Влияние одноклассников на подростков

подросток / межличностные отношения / психологическая атмосфера / социальное поведение / личность / нарушение поведения / агрессия. / adolescent / interpersonal relations / psychological atmosphere / social behavior / personality / behavior discords / aggression.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алиев Ниджат Рамиз Оглы

в статье рассматриваются психологические особенности, социализация и взаимоотношения подросткового возраста. Было показано, что главная особенность подростков заключается в том, что особое влияние на них оказывают взаимоотношения со сверстниками. Социальная позиция в группе сверстников тесно связана с личными качествами каждого ученика, успехами в учебе и мотивами. Автор отмечает, что подросток , который не может занять должное положение среди своих сверстников, либо пытается вступить в «уличные группы», либо, нарушая социальные нормы, старается привлечь внимание и самоутвердиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алиев Ниджат Рамиз Оглы

Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками
Социально-психологические предпосылки деструктивного поведения подростков в школе

НАУКА О ТВОЕМ ОКРУЖЕНИИ. Как люди вокруг изменяют твою реальность

Ведущая деятельность и особенности проявления конформизма в общении подростков со взрослыми и сверстниками

Особенности статусного положения подростков в группе сверстников
Особенности гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

MUTUAL RELATIONS WITH PEERS AS AN SIGNIFICANT FACTOR OF ADOLESCENT PERSONALITY FORMATION

the article researches psychological features of adolescence age, socialization, mutual relations. It shows that the main point of adolescence consists of the influence advantage of peers. The social position in peers group depends on each pupil’s personal features, educational success and motives. If adolescent can’t take a proper position among peers, he or she joins either “gang groups” or attempts to divert others’ attention via destroying social rules and gain self-assertion.

Текст научной работы на тему «Взаимоотношения со сверстниками как важный фактор формирования личности подростка»

MUTUAL RELATIONS WITH PEERS AS AN SIGNIFICANT FACTOR

Aliyev Nijat Ramiz — Doctoral Student, PROGRAM OF PHD OF PHILOSOPHY, INSTITUTE OF EDUCATION OF THE REPUBLIC OF AZERBAIJAN, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article researches psychological features of adolescence age, socialization, mutual relations. It shows that the main point of adolescence consists of the influence advantage of peers. The social position in peers group depends on each pupil’s personal features, educational success and motives. If adolescent can’t take a proper position among peers, he or she joins either «gang groups » or attempts to divert others’ attention via destroying social rules and gain self-assertion. Keywords: adolescent, interpersonal relations, psychological atmosphere, social behavior, personality, behavior discords, aggression.

Как воспитывать современных подростков / Людмила Петрановская // Нам надо поговорить

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА Алиев Н.Р. (Азербайджанская Республика)

Алиев Ниджат Рамиз оглы — диссертант, программа доктора философии, Институт образования Азербайджанской Республики, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются психологические особенности, социализация и взаимоотношения подросткового возраста. Было показано, что главная особенность подростков заключается в том, что особое влияние на них оказывают взаимоотношения со сверстниками. Социальная позиция в группе сверстников тесно связана с личными качествами каждого ученика, успехами в учебе и мотивами. Автор отмечает, что подросток, который не может занять должное положение среди своих сверстников, либо пытается вступить в «уличные группы», либо, нарушая социальные нормы, старается привлечь внимание и самоутвердиться.

Ключевые слова: подросток, межличностные отношения, психологическая атмосфера, социальное поведение, личность, нарушение поведения, агрессия.

«Подростковый возраст занимает важное место в общем процессе онтогенеза. Нам представляется, что его надо рассматривать не просто как очередной возрастной период, а как особую фазу психического развития, фазу перехода от детства к взрослости» [7].

Изменения в организме, социальном статусе или системе отношений формируют его сознательное отношение к обществу и самому себе. В этот период, в зависимости от направления социализации и социальной установки формируется социализация очередных возрастных этапов. В психологических исследованиях коммуникативная потребность,

стремления к социализации, половая зрелость и взаимоотношения отмечены как характерные черты подросткового возраста.

В подростковом возрасте личные взаимоотношения выходят на новый и более высокий уровень. Подросток стремится понять как себя, так и окружающих. Предпочитает высказывать мнения о моральных, психологических и личностных качествах своих сверстников. Выше сказанное, с приобретением нового содержания, общения, межличностных отношений, совместной деятельности и т.д. составляют основу развития личности.

Одна из характерных черт подросткового возраста связана с агрессивностью. Прекращение общения со сверстниками и холодное отношение друзей плохо сказывается на них. Если данная ситуация длится долго, чтобы самоутвердиться, они ищут друзей вне школы и порой связываются с дурными компаниями. В подростковом возрасте межличностные отношения отличаются от других возрастных периодов. «Во взаимоотношениях подростков чаще встречаются межличностные конфликты. Все они, в особенности, связаны с ожиданиями и представлениями подростков о дружеских отношениях» [3].

Еще по теме:  Мои Одноклассники хорошие или плохие

Позиция подростков в системе взаимоотношений в значительной степени зависит от соответствия или противоречий между их личными качествами и предъявляемыми к ним требованиями. Чтобы завоевать расположение, симпатию сверстников, подросток должен обладать рядом качеств.

Иногда достаточно иметь два или три отрицательных качества, чтобы попасть в аутсайдеры или группу непопулярных подростков. Наиболее тревожным фактором для подростков являются испорченные отношения со сверстниками. Потребность занять более подходящее положение среди сверстников определяет поведенческие мотивы подростков.

Каждый подросток пытается заслужить уважение своих сверстников и иметь авторитет среди них. В данном случае он думает, что его друзья считаются с ним и ценят его. Подростки, пытающиеся улучшить свое положение среди своих сверстников и одноклассников, чтобы самоутвердиться часто используют самые невероятные средства.

К ним относятся негативизм, упрямство и другие поведенческие формы. Чтобы хорошо выглядеть в глазах своих друзей, подростки иногда говорят неправду, пытаясь доказать свой героизм. Они стремятся каким-либо образом привлечь внимание своих сверстников и повысить свой социальный статус.

Подростка не находящегося на хорошей позиции в системе межличностных отношений, сверстники могут вообще не любить и не выбирать. А это может привести к формированию ряда негативных качеств в личности и поведении подростка. Общение подростков со сверстниками настолько расширяются, что порой учеба переходит на второй план, и даже общение с родителями становится все реже, а самостоятельность превращается в важную область их жизни. Когда родители и учителя, почувствовав такое, вмешиваются в отношения подростков, то подвергаются серьезным возражениям» [2].

Опыт показывает, что подростки не могут длительно находиться в положении изоляции. Так как у любого подростка должна быть какая-либо положительная черта. Учителя, используя это, могут нормализовать взаимоотношения между сверстниками. Эмоциональный комфорт ученика в системе взаимоотношений между сверстниками возникает при наличии взаимной симпатии и общения.

Если нет взаимоотношений, ученик затрудняется входить в эмоциональное общение, и эмоциональная привязанность исчезает. Одинаковое поведение, характер и личные качества могут понравиться в одной группе и быть неприемлемы для другой. Это зависит от правил и норм группы. То, что считаться положительным качеством в одном коллективе, может быть отрицательным в другом коллективе.

Например, если в одном коллективе, занимать принципиальную позицию по отношению к одноклассникам, хорошо учиться, считается положительным качеством, то в другом, это может восприниматься, как стремление выделиться, подлизаться к учителю. Таким образом, позиция подростка в коллективе связана с двумя взаимосвязанными характеристиками: личностными качествами подростка и реакцией коллектива. А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых отмечают: «Центральным моментом их жизни становится общение со сверстниками и каждый школьник стремится занять удовлетворяющее его место в коллективе, но не всегда может это сделать» [5].

Следовательно, что во всех случаях, общение, взаимоотношения подростка со сверстниками могут быть как положительными, успешными или негативными и неудачными. Нездоровые,

неудачные отношения очень тяжело переносятся подростком. Многие подростки воспринимают неспособность общаться, наладить отношения со сверстниками как личную трагедию. Даже для того, чтобы заслужить уважение и авторитет среди сверстников, подростки могут нарушить социальные нормы, вступить в конфликт с пожилыми людьми, родителями и учителями.

Список литературы /References

1. Алиева С.Н. Психологические особенности подростковой агрессии. Баку: Европа, 2014. 162 с.

2. ГадировА.А. Возрастная психология. Баку: Маариф, 2002. 386 с.

3. Мирзаев Р.Н. Отношения, конфликты и подростки. Баку: АГПУ, 2018. 141 с.

4. КлеМ. Психология подростка (Психосексуальное развитие). М.: Педагогика, 1991. 176 с.

5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. М: Знание, 1990. 80 с.

6. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе // Педагогика и психология. М.: Знание, 1991. № 2. С. 45-58.

7. Фельдштейн Д.И. Современный подросток. Психологические исследования условий, механизмов его воспитания. В кн.: Психологические условия и механизм воспитания подростков. М.: АПН СССР, 1983.

С 3-20.

1Gavrilova Ksenia Andreevna — Undergraduate; 2Pashina Svetlana Alekseevna — Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND EDUCATIONAL TECHNOLOGIES, NORTH CAUCASUS FEDERAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: this article is based on identifying gender differences in the development of emotions of a preschool child. The psychological and behavioral characteristics of gender differences are considered. The role of emotions as a factor in the development of the personality of a preschooler is being actualized. The definitions of «gender» and «gender differences» in psychological science are systematized. The ways of developing the emotional sphere of a preschooler in accordance with gender are determined. Certain types of activities have been identified that will help to fully develop the emotional intelligence of a preschooler.

Keywords: emotions, development, child, gender differences.

ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гаврилова К.А.1, Пашина С.А.2 (Российская Федерация)

1Гаврилова Ксения Андреевна — студент магистратуры; 2Пашина Светлана Алексеевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и образовательных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Аннотация: данная статья основана на выявлении гендерных различий в процессе развития эмоций ребенка дошкольного возраста. Рассмотрены психологические и поведенческие особенности гендерных различий. Актуализируется роль эмоций как фактора развития

Еще по теме:  Как анонимно посмотреть страницу в одноклассниках

Источник: cyberleninka.ru

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ И СВЕРСТНИКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Мусаева Р.А. 1 , Сулейманова А.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО «ДГПУ»
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Учеба занимает большое место в жизни подростка, так как большую часть времени он проводит в школе, то правильно считать, что в стенах школы создаются условия для развития его личности. Позитивное здесь — готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения.

Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Ему это импонирует и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему. Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания.

Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению, в целом. В этом возрасте возникают новые мотивы учения связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознание и значимое место среди сверстников.

Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение, но если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим предметам. Успех или не успех в ученье также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжает иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.

В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт. В школе подросток встречается с четкой развернутой системой моральных требований. Подросток сознательно подчиняет свои побуждения тем общим ценностям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.

По мере того, как расширяется круг общения ребенка, как в классе складывается коллектив сверстников, в котором уже распределены роли и обязанности, есть определенные требования к поведению его членов, по мере развития всего этого происходит накопление нравственного опыта ребенка.

Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.

Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом, постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.

Школьное образование, наряду с познавательной функцией (передача ребенку системы научных знаний об окружающей действительности , а также вооружение его методами научного познания), должно реализовать психологическую функцию (формирование субъективного мира личности). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью образовательного процесса является не просто усвоение школьного курса, а обогащение интеллекта учащегося.

Учебная и внеучебная деятельность учащихся будет эффективной в воспитательном отношении тогда, когда психологический смысл формы ее организации имеет объединяющий характер, то есть для осуществления деятельности требуется объединить усилия членов коллектива. Особую роль в общении школьников приобретают дискуссионные моменты, которые максимально следует создавать и использовать как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности и в нерегламентированных контактах педагогов с учениками, также побуждать ребят к обсуждению между собой наиболее острых проблем их жизни.

Важнейшее психологическое условие эффективности деятельности коллектива – это общественная направленность дел, особенно основных, ведущих. Например, при организации общественно-полезной деятельности учащихся большую роль играет такое средство, как поручения. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми и коллективными. Учитывая психологические особенности подросткового и раннего юношеского возраста, очевидно целесообразно часто использовать и групповые поручения.

Организуя любой вид деятельности, полезно иметь в виду те реальные группы, которые существуют в классе, объединять симпатизирующих друг другу и дружащих между собой ребят. Педагогу надо знать, учитывать и использовать особенности этих групп, их направленность, интересы, умения и т.д. Учет этих особенностей при распределении функций в организации и выполнении деятельности значительно повышает ее эффективность.

Организуя учащихся и в учебном, и во внеучебном процессе, учитель постоянно взаимодействует с ними, общение учителя с учащимися, в котором он выступает не только как носитель социальной функции, но и как конкретная личность, составная часть педагогической деятельности. Через общение учитель получает особо важную информацию о личности школьника. Это позволяет не только фиксировать яркие и наиболее выраженные внешние проявления личности, но и мелкие, кажущиеся незначительными, факты. А ведь они могут быть симптомами проявления важных внутренних процессов, весьма существенными для понимания личности.

Общение, как канал управления, «предшествует» деятельности, в которую педагоги включают школьников: через общение дается определенная инструкция по организации деятельности и вносятся нормы отношения в процессе ее реализации. Общение, как канал управления, сопровождает деятельность школьников: через общение педагог корректирует способы ее организации и реализации, координирует усилия отдельных групп учащихся, коллектива в целом, корректирует отношения, которые складываются между участниками деятельности.

Еще по теме:  Как ты ко мне относишься 1 Одноклассники

Таким образом, школа является одной из движущих сил развития личности ребенка, которое осуществляется через процесс обучения и воспитания. Но и не маловажное значение имеет, влияние сверстников на формирование личности ребенка от этого зависит, как будут складываться отношения между индивидуумом и обществом, так в конечном итоге и сложится жизнь человека, его отношение к окружающей действительности, его социальный статус.

Поэтому необходимо педагогу умело управлять сложившимися в коллективе отношениями, чтобы сформировать всесторонне развитую гармоническую личность.

Источник: scienceforum.ru

Социальная среда подростков

 социальная среда подростка

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме.

Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремиться к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей. Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

Социальная среда подростков — схема

Подросток

ближайшая среда
(семья, родственники, друзья, одноклассники)

дальняя среда
(соседи, СМИ, интернет, учащиеся школы)

оказывает прямое влияние
(общение, беседы, поступки, личный пример)

оказывает косвенное влияние
(слухи, передачи, поступки)

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшее влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Влияние социальной среды на подростка

Психологи утверждают, что зависимость подростка от социальной среды носит максимально выраженный характер. Всеми своими поступками и действиями подросток ориентирован на социум.

Ради статуса и признания подростки могут пойти на необдуманные жертвы, войти в конфликт с ближайшими людьми, изменить своим ценностям.

Социальная среда может влиять на подростка, как положительно, так и отрицательно. Степень влияния социальной среды зависит от авторитета участников и самого подростка.

Положительное влияние Отрицательное влияние
• занятия спортом, участие в общественной деятельности, новые хобби; • приобретение вредных привычек (курение, алкоголь);
• установление дружеских отношений; • приобретение и развитие негативных личностных качеств;
• приобретение и развитие положительных личностных качеств; • подражание неформальным лидерам;
• улучшение учебы. • ухудшение учебы.

Влияние общения со сверстниками на подростка

Говоря о влиянии социальной среды на формирование личности и поведение подростка, следует рассмотреть специфику общения со сверстниками.

Общение важно по нескольким причинам:

  • источник информации;
  • межличностные отношения;
  • эмоциональный контакт.

подросток в социальной среде

Внешние проявления коммуникативного поведения основаны на противоречиях: с одной стороны подросток хочет быть «таким, как все», а с другой, во что бы то ни стало, стремится выделиться и отличиться.

Влияние общения с родителями на подростка

В подростковом возрасте начинается процесс эмансипации подростка от родителей и достижение определенного уровня независимости. В переходном возрасте эмоциональная зависимость от родителей начинает тяготить подростка, и он хочет построить новую систему отношений, центром которой будет он сам. У молодых людей формируется своя система ценностей, которая зачастую кардинально отличается от той, которой придерживаются родители. Благодаря накопленным знаниям и опыту у подростка возникает важная потребность в осознании своей личности и своего места среди людей.

Чтобы помочь подростку успешно адаптироваться в социуме, ближайшему окружению следует проявить гибкость и мудрость.

С агрессивным поведением ребенка подростка сталкиваются почти все семьи. И, если у некоторых детей, такие проявления носят эпизодический характер, у некоторых негативное поведение становится доминирующим. Почему подросток становится агрессивным и как это исправить — мы расскажем в нашей статье.

Как нелегко порой приходится родителям подростков. Казалось бы, и причины изменения поведения взрослеющего ребенка известны и мотивы, но понимания в семье нет. Конфликты, перерастают в отчуждение, а иногда и агрессию. В нашей статье мы попробуем разобраться в психологии поведения подростков.

Подростковый возраст — переходный период между детством и юношеством, сложный этап развития ребенка. Он затрагивает все сферы его жизни и вносит множество изменений. В нашей статье мы расскажем о том, как меняется физиологическое и психологическое состояние детей в возрасте 13-18 лет.

Начало взросления — нелегкий период как для самих подростков, так и для окружающих. Изменения, происходящие с организмом тревожат ребенка, а иногда и пугают. Поэтому задача близких максимально подготовить ребенка к пубертатному периоду, рассказать о том, какие изменения его ждут и настроить на позитив.

Источник: womanadvice.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...