«По-русски ни бельмеса, зачем он вообще на мою голову свалился, что я с ним буду делать?!» По состоянию на 2019 год Россия занимает третье место в мире после США и Германии по числу мигрантов. В Россию приезжают из ближайшего зарубежья за лучшей жизнью. Вместе с собой мигранты перевозят родителей и детей, которые часто плохо владеют русским языком. Эти дети отправляются в школу… И встречаются там: с недовольством учителя, непониманием одноклассников и многими другими сложностями.
Источник: Visualrian.ru
Никто не думает, как трудно им адаптироваться в стране, которая только недавно стала их домом. Адаптироваться и тем более учиться.
Как наладить диалог между двумя культурами, создать комфортную среду в школе для всех детей без исключения? Об этом «Летидору» рассказал Олег Хухлаев – заведующий кафедрой этнопсихологии МГППУ, лектор проекта «Родительский чат», организованного ГК «Просвещение», Московским институтом психоанализа и Центром толерантности.
Не в своей тарелке
Любой человек, который только что переехал из родной страны в чужую, находится между двумя культурами – своей и того государства, в котором ему предстоит жить. Чтобы максимально глубоко прочувствовать, каково это, попробуйте честно ответить на несколько вопросов. Первый вопрос: быстро ли вы осваивались на новом месте работы, в новой квартире, в том случае, когда вам пришлось сменить окружение? Как происходило привыкание к новым обстоятельствам? Что было особенно болезненно?
Почему игра — главное дело ребёнка | ОТКРЫТЫЙ УРОК
Второй вопрос: чего вам больше всего хотелось на новом месте? Быстрее влиться в новую среду, стать своим? Или наоборот: новая обстановка казалась настолько чуждой, что становиться ее частью совсем не хотелось? Третий вопрос: как вы при этом относились к прошлому? Отбросить все и привыкать к новому или ни на секунду не забывать старое и непременно вернуть все на круги своя?
Отвечая на эти вопросы, каждый из нас выбирает между стратегиями адаптации в новой культурной среде.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную
Документация школьного психолога
Информация школьному психологу
Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога — Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
| Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога — Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми |
| Документация школьного психолога — Информация школьному психологу |
| Профессиональная деятельность и личность педагога-психолога |
| Задачи и мотоды профессиональной деятельности психолога |
| Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми |
| Приложения |
| Все страницы |
Работа педагога-психолога с одаренными и «трудными» детьми
Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.
СПАСАЕМ СЛАБЫЙ КЕЙС С ПОМОЩЬЮ отчета о ситуации в стране. Country Condition Report. Иммиграция в США
Одаренные дети. В нашей стране 20% детей можно отнести к числу одаренных, но в результате того, что они не получают необходимой поддержки для развития талантов, действительно одаренными после окончания школы остаются только 2‒5%.
Различают следующие признаки одаренности: развитая речь, больший словарный запас, богатство словесных ассоциаций, быстрое и точное выполнение умственных операций, ранняя увлеченность музыкой, рисованием, пением, спортом, стремление к творчеству, любознательность, высокая исследовательская и познавательная активность.
Основная отличительная черта одаренных детей ‒ оригинальность мышления и нестандартность решений.
Существуют и специальные методы диагностики одаренности, которыми были и остаются тесты интеллекта.
Выявлены следующие проблемы одаренных детей:
‒ психологические особенности (уязвимость в общении, интроверсия);
‒ высокая мотивация одаренных детей;
‒ отсутствие в общеобразовательной школе программ, рассчитанных на уровень понимания одаренных детей.
Основными направлениями поддержки одаренных детей являются:
1. Вселение в них уверенности в их способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную Я-концепцию.
2. Коррекция эмоционального фона поведения, формирование адекватной Я-концепции, выработка у одаренного ребенка умения правильно себя оценивать и ставить реальные цели.
3. Разъяснительная работа с учителями и помощь в выборе материала, соответствующего уровню развития ребенка.
4. Преодоление психологической изоляции одаренных детей в ученических коллективах, проводимая в следующих направлениях:
- Социально-психологические факторы развития Я-концепции
- Учебная деятельность в подростковом возрасте
- Общественно-полезная деятельность в подростковом возрасте
- Подростковый возраст
- Социальная ситуация в подростковом возрасте в школе и в училище
Источник: www.vashpsixolog.ru
Как педагогу помочь ребенку‑мигранту адаптироваться в школе
С февраля 2023 года органы исполнительной власти должны проводить мероприятия по повышению квалификации педагогов и других специалистов от образования, работающих с детьми-мигрантами. Это требование пункта 12 Комплекса мер по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам всех уровней на период до 2025 года.
- Срок исполнения этого требования — февраль 2023 года, далее — ежегодно.
Психологические особенности детей-мигрантов
Основная трудность для детей из семей мигрантов — недостаточный уровень владения русским языком. Однако, оказавшись в непривычных, а порой и неблагоприятных условиях, такие дети могут столкнуться с множеством других проблем:
- социальными (отсутствие или нехватка социальных навыков, ориентация на нормы и правила культуры своей родины и др.),
- бытовыми,
- материальными,
- психолого-педагогическими и др.
Вследствие всех этих взрослых проблем дети могут демонстрировать пассивное отношение к учебе, слабую инициативность. Они оказались вне привычной среды, вдали от друзей и знакомых, и могут страдать от заниженной самооценки и повышенной тревожности, проявлять агрессивность, негативное отношение к новым для них социокультурным нормам и др.
Одними из первых с трудностями в процессе адаптации детей-мигрантов в школе сталкиваются педагоги. Им предстоит снизить уровень тревожности и страхов, повысить учебную мотивацию , сформировать у ребенка из семьи мигрантов коммуникативные умения и навыки, релевантные принимающей среде.
Как разработать программу по адаптации детей мигрантов в школе
Смотреть программу Адаптация детей мигрантов в школеПовышение квалификации для учителей
Прежде всего важно помнить, что педагог не должен оставаться один на один с этой проблемой. Органы исполнительной власти и образовательная организация обязаны создать условия для успешной языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан ( Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16.08.2021 № НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций»).
Основной механизм разработки и реализации индивидуальной стратегии сопровождения детей-мигрантов — психолого-педагогический консилиум (ППк) . В его состав могут входить педагоги-психологи, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и другие специалисты.
По итогам консилиума составляется список детей-мигрантов, нуждающихся в специализированном сопровождении, и разрабатывается индивидуальный план для каждого из них.
- Роль классного руководителя ключевая — он координирует и обеспечивает взаимодействие специалистов, участвующих в процессе адаптации.
Совместными усилиями проводится языковая и психолого-педагогическая диагностика, разрабатывается план мероприятий и программа адаптации, включая внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Чтобы адаптация прошла успешно, участники ППк организуют психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка-мигранта.
При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников из семей мигрантов, их потребности, интересы, когнитивное развитие каждого ребенка, связанные с культурной, социальной, этнической принадлежностью.
Какие еще ресурсы привлечь к работе с детьми мигрантов
Часто на уровне школы организуется группа активных учащихся-волонтеров. Вот чем могут помочь добровольцы:
- познакомить ребенка-мигранта со школой — показать актовый и спортзал, библиотеку, столовую;
- познакомить с населенным пунктом — сводить в музеи, театры, парки, рассказать о достопримечательностях;
- обеспечить интенсивную языковую практику в неформальных условиях;
- помочь с домашними заданиями и др.
Все это способствует интеграции ребенка из семьи мигрантов в новое сообщество.
- Если волонтерской группы в школе нет, инициируйте ее создание. Это поможет в работе не только вам, но и вашим коллегам.
Также для организации эффективного обучения и облегчения адаптации детей-мигрантов можно использовать технологию наставничества . Роль наставника может взять на себя одноклассник или учащийся старших классов. А если вы хотите узнать, как учителю самому стать лидером и наставником для учеников, смотрите наш бесплатный вебинар .
Задачи педагога в период адаптации ребенка-мигранта в школе
Педагогическая поддержка детей мигрантов заключается в создании условий для успешной самореализации, для расширения компетенций в различных сферах жизни и развития не только когнитивных, но и творческих способностей.
Основные задачи педагога в период адаптации:
- Создание в классе комфортной обстановки, чтобы дети мигрантов были приняты коллективом, могли ошибаться, не испытывая страха показаться смешными, встречали понимание и поддержку.
- Содействие общению детей-мигрантов с ровесниками, вовлечение их в систему дополнительного образования (посещение кружков, секций) и внеурочную деятельность.
- Помощь в понимании заданий и поручений педагогов. Например, давайте ребенку несложные поручения — индивидуальные и такие, которые он выполнит совместно с другими учениками.
- Помощь детям, плохо говорящим на русском языке, в передаче информации альтернативными способами — картинками, жестами и др. Научите ребенка задавать уточняющие вопросы, чтобы он мог точно знать, что правильно понял собеседника.
- Помощь в отработке наиболее важных для принимающей среды социальных навыков.
Учитель помогает ребенку-мигранту сформировать идентичность в новой социокультурной среде и преодолеть отклонения в интеллектуальном и личностном развитии, а также разрешить конфликтные ситуации.
В школе необходимо создавать условия для активного вовлечения обучающихся и в образовательный процесс, и в общественно полезную деятельность. Кроме того, чтобы сформировать толерантное отношение, нужно работать не только с мигрантами, но и со всем коллективом педагогов и детей. Поэтому формы адаптационных мероприятий многообразны и разноплановы.
Педагог может проводить:
- групповые занятия по изучению русского языка как неродного;
- мероприятия для всего класса с участием детей-мигрантов: уроки толерантности, адаптационные игры и упражнения, фестивали, форумы, конкурсы, дебаты, деловые игры по правовым вопросам, дискуссионные площадки по личностным, этническим и другим вопросам;
- мероприятия для родителей (законных представителей) детей-мигрантов: консультации, открытые уроки, встречи с представителями администрации школы и органов местной власти;
- совместные мероприятия для родителей и детей: мастер-классы, соревнования, практикумы, регулярно действующие клубы, кружки, выставки, экскурсии, поездки;
- воспитательную работу по разъяснению норм поведения, этикета общения — тематические «этикетные» уроки и классные часы.
Первоочередная задача учителя — познакомить ребенка с организацией жизни в классе. Вот что можно сделать, чтобы уже на старте ребенок из семьи мигрантов мог почувствовать себя более комфортно:
- Проведите специальный классный час или пятиминутку, чтобы познакомить новичка с классным коллективом. Коротко расскажите детям об истории, культуре и особенностях уклада жизни страны, откуда прибыл ребенок-мигрант.
- Организуйте мини-презентацию ребенка и его семьи. Это избавит от излишних расспросов и нежелательных объяснений.
- Посадите ребенка за первую парту, чтобы уделять ему больше внимания.
- Ведите дневник сопровождения, чтобы фиксировать результаты адаптации детей-мигрантов, трудности, с которыми они сталкиваются, и их успехи, а также индивидуальные образовательные маршруты. Дневник может быть разработан в виде локального акта школы.
Тактика поведения педагога
В традиционной школьной практике реакция педагогов на проблемы детей с миграционным опытом может быть различной. Многие испытывают определенные трудности.
Именно поэтому подготовка учителей к работе с детьми из семей мигрантов должна включать не только предметное повышение квалификации и изучение новых методик, но и понимание проблем мигрантов, знание их культуры и обычаев — это поможет сформировать основы толерантного поведения.
Каждый случай уникален, но в целом педагогам можно рекомендовать следующую тактику поведения:
- Пользуйтесь специальными приемами для привлечения внимания во время беседы.
- Соблюдайте дистанцию между говорящими: не во всех культурах принят близкий контакт.
- Избегайте слов, которые усиливают расовые и этнические стереотипы.
- Не забывайте, что для различных культур одни и те же предметы, символы, поступки могут иметь разные значения.
- Учитывайте сложности вербального оформления правил и норм поведения, принятых в российском обществе.
Кроме того, важно освоить технологии инклюзивного образования и регулярно повышать межкультурную компетентность. В этом поможет курс Контур.Школы « Адаптация и интеграция в образовательный процесс несовершеннолетних иностранных граждан и детей с миграционной историей ».
Источник: dzen.ru