловно, все они важны для общего сюжета, но на его развитие влияют только косвенно:

  • Тихон — сторож и помощник по хозяйству. Знал ещё отца пожилой хозяйки, поэтому очень уважал и её.
  • Манюшка — деревенская девушка, которая ухаживает за Екатериной Петровной и помогает ей по дому.
  • Тимофеев — талантливый скульптор, выставку которого устраивает Настя.
  • Бюст Гоголя — неодушевлённый персонаж, который пробуждает совесть девушки.

В рассказе ещё несколько действующих лиц, но их роли эпизодические, поэтому практически не влияют на развитие истории.

К. Г. Паустовский

Характеристика героев

  • Катерина Петровна — сгорбленная, маленькая, сухонькая и слабая пожилая женщина, теряющая зрение и говорящая ослабевшим голосом. Дочь известного художника, которая провела молодость в Париже, а её жизнь, благодаря отцу, явно была связана с искусством. Она добра и щедра к окружающим — например, дарит Манюшке небольшие подарки, интеллигентна и понятлива. Её любовь к дочери огромна: она готова простить ей всё и не собирается ей навязываться, понимая, что «у молодых своя жизнь». Проблемы со здоровьем и одиночество заставляют её всё больше задумываться о будущем.
  • Анастасия Семёновна — красивая молодая девушка, имеет русые волосы и большие холодные глаза, за что коллеги называли её Сольвейг. Работает секретарём в Союзе художников. Её нельзя назвать бездушной и чёрствой, она просто слишком предана своей профессии, в работе решительна и активна, и действительно очень занята, крутясь с бесконечными выставками и конкурсами.

К. Г. Паустовский

  • Тихон — сторож при пожарном сарае, тощий, рыжий. Был ещё мальчишкой, когда художник строил здесь усадьбу, но с тех пор сохранил уважение к нему, его дочери и его картинам, говоря про них: «Работа натуральная!». Искренний человек, с сочувствием и добротой относится к одинокой старушке, помогает ей по хозяйству, рубит дрова, спрашивает её о дочери. Телеграмма, которую он читает якобы от Насти, — символ рассказа, а его поступок можно назвать благородным порывом души.
  • Манюшка — дочь соседа, колхозного сапожника, которая прибегает к старушке каждый день, чтобы помочь ей. Легкомысленная, но неравнодушная, добрая, работящая и сочувствующая.
  • Тимофеев — талантливый, но ворчливый молодой скульптор, маленький, решительный и злой. Работает в тяжёлых условиях в холодной мастерской и считает, что он не оценён по достоинству, ему не дают развернуться. Имеет уязвлённую гордость, но рад, что Настя помогает устроить его выставку.
  • Молодая учительница — застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка, приехавшая в Заборье и оставившая родную мать в областном городе. Она проникается видом похорон Катерины Петровны и выносит для себя важный урок.

К. Г. Паустовский

Дело было в октябре. Катерина Петровна жила в доме своего отца. Отец – известный в своё время художник. Он приехал в село, когда стал старым, ухаживал за садом, картин уже не рисовал. Дом был взят под охрану музеем области. А умрет Катерина Петровна? Что станет с домом? А ведь жили они с отцом в Париже.

Теперь в родном селе Заборье ей и поговорить не с кем, разве что с Манюшкой, девчонкой-помощницей по дому. В благодарность хозяйка дома отдавала свои личные вещи: перчатки, шляпу. Иногда приходил сторож Тихон, готовил дрова на зиму. Вот он помнил отца хозяйки, сам он в то время мальчонкой был. Ему нравились работы художника.

Вот и все гости, а ночи казались длинными, нескончаемыми. Единственная дочь обосновалась в Ленинграде, в родном селе её видели три года назад. Мать Насте писала редко, а вспоминала о дочери часто. Дочь ответными письмами не баловала, но исправно ежемесячно переводила матери по двести рублей. В денежном переводе всегда было написано несколько строк, повторяющихся из месяца в месяц.

Матери казалось, что деньги хранят запах дочери.

Однажды в садовую калитку среди ночи постучали. Катерина Петровна долго одевалась и тяжёлой поступью подошла к калитке. Вопрос старушки остался без ответа, и она подумала, что ей показалось, что за калиткой кто-то есть. Добрела до дома, написала письмо Насте, не дожидаясь утра. Она просила дочь приехать, попрощаться, она чувствовала приближение смерти.

Письмо отнесла на почту Манюшка. Работа у Насти была ответственная: секретарь Союза художников. Выставки и конкурсы она должна была организовывать. Получив письмо от матери, она отложила его чтение на потом. Она немного успокаивалась, получая такие весточки, значит, мать жива.

К. Г. Паустовский

По поручению правления Настя пошла осматривать жилище молодого скульптора. Холодно и зябко показалось ей в мастерской творца, Тимофеев начал не очень приятный разговор, и чтобы переменить тему, Настя попросила показать скульптуру Гоголя. Писатель смотрел на неё с молчаливым укором. Она вдруг вспомнила, что так и не прочла письмо.

Выполнив поручение и добившись разрешения на персональную выставку для Тимофеева, Настя пришла домой. Ехать ей сейчас было нельзя, и не хотелось трястись в поезде, а потом видеть слёзы матери.

Около двух недель Настя готовила выставку, и она удалась. Началось обсуждение, в этот момент пришла курьерша и принесла телеграмму. В телеграмме было всего три слова о том, что мать умирает. А обсуждение шло своим чередом, говорили про заботу о человеке, хвалили Настю за чуткость, долго ей аплодировали. Настя держала в руке телеграмму от матери.

Еще по теме:  Как на Айфоне не показывать от кого приходят сообщения в вотс апп и Телеграмме

И опять пронизывающий насквозь гоголевский взгляд. Выбежав на улицу, она заплакала, наконец-то, как будто прозрев и осознав, что её любила только одна мама и дороже и роднее матери у Насти никого нет. Одна только мысль не давала теперь Насте покою: «только бы успеть увидеть маму живой».

Все билеты были распроданы, но пожилая кассирша пожалела Настю и помогла сесть в поезд. А Катерина Петровна уже совсем не вставала с постели и постоянно вспоминала о дочери. Пришёл Тихон и показал старушке телеграмму, прочитал её. А в ней сообщалась, что Настя выехала к матери. Догадалась мать, что Тихон эти слова утешения сам написал.

Не дождалась дочери, умерла тихо, как будто уснула. Настя тоже не дождалась, приехала уже после похорон и уехала с тяжестью в сердце.

К. Г. Паустовский

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.
Подпишитесь на канал 9111.ru в «Дзен» и «Телеграм »

Интересная статья?

Проголосовали: 35

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Источник: www.9111.ru

Как кратко пересказать рассказ Телеграмма

Телеграмма произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.

Вы можете прочитать Телеграмму онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.

А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.

Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?

Анализ произведения Телеграмма

Структура

Рассказ перед нами или повесть? Телеграмма Паустовского короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:

  1. О матери
  2. О дочери
  3. Тревожная весть
  4. Трагичная развязка
  5. Итог.

Первая часть представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни.

Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.

Герои рассказа

Всех героев можно поделить на группы:

  • главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
  • второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
  • Третьестепенные действующие лица жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
  • недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.

Главные герои в Телеграмме

Главные герои телеграмма

Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.

Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека своей дочери.

Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.

Настя неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.

Роль Тихона

Тихон работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери.

Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма символ рассказа.

Вместо заключения

О чем сюжет в рассказе Телеграмма

Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.

В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.

Источник: tvercult.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...