Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н. И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, — потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.
Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.
Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях , но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого — трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.
Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.
На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, «очеловечивание» поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.
Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского — умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, «заряжать» страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.
Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке . Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.
План-конспект второго урока
«…Никого в жизни нет и не будет родней…»
Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское — в камне.
Константин Паустовский — Телеграмма
Начинаю урок с вопросов.
— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово «телеграмма» рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?
Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?
Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.
Размышления над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма»
забывают родителей , а ведь старые люди, с ловно дети — так же беспомощны .
В деревне Забор ье умирает о динокая старая женщи на, забытая своей до черью,
живущей в Ленинг раде. Вдали о т матери Настя по могает другим людям,
нуждающимся в ее энергии, она работа ет в Союзе художни ков, и в ее обяз анности
входило устраивать выставки работ наиболее талантливых художник о в. Однажды
она получила письмо от матери и спрятала его в су мочку нераспечатанным — не
хотелось читать. Пис ьма Катерин ы Петровны вызывали у Насти вздох облегчения:
раз мать пишет — з начит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое
беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным ук ором.
Настя приезжает тольк о на второй день после похорон. Ей не у кого просить
прощения, единственный родной чело век ушел из жиз ни, а она не успела даж е
взглянуть на мать в последний раз и выпл акаться на ее груди. Нас тя не попала на
похороны матери, он а застала св ежий мог ильный холм на кладбище — з емля на не м
смерзлась комками — и холодную, тем ную комнату Катерин ы Петровны , из
которой, каз алось, ж изнь ушла давным — да вно. У ехала Настя из Заборья крадучись,
стараясь, чтобы ее н икто не увидел и ни о че м не расспрашив ал. Ей казалось, что
никто, к роме Катер ины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины,
невыносимой тяжес ти
Если добираться из центра города на улицу Костычева, то одна из остановок
именуется как «Мальши нская богадельня ». Знаете, как долго мы привыкали к
этому названию. Ко гда — то в трех одноплановых здани ях раз мещались детские
садики. А сейчас в одном находится школа — интернат для детей с ослабленным
зрением, а посередине располагается Мал ьшинская богаде л ьня. На воротах висит
табличка: «Геронтологический центр». Ч то это такое? Поче му богадельня? Если
поднять голову вверх, то увиди шь устремленные в небо синие церковные купол а.
На территории Мальшинской богаде льни находится церковь Святителя
Пантелеймона. Почему богадельня? Я обратилась к словарю и прочитала, что
название «богадельн я» происходит от слов для «Бо га делание», то есть «Бога
ради». В России о богадельнях упо минается уже в церковном Уставе святого князя
Владимира. Призрев ались в ни х больн ые, убог ие, нищие. Такие бо гадельни —
больницы устраивали сь при каждой при ходской церкви, при к аждом м онастыре. В
Рязани в благодарн ость благ отворителя м богадел ьни даже носили имена их
создателей. Особенной любовью пользов алась Ма льшинская богадельня. Перед
Новым годом я поб ывала в Мальшинской богадельне и пообщалась с одной из
пациенток. Вот т ак я и поз накомилась с Ру заевой Марией Иоси фовной. В 201 1 году
она отметила свой д евяностолетний юбилей. Марии Иосифовне 91 год, при этом
она очень у мная, собранн ая женщина, а па мяти ее и знанию р усской поэзи и можно
только позавидоват ь. При нашей встр ече она долго сетует на то, что не готова к
приему гостей, пло хо выглядит, жалуе тся на то, что разболелась немножк о.
Пожилая женщина охотно поддержи вает беседу, припоминая мельч ай шие
подробности биографии, вот только на вопросы о том, почему она оказалась в
Мальшинской богад ельне и живет в казенн ом заведении уже два года, Мария
Иосифовна не отвечает, старательно делая вид, что не понимает, о чем ее
спрашивают.
Как же так получилось, что 90 — летняя пожил ая женщина, мать, бабушка и даж е
уже прабабушка, ока залась в казенном месте? По чему она живет не в отдельной
комнате и делит жил площадь с до чкой и внучкой, а с абсолютно посторонней
женщиной, которая прикована к кровати и не мож ет встат ь? Поче му Мария
Иосифовна находи т в себе сил ы ухаживать за своей сос едкой по палате и
поддерживать ее? Он а при знается, что кажды й день мое т в с воей комнате п олы и
что хотела бы жить одна, а не делить к омнату с соседкой. Она рассказала о том,
чт о родилас ь 19 декабря 1922 года в Белоруссии, второй своей Родиной она
называет Урал, куда ее маленькой девочк ой забросила судьба и где она провела
всю сознател ьную жи знь. Мария Иосифовн а поведала о том, чт о у нее две дочери,
внучки и даже ест ь правнуч ка, к оторая жи вет в Эс тонии. Тол ько ни слова не было
сказано о том, как он а оказалась в Мальши нской богадельне.
Мария Иосифовна любит поговори ть с гостями, ра ссуждает об эпохе, о
нынешней жизни, о нравах, царящих в обществе, при этом она имеет свою точк у
зрения по многи м вопросам. Эта пожилая женщина не просто вы сказывает свое
мнение по к акому — ли бо вопросу , она у веренно доказывает свою правоту, п риводя в
пример эпизоды из св оей биографии или жиз ни знак омых ей людей. Рассказы вая о
своей жизни, он а с легкостью цитирует Н.А.Некрасова, боле е того, читает свои
собственные с тихи, с таким выражение м и так проникнове нно, что невольно
вдумываешься в смыс л слов:
Говорите трудно разо браться, если страс ть…
Допустим, что и так …
Но ведь должен, дол жен отличаться
Человек от кошек и д ворняг.
Да, ведь чувства те м и хороши,
Что горят красиво, го рдо, смело.
Пусть любовь начнет ся, но не с тела, а с ду ши!
Вы слышите? С душ и!
В ходе беседы Мария Иосифовна вспоминает о свое м детстве, которое
пришлось на страшные 30 — ые годы. Женщина рассказывает, что родилась 19
декабря 1922 в Минс кой области, жили на хуторе. Их семья бы ла боль шой: отец,
мать да семеро детей. В 30 — м году они, как и многие другие, попали под
раскулачивание. Сначала забрали скотину и зерно, потом арестовал и отца.
Осталась ма ть с деть ми. Их отправил и в Мин ск, сначала они ждали решения своей
участи в к аком — то ДК, потом их загнали в складские помещения, спали прямо на
полу. Через какое — то время людей по грузили в товарные ва гоны и отправили на
Урал. Поезд шел медленно, Мария Иосифов на вспо минает, что поез д
останавливался только в перел есках, чтобы выкин уть трупы, ведь в вагонах были
дети, старики и женщины. В конце апреля добрались, наконец, до У рала. А та м
скудная растит ельность, скалис тые холодн ые горы, холми стая неровная местность.
Жить было не где, рубили еловы е ветки, сооружали шалаши, а маленькая Маша
помнит, как она дос тавала из речки желтую глину и ела ее.
Марию Иосифовну можно слу шать часами, такое впечат ление, что пере д
глазами оживают страницы школьно го учебник а по истории, а тут живой очевидец
событий. Только вспоминать о том лихолетье тяж ело для с тарой женщины: голос
дрожит, речь обрывается, а из глаз катятся слезы. Много еще интересны х ис торий
поведала нам Мария Иосифовна. Например, о том, к ак ст арший брат решился на
побег, и только чудом ему удалось верну ться наз ад и найти свою семью; о том, как
медведь чуть не задрал ее брата» как вернулся с Соловков отец, которого вся се мья
считала погибшим и нечаяла даже увиде ть главу семейства.
Страшно и грустно становится от то го, что мы подча с не ценим стариков, не
хотим обраща ть вни мание на их рассказы, отмахиваемся и опра вдываемся те м, что
Анализ произведения «Телеграмма» Константин Паустовский
Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ произведения «Телеграмма» Константин Паустовский.
Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!
Сочинения » По произведениям литературы » Анализ произведения «Телеграмма» Константин Паустовский
Паустовский Константин Григорьевич
Произведение написано в 1946 году. Это послевоенное время в истории нашей страны. Этот год ознаменовался голодом. Также произошли выборы в верховный совет СССР. Началась разработка первой атомной бомбы.
А также Свонарком переименовали в Совет Министров СССР.
Действие рассказа происходит в послевоенное время, но конкретный год не назван. События происходят осенью.
Катерина Петровна – мама Насти, доживает свои годы одна, скучает по дочери.
Настя – дочь Катерины Петровны, работает секретарем в союзе художников.
Тихон – сторож, помогает Катерине Петровне.
Манюшка – дочь сапожника, помогает Катерине Петровне.
Настя уехала от Катерины Петровны и работает в Ленинграде.
Она редко общается с матерью, не пишет ей и не приезжает к ней. Последний раз она бывала дома целых три года назад.
Настя работает секретарем в союзе художников. Она вечно занятая, у нее много работы. Когда действие рассказа происходит она занимается устройством выставки Тимофеева.
Катерина Петровна доживает свои последние дни в одиночестве. О ней заботится Манюшка, дочь сапожника.
Настя получает телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Она не сразу, но едет домой в Заборье. И посылает телеграмму, что едет.
Катерина Петровна обрадовалась тому, что дочь приедет. Она отвернулась к стенке и будто бы уснула. Но уснула она на века.
Настя приехала через день после похорон матери. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Она чувствует свою вину. И уезжает из Заборья очень тихо и незаметно.
Это рассказ о любви матери к дочери.
Настя не лишена сочувствия, но почему-то проявляет его не к маме, а к Тимофееву, человеку, который является чужым для нее.
Вот так. Автор еще раз нам показал, как карьера может повлиять на отношения с родственниками. Сейчас, забываясь на работе, мы не позвоним родным.
А Настя? Она не ехала к маме из-за работы. Она поздно поняла свою ошибку.
Так, на примере Насти, давай-те не допускать таких ошибок.
- «Телеграмма» К.Г.Паустовский
- «Кишата» К.Г. Паустовский
- «Бриз» К.Г. Паустовский
- «Растрёпанный воробей» К. Г. Паустовский
- Паустовский «Повести о жизни»
Источник: my-soch.ru