09.09.2015
Среди современной молодежи очень распространены различные экстремальные вида спорта, в числе которых и катание на BMX велосипедах. Главной особенность этого вида спорта является сочетание быстрой езды на специальном велотранспорте с одновременным выполнением всевозможных трюков. В свою очередь сами экстремальные элементы могут выполняться как в воздухе, на земле или при преодолении препятствий, поэтому и сам велосипед должен быть специальным.
В целом, по своим характеристикам все модели велосипедов для BMX одинаковы, но есть отличия в размере колес и длине базы. Зачастую колеса на данном типе велосипедов устанавливаются 20-24 дюймовые, но бывают и больше. Также характерной чертой BMX велосипедов является отсутствие подвески и наличие только одной передачи, т.е. управлять скоростью у вас не получиться.
В велосипедах BMX большое значение играет рама, поэтому она должна быть максимально прочной. Практически все производители велосипедов BMX делают рамы из стали, но более дорогие модели могут производиться с применением титана, алюминия или молиблена. Сама форма рамы тоже необычная, по сравнению с классическим велосипедом, она имеет вид двух треугольников с одним общим основанием.
Что такое BMX?
Профессиональные спортсмены отдают предпочтение велосипедам с педалями из магния, без тормозной системы и с минимальным количеством дополнительных деталей. Поскольку, в данном виде спорта необходимо действительно легкий, быстрый и крепкий велосипед. Именно этим критериям конструктора всех ведущих фирм-производителей велосипедов BMX уделяют особое внимание.
Источник: www.velomot.com
Bmx для начинающих: трюки, с чего начать, стать райдером
В начале XXI века в списке летних олимпийских дисциплин появился ВМХ (беймикс), который набирает популярность не по дням, а по часам. Bicycle Moto eXtreme — веломотокросс. На спрос быстро отреагировали производители: сегодня в продаже большой выбор экстремальных велосипедов для разных направлений и стилей, во всех ценовых категориях. С чего начать, как выбрать первый ВМХ-байк, какую дисциплину предпочесть — расскажем здесь.
Спортивные направления беймикса
Прежде, чем разбираться в особенностях моделей, нужно принять решение — каким видом вело-экстрима заняться.
- Race — гонки на грунте с препятствиями. Стандартная трасса состоит из нескольких прямых участков, виражей, множества препятствий (стол, верблюд, волны и пр.). Стартуют со склона (до 4-х метров высотой) одновременно 8 гонщиков.
2. Flatland — танцы на байке. Исполнение фигур на плоской поверхности. Самое «неопасное» направление. Но в сравнении с другими видами — очень экстремально не простое.
3. Freestyle — свободный стиль. Он делится на несколько видов:
- Vert (отвесный) — работа в U-образной рампе. Катясь с одного края рампы, беймиксер вылетает наверх на другом, в воздухе выполняет комбинации и каскады.
- Dirt (грунт) — на грунтовой холмистой трассе велосипедист разгоняется, на подъёме вылетает наверх и выдаёт извороты.
- Street (улица) — езда и приёмчики выполняются на естественных городских препятствиях — лестницы, бордюры, перила.
- Park (парк) — объединяет стили Street и Vert. Созданы специальные участки с препятствиями для тренировки навыков езды и выполнения прыжковых элементов. Наиболее продвинутый вид фристайла, ибо не связан с риском передвижения по проезжей части, пешеходным дорожкам, естественным опасным препятствиям. Для начинающих — очень хороший старт.
Чтобы понять различия обычного велосипеда и ВМХ, разберём несколько трюков, выполняемых спортсменами:
- катание на заднем колесе без участия педалей;
- прыжки с высоты;
- подлёты на трамплинах и приземления с продолжением движения;
- вращение руля в воздухе на 360 градусов;
- вертикальная стойка в воздухе (руль и лицо — к земле) с жёстким приземлением для продолжения движения.
Все эти «эйры и канканы» на обычном байке сделать невозможно, да он просто развалится после первого трюка. Вот почему появилась в промышленности отдельная линейка — веломотокроссовые байки.
Сколько стоят занятия
Итак, если вы решили отдать ребенка в BMX, то следует подготовиться к следующим статьям расходов:
- Оплата тренировок,
- Покупка велосипеда и экипировки,
- Соревнования и сборы: оплата проезда, проживания.
Разберем каждый пункт отдельно.
Тренировки могут быть для вас бесплатными, если секция находится на базе бюджетного учреждения. В частных экстрим-школах и командах Москвы стоимость месячного абонемента начинается с 2500 рублей.
Второй пункт: покупка снаряжения и экипировки, наверное, самый затратный. Средняя стоимость детского велосипеда BMX равняется 25 000 рублей. Качественная велообувь будет стоить 10 000 — 25 000 рублей, шлем — 2 500 рублей. Защита ног: 1 500 — 6 500 рублей. Защита рук: 1 000 — 3 000 рублей.
Из чего собирается ВМХ
Экстремальное катание требует специального набора материалов и деталей, чтобы машинка выдержала нагрузки, падения, жёсткие приземления. Этот двухколёс должен быть прочным, лёгким, маневренным. Исходя из этого, производитель изменил стандарты велосипеда.
Основные отличия и преимущества ВМХ:
- изменена геометрия рамы: небольшие габариты байка снижают вес, увеличивают маневренность;
- рама, вилка, крепления — из самых прочных удароустойчивых материалов;
- отсутствие переключателей, система привода — синглспид;
- отсутствует подвеска;
- на осях колёс присутствуют пеги — подставки для ног, помогающие выполнять трюки;
- педали широкие, шипованные;
- на колёсах двух-трёхкамерные ободки.
Все изменения направлены на усиление прочности всей конструкции.
Рама
Основа экстрим-байка — ригидная база из специальных труб (технология баттинга), низкая и часто вытянутая. У руля для надёжности конструкции есть дополнительное ребро жёсткости (косынка). Заднее колесо крепится к подседельной стойке и верхней трубе рамы одновременно.
Станина не должна быть тяжёлой, считается, что для профессионалов максимальным является вес в 3 кг. Начинающим спортсменам подойдёт более тяжёлая модель: надо научиться устойчивости, не прыгать выше своих навыков. С появлением опыта можно думать о меньшем весе конструкции.
Колёса
Шины небольшие — не более 20 дюймов на 36 и 48 спиц. Сами колёса делают максимально прочными, ось усилена. Маленькие колёса облегчают конструкцию и позволяют легко управлять байком.
К осям крепятся трубки (пеги) для опоры ног во время трюков. Этими же пегами скользят по поверхностям перил и других поверхностей. Нагрузка на оси очень мощная, потому к колёсам предъявляются особые требования: в этом узле нужны только промышленные подшипники.
Руль
У руля нет никаких тросиков, ибо он должен крутиться на 360 градусов в обе стороны. В основе руля крепится дополнительная перекладина (кроссбар), это добавляет жёсткости.
У экстрим-байков рули бывают различными по геометрии:
- классический — одна изогнутая труба и кросссбар;
- четырёхэлементный — независимые трубы, приваренные с разных сторон к центральной перекладине, усиленные кроссбаром;
- с заниженным кроссбаром — где нет большой нагрузки, но нужна высокая точность настройки.
Есть другие вариации, но они уже профессиональные. Самый крепкий и надёжный руль-классика.
Тормоз
Тормозные системы у веломотокросса — Y- или U- brake колодки. Опытные байкеры, уверенно работающие на скорости, вообще снимают тормоза. В этом случае тормозят подошвой обуви, зажимая покрышку заднего колеса. В некоторых дисциплинах ВМХ отсутствие тормоза — обязательное требование.
Чтобы тросик тормоза не перекручивался во время кручения руля, на беймикс устанавливается гироротор. Этот механизм имеет подшипники и разветвители, не позволяющие закрутку.
Педали
Основная опора для ног велосипедиста — шипованные педали. Очень важна сцепка обуви с педалью при выполнении комбинаций. Соскользнувшая нога — это потеря контроля над байком.
Различаются педали по материалу:
- алюминий — недорогой, не очень крепкий, самые тяжёлые педали;
- магний — лёгкий, дорогой;
- пластик — лёгкие, но быстрей ломаются.
Подшипники в педалях лучше использовать промышленные. Для начинающих сойдут насыпные, но с увеличением нагрузок они быстро выйдут из строя.
Седло
Важная деталь обычного велосипеда — седло, в ВМХ особой роли не играет. Гоняют на этих кроссерах стоя, фигуры тоже исполняют стоя: в некоторых на седло кладут руку или зажимают его коленями.
Основные тонкости и нюансы
Во время выбора двухколесного транспортного средства следует попросить малыша сесть на него. Если ребенок полностью выпрямит ноги, то стопы должны доставать до педалей, расположенных в самом дальнем положении. Стоит отметить, что касаться педалей нужно не пальчиками, а центральной частью ступни. Данное положение является самым правильным.
Ребенок во время передвижения на таком велосипеде будет чувствовать себя достаточно комфортно и уверенно. А родители могут не беспокоиться за то, что здоровью их малыша будет нанесен вред.
Большое внимание при выборе велосипеда следует уделить расположению рамы. Она должна находиться не выше десяти сантиметров от промежности малыша в положении стоя
Если данное требование выполняться не будет, то у ребенка могут возникнуть проблемы с посадкой на свое транспортное средство. Помимо этого, высокое расположение рамы помешает ему спрыгнуть с велосипеда во время падения.
В связи с тем, что дети постоянно растут, в отличии от взрослых, отдавать предпочтение следует велосипедам с регулируемым сидением. Такие модели дают возможность родителям выполнять регулировку сидения по высоте в соответствии с нуждами малыша. О том, как выбрать сиденье для велосипеда, более подробно читайте здесь.
Некоторые модели имеют регулировку высоты и наклона руля. Это тоже очень важная функция, которая позволит малышам с высоким уровнем комфорта передвигаться по дороге.
О том, как правильно отрегулировать сидение, вы узнаете, просмотрев данное видео:
Родители должны следить за тем, чтобы во время движения спина ребенка не находилась в согнутом положении. Помимо этого, колени не должны касаться руля. Неправильное положение тела может привести к проблемам с осанкой.
Некоторые родители считают, что при покупке велосипеда нужно учитывать и половую принадлежность ребенка. Действительно, велосипеды для мальчиков и девочек немного отличаются между собой. Но отличие это заключается в дизайне и оформлении модели
Если брать во внимание какие-то конструктивные особенности, то их нет
В заключение стоит отметить, что грамотный и тщательный подход к выбору велосипеда позволит приобрести действительно качественную, функциональную и удобную в использовании модель.
Все аспекты выбора детского велосипеда детально рассмотрены в данном видео:
Специфические различия по стилю
В зависимости от того, какое направление веломотокросса вы выберете, нужно подбирать и «железного коня». Каждая линейка этих байков имеет специализированные навороты.
Racing
Классические экстрим-байки, с которых всё началось. Главное для них — скорость, маневренность на поворотах, управляемость при прохождении препятствий. Поэтому основа — прочный, но лёгкий алюминиевый сплав, колёса устойчивые, протектор мощный. Тормоз — только задний.
- максимально легкие, очень надёжные;
- уверенно катят по льду, сыпучему или мокрому грунту;
- удлинённая рама делает байк более устойчивым;
- качественные педали, максимально контактные.
- абсолютно отсутствует амортизация. Жёсткая модель.
Street
Для катания с трюками по городу велосипед укоротили, конструкцию максимально упростили и облегчили. Именно эти модели в большинстве не имеют тормозной системы и седла. Переднее колесо — с агрессивным протектором, заднее — слик.
- легкие, юркие, компактные;
- руль узкий, велик юркий;
- чёткое сцепление протектора с любой поверхностью.
- конструкция вилки такова, что прыгать с трамплинов нежелательно;
- даже при качественной раме, остальная обвеска самая простая.
Vert
Самый захватывающий творческий стиль из экстремальных: вылеты из рампы, кульбиты и кувырки. Эти модели называют «летающими велосипедами». Особенность модели — сликовые покрышки, пеги на обоих колёсах. В остальном они похожи на стриты.
- прочные рамы, вилки и колеса.
Dirt
Чтобы кататься по земляным насыпям, совершать прыжки с трамплинов, велик должен стать тяжелее и ниже. А вот тормоза тут могут быть передние и задние.
- максимально прочная рама;
- очень устойчивый;
- чем длинней верхняя труба, тем более стабильность в прыжке;
- увеличен угол наклона вилки, чтобы безопасней было приземление;
- мощный протектор для отличного сцепления.
- самый тяжёлый из ВМХ;
- для трюков прочих стилей не годится.
Flatland
Велосипед не для езды — такой вот это тип. Он предназначен для «танцев», все каскады исполняются на колесе (второе в воздухе крутится), задача — сделать максимум акробатических фигур, не ступая на землю. Здесь короткая основа, вертикальная вилка. Главная мощь — в колёсах, качественных пегах, надёжных втулках.
- конструкция удобна для наворотов и кувырков (укороченная);
- обода усиленные, увеличено количество спиц;
- руль верится легко в любую сторону;
- быстрый резкий тормоз.
- кататься на нём почти невозможно.
Что такое BMX велосипед
Дословный перевод аббревиатуры BMX (bicycle motocross) – «велосипедный мотокросс», «веломотокросс». BMX велосипеды — это особые модели в велоспорте, которые имеют очень жесткие раму и вилку, что позволяет великам выдерживать колоссальные нагрузки экстремальной езды. Колеса небольшого диаметра, всего одна скорость (а больше и не нужно), сидение низкое, близко расположенное к раме (это и несущественно, так как на него редко когда садятся). Перепутать бимиксы с другими видами байков практически невозможно.
Для трюков рост не важен
Все экстрим-байки используют, стоя на педалях, то есть высота велика ничего не значит. А вот размер верхней трубы поможет создать комфорт при езде и прыжках. В идеале нужно просто встать на байк и примерить — удобно ли держаться за руль. Для общего понимания есть некие нормативы длины трубы (дюймы):
- до 140 см — 18-20;
- 150-170 см — 20,25 — 20,75;
- от 180 см и выше — 21 — 21,2.
Более этого размера длина трубы не должна быть, не получится приёмчики делать.
Создаем нагрузку
Чтобы езда на велотренажере приносила не только удовольствие, но и пользу, нужно создать определенную нагрузку во время его использования. Существует несколько вариантов, как именно это можно сделать.
Утяжеление заднего колеса. На спицы необходимо крепить грузики различного веса, что позволить затруднить езду на тренажере и сделать ее более энергозатратной
Важно размещать грузики равномерно по всей поверхности заднего колеса, по мере необходимости увеличивать массу грузиков. Установка прижимных роликов – оборудование, которое можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине, а потом закрепить у основания возле заднего колеса
Лучшие статьи : Велосипеды для триатлона
Во время движения колесо будет контактировать с роликом, обеспечивая трение, что создаст нужную нагрузку
Установка прижимных роликов – оборудование, которое можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине, а потом закрепить у основания возле заднего колеса. Во время движения колесо будет контактировать с роликом, обеспечивая трение, что создаст нужную нагрузку.
Нужно найти генератор от автомобиля и установить его вместе с валиками. Во время движения генератор позволит регулировать прижимную силу валиков, а спортсмен будет вырабатывать электроэнергию для функционирования всей этой системы.
Если не получилось сделать любой из вышеуказанных вариантов, можно воспользоваться тормозами, которые есть у самого велосипеда. Удерживая тормозные рычаги в определенном положении, можно добиться нужной нагрузки.
Создание велотренажера своими руками является неплохой альтернативой настоящему спортивному сооружению, но для эффективной работы на нем и получения каких-то результатов нужно потратить немало сил и времени, чтобы получить достойный результат. Сооружение опоры не представляет большой сложности, а вот с получением нужной нагрузки могут возникнуть проблемы.
В следующем видео вы узнаете, как можно сделать велотренажер своими руками.
Стройная, подтянутая фигура – это цель и мечта многих людей. Независимо от времени года на дворе, у многих в голове регулярно возникает одна и та же мысль: «Похудей!». Поводов для этого масса: Новый год, день рождения, отпуск, 8 Марта, поездка на море или изумительное платье в витрине, которое явно не по размеру. Регулярно за месяц до каждого из этих событий мы ставим перед собой цель – похудеть, но в условиях постоянной занятости это не слишком удается.
Известно, что эффективный и быстрый способ сделать свою фигуру подтянутой и стройной – езда на велосипеде. Но велосипедные прогулки хороши в теплое время года, а что делать зимой или дождливой осенью? Можно приобрести велотренажер в специализированном спортивном магазине, а можно сделать велотренажер своими руками. Это позволит вам заниматься спортом в свободное время в квартире, на балконе, перед телевизором, и вы сами не заметите, как похудеете.
Какие цены на ВМХ
Конечно, на эту тему можно говорить только в общих чертах, конкретные модели, виды, год выпуска будут варьировать цену. Но чтобы иметь представление, выстроим примерную ценовую линию (руб.):
- детский — 5-20 тыс.;
- бюджетный street (стальная рама) — 10-22 тыс.;
- для гонок (race) алюминиевые — 18-28 тыс.;
- комбинированные байки (легированные) — 15-30 тыс.;
- ВМХ среднего уровня подготовки — 20-40 тыс.;
- для профессионалов крутые байки будут стоить 30-100 тыс. и более.
Покупать начинающему беймиксеру дорогой брендовый велосипед не очень оправданно, важней прочность и безопасность, потому мы выбрали для начала технику в пределах 13-20 тысяч рублей.
ВМХ — развивает или убивает?
Только в конце прошлого века на российских просторах появились первые беймиксы. Глядя на молодёжь, скачущую по бордюрам и перилам, прыгающую с байком на стены, предположить, что это не хулиганство и скоро станет олимпийским видом спорта, было трудно. Но до сих пор спорят — насколько опасен этот вид спорта, нужен ли он молодёжи?
Занимаются экстремальным веломотокроссом с подросткового возраста и примерно до 35 лет. Беймиксеры воспринимают своё хобби чаще, как субкультуру, средство самовыражения, образ жизни. Появился стиль freestyle в одежде, растёт число ВМХ-клубов по интересам. Соответственно есть утверждённые правила безопасности, которыми нельзя пренебрегать. Покупая ребёнку первый экстримбайк, позаботьтесь о его безопасности:
- Шлем должен обеспечивать полную защиту лица — фулфейс (закрытый с прорезью для глаз). Ремешок перед заездом — застёгнут. Для прогулочных заездов можно надевать открытый шлем. Без этого головного убора садиться на беймикс опасно.
- Веломайка должна быть с длинными рукавами. Материал, содержащий лайкру, не допускается. Брюки свободного кроя из прочного материала. Использование комбинезонов не рекомендуется.
- Для вело-экстрима предусмотрена специальная защита коленей и голеней. Лучше брать щитки комбинированные. Налокотники лучше пластиковые (эластичные бесполезны), комбинированные защитят плечо, локоть, запястье.
- Панцирь из комбинированного пластика охраняет позвоночник, спину, грудь.
- Обязательным элементом экипировки должны стать перчатки. Они делаются со спецпокрытием, чтобы улучшить удержание руля. Профессионалы пользуются обрезанными (крагами), начинающим желательно учиться в цельных.
Тщательно проверив все узлы и детали покупаемого ВМХ, не забудьте про безопасную экипировку, которая сделает тренировки подростка комфортными и безопасными.
Рисковать или нет, делать свою жизнь яркой и адреналиновой или заниматься наукой в библиотеке, каждый решает сам. Адреналин иногда называют состоянием полёта и борьбы, хотя он является медиатором стресса. Чем полезен:
- расщепляет жировые ткани;
- гипотоникам повышает кровяное давление;
- дарит яркие положительные эмоции;
- применяется в медицине как противошоковая терапия, стимуляция важных жизненных функций организма.
Адреналиновыми считаются профессии бизнесменов, реаниматологов, журналистов, людей в погонах. И к этому надо готовить подрастающее поколение, если хотите видеть их успешными и благополучными. Это во многом зависит от родителей, определяющих детей в кружки и секции. Хотите, чтобы ребёнок был увлечён любимым делом, а не сидел часами в Интернете, выбирайте для него активные интересные занятия, такие как ВМХ. Приучите с детства к оправданному риску, безопасному катанию — вырастет физически здоровый, активный, целеустремлённый наследник, радующий успехами в любом деле.
Подводим итог
В завершении отметим, что BMX — спорт, который подойдет живым, энергичным детям. Но заниматься им можно только при наличии собственного интереса. Распознать его — задача родителей. Для этого достаточно быть в доверительных отношениях со своим ребенком. Общаться с ним, наблюдать и не принуждать.
Но помните, что экстремальные виды спорта и травмы — вещи неразделимые. Поэтому изучите азы первой помощи, запаситесь аптечкой, терпением и верой в вашего юного спортсмена. Победы не заставят себя ждать, если вы будете ему поддержкой и опорой. Тогда радость от первых достижений не заставит себя ждать. Но и при поражениях отчаиваться не стоит, потому что они заставляют анализировать, исправлять ошибки и двигаться вперед.
Источник: xeonix.ru
Bmx без ручных тормозов
Во первых, тормоз ВМХеру нужен для того чтобы… нет не тормозить… а ПРИТОРМАЖИВАТЬ. На мануале, например….
Что б тормозить люди создали V-брейки и гидравлику.… А на ВМХ стоят U-Брейки! Основное различие между V-брейками и U-брейками в том, что V-брейки лучше хватают, поэтому ими трудно притормаживать. Следовательно, у U–брейков ход тормозной ручки меньше и рычаг меньше. А так же ТОРМОЗ ОЧЕНЬ СИЛЬНО ПОМОГАЕТ при передвижении по городу… от места к месту.
( Если у вас в голове родился такой идиотский вопрос, то могу ответить однозначно: «ОСТАВИТЬ!») Если вы катаетесь меньше года, то однозначно МОГУ ПОСОВЕТОВАТЬ, НЕ СНИМАТЬ ТОРМОЗА. Не, ну можно ради прикола снять их на две недели, а потом поставить если чего.
Ни в коем случае НЕ ОТПИЛИВАЙТЕ КРОНШТЕЙНЫ. Вдруг потом захочется опять с тормозом…?
Только со временем вы поймёте где действительно нужен тормоз, а где можно обойтись и без него.
Вообще как показала практика, ЛЮДЯМ КАТАЮЩИМСЯ преимущественно В ПАРКЕ ИЛИ Д¨РТЕ ЗАДНИЙ ТОРМОЗ НЕОБХОДИМ.
В дёрте без тормоза реально убиться, а в парке попасть в тяжелейшее ДТП…. Так же некоторым парк райдерам может помочь передний тормоз… на ноузвилли например или при выполнении обычного тейлвипа…
А всякие фуфану, без тормозов, становятся по опастности чуть ли не в один ряд с бэкфлипом. Во флетленде очень хорошо НА ПЕРЕХОДАХ из трюка в трюк может помочь передний тормоз…. Задний тормоз во флетленде не очень нужен, однако и он может помочь в некоторых ситуациях. Однако, не стоит скаффить используя тормоз. Выглядит это крайне убого.
Рукам и коленям не мешают тормозные ручки
Не надо ничего настраивать.
Вы реально увидите случаи, когда тормозить вовсе не обязательно.
Вы всегда держитесь за руль всеми пальцами
Нет возможности остановится не сняв ноги с педали.
Тапки начинают стираться с невероятной скоростью.
Вас ждёт масса мелких ДТП.
Передвижение по городу становится не очень приятным занятиемНе стоит думать что кататься без тормозов — это круто…. Сейчас столько народу катается без них, что это уже попса — дальше некуда.
Хотите вы сделать бани хоп ту мануал, по горизонтальной грани, например грань, начинается с высоты чуть выше пеги, а заканчивается аж по грипсы…. Такие грани есть на верху, на поклонке…
Разгоняетесь… прыгаете… приземляетесь… и тут вас резко и непреодолимо понесло назад… варианта два:
1) отбить себе пятки, резко спрыгнув с педалей.
2) плавно нажать пальчиком на ручку заднего тормоза, выронить велик в пространстве и продолжить ехать на мануале… и не отбивать пятки.
…Едем на мануале, по грани, и уже подъезжаете к самому краю, как вдруг ваше переднее колесо понесло вниз, и у вас появился реальный шанс сделать дроп ту фронтфлип. А вы не будь дураком, из последних сил, со страху, дёргаете руль на себя пытаясь удержать баланс, но баланс уже почти потерян и вас теперь опять несёт назад, в который раз, и уже наверняка…. И тут вы АККУРАТНЕНЬКО одним пальчиком притормаживаете… и на плавных, еле видных тормозах плавненько спрыгиваете… Честь, нервы и здоровье спасены. Такой фокус наиболее удобно делать, если у вас довольно хорошая начальная скорость, так как её некоторая её часть во время трюка должна быть и будет съедена тормозом
Велосипед BMX – что это, разновидности
Изначально BMX велосипед создавался для подготовки детей к мотокроссу. Но благодаря его способности стойко выдерживать нагрузки, которые не под силу другим маунтинбайкам, сейчас этот велосипед пользуется большой популярностью в трюковом катании. На нем можно совершать виражи, прыгать с трамплина и осуществлять другие эффектные трюки. Поговорим сегодня, что это такое – BMX велосипед, как он выглядит, для чего используется, как правильно выбрать BMX велосипед и какие модели считаются лучшими на сегодняшний день.
Что такое BMX велосипед
Дословный перевод аббревиатуры BMX (bicycle motocross) – «велосипедный мотокросс», «веломотокросс». BMX велосипеды — это особые модели в велоспорте, которые имеют очень жесткие раму и вилку, что позволяет великам выдерживать колоссальные нагрузки экстремальной езды. Колеса небольшого диаметра, всего одна скорость (а больше и не нужно), сидение низкое, близко расположенное к раме (это и несущественно, так как на него редко когда садятся). Перепутать бимиксы с другими видами байков практически невозможно.
История появления
В 60-70 гг прошлого столетия, когда мотокросс приобрел большую популярность, появился BMX. Подростки и дети, наблюдавшие, как взрослые спортсмены соревнуются на трассах, тоже хотели такого драйва. Они стали сами создавать себе трассы, похожие на трассы мотокросса, надевали экипировку, предназначенную для этих гонок, садились на свои велосипеды и устраивали соревнования.
Спустя время BMX из детского развлечения стал самостоятельным видом спорта и одна из его дисциплин с 2008 года была включена в программу Олимпийских игр.
Конструкция устройства
Как уже говорилось выше, у BMX велосипедов всего одна скорость — нет переключателя скоростей. Велик легкий и жесткий — это позволяет райдеру хорошо «качать» трассу. Рама у него длинная и низкая. И это не все, чем BMX отличается от обычного велосипеда.
Для осуществления прыжков, удачных приземлений и совершения немыслимых трюков конструкция велосипеда должна быть прочной. А потому к раме BMX велосипедов особые требования:
- в качестве материала, из которого изготавливается рама, используются алюминий, сплавы стали, титан с добавлением хромомолибдена для усиления основы;
- геометрия рамы — 2 треугольника, имеющих совместное основание;
- в точках, испытывающих максимальные нагрузки, трубы рамы утолщенные;
- крепление втулки толще и больше по площади по сравнению с другими велосипедами.
Мотокроссовая рама вытянутая и очень низкая. Правда, длина рамы зависит от вида катания, для которого будет использоваться байк.
Благодаря специальному механизму (гироротатору) руль способен свободно вращаться на 360°. Его прочность обеспечивается кроссбаром (дополнительной перекладиной посередине). Грипсы с заглушками на краях ручек усиливают сцепление рук гонщика с рулем.
Колеса
Колеса для BMX велосипедов небольшого диаметра — от 16 до 24 дюймов. Чаще всего гонщики выбирают средние для этого вида спорта колеса — 20 дюймовые. В зависимости от стиля катания покрышки могут ставиться как «зубастые» (которые хорошо держат велики на грунте и гасят удары, получаемые при приземлении), так и гладкие дорожные (слики). Также популярны полуслики.
Давление, поддерживаемое в колесах — 3-7 бар. Обода должны быть прочными, двухкамерными либо трехкамерными.
Вилка
Так же как и рама, вилка – стальная с добавлением хрома и молибдена. Это, а еще внушительная толщина, обеспечивают ей необходимую прочность.
Пеги, необходимые на BMX, изготавливаются из металла, хотя иногда можно встретить модели с пластиковыми или карбоновыми пегами. Эти трубки 10-11 см длиной обеспечивают дополнительную опору во время трюков и благодаря им райдер отлично скользит на перилах и различных гранях.
Скорость и торможение
Вращающийся руль не предусматривает никаких тросиков, которые могут помешать велосипедисту совершить очередной трюк, потому переключателя скоростей на бимиксах нет, все гонщики катаются на одной скорости. Это же касается тормозных тросиков — чтобы они не мешались, тросик переднего тормоза убран внутрь вилки, а для заднего используется гироротор в рулевой колонке.
Многие спортсмены просто убирают тормоза, чтобы сделать велосипед еще легче.
Седло и педали
Сидение расположено очень низко, почти на уровне заднего колеса. Оно практически не используется гонщиками, так как в процессе выполнения трюков им сидеть в седле не приходится. Чаще его используют в качестве опоры.
А вот педали в BMX велосипедах очень важны, так как должны выдерживать большие нагрузки. Обычно они шире, чем у других видов байков, выполнены из магниевого сплава или алюминия. Бывают и пластиковые педали, но они менее прочные и надежные. Если учесть, что велосипедист не только толкает педали, но и тянет, у них есть шипы, увеличивающие сцепление с обувью.
Разновидности
Учитывая, что велосипедный мотокросс делится на несколько дисциплин, что предполагает выполнение самых разнообразных трюков, спортивные велосипеды BMX бывают нескольких видов.
Street (Стрит)
Является наиболее популярным экстремальным видом, потому что райдеру не нужны специально оборудованные площадки и трассы — можно кататься по всему городу. Трюки можно выполнять в парках, на лестницах и перилах, прыгать через бордюры, на парапетах, скамейках. Для соревнований могут сооружаться искусственные стрит-секции. Правда, стрит — это не столько соревновательная дисциплина, сколько стиль жизни, которому присущи свой стиль поведения, музыка, мода.
Велосипеды БМХ для стрита — это облегченные байки без тормозов, иногда и без сидений. Покрышки сликовые или со слабо выраженным протектором, широкие и крепкие. Колеса небольших размеров для более простого управления. Очень удобно выполнять трюки, скользить по граням, если на велике будут установлены пеги. Втулки-фрикостеры, установленные сзади, дают возможность райдеру ехать задом.
«Стритовые» велосипеды — это легкие, маневренные и компактные агрегаты, имеющие хорошее сцепление с поверхностью. Правда, с трамплинов прыгать на таких великах не стоит, так как с приземлением из-за вертикальной вилки могут возникнуть сложности.
Racing (гонки, рейс)
Именно с них и начинались когда-то BMX. Это соревновательная дисциплина на прохождение трассы. На велосипедах для Rasing BMX можно преодолевать на скорости невысокие дропы, крутые повороты и другие препятствия на трассе. На велике устанавливаются:
- облегченная алюминиевая рама высокой прочности;
- удлиненная база, повышающая устойчивость;
- покрышки с выраженным протектором;
- задние тормоза;
- качественные контактные педали.
Это крепкие и одновременно легкие велосипеды, которые уверенно себя чувствуют на сыпучей или скользкой грунтовой дороге.
Dirt (Дерт-джампинг)
Соревновательная дисциплина, где гонщики выполняют трюки повышенной сложности на специально оборудованной грунтовой трассе с холмами, трамплинами, земляными насыпями. Это может быть как один трамплин, так и несколько, расположенных друг за другом.
Здесь задача как можно сильнее оттолкнуться от поверхности трамплина, чтобы, поднявшись высоко в воздух, совершить как можно больше сложных трюков и затем плавно приземлиться. Чем лучше будет выполнена комбинация, тем больше баллов получает спортсмен.
- Велосипеды Dirt BMX более тяжелые и приземистые по сравнению с другими разновидностями, потому что у них рама, вилка и руль стальные.
- У велобайков часто есть не только передний, но и задний тормоз.
- Рамы здесь наиболее прочные.
- Удачное приземление обеспечивается значительным углом отклонения вилки.
- За счет удлиненной базы велик стабилен в полете.
- Благодаря низко расположенному центру тяжести обеспечивается особая устойчивость байка.
- Широкие шины с агрессивным протектором дают максимальное сцепление с поверхностью.
- Педали также широкие и прочные.
Дерт-джампинг — одно их самых зрелищных и эффектных соревнований, но и самое травмоопасное.
BMX парк
Еще одно интересное направление, возникшее, можно сказать, случайно. Когда в 1976 году в штате Калифорния засуха высушила частные бассейны, обнажилось дно с плавными изгибами. Такой рельеф очень понравился скейтбордистам и они стали активно осваивать новые препятствия. Со временем начали появляться целые скейт-парки, которые пришлись по душе и BMX-рейдерам. Они принялись сооружать свои парки, которые больше подходили для катания на байках, чем на скейтах.
BMX парк сейчас — это езда по конструкциям с полукруглой основой. Во время соревнования райдер должен выполнять различные по высоте и амплитуде фигуры, и чем больше он задействует фигур в парке, тем лучше. Для получения баллов учитывается все: сложность трюков, амплитуда, вариативность использования фигур.
Байк для парка во многом похож на велосипед для дерт-джампинга — такой же крепкий, чтобы выдерживать сложные трюки. При этом он более подвижный, верткий и легкий, чем похож на бимиксы для рейса. Тормозов на велобайке нет, шины тонкие, с хорошим накатом.
Flatland (Флэтленд)
Велосипеды для этого вида катания не предназначены для езды, скорее, для «танцев» на одном колесе без касания земли ногами и акробатических трюков.
У велосипедов для данного вида соревнований база максимально укороченная, вилка расположена почти вертикально. Пеги очень прочные, по 2 на каждом колесе. Множество спиц и усиленные обода. Отзывчивые тормоза отличаются особой цепкостью.
В зависимости от стиля катания, который выбирает райдер, его велосипед должен иметь определенное оснащение, подходящее под конкретную дисциплину.
Рекомендации по выбору
Чтобы знать, какой выбрать BMX велосипед, сначала нужно понять, в каких целях он будет использоваться, какие трюки будете на нем выполнять и что вы ждете от своего байка.
Материал
Цена агрегата, его вес и срок эксплуатации зависят от материала, из которого он сделан. Если это обычная сталь (хай-тен), то цена вам понравится, но велосипед не будет отличаться прочностью. Детали из легированной хромомолибденовой стали (Cr-Mo) в два раза прочнее, но и цена на такой велосипед намного выше.
Если хочется купить недорогой, при этом качественный BMX велосипед, выбирайте «комбинированные» байки, где одни детали сделаны из Cr-Mo, другие — из Hi-Ten. Особенно проверьте, чтобы рама была из легированной стали.
Алюминиевые рамы подойдут только для BMX Racing, а еще для детей и подростков. Серьезные прыжки и удары они не выдержат.
Титановые рамы — неоправданно дорогие, в данном случае лучше предпочесть легированные велики.
Рулевая колонка
Обратите внимание, чтобы рулевая колонка была мощная, в диаметре минимум 1.1/8 дюймов. В идеале, если это будет интегрированный стакан с промышленными подшипниками закрытого типа, которые не будут разрушать трубу.
Кареточный стакан
Выбирайте кареточный стакан, у которого запресованные втулка и подшипники (Mid или более легкая Spanish «испанка»). Есть еще Euro — резьбовые кареточные стаканы с внешними подшипниками, правда, они тяжелые, не слишком надежные и популярные. Другие варианты вообще не рассматривайте.
Втулки
На втулки приходится вся нагрузка, потому на них также нужно обратить пристальное внимание при выборе БМХ байка.
- Наилучшим вариантом будет втулка с драйвером — благодаря храповому механизму кассеты она имеет большой срок эксплуатации, облегчает конструкцию, что позволяет эффективно совершать трюки на велосипеде.
- Другой вариант, фрикостер — редко встречающийся тип втулки для стандартной модели трюкового велобайка, который к тому же стоит заоблачные деньги.
- И третий, фривил — бюджетный вариант втулки, его недостаток — крупная и тяжелая звезда.
Колеса
Для лучшей устойчивости и прочности приобретайте колеса с двойными ободьями, толщиной 1,8-2,25 дюймов. Большое количество спиц повышает способность выдерживать значительные нагрузки. Подходящая резина — слики или полуслики, для плохого покрытия подойдут шины с выраженным протектором.
Педали
Наилучшими педалями являются магниевые – они прочные и весят меньше алюминиевых. Последние также считаются надежными и при этом по цене – более доступные. А вот пластиковые педали – наименее прочные, зато они легко меняются в случае поломки и являются самыми дешевыми.
Размер
Из-за того, что на BMX велосипедах ездят преимущественно стоя на педалях, размер рамы не имеет особого значения. Хотя, конечно, длина верхней трубы имеет значение и подбирать подходящий вариант стоит методом примерки.
Лучшие BMX велосипеды
Если вы определились со стилем катания, осталось выбрать лучший вариант байка для ваших целей. Предлагаем вашему вниманию рейтинг производителей BMX велосипедов.
Haro Bikes — популярность велосипедам этой фирмы дал ее основатель – профессиональный велогонщик Боб Харо. Он разрабатывал свои велики, а потом выступал на них, выполняя умопомрачительные трюки, чем и продвинул свой бренд в лидеры производителей БМХ велосипедов. Помимо бимиксов, компания выпускает маунтинбайки и пляжные велосипеды.
Sunday — продукция компании наиболее полно соответствует запросам потребителей, потому что разработчиками бренда являются активно катающиеся на байках экстремалы. Компания дает пожизненную гарантию на свои велосипеды, а все благодаря прочной хромомолибденовой раме и другим узлам, которые проходят специальную термическую обработку.
Subrosa — производитель высококачественных и доступных по цене bmx велосипедов и комплектующих к ним. Благодаря широкому ассортименту, и профессиональный велогонщик, и начинающий любитель BMX найдет подходящий для себя вариант.
Stolen Bike — изделия компании изготавливаются из легкого и прочного хрома, оборудованы съемными тормозами — как раз для тех BMX-райдеров, которые предпочитают кататься без тормозов.
Redline — фирма является одной из первых, запустивших выпуск бимиксов еще тогда, когда BMX являлся всего лишь скопированной с гонок мотокросса дисциплиной. С тех пор и по сегодняшний день спортсмены на байках данной компании выигрывают соревнования. Именно модели Redline до сих пор считаются наилучшими для рейсинга.
Заключение
ВМХ велосипеды — это уникальные агрегаты, непохожие на другие велосипеды, в том числе и на байки остальных спортивных дисциплин. Они имеют существенные отличия даже между собой в поддисциплинах. Производители не стоят на месте и постоянно совершенствуют свои модели, что дает возможность райдеру улучшать свои навыки в исполнении трюков. От велосипедиста требуется кроме постоянных тренировок, соблюдение правил безопасности, использование защиты и нарабатывание более сложных трюков и техник.
Автор статей. Люблю велопрогулки, море, горы и свежий воздух. А еще интересуюсь ЗОЖ и правильным питанием.
Источник: ivspecodezda.ru