В любом коллективе складываются два типа отношений: деловые и межличностные. Деловые взаимоотношения возникают автоматически с момента организации коллектива. Межличностные отношения (симпатии, неприязнь, безразличие) складываются стихийно. Деловые и личные взаимоотношения влияют друг на друга.
Причем межличностные отношения оказывают более сильное влияние на деловые, чем наоборот. Если в классе сложились негативные взаимоотношения между детьми, то вряд ли в нем можно успешно решать учебно – воспитательные задачи.
Негативные межличностные отношения в классе имеют еще одно следствие. При таких отношениях в коллективе всегда найдутся дети, оказавшиеся в изолированном положении, в позиции отчуждения.
Не найдя удовлетворения своей потребности в общении в коллективе сверстников – наиболее оптимальной для развития ребенка среде, они будут искать друзей за пределами классных и школьных коллективов. Как правило, они их находят. И, как правило, это будут разновозрастные группы молодежи с асоциальной, а то и антисоциальной направленностью поведения.
Отношения: виды, различия. Основы коммуникации. Стань мастером построения любых отношений!
Или это будет группа детей, руководимая взрослым с криминальным прошлым и настоящим и, вероятнее всего, будущим. В такой группе мотивация поведения ребенка и само его поведение быстро меняется к худшему. Благополучный в целом ребенок становится социокультурно и педагогически запущенным. Если же он уже социокультурно и педагогически запущен, то может стать несовершеннолетним ( не всегда, но в подавляющем большинстве случаев), найдет себе друзей в группах токсико– и наркоманов ( здесь уже по угрозой окажется сама его жизнь).
Необходимость общения школьников со сверстниками
Трагедия изоляции в классном коллективе – трагедия любого школьника. Именно потребность в общении становится ведущей, а поски задушевного друга – смыслом жизни. Отсутствие такого друга и плохие взаимоотношения с одноклассниками становятся для школьника непереносимыми. В этом причина почти всех срывов и депрессий.
Конечно, так бывает не всегда. Бывает так, что недостаточность общения с одноклассниками компенсируется общением со сверстниками в спортивной секции, на кружках, в группе танцев. Однако это случается сравнительно редко. В основном дети хотят дружить с одноклассниками.
Поэтому классному руководителю необходимо так организовать отношения в коллективе класса, чтобы у каждого был хотя бы один друг (степень дружбы определят сами дети), а с остальными одноклассниками этого каждого связывали отношения доверия, уважения, если не симпатии. Симпатия может возникнуть при длительном общении, даже если сначала дети отнесутся друг к другу неприязненно. Сначала это будет выявление взаимоотношений (тут может помочь школьный психолог); для этого может хватить простого наблюдения за детьми, при проведении какого – нибудь мероприятия, на уроке, во внеурочное время. Потом – корректирование отношений.
Причины неприятия ребенка коллективом.
Не любят дети, главным образом, соучеников, относящихся к двум полярным категориям: с глубокой социокультурно – педагогической запущенностью и образцово – показательных, которых им без конца ставят в пример.
Первые сами отталкивают от себя одноклассников грубостью, лживостью, пренебрежительным отношением к одноклассникам и стремлением все вопросы решать дракой. Учителя, воспитатели, родители тоже вносят свой вклад в негативное отношение к запущенным. Учителя все время их ругают и утверждают, что класс без этого ребенка «был бы просто замечательный».
Дети это слышат и делают надлежащие выводы. Родители опасаются дурного влияния на своего ребенка и запрещают им общаться. Мотивы запрета такие же, как и у учителей. В принципе их можно понять. В наше тревожное время от ребенка, стоящего на пороге преступности, можно ожидать чего угодно: от кражи конфет до убийства.
Что же касается вторых, то в изолированном положении виноваты мы – учителя, классные руководители. Вот парадокс: действуем мы из лучших побуждений, а результат для ребенка получается негативный. Происходит это потому, что у нас нет чувства меры.
Ставим мы в пример всем ученикам примерных во всех отношениях учеников, начиная с первых дней их пребывания в школе, приписывая им все добродетели, и все тут. Дети очень не любят, когда им без конца приводят кого-либо в пример. В конце концов получается, что одно упоминание о примерных учениках приводит одноклассников в сильнейшее раздражение.
Да и они не всегда бывают такими хорошими, какими видим мы – взрослые. И не всегда бескорыстно пользуются своей блестящей репутацией. Дети все замечают и видят необоснованность похвал. Некоторые так и говорят: «Некоторых учителя все время хвалят, и часто зря»
Доброта как основное качество личности
Кстати, дети очень высоко ценят доброту. На вопрос: «Какие качества личности человека» вы цените больше всего? Почти все доброту ставят на первое место, и лишь незначительная часть – на второе.
Взрослые почему – то боятся проявить доброту, хотя бы в простейшем виде: не делать без конца детям замечаний, не ругать их за все, что только происходит. Ребенок совершает проступок не всегда по злому умыслу. Он может сделать что – то плохое сгоряча, по незнанию, по недостатку жизненного опыта, по недоразумению, из подражания, из– за неуемной жизненной энергии.
А его отчитывают, ругают, стыдят, наказывают как за величайшее преступление. Вероятно взрослые боятся за свой авторитет. Напрасно. Настоящему авторитету старшего, основанному на влиянии, возбуждающем уважение, ничто не грозит. Если авторитета нет – никакие наказания не помогут школьнику исправить свое положение, наоборот, он еще назло нашалит.
Редко какой педагог(классный руководитель) скажет: «Ты поступил(а) нехорошо. Пожалуйста, никогда больше так не поступай. И не будем об этом больше». Две – три фразы могут произвести на подростка большее впечатление, чем получасовая речь.
Правила вербального общения с учениками
Если учитель, классный руководитель хочет добиться благожелательной атмосферы в классе, ему надо быть очень осторожным со словами.
Во – первых, не надо позволять себе резких высказываний в чей – либо адрес, даже если ученик разозлил вас до предела. Дети моментально подхватят неосторожное слово и задразнят одноклассника. Высказывание классного руководителя они тем не менее запомнят и в своем отношении к однокласснику подсознательно будут им руководствоваться.
Во – вторых, избегайте шуток, хоть в малейшей степени задевающих личность ученика. Шуткой даже самой невинной, по мнению взрослого, можно подорвать престиж ученика в классе и нажить в его лице смертельного врага. Если же в классе найдутся еще двое – четверо «обиженных», то они быстро организуют заговор против учителя и тех учеников, которых учителя поддерживают.
В – третьих, никогда не надо вступать с ребенком в словесные баталии. Из них вы выйдите измотанным и без каких – либо стратегических преимуществ. А ваш оппонент станет героем класса. Лучше мягко прекратить разговор: «Давай обсудим это с тобой чуть позже, на свежую голову, а то сейчас мы оба устали». Или: «Не кричи.
Может быть, ты и прав, но твой крик мешает тебя понять» главное, надо добиться хоть маленькой паузы в тираде ученика, а там действовать по обстановке.
В – четвертых, чего бы вам это ни стоило, не срывайтесь и не кричите, как бы ученики вас не рассердили. Стоит только раз сорваться, выйти из себя, и вы уже не сможете от этого удержаться в дальнейшем. Дети могут специально провоцировать на срыв. С детьми надо держаться спокойно и с достоинством. Детям надо дать понять, что учителя уважают их и считаются с их мнением.
Неплохо выработать в классе определенные правила поведения и приучить детей к их соблюдению. Как это сделать, подскажет роман Э. Р. Брейтуэто «Учителю – с любовью». В спокойной обстановке и взаимоотношения будут доброжелательнее.
В – пятых, улыбайтесь как можно чаще. Улыбка приносит успех в делах, укрепляет дружбу. Это не значит, что классный руководитель, а с ним и весь класс должны целый день ходить с приклеенной улыбкой. Просто когда учитель улыбается, ученикам передается его приветливость. И сами они становятся приветливее.
Возрастные особенности
Как ни банально положение о том, что надо считаться с возрастными особенностями детей, оно всегда актуально. Особенности возраста, особенно физиологические, очень сложны и своеобразны. Перестройка организма часто происходит очень болезненно. Отсюда – дурное настроение, вспышки вербальной агрессии, раздражительность, бурные реакции на происходящее, несколько неестественная оживленность или, наоборот, вялость, инертность. Сюда же можно отнести упрямство, желание делать все наоборот, изводить окружающих.
Бороться с этим бессмысленно. Надо вооружиться терпением. «Терпение – сильнее всего на свете». Это действительно так. Конечно, откровенное хамство, грубость должны пресекаться немедленно. Причем замечание надо делать кратко, не прибегая к длинным предложениям небольшой секрет: существительное и глагол усиливают речь, прилагательные ослабляют ее впечатление.
Стоит отметить: если ученики видят полное собственного достоинства поведение педагога, грубости и хамства они себе не позволят. Злостных грубиянов одернут одноклассники.
Чтобы лучше понимать школьников, мотивы их поведения и общения, а в конечном счете, эффективнее корректировать и формировать их взаимоотношения, можно прочитать книги Д. Донцовой, особенно серию «Евлампия Романова».
Вот там можно найти много полезного для организации воспитательной работы с учащимися.
Для корректирования и формирования позитивных личных взаимоотношений в коллективе класса важно соблюдать два правила:
– никогда не говорить ни о ком плохо, в каждом найти что – то хорошее и при случае сказать об этом;
– не навязывать детям своего мнения о ком– либо из учеников. В противном случае произойдет то, что психологи называют включением механизма психологического противодействия. Результат будет прямо противоположным нашим планам.
Источник: www.infobraz.ru
Доклад на тему: «Взаимоотношение школьников в коллективе»
Человек всегда ощущает себя частью целого. Но все-таки одно дело быть наедине с самим собой и совсем другое находиться в массе, среди людей. Здесь, во-первых, в какой-то мере меняется сам человек – его реакция на окружающий мир, психические явления, которые могут существовать только в процессе непосредственного общения.
Многообразные отношения, возникающие между людьми в процессе длительного взаимного общения, составляют 2 основные системы: систему деловых отношений и систему личных отношений. В школе это – учение, различные виды общественной работы. Так, учащиеся могут относиться друг к другу как староста класса к «рядовому» ученику, как учком к остальным ученикам.
К одним одноклассникам ученики испытывают симпатию, к другим – антипатию, к третьим – безразличие. Все эти отношения и составляют систему личных взаимоотношений, которые складываются из многообразных по характеру, устойчивости и значению для человека отношений. Это – и дружба, и товарищество и вражда.
Личные взаимоотношения, которые как бы пронизывают коллектив невидимыми нитями симпатий, привязанности, антипатий, оказывают сильное воздействие на жизнь каждого школьника и на деятельность группы в целом. Именно личные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы и эмоционального благополучия.
Одним из решающих факторов общественного воспитания является само общество детей, внутри которого формируется человек, как общественное существо.
Особенно остро взаимоотношения с товарищами переживаются в подростковом и юношеском возрасте. Любое нарушение в этой сфере воспринимается человеком нередко как трагедия. Проиллюстрируем сказанное выдержками из интереснейших документов – юношеских дневников.
Алибек пишет: «… Я снова занял в классе свое старое и насиженное место общепризнанного шута. Ребятам, конечно, весело, но мне это душу рвет…»
А вот несколько строк из дневников девочек «… Я в классе поганка-мухамор!»
«…Меня обуревает всеми силами и средствами завоевать свое положение по отношению к моим товарищам…»
Читаешь эти взволнованные строки, и на память приходят слова «Никакой драмы, ничего волнующего нет ни в чем, кроме человеческих взаимоотношений»
Очень часто в классе складываются недоброжелательные отношения между учащимися, где лидером становится ученик, который по физическому развитию значительно опережает своих одноклассников, и это дает ему возможность пользоваться этим, брать силой и всех склонять, кто не подчиняется. Это может привести к плохому концу, поэтому классный руководитель должен предотвращать беду и «поставить на правильный путь».
Очень много значит педагогическая тактика учителей. Иногда она усугубляет положение , а иногда помогает, выручает, делает обстановку доброжелательной. В нашей школе со стороны администрации и учителей-предметников создаются условия для добрых отношений.
Несложившиеся отношения не безразличны и для самих ребят. Об этом можно судить по письмам ребят в газеты «Дружные ребята», «Новая Кызылорда» и на молодежные радио-передачи. Подростки и старшеклассники болезненно реагируют на отношения, сложившиеся у них в коллективе, не редко чувствуют себя несчастными, беспомощными, если их не любят. Не уважают, если отношения в классе, в школе не отвечают высшим меркам.
В жизни детского коллектива возникают множество нестандартных, непредвиденных положений, которые в деле воспитания могут давать как положительные, так и отрицательные результаты. Поэтому педагогу очень важно уметь использовать их, накапливая и обогащая положительный опыт отношений.
Не всегда педагогу удается воспользоваться теми ситуациями, которые есть, и тогда ему приходиться преднамеренно создавать их. Вот здесь учителю и нужна поддержка родителей. Иногда связь школа + родители будет крепкой и доброжелательной, то все невзгоды и неудачи наших детей, наших учеников будут решаться легко и безболезненно. И никакие отрицательные группировки и проблемы курения и наркомании нам не будут страшны, если отношения школьников теплые, добрые.
В заключение хочется сказать словами С.А. Рубинштейна:
«… Сердце человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего он стоит, Целиком определяется тем, к другому человеку он способен устанавливать. Поэтому отношения к другим людям составляют ядро подлинно жизненной психологии».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Источник: kopilkaurokov.ru
Специфика взаимоотношений в школьной среде
Но вместе с тем, — это территория, на которой конфликты – не редкость.
И это понятно — на таком маленьком пятачке собираются люди в возрасте от 6 до 70 лет – ученики, учителя, администрация.
И есть еще одна группа людей, кровно заинтересованная во всем, что происходит в школе, но не присутствующая там непосредственно. Это родители.
Если не вдаваться в детали взаимоотношений, то можно определить квадриум:
Учитель – учитель — администрация
1 – Если межличностные отношения между коллегами разрушаются – из отношений уходит личное — это неприятно, иногда тягостно; но собственно основа отношений – это работа – деловые взаимоотношения – они так или иначе сохраняются.
Взаимоотношения можно урегулировать, главным образом,
· они регулируются трудовым договором – можем найти в них – опору для разрешения конфликтов
· прибегнув к пунктам трудового договора
· руководитель всегда может воспользоваться правом применить административные меры для урегулирования рабочего конфликта
2 – Ученик – ученик — это собственно педагогическая деятельность, где конфликтологическая грамотность -уместна
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе.
Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.
К тому же, в последние время обострились так называемые экономические конфликты между школьниками на почве материального благополучия, выраженные зачастую в различных формах агрессии: от вербальной до физической.
Большое влияние на поведение школьников в конфликте оказывает личность учителя.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с другими учениками. Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя проецируется учениками на взаимоотношения с одноклассниками — оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками.
Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть — просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д.
3 — Учитель – ученик
Конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен множеством различных причин. В общем виде эти причины являются сходными для любых межличностных конфликтов: противопоставление социально-ролевых позиций, целей, интересов; психологическая несовместимость; наличие внутренних конфликтов; отсутствие коммуникативной культуры и т.д.
Однако на практике, в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе, имеет смысл конкретизировать эти причины и рассматривать их в контексте педагогической деятельности.
· Так, к примеру, конфликт между учителем и учеником может быть обусловлен такой общей причиной, как различия в намерениях.
· Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны и т.д.
Одну из наиболее полных классификаций причин конфликтов учитель – ученик дает конфликтолог С.Ю. Темина приводит следующие объективные и субъективные причины возникновения педагогических конфликтов.
1. Объективные причины педагогических конфликтов:
- Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.
- Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
- Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).
- Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема «отцов и детей»).
- Зависимость ученика от учителя.
- Необходимость оценивания учащихся учителем.
- Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
- Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
- Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
- Социальная нестабильность и др.
2. К субъективным причинам относятся:
- Психологическая несовместимость учителя и ученика.
- Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую «конфликтную личность» (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).
- Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
- Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
- Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
- Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).
- Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
- Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
- Вынужденная бездеятельность ученика.
- Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
- Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.
А. Меняев в статье «Конфликты в обучении и воспитании» выделяет три объективные причины конфликтности взрослых (учителей, родителей):
1. взаимодействие консерватизма взрослых и новых культурных ценностей детей;
2. недостаточный культурный уровень взрослых (грубость, бестактность и тому подобное), его несоответствие уровню культуры народа;
3. изменения в психике педагогов или родителей, возникающие в процессе накопления опыта систематического управления поведением ребёнка; эти изменения можно образно назвать «развращением властью» — привычка постоянно запрещать, приказывать, поправлять, понуждать, упрекать, выговаривать, словом, «воспитывать» в строгости, покорности и дисциплине.
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Именно поэтому поиск и обнаружение действительных причин конфликтов школы является одной из важнейших задач педагогической конфликтологии.
Эти отношения – разновидность социального взаимодействия – поэтому в их плоскости тоже можно рассматривать возможность конфликтного взаимодействия.
Но… Для того, чтобы состоялся конфликт, необходимо участие нескольких субъектов (если речь не идет о внутриличностном конфликте)
Но учитель конфликтовать с учеником, каким бы он ни был (а мы знаем, какие бывают ситуации), не должен.
Есть педагогические проблемы, иногда, достаточно драматичные, но не конфликты.
Разный социальный статус, опыт — разные – условно – весовые категории
В силу компетентности, опыта должен решать
4 – Конфликт учитель – родители. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями.
· Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто.
· Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали и поговорить со всеми участниками неприятного инцидента не всегда хотят — могут. Складывается такой парадокс — Причем, не всегда доверяя собственным детям в личных взаимоотношениях, в ситуациях конфликта учитель-ребенок – родители доверяют полностью не взрослой стороне, а ребенку. (И надо помнить, что ребенок – более искусный манипулятор, чем взрослый, поскольку к манипулированию прибегают, когда собственные возможности для достижения цели – ограничены).
· Очень часто взрослые, втянувшись в конфликт, из него выйти никак не могут — не хотят, а ребенок был бы уже и рад все прекратить и забыть, но взрослые вошли в раж, втянулись во взаимные обвинения, совершенно не думая о том, что только усугубляют дискомфорт ребенка.
Лекция 8.
Источник: megaobuchalka.ru