Контрольная работа содержит в себе 2 варианта, которые равносильны друг другу по сложности, а также разработана с опорой на формат ЕГЭ по истории.
Оценивание работы производится в баллах, далее предусмотрен перевод баллов в пятибальную систему оценивания.
Автор – Зайцева Юлия Николаевна
Учитель истории
МБОУ гимназии №19 г. Липецка.
Контрольная работа по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России».
Опишите причины, основные события и итоги октябрьского переворота 4Б
В чем заключалась политика военного коммунизма и красного террора в годы Гражданской войны в России. 4Б
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917-1921 гг. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.
1) Совнарком, 2) рабочий контроль , 3) коллективизация, 4) военный коммунизм, 5) индустриализация, 6) продразверстка . 2б
Вооруженная борьба между социальными группами, характеризуемая такими понятиями как «красный террор», «белый террор» называется гражданской войной. 1б
Интервью Керенского. Радио Канада 1964 год
Какие три из перечисленных положений относятся к первым декретам, принятым советским правительством в октябре 1917—феврале 1918 гг.?Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) об отделении церкви от государства
2) о коллективизации сельского хозяйства
3) о всеобщей воинской повинности
4) о национализации банков
5) об отмене частной собственности на землю
6) о введении продовольственного налога 2б
Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.
«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»
Телеграм заблокировали / Как обойти блокировку телеграмма / Почему блокируют телеграмм
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.
2) правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК
3) автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией
4) автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова
5) большевики поддерживали действия генерала Корнилова
6) «решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены 2б
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная карикатура отражает взгляды большевиков на события Гражданской войны в России.
2) Карикатура высмеивает нейтралитет стран Запада по отношению к событиям в России.
3) Один из военачальников, чьи фамилии указаны на карикатуре, был провозглашён Верховным правителем России.
4) Россия никогда не входила в военный блок, название которого указано на карикатуре.
5) Все военачальники, фамилии, которых указаны погибли в годы Гражданской войны. 2б
Укажите памятники, посвящённые событиям той же войны, которой посвящена карикатура. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
1б 2,3
Белое движение имело немало сторонников в различных слоях русского общества. Тем не менее белогвардейцы потерпели поражение в Гражданской войне. Назовите не менее трёх причин их поражения. 3б
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Введение нэпа в 1921 г. было признанием большевиками поражения попытки форсированного построения коммунизма, отступлением назад, к капитализму».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Контрольная работа по теме «Революция 1917 г. и Гражданская война в России».
Какие первые дикреты были приняты большевиками, назовите значение этих документов. 4б
Опишите причины, основные события и итоги Гражданской войны в России . 4б
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям периода Гражданской войны.
2) продовольственная диктатура ;
3 ) «железный занавес» ;
5) белое движение ;
6 ) холодная война . 2б
Социально-экономическая политика большевиков в годы Гражданской войны называлась военный коммунизм. 1б
Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.
1) аренда мелких и средних предприятий
3 ) всеобщая трудовая повинность
4) концессии иностранным предпринимателям
5) бесплатные коммунальные услуги
6) широкое кооперативное движение 2б
6. Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.
«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым. Затем я получил телеграмму от Алексеева.
В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович.
Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
2) Правительство, о котором идёт речь в документе, называлось Временное.
3 ) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.
6) Россия выиграла эту войну. 2б
7. Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Фотография была сделана в первые годы советской власти (1917—1920 гг.).
2) Экономическая политика, проводившая в это время, — нэп.
3) Для изъятия хлеба у крестьян создавались продотряды.
4) Крестьяне добровольно сдают хлеб.
5) Продотряды являлись частями Красной армии.
Какие из изображений относятся к тому же периоду, что и картина? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
2 марта 1917 года император Николай II подписал документ, в котором отрекался от престола за себя и за сына в пользу младшего брата — великого князя Михаила Александровича. Укажите и кратко поясните не менее двух причин отречения императора Николая II от престола 2 марта 1917 года. 3б
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.с
«Победа «красных» объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:
Аргументы в опровержение:
Источник: xn--j1ahfl.xn--p1ai
К какому году относятся события, описанные в тексте? Какое название получило сформированное в результате этих событий правительство?
Из сочинения историка
«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной Думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что все идет к благу родины, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым и что он просит меня принять меры, чтобы не было никаких осложнений и эксцессов.
Затем совершенно неожиданно я получил телеграмму от Алексеева, в которой он сообщал текст телеграммы за подписью главнокомандующего и командующих армиями. В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника.
Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре и это недоразумение разъяснилось, когда пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича. Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Получивши эту телеграмму, я . собрал команды на моем флагманском судне.
Когда они собрались, я прочел манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила свое существование и наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведем войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
Ответы
Автор ответа: telepat495
Источник: sous-otvet.net
Клио
«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а, наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»
1) описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.
2) правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК
3) автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией
4) автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова
5) большевики поддерживали действия генерала Корнилова
6) «решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены
Прочтите отрывок из допроса бывшего командующего Черноморским флотом.
«Вечером я получил телеграмму от Родзянко, в которой он меня извещал, что правительство пало, что власть перешла к Комитету Государственной думы и что он просит меня соблюдать полное спокойствие, памятуя, что прежнее правительство, оказавшееся несостоятельным, будет заменено новым. Затем я получил телеграмму от Алексеева.
В этой телеграмме они предлагали государю отречься от престола. Я сейчас же оповестил всех об этой телеграмме. Вслед за тем получилось извещение, что произошло отречение от верховной власти в лице государя и наследника. Предполагали, что верховную власть возьмет Михаил Александрович. Вскоре пришла телеграмма с сообщением об отказе Михаила Александровича.
Затем была получена телеграмма от князя Львова об образовании первого министерства. Когда они собрались, я прочёл манифест и сказал, что в настоящее время прежней власти не существует, династия, по-видимому, кончила своё существование, наступает новая эпоха. При этом я обратился к ним и сказал, что каковы бы ни были у нас взгляды, каковы бы ни были наши убеждения, но мы ведём войну, и потому мы имеем обязательства не только перед правительством или той властью, которая существует, но мы имеем большие обязательства и перед нашей родиной. Какое бы правительство ни существовало у нас, оно будет продолжать войну, и мы будем выполнять свой долг так же, как и до того времени».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Описанные в документе события произошли в октябре 1917 г.
2) Правительство, которое пришло на смену прежнему, называлось Временное.
3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.
4) Автор лояльно относится к новой власти.
5) Новое правительство поддержали все слои русского общества.
6) Россия выиграла эту войну.
3. Прочтите отрывок из воспоминаний В. Н. Коковцова.
«До вечера [предыдущего дня] <. >я не имел никакого понятия о том, что замышлялось. <. >Вечером <. >меня пригласил Министр Внутренних Дел Кн. Свято по лк-Мирский к себе.
Тут впервые я узнал, что среди рабочих ведёт чрезвычайно сильную агитацию священник Гапон и имеет большой успех в том, чтобы склонить рабочих на непосредственное обращение со своими нуждами к Государю и поставить себя под его личную защиту, так как <. >правительство слишком открыто, будто бы, держит сторону хозяев и пренебрегает интересами рабочих. <. >На мой вопрос: почему же мы собрались так поздно <. >, Святополк-Мирский ответил мне, что <. >ещё в четверг, на его всеподданнейшем докладе было решено, что Государь не проведёт этого дня в городе, а выедет в Гатчину, полиция сообщит об этом заблаговременно рабочим, и, конечно, всё движение будет остановлено и никакого скопления на площади Зимнего Дворца не произойдёт.
Ни у кого из участников совещания не было и мысли о том, что придётся останавливать движение рабочих силою, и ещё менее о том, что произойдёт кровопролитие».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Воспоминания относятся к предвестию события, получившего в истории название «Кровавое воскресенье».
2) События, о которых идёт речь в отрывке, происходили в 1914 г.
3) Одной из причин события, о преддверии которого говорится в отрывке, стало ухудшение положения рабочих в условиях русско-японской войны.
4) Участники совещания высказались за принятие всех требований рабочих.
5) В. Н. Коковцов был хорошо информирован о ситуации, сложившейся накануне события, упоминаемого в отрывке.
6) Упомянутый в документе государь — Николай Второй
4. Прочтите отрывок из воспоминаний современника.
«Таврический дворец к ночи превратился в укреплённый лагерь <. >Весь зал заседаний, хоры и соседние залы были наполнены солдатами. Потом в зале заседаний, вперемежку с солдатами, открылись заседания «Совета рабочих и солдатских депутатов». У него были свои заботы.
Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял своё положение в городе, разделив его на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей; назначены были «районные комиссары для установления народной власти в районах».
Временный комитет Думы был оттеснён в далекий угол дворца <. >, Родзянко уже чувствовал себя главой и вождём совершившегося. Около трёх часов ночи мы получили первые известия о действиях царя. <. >Не имея под руками текста манифеста <. >о престолонаследии, мы не сообразили тогда, что самый акт царя был незаконен. <. >Сопоставляя факты, нельзя было не прийти к выводу, что царь хитрил, — как он хитрил, давая октябрьский манифест».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Упоминаемые в отрывке события относятся к первой российской революции.
2) Октябрьским манифестом, упоминаемым в отрывке, в России учреждалась Государственная Дума.
3) Описанные в отрывке события происходили в Петрограде.
4) Родзянко впоследствии возглавил правительство.
5) В отрывке идёт речь об отречении царя в пользу брата.
6) Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний государственного деятеля.
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу. В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших.
Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. . Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России.
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
. То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне. стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли. После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».
О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
Источник: galinaavdeeva.blogspot.com