Вконтакте ирония судьбы или с легким паром

Всеми любимый, по-настоящему народный фильм «Ирония судьбы» снимался в 1975 году и вышел в новогоднюю ночь 1 января 1976 года. С тех пор каждый Новый год сопровождается показом киноленты.

Один из секретов успеха фильма в том, что сюжет строится вокруг новогоднего чуда, невероятного и счастливого стечения обстоятельств. Произошли они из-за одинаковых улиц и домов в Москве и Ленинграде. А где снимался фильм на самом деле и как удалось создать атмосферу сказочной новогодней ночи?

Новогодний базар

В одной из первых сцен женин друг Павел покупает шампанское на новогодней ярмарке. По универсаму можно опознать улицу Шверника в Новых Черёмушках. Теперь универсам называется ТЦ «Черёмушки» и находится по адресу ул. Шверника, 13к1.

Кстати, несмотря на то, что местоположение ярмарки далеко от дома Жени, оно перекликается с темой анимационной саркастической заставки о типовом одинаковом жилье. Именно с Новых Черёмушек началось советское массовое строительство, тут же была построена первая в СССР хрущёвка (ул. Гримау, 16).

Удалённые сцены. Ирония судьбы или с легким паром

Новый ракурс, благодаря магии кино, переносит Павла уже на улицу 26 Бакинских комиссаров, которая в реальности находится уже неподалёку от дома Лукашина. Когда Женя вернётся в Москву, он также пройдёт по этой улице от остановки до дома.

Дом Нади

Существовали ли дома на 3-й улице Строителей? Оба дома существуют и располагаются на проспекте Вернадского в Москве неподалёку друг от друга. А вот в Ленинграде таких домов и 3-й улицы Строителей никогда не было.

Здания на проспекте Вернадского были построены по экспериментальному проекту в 1973 году. То есть, в отличие от кино, они не являлись ни типовыми, ни только что сданными. В Ленинграде аналогичных проектов не существовало.

На момент съёмок в 1975 году проспект Вернадского ещё оставался довольно пустынным. Тогда массовая застройка только начинала поглощать деревню Тропарёво, последние дома которой попали на панорамные кадры фильма. Сейчас от деревни ничего не сохранилось.

Так выглядели дома сразу после постройки в 1973 году.

Итак, дом Нади расположен по адресу проспект Вернадского, 113 неподалёку от метро «Юго-Западная». Сейчас панорамные окна подъезда заложены кирпичом, но лестница до сих пор весьма узнаваема.

Все сцены в подъезде и квартирах снимались уже в декорациях «Мосфильма». Реальный подъезд этого дома совсем на него не похож, что не останавливает многочисленных желающих от попыток в него проникнуть.

Женя мёрзнет у подъезда, затем они с Ипполитом ждут у магазина в пристройке, ныне там Продукты-24.

Ирония судьбы, или С легким паром, 1 серия (комедия, реж. Эльдар Рязанов, 1976 г.)

Фильм снимался с марта и до середины лета, но даже весной снега практически не было. Метель пришлось делать искусственную из пенопласта и бумаги.

Прогулка Нади по Петербургу

Надежда отправляется в центр за билетом на поезд. Первоначально она едет на Московский вокзал, и мы видим площадь Восстания. Однако, зайдя на вокзал, она покупает билеты в интерьерах главных железнодорожных касс, которые располагались на набережной канала Грибоедова, 24. В советское время это дореволюционное здание реконструировали под кассы, а двор накрыли необычной крышей в модернистском стиле.

К сожалению, несколько лет назад кассы закрылись, а здание должны перестроить под отель.

Затем Надя гуляет по городу, проходя Исаакиевский собор, стрелку Васильевского острова, Семимостье, Невский проспект. Конечно, это снова магия кино, так как посетить их все за одну недолгую прогулку было бы невозможно.

Дом Жени

Женя живёт в доме на проспекте Вернадского, 125. Этот подъезд также сильно перестроили: скрыли изящный модернистский козырёк, заложили кирпичом стеклянные окна и поставили металлическую дверь.

На фоне виднеется церковь Михаила Архангела в Тропарёве.

В память о съёмках фильма на доме открывали памятную табличку в присутствии Эльдара Рязанова, однако вскоре её украли. Теперь на доме, где жила Надя (№113), на память о фильме висит портфель с веником.

Церковь Михаила Архангела в Тропарёво

Храм Михаила Архангела (проспект Вернадского, 90с2), виднеющийся за домом Жени, был построен в 1694 году в стиле «нарышкинского барокко». Вплоть до массовой застройки за храмом находилась старинная деревня Тропарёво. Церковь закрыли в 1939 году, некоторое время внутри находился склад декораций «Мосфильма». Сейчас храм возвращён РПЦ.

На момент съёмок территория вокруг храма оставалась пустынной, и была застроена совсем недавно.

Кстати, контраст старинного храма и массовой застройки привлёк киношников ещё до «Иронии судьбы». В 1970 году здесь снимался фильм «Подсолнухи».

Где снимались другие сцены

Все сцены в квартирах, подъездах и бане снимались в студии «Мосфильма». По сюжету герои идут в Сандуновские бани, однако из настоящей бани был доставлен лишь некоторый реквизит, а актёрам пришлось сидеть в одних простынях в прохладных павильонах студии. Актёры рассказывали, что заменили бутафорскую водку на настоящую, чтобы согреться. Заметив это, Рязанов заставил переснимать эти сцены на следующий день. Однако, в фильм вошёл именно первый вариант.

Еще по теме:  Как скачивать с одноклассников и Вконтакте

Сцены аэропорта снимались в Пулково в Ленинграде. Можно заметить, что раньше стоянка такси была в непосредственной близости от взлётной полосы. А терминал, в котором прошли съёмки, теперь используется только для внутренних рейсов.

Интересные факты

  • Когда Надя поднимает фотографию Ипполита, на ней запечатлён Олег Басилашвили, а не Юрий Яковлев. Дело в том, что первоначально Ипполита должен был сыграть Басилашвили, но не смог из-за смерти отца. В итоге, роль стала одной из лучших работ Яковлева, а вот кадр с фотографией заменить забыли.

Источник: annawwts.com

«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — или почему я его ненавижу(с) — решил поделиться

Боюсь, что скоро меня арестуют за осквернение национальных святынь, но мне «Ирония судьбы» категорически не нравится. Не нравятся три женщины, отвоевывающие друг у друга тридцатишестилетнего переростка. Не нравится сам переросток, этот новогодний секс-символ страны с мятой физиономией. А больше всего не нравится, как истово мы любим всех этих героев, как верим, что это и есть настоящая рождественская история, в которой хорошие люди делают всех вокруг счастливыми и сами в итоге находят свое счастье.

В этом фильме есть все, из чего состоит «любовь по-русски»: и взрослый мужик, который, споткнувшись о собственные штаны на пути в сортир, зовет на помощь маму; и женщина, которой несколько лет пудрят мозги, а в новогоднюю ночь наконец бросают; и другая женщина, которая две серии подряд целуется с дышащим перегаром гражданином, а потом едет за ним в другой город, хотя никто ее не звал; и будущая свекровь, которая, глядя на все это безобразие, говорит, поджав губы: «Поживем – увидим». Наше, наше кино!

Истина в том, что так думать можно только с большого перепоя. Обильные новогодние возлияния привели к тому, что мы не просто уважаем всех этих Надь и Лукашиных – мы сделали их национальными героями. Мы считаем, что их отношения – это и есть романтика. Наши дети растут с убеждением, что по этому сценарию надо жить, встречаться и любить. А мы лишь улыбаемся и вздыхаем: «Ах, как мило», вместо того чтобы ужасаться: «Не приведи господь!» Мы делаем звук погромче, вместо того чтобы выключить Женю Лукашина.

Ведь что такое есть этот Лукашин? Вот какое объявление он мог бы дать сейчас на сайте знакомств? «Врач районной поликлиники, не амбициозный, зарплата скромная. Даже в Новый год практически не имею карманных денег. Подвержен влиянию – ради «общего» дела могу легко отказаться от принципов и, например, напиться в бане, если этого захотят друзья. Возраст – под сорок.

Все еще живу с мамой в одной маленькой комнате. С другой женщиной существовать на общей территории не могу – меня раздражает, когда она ходит туда-сюда. Мама не раздражает, а сексуальная партнерша раздражает. Жениться поэтому, само собой, боюсь. В любой сложной ситуации прикидываюсь дурачком.

Пока женщины из-за меня выясняют отношения, сижу в сторонке, пою «Если у вас нету тети» и гадаю: кому же в конце концов я достанусь? Нормально, открыто общаться могу, только когда «выпью, разбуянюсь, расхрабрюсь».

Надя Шевелева. Эта женщина настолько себя не любила, что довольствовалась странными, мучительными отношениями – встречалась с женатым мужчиной «два раза в неделю в течение десяти лет». Может ли самостоятельный человек позволить несчастному роману длиться так долго? Нет, на это способен лишь тот, кому нравится упиваться жалостью к себе.

Собственно, Надя сама об этом и говорит: «Бывало, приду домой, сяду в кресло и давай себя жалеть». Удобная барышня. О чем думал ее хахаль – понятно. Кому ж не понравится красивая, честная, а главное – молчащая учительница русского и литературы без претензий? Гораздо интереснее было бы узнать, о чем думала в течение этих двух пятилеток жена хахаля.

Наверняка по старой советской традиции с криком «Ах ты сучка крашеная!» бегала выдергивать Надюшины космы, и не раз. Мужик не вступался – «он и сейчас женат». Десять лет, вся молодость. Из года в год все выходные и праздники в одиночку. Если это не садо-мазо, то что?

Отношения с женатиком прекратились из-за ультиматума супруги, других вариантов тут быть не может. Поплакала наша Надя, может, вены пару раз повскрывала и встретила наконец «серьезного, положительного, красивого» Ипполита, который подарил ей французские духи, собственную фотографию и предложил руку и сердце, а не один лишь секс по расписанию.

Но выдержать такое счастье Надежда не смогла – бросила благородного Ипполита ради незнакомого «забулдыги». Во-первых, забулдыга – «Какая вы мегера!» – хамил. Во-вторых, был без пяти минут женат – при ней шептал в трубку своей невесте: «Я тебя люблю». В-третьих, жил в другом городе – значит, если что, встречи с ним опять бы не отличались частотой.

В общем, для Нади он оказался неотразим. Видимо, только такие ее и возбуждают. Не может, не умеет, по какой-то причине не хочет Надя строить отношения со свободными мужчинами, которые испытывают к ней серьезные чувства.

Еще по теме:  Тех поддержка ВК как связаться заблоченым

И Надя, и Женя по-настоящему понимают только один вид любви – ребенка к родителю, ведь каждый из них много лет живет со своей мамой. Живет не с партнером, а с воспитателем. Неудивительно, они и брак заключить пытались с такими же воспитателями. Женя нашел властную Галю, которая при нем сама водружает на елку «макушечку».

А Надя, потупив взор, слушает, как Ипполит ее отчитывает: «Ты безалаберная! Молчи! Ты непутевая!» И если бы Лукашин в самом начале фильма пошел в гости к Катанянам, то в финале мы бы имели две семьи, без всяких фокусов скроенных по схеме «инфантильный ребенок + мудрый родитель».

Вместо этого два ребенка ушли в отрыв. Они отправили своих мировых мам к соседям. Они убежали, скрылись от своих серьезных и правильных Ипполитов и Галь. Они заперлись в квартирке площадью 33 квадратных метра и устроили свой бесшабашный детский Новый год.

Пели песенки под гитару, дрались, танцевали, жаловались на обидчиков, били тарелки, рвали чужие фотографии и плевались заливной рыбой. Играли в больших.

Вот именно поэтому мы с таким удовольствием и смотрим на них. Зритель-мужчина думает: «Даже если я буду бесхребетным, пьяным и безденежным Иванушкой-дурачком, для меня все равно найдется своя Барбара Брыльска». Женщина смотрит и верит: «Даже если я не научусь за многие годы строить партнерские отношения, рано или поздно мою наглухо запертую дверь все равно откроет своим ключом принц с московской пропиской». Мамы смотрят и улыбаются: «Побегает-побегает деточка и все равно вернется ко мне, как это всегда и было». Это наша русская сказка для взрослых, где каждый видит свой хеппи-энд.

Но утром придет похмелье. И мальчик с трудом вспомнит сумасшедшую ночь. Неловко помявшись на пороге, он попрощается и, так и не сказав: «Я хочу быть с тобой», уйдет домой. К себе. Он не умеет принимать решения, он живет по принципу «будь что будет, мне все равно».

Девочка соберет игрушки, поплачет и, может быть, даже побежит вслед за мальчиком. Ей ведь в школу только через две недели.

Источник: www.drive2.ru

Как появился самый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и почему в истории его создания немало своей иронии

Без чего невозможно представить Новый год? Ёлка, мандарины, бенгальские огни и подарки – обязательная составляющая этого праздника. Неотъемлемой частью новогоднего стола является такой наскучивший, но не менее родной салат «Оливье» и, конечно же, шампанское. И вот уже более сорока пяти лет встреча Нового года в странах постсоветского пространства не обходится без просмотра культового фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Если главные герои фильма каждое 31 декабря ходили в баню, то сейчас у миллионов семей существует традиция с 31 декабря на 1 января собираться перед телевизором в компании самых близких людей.

Базируется на реальных событиях

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.

История фильма началась задолго до его появления. Ещё в 1969 году Эльдар Рязанов и его товарищ и коллега Эмиль Брагинский получили заказ от Москонцерта написать сценарий для новогодней вечеринки «Дискотека 50-х».

Одна из реприз, написанных для этой музыкальной программы, была основана на реальном происшествии. Композитор Никита Богословский однажды напоил своего товарища по дороге из Москвы во Владивосток, а проводницу подкупил, чтобы та не давала бедолаге выйти из кондиции. Когда поезд прибыл в пункт назначения, Богословский, прилетевший во Владивосток на самолёте, уже встречал своего друга на вокзале. Не дав ошарашенному мужчине опомниться, композитор снова напоил его, а когда тот уснул, засунул ему между пальцами ног лист бумаги и поджёг его.

Афиши «Дискотеки 50-х».

Афиши «Дискотеки 50-х».

Хотя сценка о затяжном пьянстве в поезде не вошла в сценарий концерта, Рязанов и Брагинский увидели в ней потенциал. После дальнейшей обработки они превратили репризу в сатирическую пьесу «Пассажир, который всё время падал с полки». Комедийная постановка безжалостно высмеивала проблемы отечественной железнодорожной системы, осуждала алчных проводниц, которые пользовались слабостью любителей хмельного, а также неровные полки, трясучку и холод советских поездов.

В итоге железнодорожное приключение из столицы во Владивосток, на которое приходится почти всё действие пьесы, было сжато до короткого перелёта из Москвы в Ленинград. От оригинальной истории мало что осталось. Эмиль Брагинский даже попросил убрать свою фамилию из титров.

Проблемы запуска съёмочного процесса: почему мы могли не увидеть «Иронию судьбы»

Несмотря на успешные театральные показы в 1970-1973 годах, комедия была запрещена после анонимной жалобы в Минкульт. Истинная причина бойкота пьесы до сих пор неизвестна, но официально сообщалось о «сложностях с должным соблюдением техники безопасности». В самом деле, из-за сцены, где персонаж композитор Хасловский поджигает бумагу, за четыре года сгорело восемь театров, а двадцать два актёра получили ожоги лёгкой и средней степени тяжести.

Постеры телевизионной версии «Иронии судьбы».

Постеры телевизионной версии «Иронии судьбы».

После переосмысления постановки комичный персонаж Женя Алкашин превратился в лирического Женю Лукашина. Черты композитора Хасловского вобрали три верных друга. Образ начальника поезда воплотился в Ипполите, а жадная проводница трансформировалась в добродушную Галю.

Звёздный состав в кадре и за кадром

Александр Борисов – создатель декораций фильма.

Александр Борисов – создатель декораций фильма.

От малобюджетного телевизионного фильма вряд ли можно было ожидать чего-то большого. Если бы его режиссёром не был Эльдар Рязанов. Ему посчастливилось собрать такую съёмочную группу, которой не могли похвастаться даже всемирно известные режиссёры.

Еще по теме:  Как создать свой плейлист в ВК музыке

Новаторский метод трехкамерной системы воплотил в жизнь оператор Владимир Нахабцев. Синхронная съёмка тремя камерами с разных ракурсов намного облегчала работу монтажёра, позволяла писать длинные эпизоды одним кадром со сменой планов, а также давала возможность актёрам проявлять навыки импровизации.

Над декорациями работал художник Александр Борисов. Позже он признавался, что декорирование «Иронии. » было одновременно наиболее лёгкой, но в то же время невероятной трудной задачей. Дизайнерам предстояло не просто передать антураж квартир, соответствующих духу времени, но и воссоздать быт советского жителя в деталях.

Андрей Мягков в образе Жени Лукашина.

Андрей Мягков в образе Жени Лукашина.

Рязанов скрупулёзно работал над подбором актёров. На роль Жени Лукашина претендовал Андрей Миронов, но режиссёр видел его только в образе Ипполита. Кроме Миронова пробы проходили Пётр Вельяминов и Станислав Любшин. А вот Андрея Мягкова на съёмочную площадку привела воля случая.

Когда в работе возник простой, а телевизионщики потребовали от Рязанова утверждённый список актёров, его ассистентка пригласила малоизвестного Мягкова. Он должен был временно заполнить застопоренный съёмочный процесс, а в итоге с первого дубля дал понять, что он именно тот, кого искал режиссёр.

Олег Яковлев мастерски воплотил образ отвергнутого жениха Ипполита.

Олег Яковлев мастерски воплотил образ отвергнутого жениха Ипполита.

В утверждённом списке роль Ипполита должен был исполнить Олег Басилашвили. Он успел сняться в нескольких эпизодах, но из-за смерти отца был вынужден отказаться от роли. Рязанов искал на его место не просто талантливого актёра, но и мужчину похожей фактуры. Его выбор пал на Юрия Яковлева.

Ольга Науменко в роли Гали.

Ольга Науменко в роли Гали.

При утверждении актрисы на роль Гали, несостоявшейся невесты главного героя, тоже возникали трудности. Наряду с молодой Ольгой Науменко рассматривались кандидатуры Натальи Гвоздиковой и других именитых актрис.

Блондинка поневоле

Надю Шевелёву в своё время могли сыграть Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Светлана Немоляева, но каждый раз это было не то, что нужно. Эльдар Рязанов искал миловидную блондинку с тонким чувством юмора, истощающую интеллигентность. Ни одна из вышеперечисленных актрис не удовлетворяли видение режиссёра.

Барбара Брыльска в фильме «Анатомия любви»(1972).

Барбара Брыльска в фильме «Анатомия любви»(1972).

Но как-то он увидел польский фильм «Анатомия любви» и решил: его Надю должна сыграть Барбара Брыльска. Жгучей брюнетке пришлось перекраситься в тёплый блонд, который остался с ней на всю оставшуюся жизнь. Кроме того, польская красавица говорила с сильным акцентом, а её голос оказался прокуренным, низким и хриплым. Но и это не остановило Рязанова, который был очарован Барбарой. В итоге в фильме Надя говорит чарующими интонациями Валентины Талызиной, а поёт голосом Аллы Пугачёвой.

Фильм Рязанова без импровизаций — не фильм Рязанова

В очаровательную полячку были влюблены все.

В очаровательную полячку были влюблены все.

Любовь Эльдара Рязанова к импровизациям была известна всем. Актёры, которые могли идти против сценария, тем самым делая образ более живым и настоящим, вызывали у режиссёра неподдельное восхищение. Поэтому он всегда позволял своим актёрам импровизировать, и многие моменты фильма родились непосредственно на съёмочной площадке.

Культовая сцена в душе.

Культовая сцена в душе.

Например, фраза Лукашина: «Но это же моя мебель! Румынский гарнитур за восемьсот тридцать рублей» — блестящая импровизационная находка Мягкова.

Легендарные «Какая гадость, эта ваша заливная рыба» и «О, тёпленькая пошла» также появились благодаря харизме и таланту Юрия Яковлева. Рыба и вправду была никудышная, а тёплая вода в павильоне — неожиданное явление.

Почему Эльдар Рязанов снял две «Иронии судьбы»

Мало кто знает, но самый известный новогодний фильм существует в двух версиях. По большому счёту они не отличаются ключевыми моментами, но некоторые внутренние моменты разнились.

Трансформируя пьесу в сценарий, Рязанов не хотел жертвовать сюжетом в угоду киношникам. Он понимал, что фильм возымеет успех у публики только в том случае, если зритель сможет проникнуться историей и персонажами. Таким образом, в телеверсии «Ирония» предстаёт в двухсерийном варианте.

Вырезанные кадры из фильма.

Вырезанные кадры из фильма.

Монтаж двух картин занял несколько месяцев. Ещё шесть месяцев ушло на ожидание премьеры — фильм должен был быть показан в новогоднюю ночь. Эти полгода стали для Рязанова периодом отстаивания своего имени режиссёра и права картины на существование. Критики разносили фильм в пух и прах, назвав его аморальным и порочащим советский народ.

Но 1 января 1976 года детище Рязанова увидела вся страна. Эффект был невероятным.

После огромного успеха Филипп Ермаш был в ярости. Очередной шедевр Рязанова был телевизионным продуктом. Госкино не могло позволить себе такой оплошности, поэтому вскоре Рязанову пришло предложение создать киновариант ленты. Две серии были сокращены почти на 45 минут.

Было вырезано множество сцен с матерью Жени, дополнительные песни, сцена в лифте, с собакой и многие другие. Но самое главное — диалоги главных героев. Несмотря на большое упущение со стороны Комитета, который лишил фильм в прокате множества моментов, в 1977 году «Ирония судьбы» получила Государственную Премию СССР.

Константин Хабенский, Сергей Безруков и Елизавета Боярская в главных ролях «Иронии судьбы. Продолжение» (2007).

Константин Хабенский, Сергей Безруков и Елизавета Боярская в главных ролях «Иронии судьбы. Продолжение» (2007).

Впрочем, не премии и награды сделали этот фильм культовым, а история новогоднего чуда, которого порой все так ждут. Он и сейчас доходит до нас в других интерпретациях, но такой узнаваемый даже с другими актёрами. Однако за что же Андрей Мягков и киноведы раскритиковали продолжение «Иронии судьбы» , как говорится, совершенно другая история.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник: kulturologia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...