Правительство Спарты представляло собой олигархию: во главе города стояла небольшая группа из пяти человек — эфоры, они были на вершине власти и не подчинялась никому, кроме богов. Даже цари в Спарте были ниже по положению. Народное собрание в Спарте было, но оно обладало крайне небольшой властью и все решения, за которые они голосовали, сначала должен был утвердить Совет старейшин.
Вывод: Спарте не было демократии, а в Афинах — была. В Спарте были цари, а в Афинах их не было. Система управления Спарты была сосредоточена на войнах и на воинах, в то время как Афины представляли собой гуманитарное государство, где философские дебаты активно поддерживались и поощрялись системой, по крайней мере, на протяжении некоторой части истории. В Афинах любой вопрос выносился на рассмотрение Народного собрания, а в Спарте народные собрания обсуждали только те вопросы, которые уже были одобрены Герусией (Советом старейшин).
Вспоминают ли пожилые люди из вашего окружения о жизни в СССР? Что им нравилось в советское время, а что нет?
ПОХОЖДЕНИЯ НОТАРИУСА НЕГЛИНЦЕВА — Серии 9-12 / Комедия. Детектив
Как называется субъект Российской Федерации, в котором вы проживаете? Может ли в этом субъекте быть принята своя конституция?
Свои конституции имеют только республики в составе России. Основными законами остальных субъектов РФ — областей, краев, автономных округов, автономной области и городов федерального значения — являются уставы.
Из курса истории вспомните и объясните значение понятий: демократия, республика, монархия, парламент, конституция. Какую роль играл парламент в политической жизни Англии XIII—XVII вв.?
Демократия — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти.
Республика — это форма правления, характерной и определяющей чертой которой является выборность всех органов власти, включая и прямое избрание главы государства, а также формирование посредством выборов общенациональных представительных учреждений (к примеру, парламента).
Монархия — это форма государственного правления и устройства, высшим выражением власти и источником которого является лицо, получающее свои полномочия по наследству.
Парламент — это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законом, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.
Конституция — это основной Закон государства, нормативный акт, определяющий государственное устройство, регулирующий образование представительных (законодательных) и исполнительных органов власти, устанавливающий принципы избирательной системы, фиксирующий права и обязанности граждан.
В средние века английский парламент еще только начинал создаваться. Его состав постоянно менялся. Еще Монфор пригласил в парламент представителей горожан и рыцарства, но после его смерти некоторое время в парламент входили только бароны и представители церкви. Только Эдуард 1 вновь созывает в парламент горожан и рыцарство, но делает это в своих интересах — таким образом он пытается ограничить власть баронов.
История «Даши». Дарига Назарбаева причастна к убийству Алтынбека Сарсенбаева (18.05.22)
Парламент собирался не менее трех раз в год. На его рассмотрение выносились проекты новых налогов и прочие финансовые вопросы. Постепенно парламент начинает издавать законы, которые называются билли, а король эти законы утверждает или отклоняет.
Парламент организовал политическую жизнь Англии, успокоил кипящие страсти, и сделал Англию сословной монархией. Ну и конечно заложил основы английского права, которым эта страна сейчас так гордится.
Как вы думаете, почему в современном мире сохраняется так много (30) монархий, ведь известно, что способность управлять не передаётся по наследству?
Возможно в силу того, что население этих стран чтит свои традиции. Монархия там скорее моральный институт, символ единения нации, символ государственности, наряду с флагом и гербом, нежели нечто обладающее реальными полномочиями.
Приведите примеры изменения формы правления в истории изученных вами государств. В результате каких событий произошли эти изменения?
Революция 1917 года, Российская Империя имела монархическую форму правления, но после революции 1917 года она имела Демократическую форму правления.
Почему демократический режим считается наиболее прогрессивным? Обоснуйте свою точку зрения.
Из курса истории вспомните, что вы знаете об афинской демократии.
* Приведите из истории пример государства с тоталитарным режимом и раскройте на данном примере признаки тоталитаризма.
1. Дайте определения основных видов государств по форме правления и типу административно-территориального государственного устройства.
Основные формы правления стран мира: республика и монархия.
Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство — федерация; особый надгосударственный союз — конфедерация.
2. Назовите основные различия между монархией и республикой.
Главное отличие монархии от республики в том, что в первой форме государственного правления главным и единоличным носителем власти является один человек, а во второй — население страны. Которое может делегировать полномочия по управлению государством представительным органам власти. Иногда — напрямую участвовать в подобных политических процессах.
3. Перечислите признаки федерации и конфедерации.
Признаки федерации:
территория состоит из территорий субъектов
верховная власть принадлежит федеральным государственным органам
компетенция федеральных властей и властей субъектов разграничивается союзной конституцией
субъекты имеют свои конституции, свои высшие органы власти и управления, судебные органы
высший орган федерации имеет двухпалатную структуру
Признаки конфедерации:
Отсутствие общей для всей конфедерации единой территории и государственных границ
Отсутствие общих законодательных органов и системы управления
Отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы
Отсутствие суверенитета конфедерации, сохранение международного статуса
Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств
Решения общих конфедеративных органов осуществляются по принципу консенсуса ( принятие решения на основе общего согласия )
Наличие права выхода из состава конфедерации
4. Объясните понятие «политический режим». Назовите основные черты, присущие демократическому политическому режиму.
Политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.
Признаки демократического политического режима:
народовластие
четкое разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную
выборность органов государственной власти
децентрализация государственной власти
политический плюрализм или многопартийность
гласность
свобода рыночной экономики
наличие большого пласта социальных гарантий, реализация прав и свобод человека и гражданина
5. На основе текста параграфа заполните схему «Формы государства».
6. Используя памятку 2, составьте и заполните сравнительную таблицу «Формы правления».
Занимает должность путем наследования,
Избирается парламентом или специальным конгрессом
Избирается прямыми всеобщими выборами, реже — непрямыми выборами или парламентом
объединяет в своих руках все ветви власти
Возглавляет исполнительную власть
Почти не имеет собственных полномочий, не зависящих от правительства
Руководит исполнительной властью, имеет ряд собственных полномочий
Если существует, полностью зависит от главы государства
Если существует, полностью зависит от главы государства
Формируется парламентским большинством с формальным участием главы государства, ответственно перед парламентом
Формируется совместно президентом и парламентским большинством, ответственно и перед парламентом, и перед президентом
Всевластие главы государства, отсутствие парламента
Монарх может распустить парламент, сменить правительство
Президент может сменить правительство и отдельных министров
Правительство (с формальным участием главы государства) может распустить парламент; парламент может отправить в отставку правительство
Президент может распустить парламент, сменять министров, парламент может отправить в отставку правительство с согласия президента
7. Закончите фразу: «Я хочу жить в демократическом государстве, потому что…»
Я хочу жить в демократичном государстве, потому что хочу, чтобы люди прислушивались к мнению других людей, правительство обязательно учитывало предложения народа, выводило из этого справедливые законы. Так же, если будет демократия, то всё будет честно и справедливо, например если человек поранил другого, то прокурор не узнав реальной ситуации накажет его по правилам, а если народ будет участвовать в вынесении наказания, то конечно же он подскажет судьям. Страна будет лучше, ведь народ знает себя, они лучше правительства знают что происходит внутри страны.
8. Хотели бы вы быть королём или президентом? Почему? Обсудите в классе своё мнение и мнения ваших товарищей по этому вопросу.
Однозначно нет. Причем в любой стране. Причин много.
Очень большая ответственность, особенно при авторитарном режиме, когда лично от президента зависит очень много и никто другой за него проблему не только не решит, но даже не возьмется за ее решение — даже если это является должностной обязанностью чиновника. Он «на всякий случай» будет спихивать решение на президента. При этом любая ошибка президента ложится лично на него и не разделяется между многими чиновниками — министрами, депутатами парламента и др.
Практическое отсутствие личной жизни. Всё время с утра до ночи (а иногда и ночью тоже — если срочная ситуация) занято делами. Выходные дни, отпуск — всё относительно, могут дернуть в любую секунду — и прощай даже недолгий отдых.
Болезненная заинтересованность у массы граждан любыми подробностями личной жизни президента. А если дорвутся до интервью журналисты. И даже если журналист толковый и задает толковые вопросы — нужно же держать в памяти огромное число самых разнообразных сведений.
«Друзья» детства, школы, вуза — всё это может создавать проблемы. Ведь некоторые могут считать, что если с президентом они когда-то были близкими друзьями, то президент должен для них почему-то делать исключения в законе и позволять им делать то, что другим не позволено.
Наверное, можно привести и другие доводы. Но для меня и этих более чем достаточно.
9. Вы стали свидетелем спора своих одноклассников. Один из них утверждает, что демократический режим — это ничем не ограниченная свобода личности, поскольку любая попытка ограничения такой свободы ведёт к установлению антидемократических порядков. Другой полагает, что свобода, хотя и является одним из ведущих признаков демократического режима, всё же не означает вседозволенности, а предполагает определённые ограничения. Выскажите своё мнение.
10. Есть ли зависимость между формой правления и политическим режимом? При затруднении в ответе вспомните, какой политический режим в Великобритании.
Форма правления тесно связана с тем политическим режимом, который установился в государстве, будь то демократия, авторитаризм или тоталитаризм, зачастую последний определяет ее форму и особенности порядка управления в государстве.
* Возможно ли федеративное государственное устройство при абсолютной монархии?
11. В чём заключается опасность сосредоточения неограниченной власти в руках одного человека или группы людей? Как можно избежать подобного явления в жизни современного общества?
Сосредоточение и укрепление власти в руках одного человека может привести к установлению в государстве тоталитарного режима или бесконтрольному использованию собственной власти. В современном обществе избежать этого легче, чем когда-либо, так как на весь мир распространилась идея о том, что тоталитаризм — плохо, и даже лидер последнего тоталитарного государства Северная Корея сдал свои позиции.
12. Кому, на ваш взгляд, принадлежит власть в государстве с демократическим политическим режимом?
В демократическом государстве народ является источником власти. Представительные органы и должностные лица избираются, наличествует политический плюрализм. Смена политических группировок и лидеров осуществляется путем свободных выборов.
13*. Представьте, что вам поручили провести демократические изменения в бывшем недемократическом государстве. Что бы вы постарались изменить в первую очередь?
Решил бы проблемы которые испытывают граждане.
14. Из курса истории Нового времени вспомните, какая форма правления была в большинстве государств данного периода. Как в дальнейшем она изменилась в ряде стран? Почему это произошло?
На протяжение Средних веков главенствующей формой правления была монархия.
15. Найдите в дополнительных источниках информации, в каких странах сегодня правит князь, султан, император.
Сегодня султаны есть только в странах Азии.
Например в Брунее — султан Хассанал Болкиах у власти с 1967. Также он министр обороны и министр финансов Брунея.
В Омане — султан Кабус бен Саид правит с 1970.
Единственным в мире действующим императором является — Акихито, он император Японии.
Он был пятым сыном императора Хирохито.
Он уже довольно таки пожилой, ему 81 год, но он прекрасно держится и исполняет свои обязанности.
Наследным принцем является его старший сын Нарухито.
Источник: izi-otvet.ru
Вы являетесь свидетелем спора двух товарищей.Один считает, что демократия -это ничем не ограниченная свобода личности,возможность делать всё, пожелаешь.Другой утверждает,что свобода,хотя и является одним из ведущих признаков демократии, тем не менее не означает вседозволенность, а предполагает ограничения(меру)Вам предоставляется слово.
Я за второго, потому что всегда будет стоять граница, между можно и нельзя. Если разрешают свободу вероисповедания и т.д. Но всё равно будет закон, который ограничивает дейстаия людей.
Не нашли ответа?
Если вы не нашли ответа на свой вопрос, или сомневаетесь в его правильности, то можете воспользоваться формой ниже и уточнить решение. Или воспользуйтесь формой поиска и найдите похожие ответы по предмету Обществознание.
Источник: reshaika.com
Вы стали свидетелем спора своих одноклассников. Один утверждает,что демократический режим — это ничем не ограниченная свобода личности, поскольку любая попытка ограничения такой свободы ведёт к установлению антидемократических порядков. Другой полагает,что свобода хотя и является одним из ведущих признаков демократического режима,все же не означает вседозволенности,а предполагает определенные ограничения. Выскажи свое мнение.
Однокласники путают понятия — демократию и либерализм. Что впрочем неудивительно — последние тридцать лет усилиями англосаксонской пропаганды в массовом сознании эти понятия перемешались. Демократия — это власть народа — она означает выборность органов власти ( именно государственных органов , а не самой реальной власти конечно ) сверху донизу.
Демократия может быть не только либеральной, но и вполне себе консервптианой, какой и была Америка до 60-х годов прошлого века с сегрегацией негров и принудительным лечением за гомосексуализм ( вспоминаем Алана Тьюринга ). Она может быть левой и правой. Но последние 30 лет западный ( да и наш к сожалению ) мир был праволиберальным. А пуританское англосаксонское мирровозрение не терпит никакой алтернативы ( характерный пример — испанская католическая Латинская Америка ассимилировала в себя коренное население Америки, а что стало с Североамериканскими индейцами? ) поэтому идеология навязывает всему миру «правильное» в их понимании устройство мира. Отсюда и смешение терминов свободы и демократии в головах однокласников.
Ну и две цитаты в картинках от классика про демократию и свободу. Уж он то в этих понятиях понимал больше других ).
Источник: sous-otvet.net