Влияние компьютерных игр на успеваемость одноклассников

Статья посвящена анализу влияния компьютерных игр на критическое мышление и успеваемость учащихся, поскольку противоречивость результатов различных исследований столь важной проблемы побуждает активизироваться в этом направлении. Авторами выбран сравнительный и описательный характер исследования, опирающийся на статистический анализ результатов.

Выборка включает 270 учащихся, обучающихся в 18 из 39 учебных групп Центра СПО ЕГУ им. И.А. Бунина, отобранных случайным образом.

Были сформулированы гипотезы о том, что компьютерные игры не оказывают существенного влияния на критическое мышление учащихся, но при этом существенно влияют на их успеваемость, причем различие в типах компьютерных игр, в которые играют учащиеся, не оказывает существенного влияние на успеваемость. В качестве инструмента исследования авторами на основе опросника, предложенного Д. Риккетсом, была разработана анкета, вопросы которой касались количества и качества компьютерных игр, используемых учащимися, о продолжительности (в часах в неделю) и видах любимых игр.

СМОТРЕТЬ ВСЕМ! вред от компьютерных игр

Кроме того, анкеты, заполненные учащимися, были дополнены данными об их успеваемости, выбранными как средний балл в журналах успеваемости. При обработке анкет применялись как описательная, так и логическая статистика. На уровне описательной статистики частота, среднее и стандартное отклонения не указывались, на уровне логической статистики использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования позволили авторам утверждать, что компьютерные игры благотворно влияют на успеваемость учащихся Центра СПО ЕГУ им. И.А. Бунина, но не оказывают существенного влияния на развитие их критического мышления, при этом тип компьютерной игры значения не имеет. В заключение высказывается предположение о том, что некоторые игры все же оказывали влияние на рост критического мышления, поскольку ставили учащиеся в неоднозначные условия, что могло привести к улучшению когнитивных навыков.

компьютерные игры
критическое мышление учащихся
успеваемость учащихся

1. Erhel S., Jamet E. Digital game-based learning: Impact of instructions and feedback on motivation and learning. Computers Education. 2009. vol. 52. no. 1. P. 1–12.

DOI: 10.1016/j.compedu.2008.06.004.

3. Li M.C., Tsai C.C. Game-based learning in science education: A review of relevant research. Journal of Science Education and Technology. 2013. vol. 22. no.

6. P. 877–898. DOI: 10.1007/s10956-013-9436-x.

4. Ritterfeld U., Cody M., Vorderer P. Serious games: Mechanisms and effects. Routledge, 2009. 552 p.

5. Gackenbach J., Dopko R. The relationship between video game play, dream bizarreness, and creativity. International Journal of Dream Research. 2012. vol. 5. no. 1. P. 23–38.

DOI: 10.11588/ijodr.2012.1.9080.

6. Powers K., Aldrich N.J., Brooks P.J., Palladino M.A. Effects of video-game play on information processing: A meta-analytic investigation. Psychonomic Bulletin Co Publishers, 1933. 118 p.

Как видеоигры влияют на мозг? — Научпок | 12+

8. Таров Д.А. Формирование адекватной самооценки учебной деятельности у подростков (на примере сельской школы): дис. … канд. пед. наук. Елец, 2003. 166 с.

9. Ricketts J.C., Rudd R.D. Critical thinking skills of selected youth leaders: The efficacy of critical thinking dispositions, leadership, and academic performance. Journal of Agricultural Education. 2005. vol. 46. no. 1. P. 32–43.

DOI: 10.5032/jae.2005.01032.

Современные технологии повышают качество нашей жизни, но вместе с тем привносят в нее и некоторые моменты, которые могут трактоваться как негативные. В условиях современной культурно-технической революции компьютерные игры, будучи новым явлением, демонстрируют значительный количественный и качественный рост и становятся массовым явлением. Притягательность компьютерных игр для детей, подростков и многих взрослых может вызывать тревогу, основывающуюся на двух факторах: во-первых, сюжетах игр, влияющих на формирование детского и подросткового мировоззрения, и, во-вторых, значительных затрат времени и сил, которые могут послужить причиной игнорирования обучающимися образовательных программ и сложившихся социальных связей. В связи с этим приоритетной проблемой видится вытеснение компьютерными играми образовательной деятельности.

Еще по теме:  Что подарить однокласснику на 15 летие

С другой стороны, компьютерные игры выступают для учащихся современным элементом игровой деятельности, важность влияния которой на результативность образовательной деятельности не вызывает сомнения. Однако недостаточно ясен эффект, оказываемый компьютерными играми на образовательную деятельность студентов, так как результаты исследований в этой области довольно разноречивы.

Некоторые исследователи [1, с. 156–167] указывают на положительный эффект компьютерных игр на образовательные достижения, результаты других исследований [2, с. 1–12] сообщают о противоположных результатах. В то же время есть результаты исследований, не отмечающие какой-либо существенной разницы между средними показателями выборки и образовательными достижениями контрольных групп [3, с. 877–898]. Результаты отдельных исследований указывают на зависимость образовательных достижений студентов от типа компьютерной игры и затраченного на неё времени [4, с. 93–99]: некоторые виды игр стимулируют исследовательскую деятельность и оказывают положительное влияние на память и концентрацию. Систематическое и планомерное использование отдельных типов компьютерных игр в образовательных целях позволяет посредством виртуальной среды стимулировать когнитивную деятельность обучающихся вследствие постоянного разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых сценариями игр. Отдельные полученные посредством компьютерных игр навыки могут быть применимы в реальной жизни [5, с. 23–38].

Большинство сценариев современных игр предлагает подросткам выбор между различными вариантами действий, командное взаимодействие при поиске решения [6, с. 1055–1078]. Таким образом, подобные компьютерные игры служат мощным стимулом и инструментом познавательной деятельности, способствуют выработке и закреплению различных, преимущественно социальных, навыков, развивают критическое мышление [1, с. 156–167].

Термин критическое мышление в сфере образования применялся Д. Дьюи (1933) на основе идеи о рефлексивном мышлении, которое, в свою очередь, определялось как активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любой веры или вероятную форму знания в свете оснований, которые его поддерживают, и о дальнейших выводах, к которому он стремится, включает сознательное и добровольное усилия по созданию веры на основе доказательств и рациональности [7, с. 27]. Критическое мышление, в свою очередь, неразрывно связано с процессом формирования ученической самооценки, в том числе самооценки учебной деятельности, степень адекватности которой, в свою очередь, непосредственно влияет на успешность учебной деятельности [8, с. 138].

Кроме того, следует отметить важность проблемы исследования влияния компьютерных игр на критическое мышление обучающихся, поскольку его развитие уже само по себе является одной из целей образования.

Анализ публикаций показывает, что критическое мышление является отношением и может развиваться. Современные высокобюджетные компьютерные игры сложны и могут выступать платформой постановки виртуальных проблемных ситуаций, стимулирующих выработку навыков разрешения проблем и креативность обучающихся. Например, исследование влияния компьютерных игр на критическое мышление учащихся, показало, что между экспериментальной и контрольной группами существует значительная разница (P < 0/05) [5, c. 23–38], что позволяет авторам сделать вывод об имеющейся зависимости развития критического мышления от времени, затраченного на компьютерные игры.

Исследования показали положительное влияние групповых онлайн-игр на навыки письма и навыки критического мышления у студентов университета [1, с. 156–167].

Еще по теме:  Как восстановить приложение Одноклассники на телефоне после удаления с прежними данными

Следует заметить, что существуют исследования, не фиксирующие значительного влияния компьютерных игр на критическое мышление обучающихся. Например, не было отмечено влияния шести групп игр (игры-действия, головоломки, стратегические и образовательные игры, игры-приключения и симуляторы) на уровень критического мышления учащихся средней школы [3, с. 877–898].

Противоречивость результатов различных исследований столь важной проблемы побуждает активизироваться в этом направлении, особенно это касается исследования зависимости влияния на критическое мышление и успеваемость обучающихся различных типов игр. Таким образом, целью настоящего исследования является рассмотрение влияния компьютерных игр на критическое мышление и успеваемость учащихся Центра СПО ЕГУ им. И.А. Бунина.

Для достижения этих целей постулируем следующие гипотезы:

1. Компьютерные игры не оказывают существенного влияния на критическое мышление учащихся (H01).

2. Компьютерные игры оказывают существенное влияние на успеваемость учащихся (H02).

3. Различие в типах компьютерных игр, в которые играют учащиеся, не оказывает существенного влияние на их успеваемость (H03).

Материалы и методы исследования

Исследование носит описательный и сравнительный характер. В качестве метода выборки использовалась ступенчатая кластеризация: 18 групп из 39 были выбраны случайным образом для заполнения опросника.

В качестве инструмента исследования была разработана анкета. Часть её вопросов была связана с определением стратификации учащихся в группах, другие вопросы касались количества и качества компьютерных игр, используемых учащимися. Также были получены данные о продолжительности (в часах в неделю) и видах любимых игр.

Основой для разработки анкеты послужил опросник (CCTDI), предложенный и стандартизованный в свое время Д. Риккетсом [9, с. 32–43]. При исследовании критического мышления анкетируемые определяли степень своего согласия с одним из пунктов по пятибалльной шкале Лайкерта (от «я категорически не согласен» – 1 до «полностью согласен» – 5). В 2, 12, 15, 19, 23, 30, 32, 33 пунктах оценка была перевернутой.

Данные об успеваемости учащихся были выбраны как средний балл по предметам из журналов успеваемости и добавлены к анкете в виде отдельного раздела. Анкета распространялась среди учащихся выбранных учебных групп и заполнялась ими после предварительного инструктажа.

При обработке анкет применялись как описательная, так и логическая статистика. На уровне описательной статистики частота, среднее и стандартное отклонения не указывались, на уровне логической статистики использовался t-критерий Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

В табл. 1 представлены количество и процент учащихся, на домашние компьютеры которых были установлены игры.

Описательная статистика учащихся, играющих в компьютерные игры

Играете ли Вы в компьютерные игры

Источник: top-technologies.ru

Влияние компьютерных игр на успеваемость и общее состояние школьников

Интерактивная игра

Использование компьютера и видеоигр более часа в день связали с плохой успеваемостью детей

Использование компьютера и видеоигр более одного часа в день по будням негативно ассоциируется с успеваемостью детей в средней школе. К такому выводу пришли ученые, оценив результаты экзаменов школьников и количество времени, которое они пользуются современными технологиями. При этом если дети в выходные проводят меньше часа за компьютером и видеоиграми, то это позитивно ассоциируется с успеваемостью. Исследование опубликовано в Computers in Human Behavior.

Дискуссии вокруг современных технологий и их влияния на детей уже многие годы не прекращаются. Одни исследователи видят вред в их использовании в любых целях, а другие говорят о зависимости от просматриваемого контента. Мы недавно писали, что в последние годы влияние технологий на психику детей и подростков оставалось постоянным, но пока не известно, изменили ли ситуацию коронавирусные ограничения.

Еще по теме:  Логин для одноклассников примеры

Во время пандемии практически все школы перевели учеников на дистанционное обучение, поэтому вопрос о влиянии интернета и компьютера на успеваемость школьников поднимается все чаще. Использование технологий оказывает на успеваемость неоднозначный эффект.

Например, показ цифрового контента способен улучшить восприятие информации, а видеоигры могут помочь в тренировке памяти и внимания. Появляются данные и о негативном влиянии технологий на успеваемость детей. Мы уже писали, что дети, которые в начальных классах смотрят телевизор более двух часов в день, отстают от сверстников по чтению, а те, кто использует компьютер более часа в день, хуже осваивают счет. По-видимому, влияние технологий на обучение зависит от количества времени, проведенного перед телевизором и компьютером.

Группа ученых из Китая и США под руководством Лии Новер (Lia Nower) изучила, как время, проведенное за компьютером и видеоиграми, связано с успеваемостью китайских школьников. Исследование включало в себя 9449 детей из средней школы (средний возраст 13,54 лет), за которыми наблюдали в течение года.

Школьники сдавали несколько экзаменов по английскому, математике и китайскому, а также им проводили тесты для оценки когнитивных функций. В конце года у детей провели опрос по поводу их эмоционального состояния, мотивации к обучению и прогулов. Также у школьников спросили, как много времени они проводят за компьютером или видеоиграми в будние дни и выходные. Для статистического анализа использовали мультивариативную регрессию.

Оказалось, что 40 процентов детей пользовались интернетом или играли в видеоигры в будние дни, и 62 процента делали это в выходные. Использование интернета и видеоигр более одного часа в будние дни и более четырех часов в выходные негативно ассоциировалось с успеваемостью по всем предметам и результатами когнитивных тестов, также такие дети были менее мотивированы к обучению, чаще прогуливали и не могли сконцентрироваться во время уроков (везде p < 0,01). Интересно, что дети, которые использовали интернет и играли в видеоигры по выходным не больше часа, меньше скучали в школе и имели более высокие результаты когнитивных тестов по итогам года (p < 0,05). На полученные в работе связи не повлиял пол детей.

Ученые заключают, что чрезмерное увлечение компьютером и видеоиграми у детей ведет к снижению их успеваемости, но умеренное их использование по выходным помогает школьникам в обучении. По мнению авторов, это особенно важно учитывать из-за введенного во время пандемии дистанционного обучения, во время которого дети имеют неограниченный доступ к интернету, и взрослые не всегда могут их контролировать. Среди ограничений в работе ученые называют использование национальной выборки (результаты в разных странах могут отличаться), а также возможное недооценивание детьми времени, проведенного за компьютером и видеоиграми.

Кроме развлекательных видеоигр, существуют и те, которые специально разработали для эмоционального развития подростков. Такую игру создали американские психологи, чтобы помочь пациентам, испытывающим затруднения при определении настроения окружающих, например при расстройствах аутистического спектра.

Источник: nplus1.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...