Известный педагог и публицист Наталья Михайлова ставит перед читателями сложную и актуальную проблему: как меняется отношение подростков к одноклассникам в старших классах? Размышляя над данной проблемой,
Опубликовал(а): alabanano
Источник: www.kritika24.ru
Задание: прочитайте текст, выполните задания
(1)Сегодня я впервые осознала: расставаться будет грустно. (2)Просто грустно, без всяких метафор и ненужных сравнений. (3)Одиннадцатый класс как песочные часы. (4)Сверху — школа, снизу — ты. (5)И ты берёшь теперь от школы всё, что она даёт, и не ждёшь, когда закончится урок, когда можно будет закрыть за собой дверь класса, пронестись во весь дух по коридору, сбежать вниз по лестнице, запрыгать, как кузнечик: «Домой, домой!» (6)Не хочется теперь!
(7)В одиннадцатом классе учиться весело. (8)Шутим чаще, смеёмся громче, ссоримся реже. (9)Вообще не ссоримся! (10)На уроках не до учёбы, потому что нравится оглядывать взрослеющих одноклассников, вздыхать: «Какие. » (11) Вспоминать, кто в кого был влюблен, кто кому нравился. (12)Кто смешливый, кто обидчивый, кто чудаковат, кто всегда поможет, а кто и отложит.
Возрастные кризисы. Возраст 9-12 лет.
(13)В одиннадцатом классе легко всех любить, и все кажутся самыми лучшими. (14)Кто раздражал, незаметно становится лучшим другом. (15)Того, кого считала глупым, считаешь теперь просто очень простым. (16)И хорошим. (17)И не обзываешь никого, даже про школьные «кликухи» стараешься забыть: ко всем по имени. (18) Уважительно и как друг.
(19)В последнее время на уроках литературы мне кажется, будто между нами, одноклассниками, бьются окна, срываются шторы, становится всё понятно.
(20)Мы отрываемся от художественного произведения, от рассказов Бунина и Куприна, пружиним литературными строчками, подпрыгиваем и улетаем за горизонты школьной программы, туда, где начинается жизнь. (21)Углубляемся в тему любви, которая трогает больше всего, заставляет спорить, громко и страстно рассуждать.
(22)В любовь все верят одинаково. (23)И несправедливо выделять кого-то: юношей, девушек. (24)Нет более или менее романтичных или сентиментальных. (25)Удивительно, но юноши даже чаще более заинтересованы в обсуждении любви, личных взаимоотношений.
(26)И оказываются более активными, поднимают руку, чтобы ответить, кто из героев повести или рассказа виноват в разлуке, кто ошибался, как он сам поступил бы в такой ситуации. (27)И мы теперь с большим рвением делаем литературу, спешим начать заниматься сразу, лишь прозвенит звонок. (28)И нашей учительнице тоже интересно, она наблюдает за нами, загадочно молчит, улыбается, подкидывает новые вопросы, темы для обсуждения. (29)И у книг из школьной программы вдруг рождается неожиданное продолжение. (30)И я с удивлением понимаю: мы не дети, мы не школьники, мы уже взрослые. (31)Те, про кого пишутся и пишутся книги.
(По Н. Михайловой*)
*Наталья Михайлова — педагог, публицист.
Вика Складчикова про отношения StandUp на ТНТ
1. Какое высказывание противоречит содержанию текста?
1) В выпускном классе приятно вспоминать, как складывались отношения между одноклассниками в течение школьных лет.
2) В одиннадцатом классе школьники начинают более уважительно относиться друг к другу, чем раньше.
3) Обсуждение художественных произведений на уроках литературы сближает одиннадцатиклассников.
4) Одиннадцатиклассников еще нельзя называть взрослыми людьми.
2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 1—6 представлено рассуждение.
2) Предложения 8—9 содержат подтверждение суждения, высказанного в предложении 7.
3) В предложении 28 представлено повествование.
4) В предложениях 14—18 содержатся примеры к тезису, высказанному в 13 предложении.
3. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 5 2) 13 3) 26 4) 30
4. Среди предложений 19—24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза. Напишите номер этого предложения.
5. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.
Размышляя о том, какие изменения происходят во взаимоотношениях выпускников, как меняется их восприятие школьной жизни, автор использует такие тропы, как _____ (например, в предложении 3) и ______ («улетаем за горизонты школьной программы» в предложении 20), а также такой приём, как ______ (предложения 15—16). Эмоциональность текста создаётся за счёт использования разнообразных языковых средств выразительности, например такого синтаксического средства, как ______ (предложения 6, 9).
Список терминов:
1) сравнение
2) парцелляция
3) эпитет
4) ряды однородных членов
5) метафора
6) вопросительные предложения
7) фразеологизм
8) восклицательные предложения
9) диалектизм
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
«В жизни детей стало много ярких событий. Нет больше предвкушения и замирания сердца»
Выпускной вечер в 11 классе бывает лишь однажды в жизни учеников. Но не раз в жизни учителей. Каждый новый класс — новая история. А потом неизбежное прощание. Учителя московских и подмосковных школ рассказали, что для них значит выпускной и какие чувства они испытывают, отпуская ребят во взрослую жизнь.
Галина Зимина, учитель математики, стаж 30 лет
Подготовка к первому выпуску — лучшее, что со мной случилось. Мой 11 «А» практически полным составом приходил ко мне домой. Мы ставили сценки, пели песни, пили вино и танцевали до самого утра. Тогда никто не смотрел на меня косо, хотя многие коллеги и даже родители, знали, что моя жизнь давно не делится на школьную и личную. Сейчас бы на меня, наверное, написали кляузу или завели какое-нибудь дело.
В день выпускного вечера я была счастлива. Я не думала о том, что скоро всё закончится. Ребята разлетятся, а я останусь в школе. Без них. Тогда я наслаждалась моментом.
Любовалась ими. Никого кроме них не видела.
Способность остро чувствовать с годами атрофировалась. У меня было три выпуска, но никому не удалось затмить тот — самый первый. Он остаётся любимым. Яркие, умные и красивые ребята с чувством юмора, мировоззрением и знаниями не по возрасту. Самый сильный из всей параллели класс.
Мы с ними объездили весь (тогда ещё) Советский Союз. Ходили в походы, сплавлялись на байдарках, менялись умными книжками. И очень много говорили.
Есть ещё кое-что.
Мне нравился один ученик. Я ему тоже. Он пришёл к нам в 10 классе, и у лучшего класса школы появился лидер. Я об этом редко рассказываю. Вокруг показная правильность и ханжество. Хотя всем приятны знаки внимания красивых и умных учеников. Он был взрослый и мужественный. Из тех, кто способен на поступок.
Настоящий мужчина с рождения. Каждый лишний час, проведённый с ним в школе, был в радость. В состоянии влюблённости жизнь вообще кажется совершенней. А я была влюблена. Он чинил парты, вешал полки, мыл окна, помогал носить домой стопки тетрадок. Но, боюсь, что это не относится к теме. Хотя… С его появлением я полюбила свою работу ещё больше.
А что между нами произошло потом не так уж и важно.
Я была молода, красива и почти одного возраста с учениками. Сейчас я стала другой. И всё вокруг стало другим. В моём нынешнем возрасте выпускной вечер — это повод надеть красивое платье и сказать со сцены «В добрый путь!». А вечером пересматривать альбом со старыми фотографиями.
С моим любимым 11-м «А».
Ирина Попова, учитель химии и биологии, стаж 22 года
У меня было всего два выпуска. Первый на 80% состоял из девочек. О нём остались спокойные и тёплые воспоминания. А второй класс мне даже вспоминать не хочется.
На выпускной вечер не захотели прийти даже учителя-предметники, настолько это был тяжёлый класс. Никаких слёз не были и в помине. А если бы я и плакала, то только от счастья, что этот этап в моей жизни закончился. Сколько я получила выговоров из-за них! Сколько характеристик написала на каждого, когда они попадали в полицию за нарушение комендантского часа, драки и хулиганство.
Но хуже всего то, что они как на подбор были неблагодарные, жестокие и холодные. Точно как их родители, которые во всём винили школу, а не себя.
Наверное, меня осудят, но я перекрестилась, когда они ушли. Я даже на выпускном вечере была в напряжении, мне казалось они взорвут актовый зал
Я хотела бы уйти сразу после торжественной части, но не имела права это сделать. Поэтому пришлось высиживать до конца и смотреть, как они на глазах становились пьянее и ещё дурнее. В ресторане, куда пошла вся параллель выпускников с родителями, стало окончательно всё понятно: яблоки от яблони падают недалеко. Родителей можно было выносить по одному. Так и хотелось спросить: «Эй, ребята, по какому поводу пьянка, не забыли?».
Анастасия Моторико, учитель английского и музыки, стаж 21 год
Выпуск у меня был только один. По умолчанию самый любимый и незабываемый. Наш выпускной начался с флешмоба: детский вальс против учительской сальсы. Такой прощальный танцевальный диалог. Я тогда уже начала плакать.
Понимала, что это последний танец с моими любимыми, такими уже взрослыми ребятами.
Первые три года нам было, конечно, сложно. Все такие разные. Характерные. А к 9 классу стали друзьями. Я знала их секреты, они — мою точку зрения и возможную реакцию на разные вещи.
Мы никогда не подводили друг друга, понимали с полуслова. Знали, как повести себя в критических ситуациях. У меня ни разу не было цели кого-то в чём-то уличить или унизить, а у них — обидеть меня или подставить. Да, за семь лет мы стали настоящей семьёй.

Профессиональное выгорание выпускников: когда лучше взять годовой перерыв перед вузом
На выпускном вечере ребята пели песню глядя мне в глаза. Они пели для меня и плакали. Я не могла от них оторваться. Всё думала, что же их ждёт впереди. У всех разная судьба, разные точки отрыва. Кому-то повезет, кому-то нет.
Кто-то справится, а кто-то не сможет.
Было тяжело и грустно отпускать ребят от себя. Хотелось как наседке продолжать опекать их. И до сих пор я знаю, что происходит с каждым из них. Мы на связи не только в день встречи выпускников. Всегда.
Раиса Новикова, учитель физики, стаж 40 лет
Я перестала любить выпускные вечера и подготовку к ним в 2011 году. Тогда в нашей школе ещё не ввели мораторий на серьёзные подарки учителям, и классные руководители выпускной паралели соревновались между собой, будто бы масштаб подарка — эквивалент детской любви. От этого остался жуткий осадок. Уж больно поэтический праздник опошлили. Я не черствая, нет.
Когда сама выпускалась из школы не могла сдержать слёзы. Я и сейчас могу заплакать, вспоминая тот день, особенно рукопожатие любимого учителя алгебры и геометрии. Строгий был, породистый. Таких сейчас нет.
Мне кажется, это событие не волнует современных ребят так, как волновало нас. В их жизни стало слишком много ярких картинок — событий, праздников. Нет такого предвкушения, замирания сердца.
Что-то исчезло. Наверно та самая поэзия.
Имена некоторых героев материала по их просьбе были изменены
Источник: mel.fm