Очерки осмысленных перемещений в пространстве
January 23rd, 2020 , 11:40 am
Ярославль. Город, где снимают фильмы.
Первый художественный фильм с видами Ярославля сняли еще в Царской России, и назывался он «Драма на Волге» (1913). Мелодраматическая картина продолжительностью 42,5 мин. была создана на т.н. Ярославской кинофабрике. Всего за четыре года своего существования (1913-1917) эта студия под руководством предприимчивого коммерсанта Григория Либкена выпустила около 70 фильмов, копии которых в большинстве своем погибнут в дни Ярославского восстания (июль 1918 г.).
С тех пор Ярославль не попадал в кинообъектив вплоть до 1960-ых гг., когда здесь были сняты фильмы «Чистое небо» (1961), «Женщины» (1966) и «Цветы запоздалые» (1969). В первом из названных фильмов фигурируют виды Волжской набережной, которые с тех пор остаются визитными карточками города вплоть до современных телесериалов; в «Женщинах» (1966) есть виды Спасо-Преображенского монастыря; а в «Цветах запоздалых» (1969), где по сценарию требовался исторический фон, одна из сцен снималась рядом с церковью Ильи Пророка на Советской площади.
Юрий Катин-Ярцев, Татьяна Догилева, Карина Моритц в фильме Бориса Конунова «Вам телеграмма» (1983)
В 1970-ые гг. в Ярославле снимались телесериал «Большая перемена» (1973), а также кинофильмы «Свой парень» (1973) и «Афоня» (1975). По сравнению с предыдущим десятилетием, количество локаций для съемок существенно увеличилось, — теперь это уже задействовался не только исторический центр города, но и его окраины (Например, в «Афоне» (1975) известный персонаж Л. Куравлева живет в спальном Дзержинском районе.). В перестроечные уже времена в Ярославле был снят телефильм «По знаком Красного креста» (1987), в котором есть кадры со стенами Спасо-Преображенского монастыря, Которосльная набережная со Стрелкой и даже Знаменская башня. Из полнометражек достоин упоминания тот эпизод в «Кин-дза-да» (1986), где Гедеван видит себя во сне, — сцена эта снималась зимой на Волжской набережной.
Плавно переходим к тому, как ярославская городская натура использовалась (и используется) в новейшем отечественном кино, а также в телесериальной продукции. Ниже — кадр из фильма «Турецкое седло» (2017): главный герой — бывший специалист по слежке из «органов» — встречается с куратором на Октябрьском мосту, с которого открываются живописные виды на Волгу.
Фильм «Вор» (1997) с В. Машковым — про послевоенную советскую жизнь — снимали, по большей части, в Красноперекопском районе, где на то время еще оставалось много характерных домов барачного типа. В фильме «Чек» (2000) тоже много сцен снималось в Красном Перекопе, но также представлен и исторический центр, включая Которосльную набережную.
Целиком снимавшийся в Ярославле «Мусорщик» (2001) Г. Шенгелии с А. Гуськовым в основном игнорирует знаковые достопримечательности города, и это, надо сказать, только содействует передаче его подлинной, «не-туристической» атмосферы. В этом ряду и фильм «Неуправляемый занос» (2005) всё того же Г. Шенгелии.
Надулась как мышь на крупу — Вам телеграмма (1983)
Добрым словом стоит упомянуть мистический телесериал «Иное» (2007), создатели которого не просто провели съемки в Ярославле, а сделали из Города на Волге своеобразную аномальную зону, где среди обычных наших современников живут «суккубы», «черные вдовы» и устроители «клубов самоубийц». Противоположный случай, — когда городские виды эксплуатируются для искусственного воссоздания обстановки не только другой эпохи, но и совершенно другого города, — телесериал «Котовский» (2010) с В. Галкиным.
Постановщики этой картины решили, что, как никакой другой город, Ярославль похож на дореволюционный Кишинев. Кажется, больше таких «опытов» с ярославской городской натурой с тех пор нет проводилось. Теперь здесь больше снимают все-таки про современность, хотя и, по большей части, в телесериальном формате («Ищу мужчину» (2015), «Точки опоры» (2015), «Напарницы» (2016), «Чужая дочь» (2016), «Домашний арест» (2018), «Галка и Гамаюн» (2019), «Куба. Личное дело.» (2019) и т.д.). Из интересных кинофильмов, снятых в последние годы в Ярославле, стоит отметить «Турецкое седло» (2017), «Аритмию» (2017).
Главный герой «Турецкого седла» (2017) живет в известном «сталинском» доме по адресу ул. Советская, 2. Кто хорошо знает Ярославль, может легко отследить также некоторые места его пеших «прогулок»: нижний уровень Волжской набережной, пешеходная улица Кирова, улица Трефолева и, разумеется, Октябрьский мост.
Как и в советском фильме «Афоня» (1975), главные персонажи «Аритмии» (2017) живут и работают в Дзержинском районе — т.е. на спальной окраине города. Тем не менее, есть в картине и один маленький эпизод (встреча Олега и Кати), снятый в центре — а именно в районе ярославской Красной площади. Что касается финальной сцены с автомобильной пробкой, она снималась на Толбухинском мосту (через Которосль).
За феноменом «ярославского кино» стоит одна местная знаменитость — актер и ресторатор Юрий Михайлович Ваксман. Он был одним из основателей Ярославского камерного театра, а другим его художественным проектом стала компания ЯрСинема.
Юрий Ваксман и его коллеги изначально занимались приемом на своей, так сказать, территории съемочных групп из Москвы с последующей организацией производственного кинопроцесса в Ярославле. Стоит ли говорить о том, насколько в областных центрах снимать дешевле, чем в Москве?
Так уж получилось, что ярославцы подсуетились в этом деле первыми, и уже потому, наверное, в Ярославле снимают чаще, чем где-нибудь в Рязани, например. Для ЯрСинема всё началось с «Мусорщика» (2001) и успешно продолжилось не одним десятком проектов, включая сюда уже упомянутого «Котовского» (2010) и заканчивая всё теми же фильмами «Турецкое седло» (2017) и «Аритмия» (2017).
Был короткий период (2008-2010), когда ЯрСинема превратилась даже в маленькую провинциальную киностудию — как когда-то Ярославская кинофабрика Григория Либкена, — т.е. стала снимать свои собственные фильмы. К сожалению, благородное начинание не получило развития, хотя и оставило после себя четыре кинокартины: «Клоунов» (2009), «Снег на голову» (2009), «Гербарий Маши Колосовой» (2010) и почти гениальную «Гидравлику» (2010). Впрочем, был и еще один результат: с тех пор в Ярославле каждый год проходит кинофестиваль «Просто хорошее кино» (Ю.М. Ваксман там президент), на котором, в частности, можно посмотреть полнометражные и короткометражные фильмы, снимающиеся в славном Городе на Волге.
В связи с заявленной в этом очерке темой самой интресной из последних отечественных кинокартин, которые еще не вышли в прокат, мне представляется «Гроза» режиссера Григория Константинопольского. Это такая вольная, «осовремененная» экранизация известной драмы А.Н. Островского. Все съёмки велись в Ярославле. Судя по этому кадру, съёмочная группа побывала среди прочего в Спасо-Преображенском монастыре.
P.S.
В Ярославле продолжают снимать фильмы: хорошие, плохие, полный метр, телесериалы. Иногда мне кажется, я начинаю понимать причины этой особой маленькой роли славного города на Волге в большой структуре нашего отечественного кинопроизводства. Ярославль — это образцовый областной центр Средней полосы России, т.е., по идее, современность в нем должна органично сочетаться с культурной консервативностью (купола/колокола, музеи). Тем самым суммарная локация, с одной стороны, не напоминает о суматошной, мультикультурной Москве, а с другой, исключает из поля зрения депрессняк настоящей провинции. Еще мне кажется, что исторический центр Ярославля — с его белыми фасадами — это идеальное место для съёмок стильного черно-белого кино.
Источник: piskunov-vitaly.livejournal.com
Вологодчина в кино: купола и негритята
На территории Вологодской области снимали более 30 полнометражных картин, а вместе с сериалами количество можно удвоить. «Речь» выбрала наиболее значимые киноместа Вологодской области, которые стали частью золотого фонда российского кино.
Вологда
В Вологде испокон веков любили снимать фильмы про прошлое, областная столица не раз играла роль маленького провинциального городка XIX века. Пожалуй, самым значительным фильмом, снятым в Вологде, стал «Дядюшкин сон» (по одноименной повести Достоевского), которому в этом году исполняется 50 лет.
Во всяком случае, по составу актеров картина среди других «вологодских» фильмов аналогов не имеет. На улицах и площадях города в середине 60-х годов снимались Нонна Мордюкова, Николай Рыбников, Николай Крючков, Алла Ларионова, Лидия Смирнова, Клара Лучко и другие классики советского кино. Режиссером выступил Константин Воинов. В Суздале по местам съемок другой картины Воинова, «Женитьба Бальзаминова», водят экскурсии, в Вологде подобного пока не наблюдается.
Действие повести Федора Михайловича происходит в доме первой дамы города Мордасова Марии Александровны Москалевой и вокруг него. В фильме жилищем Москалевой стал двухэтажный дом адмирала Барша (или Дом губернского правления), расположенный на Набережной 6-й Армии прямо напротив Софийского собора.
В картине дому Барша поются дифирамбы — он шикарно смотрится, горит всеми огнями и поворачивается в кадре всеми боками. Сегодня здание, где с некоторых пор располагается гарнизонный военный суд, утратило свой блеск, который суду ни к чему. Шикарные чугунные ворота, из которых в «Дядюшкином сне» выезжают богатые кареты, ныне заменены низенькой калиткой с простецким заборчиком.
В кадр попал не только дом Барша, но и вся набережная, на соседние дома художники-постановщики «налепили» вывески «Блины», «Аптека» и т. д., а психотерапевтический центр сыграл роль провинциального театра. Также в «Дядюшкином сне» можно увидеть во всей красе Кремлевскую площадь — в сцене, где городские дамы в кринолинах носятся за немощным князем, у кремлевской стены можно увидеть большую березовую аллею. Сейчас от аллеи остался клочок, зато березы разрослись. Впрочем, истинным патриотам Вологды, возможно, смотреть этот фильм не стоит, поскольку их могут обидеть некоторые реплики героев. Сама Москалева то и дело называет свою малую родину «скверным городишкой», стоящим на «мерзкой речонке с неприличным названием».
В конце нулевых известный режиссер Игорь Масленников, автор «Зимней вишни» и серии картин про Шерлока Холмса, снимал в Вологде сцены для фильма «Банкрот», поставленного по пьесе Александра Островского. Снимали на тихой старинной улице Засодимского, жители которой в течение нескольких дней любовались на актрису Лию Ахеджакову (играла сваху), облаченную в костюм XIX века.
В Вологде снимали десятки художественных фильмов, причем город никогда не терял кинематографической привлекательности. Вологда стала съемочной площадкой раньше других городов области — в начале 30-х годов знаменитые создатели фильма «Чапаев» сняли здесь немую ленту «Личное дело». Чаще всего Вологда «играет» на экране старинные провинциальные городки. К примеру, в фильме «Мелкий бес» по роману Федора Сологуба (к слову, он в юности преподавал математику в Вытегре), рассказывающем о грубом учителе Передонове из российского захолустья, можно увидеть все те же Набережную 6-й Армии и Соборную горку, а также улицы Калинина, Гоголя и Засодимского.
Нередко Вологда привлекала знаменитых земляков — Николай Олялин, уже будучи всесоюзной знаменитостью, снял здесь картину «Воля». А актер и режиссер Сергей Никоненко, взявшись за экранизацию произведений Василия Белова (фильм «Целуются зори»), приехал на родину писателя. По сюжету картины трое односельчан прибывают в ближайший город, в котором их преследуют приключения на каждом шагу. Трудно перечислить улицы и объекты, которые попали в картину, — в ней снялась, кажется, вся Вологда. И по сей день жители города пересматривают фильм и находят новые уголки, запечатленные на пленке.
Череповец
Череповец вошел в большое кино заводскими трубами и металлургическими цехами. В 1972 году на всесоюзные экраны вышла картина «Нюркина жизнь» с Олегом Ефремовым в главной роли. Построенные на тот момент производства попали на экран во всей полноте, и Ефремов, сыгравший металлурга, ходит по производству походкой истинного рабочего. Известно, что актер жил в гостинице «Ленинград», которая до сих пор остается крупнейшей в Череповце.
Спустя 35 лет, в 2006 году, на завод с камерой и актерами пришел Алексей Балабанов, который снимал здесь важные сцены для одной из самых неоднозначных и спорных своих картин — «Груз 200». На территории завода Балабанов «разместил» несуществующий город Ленинск, жители которого живут в производственной тесноте и дыму. Если вы окажетесь здесь (что непросто, объект режимный), вам покажут столовую, которая сыграла роль администрации Ленинска, а также тот автосервис, где чинили заглохший мотоцикл главного героя фильма милиционера Журова.
Неподалеку от Череповца, в поселке Шексна, Алексей Балабанов снял свой последний фильм — «Я тоже хочу». Роль Колокольни Счастья, откуда попадают в рай, «сыграла» полуразрушенная и давно закрытая Запогостская церковь близ Шексны. Фильм был впервые показан в 2012 году на Венецианском кинофестивале, режиссер пережил премьеру на полгода. На 40-й день после смерти Алексея Балабанова шекснинская колокольня рухнула, о чем рассказали ведущие российские СМИ. Ее руины существуют по сей день — зимой к ним можно пройти пешком, а летом поклонники фильма добираются до островка с колокольней на лодке или катамаране, которые предлагают напрокат на берегу.
Кириллов
Кирилло-Белозерский монастырь — самая популярная у кинематографистов «съемочная площадка» на территории Вологодской области. Здесь были сняты сцены для фильмов и сериалов «Достояние республики», «Апостол», «Раскол», «Пелагия и черный монах», «Город счастья» и многих других. Последним кинопроектом стала картина Николая Досталя «Монах и бес», которая пока не вышла на экраны. Для местных жителей съемки в эпизодических ролях стали неплохой подработкой, и среди кирилловчан есть немало «актеров» с солидной фильмографией, о чем они любят рассказывать туристам.
Впрочем, информацию можно получить и из других уст. Кирилло-Белозерский музей-заповедник недавно решился создать экскурсионный маршрут по местам съемок. Благо, здесь есть что посмотреть. О том, что кинематографисты, покидая монастырь, должны убрать за собой, свидетельствует обязательный пункт в договоре. Но иногда администрация музея останавливает занесенную руку с ломиком.
Съемки «Апостола» оставили в одной из келий монастыря бутафорские фрески, которые здесь не только не смывают, но и с гордостью показывают посетителям. «Помните эпизод в сериале, где главный герой. » — начинает экскурсовод под щелканье фотоаппаратов. От «Раскола» монастырю достались деревянная конюшня и пушка.
Белозерск
Белозерск киноманы знают по легендарному фильму Василия Шукшина «Калина красная», который снимался в самом городе и нескольких окрестных деревушках (в основном Садовой). Несколько лет назад по местам съемок картины также стали водить экскурсии.
В Белозерске можно пробежаться по набережной, по которой несся от милиционеров герой Шукшина Егор по прозвищу Горе, и перекусить в ресторане, где он устраивал свой «забег в ширину». В 10 километрах от Белозерска лежит деревня Тимонино, где снимали приезд главного героя и его беседу с Любой в местной чайной.
В Садовой, которая тоже рядом, открыт музей фильма «Калина красная», где, в частности, можно увидеть тот самый ковшик, из которого Горе окатил кипятком брата Любы. Гостей проводят к дому Любы Байкаловой, покажут дом матери Егора-Горе и отведут на мостки, с которых прыгал в реку ошпаренный брат. Дорога к церквушке, возле которой плакал навзрыд герой Шукшина, заросла, но добраться до нее можно. Церковь заброшенная, и заходить внутрь небезопасно, но сфотографировать необходимо.
От Грязовца до Великого Устюга
На востоке Вологодской области снимали меньше, но свои киношедевры тут тоже имеются. В Грязовце знаменитый Карен Шахназаров (ныне — глава киностудии «Мосфильм») снимал в конце 80-х годов прошлого века свой самый странный фильм, «Город Зеро» с Леонидом Филатовым и Олегом Басилашвили в главных ролях. Картина рассказывает о странном городе, где происходят невероятные события, похожие на страшный сон. В фильме можно узнать привокзальную площадь Грязовца, несколько старинных особняков и главную улицу города.
Другая режиссерская легенда России (да и всего мира), Андрон Кончаловский вместе со съемочной группой приезжал пару лет назад в глухие места Усть-Кубинского района. В деревне Малой Горе снимался пусть и один-единственный (и довольно короткий), но очень важный для понимания общего замысла эпизод картины «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», получившей в 2014 году «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля. Памятником мирового кинематографа Кончаловский сделал полуразрушенную деревенскую школу в Малой Горе, которая заставляет главного героя вспомнить детство и погрустить. Венецианский триумф фильма школу не спас: ее положение не изменилось, но пока стоит.
И наконец, улицы Великого Устюга можно увидеть в сериале «Завещание Ленина» и российско-французской картине «Где живет Пер Ноэль?» с Пьером Ришаром в главной роли. А в деревне Ивонино Верховажского района растет ель, посаженная в середине 50-х годов Толей Бовыкиным — негритенком из фильма «Максимка». Его мать — уроженка здешних мест.
Источник: 35media.ru
Киносеанс c tverlife.ru: Все дороги кинематографа ведут в Тверь
Тверской край — это не просто регион, иногда, его называют небольшим государством, который вобрал в себя удивительные частички нашей страны. У нас есть глубокие реки, шумные леса и даже высокие скалы и холмы, а в городах сохранилась старинная архитектура и антураж. Область располагается между двумя столицами, что, несомненно, большой плюс.
Поэтому Верхневолжье — это рай для кинематографистов. Первым в наш край приехал режиссер Всеволод Пудовкин с фильмом «Мать» (1934 г.). С тех пор тенденция не изменилась. Каждый год в Тверской области снимают примерно 4 фильма.
27 августа в нашей стране отмечается День российского кино. И накануне этого события мы подготовили для вас подборку мест, в которых чаще всего снимали различные фильмы.
Морозовские казармы (Тверь)
Больше всего режиссерам нравятся Морозовские казармы, они сохранились с 19 века и почти не менялись. Там снимали: «Гардемарины, вперед!», «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом престарелых», «Прощаться не будем» и многие другие. В настоящее время там идет работа над фильмом «За час до рассвета» с Константином Хабенским в главной роли.
Набережная Степана Разина (Тверь)
Не меньше нравится режиссерам набережная Степана Разина. Правый берег Волги интересен для съемок благодаря сохранившимся старинным зданиям. Там снимают «длинные» кадры, не заботясь о декорациях. Здесь снимали эпизоды фильмов «Гардемарины, вперед!», «Статский советник», «Доктор Вера», «Прощаться не будем» и другие.
Центр Твери
Центр Твери очень похож на Санкт-Петербург, улицы так многогранны, что можно снять фильм в одном районе, как раз все рядом: Советская, Новоторжская, Вольного Новгорода, далеко ходить не придётся. А если вы не знаете, где посмотреть на старую Москву приходите на улицу Орджоникидзе.
Речной вокзал (Тверь)
На противоположном берегу Волги находится речной вокзал. Относительно недавно там снимали «Прощаться не будем»(2018г.), а начиналось все с «Чучела»(1984г.). Сейчас вокзал частично разрушен и зарос травой, но кто знает, возможно, режиссёру понадобиться именно такой кадр.
Торжокский район
Область тоже не остаётся без внимания. Например, в Торжке снимают стены московского Кремля (Борисоглебский монастырь), в этом городе над фильмом «Сюжет для небольшого рассказа» (1968г.) с Мариной Влади в главной роли работал Сергей Юткевич. В 1934 г. здесь сняли первую звуковую экранизацию «Грозы». Также с Торжком связаны такие фильмы как «Адмиралъ», «Катя», «Влюблённые».
В начале фильма «Ночной дозор» режиссера Тимур Бекмамбетова (2004) есть эффектные кадры фантастического места, это Чёртов мост и деревне Василёво Торжокского района. Интересен этот город не только российскому и советскому режиссеру. В 2016 году на экраны вышел фильм Ренни Харлина «Отпетые напарники». Торжок в этом фильме изображал Сибирь.
Калининский район
В 30 километрах от Твери, на левом берегу Волги, родился известный фильм «Член правительства» (1939). Село Судимирка на время съёмок превратили в «лучший подмосковный колхоз страны». В 2018 году в кинодеревне Сергиевское снимали фильм «Прощаться не будем». В основу художественного фильма легли реальные события, происходившие в Калинине с 11 по 14 октября 1941 года.
Кстати, это был не первый военный фильм, снятый в Калининском районе. В 1967 году рядом с деревней Мухино – Городище снимали сцены баталий из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». А в селе Медное — мелодраму «Прыжок Росомахи» (2008).
Вышневолоцкий район
На территории района снимали трилогию «Фронт без флангов» (1975), «Фронт за линией фронта» (1977), «Фронт в тылу врага» (1981) с Вячеславом Тихоновым в главной роли. В Вышнем Волочке работали над фильмами «Спасатель» (1980 г.), отмеченным на Венецианском кинофестивале, «Строговы» (1975) и его продолжения «Соль земли» (1978), «Трактир на Пятницкой» (1977).
Весьегонский район
В Весьегонске на рыбинском водохранилище обычно снимают штормы и северные моря. Здесь проходили съёмки «Обиды» (1986 г.) и «Весьегонской волчицы» (2004г.)
Кашинский район
В 10-15 км от Кашина находится деревня без названия. В ней есть своя церковь и кладбище, там бывают люди, но в ней никто не живёт. Её специально отстроили для съёмок художественных фильмов. Например, в 2016 году здесь снимали военный фильм «Осенью 41». Снимают фильмы и в районом центре.
На протяжении трёх месяцев тут проходили съёмки телесериала «Манна небесная».
И это далеко не все места в Тверской области, в которых снимались фильмы. Кстати, по ссылке сделали подборку фильмов, снятых в Тверской области.
Источник: tverlife.ru