На протяжении всей своей жизни человек через складывающиеся межличностные отношения усваивает социальный опыт. В школе ребёнок входит в процесс контакта со сверстниками и учителем.
Психологами доказано, что успешность обучения тесно связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и одноклассниками, а это во многом зависит от характера ребёнка и типа его темперамента. Также это работает и со взрослыми людьми – классными руководителями. Они также вступают в новый контакт, получают другой опыт в общении и характере межличностных отношений. На основе этих данных, мне стало важно выявить проблемы между учениками и учителями, связанные с разными, если они таковые, темпераментами.
Агибалова Алиса Эдуардовна, МОУ гимназия №9, Komsomolsk na Amure Habarovskiy kr
Руководитель: Перминова Инна Николаевна, МОУ гимназия №9
Скачать работу Скачали: 54 раз
Всероссийский конкурс для дошкольников, школьников и воспитателей и педагогов
При использовании материалов ссылка на первоисточник обязательна.
Типы Темперамента и Его Свойства. Определите Свой Темперамент.
Организатор конкурса: Талантливые дети России 2023 (онлайн-олимпиады, фестивали, конкурсы)
Учредитель и главный редактор: Романов Д.Ю., адрес редакции: Мурманская область, г. Кандалакша, ул. Первомайская д. 81-а, индекс 184042
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-64913 от 16.02.2016 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Источник: odarennie.ru
Влияние темперамента младших школьников на взаимоотношения между сверстниками и учителем
Особенности проявления темперамента у младших школьников
Определение 1
Темперамент — это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности, связанных с динамическими (то есть темпом, ритмом, интенсивностью психических процессов), а не содержательными аспектами деятельности.
Темперамент, как и иные свойства организма, подвергается изменениями в ходе взросления ребенка. То есть, на каждом возрастном этапе взросления и развития человека имеет свои индивидуальные особенности проявления.
Исследователи выделили ряд особенностей темперамента младших школьников, которые крайне важно учитывать педагогу в ходе своей деятельности. Это необходимо для создания оптимальных условий воспитания и обучения детей, формирования у них положительных качеств личности, обеспечение гармоничного развития каждого учащегося.
Особенности проявления темперамента у детей младшего школьного возраста выглядят следующим образом:
- Сангвиник. Ученик с данным темпераментом очень подвижный, «живой» и непоседливый, он постоянно тянет руку, разговаривает с соседями, выкрикивает на уроках. В процессе урока такие ученики отличаются тем, что очень бурно и радостно реагируют на новые сведения и интересные факты. Однако увлеченность у детей-сангвиников не всегда устойчива и постоянна, в этой связи довольно часто увлекшись каким-либо делом или занятием, ребенок быстро к нему охладевает и забрасывает.
- Холерик. Ребенок-холерик выделяется среди сверстников своей порывистостью, его движения быстры и импульсивны. Во время урока ученик-холерик очень часто меняет позу, непрерывно разговаривает с другими детьми, в учебе активен и готов ответить на любой вопрос учителя, даже не подумав над ответом, в результате чего попадает впросак, но при этом не смущается. Речь ученика-холерика очень быстра и громка, мимика и жестикуляция эмоциональны.
- Флегматик. Характеризуется спокойствием и неторопливостью, отвечает на вопросы, предварительно подумав, в случае, если не знает ответа, то предпочитает молчать. Ученик-холерик правильно распределяет свое время, в результате чего он способен освоить большой объем учебной информации и не устать. В классе такой ребенок ведет себя спокойно, сверстники стараются его растормошить и вовлечь в игры, развеселить. Он очень добродушен и редко выходит из себя, его сложно как развеселить, так и рассердить. В основном учащиеся-флегматики имеют ровные отношения со всеми учащимся класса.
- Меланхолик. Ученик-меланхолик во время урока спокоен, он не выкрикивает с места, не вскакивает, сидит в основном в одной и той же позе. Настроение крайне изменчиво, даже при незначительных событиях, кроме того он очень мнителен и чувствителен, тяжело переносит обиды и огорчения. Во время ответов с места учителю или у доски, чувствует себя скованно и неуверенно, говорит медленно, очень смущается, голос тихий и глухой. Ученики-меланхолики очень быстро утомляются. Очень часто ребенок имеет сложности в общении со сверстниками, из-за своей скрытности, обидчивости и мнительности.
«Влияние темперамента младших школьников на взаимоотношения между сверстниками и учителем»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Взаимосвязь темперамента и установления взаимоотношений со сверстниками и педагогами
Особенности темперамента ребенка младшего школьного возраста оказывают определенное влияние на установление взаимоотношений со сверстниками и учителем:
Какой ваш тип темперамента? / Сангвиник, Холерик, Флегматик, Меланхолик / С кем вам будет лучше?
Дети холерического темперамента. Дети с таким типом темперамента очень быстро устанавливают контакты со сверстниками, вовлекают их в совместные игры и развлечения, организаторами которых очень часто они сами и являются. Именно благодаря этому, с детьми-холериками очень любят дружить и просто играть одноклассники. Однако, отталкивающим фактором является то, что они очень импульсивны и вспыльчивы, в связи с чем крепкие дружеские отношения они создают редко. В основном ребенок-холерик дружит одновременно со всем классом и в то же время он считается «одиночкой».
Взаимоотношения с учителем у ребенка-холерика разнообразны по своему проявлению. Обусловлено это тем, что ребенка привлекает ум и знания учителя, но не нравится то, что от него требуют соблюдать дисциплину, выполнять уроки, не разрешают шуметь и разговаривать на уроке и т.д. В целом же учитель и ученик-холерик имеют хорошие взаимоотношения, которые при соблюдении ряда условий весьма плодотворны.
Дети-сангвиники. Взаимоотношения у детей-сангвиников с другими учениками класса устанавливаются дружеские, так как они легко идут на контакт, с готовностью принимают участие в любом деле и доводят его до логического конца. Однако, сангвиники легко могут обидеться даже на незначительное замечание со стороны другого ребенка и даже заплакать. Дети-сангвиники, в отличие от детей-холериков способны поддерживать длительные дружеские взаимоотношения, чаще всего у них имеется 2-3 постоянных друга.
С учителем у детей-сангвиников достаточно «ровные» взаимоотношения, основанные на совместной деятельности, в которую учитель вовлекает учащихся. Очень часто именно такие дети становятся главными помощниками учителя, выполняют его поручения и всегда с радостью принимают участие во всех начинаниях (выступление на утреннике, написание плаката или стенгазеты и т.д.).
Дети флегматического темперамента. Это достаточно спокойные дети, которые редко принимают участие в общих играх и увлечениях. С одноклассниками у них устанавливаются относительно дружеские взаимоотношения. Однако дети очень любят дразнить флегматиков, стараться их расшевелить, развеселить и, даже, обидеть.
Ввиду стремления к спокойствию и тихим играм, дети-флегматики выбирают себе в друзья таких же спокойных детей. К дружбе флегматики относятся очень щепетильно, поэтому к выбору друга подходят ответственно. Дружба длится долгие годы.
С учителем у учащихся-флегматиков устанавливаются спокойные и ровные взаимоотношения, так как такой ребенок не доставляет проблем в плане поведения и соблюдения дисциплины. Основная задача учителя заключается в том, чтобы помочь ребенку освоить учебную программу и получить необходимые навыки для продуктивного взаимодействия в окружающем социуме.
Дети с меланхолическим темпераментом ведут себя тихо и скромно, в игры с одноклассниками не вступают, либо вступают крайне редко. Чаще всего они имеют 1-2-х друзей еще с дошкольного детства, с которыми они любят проводить время и играть.
Между учеником-меланхоликом и учителем устанавливаются доброжелательные взаимоотношения, так как педагог понимает, что таким детям сложно общаться с окружающими и необходимо развивать коммуникативные способности и укреплять уверенность в себе. Все это возможно только в случае, если ученик доверяет учителю.
Источник: spravochnick.ru
Исследовательский проект «Влияние типа темперамента на взаимоотношения между ребятами в нашем классе»
Выявить типы темперамента обучающихся 5 класса с целью определения влияния типов темперамента обучающихся на их взаимоотношения в классе.
Задачи проекта:
- Изучить специализированную литературу по теме «Темперамент», «Типы темперамента».
- Подготовить теоретическую часть проекта (реферат).
- Сделать подборку методик, с помощью которых можно определить тип темперамента.
- Провести анкетирование в классе с целью определения типов темперамента у одноклассников, используя психологический тест Айзенка.
- Обработать результаты анкетирования, сделать сравнительный анализ о том, как влияет тип темперамента обучающихся на взаимоотношения в классе.
- Установить, влияет ли тип темперамента обучающихся на их взаимоотношения в классе.
- Сделать выводы по проекту, подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
- Разработать рекомендации для классного руководителя по работе с детьми с различными типами темперамента для сплочения классного коллектива.
Гипотеза проекта уровень взаимоотношений в классном коллективе зависит от типа темперамента обучающихся класса.
Методы реализации проекта:
- наблюдение (на уроках и во внеурочное время);
- анкетирование (классного руководителя с целью определения типа темперамента у обучающихся 5класса);
- анализ (результатов анкетирования);
- сравнение (типов темперамента);
- рекомендации (для классного руководителя).
Выводы. Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек — это личность, обладающая своими особенностями, своим темпераментом. В чистом виде темпераменты встречаются очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов.
Что показал наш проект? Мы смело можем сказать о том, что в нашем классе преобладает благоприятный психологический климат. Если между нашими одноклассниками возникают разногласия, то они с помощью классного руководителя или без неё разрешаются очень быстро в положительную сторону, особых ссор и недопонимания между нами нет, класс очень дружный и «живёт одной семьёй». Разность типов темперамента не отражается негативно на взаимоотношениях между ребятами в классе.
Источник: eee-science.ru