Взаимодействие с одноклассниками характеристика

Отношения младших школьников со сверстниками — это отношения, в которых начинают преобладать коллективные связи. В этот период происходит смена ведущей деятельности детей с игровой на учебную.

Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников

В младшем школьном возрасте меняется среда, коллектив и окружение ребенка. В это время приобретаются навыки социального взаимодействия со сверстниками, что представляет собой одну из важнейших задач развития на данной стадии.

Основная особенность младшего школьного возраста заключается в смене деятельности ребенка. Именно преобладание учебной деятельности, пришедшей на смену игровой, влияет на начало перестройки психических процессов и функций.

Психологи рассматривают в качестве главного новообразования младших школьников рефлексию, которая способна помочь детям сопоставить их ценности, мнение и поведение с ценностями, мнениями и поведением окружающих людей. Школьники в начальных классах анализируют и оценивают свое поведение и поступки.

10 признаков токсичных людей / Правила общения с токсичными людьми

Общественная система отношений, в которую включен каждый индивид с момента своего рождения и до смерти, создает субъективные отношения к любой стороне действительности. Такая система отношений человека к миру и к самому себе представляет собой наиболее специфическую характеристику личности.

Отношения в психологии представляют собой форму отражения человеком окружающей действительности. Общение и отношения обладают различной природой и могут являться дифференцированными в соответствии со своими функциональными характеристиками. Общение в рамках отношения считается частным видом коммуникации, которая специфична для высокоразвитых живых существ, включая человека.

Развитие межличностных отношений происходит в трех направлениях:

«Особенности межличностных отношений младших школьников в группе сверстников»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

  • Ребенок-ребенок (в классах между детьми, общение со сверстниками);
  • Ребенок-учитель (общение с учителем);
  • Ребенок-родитель (общение в семье между ребенком, матерью и отцом).

Как известно, в младшем школьном возрасте общение с взрослыми людьми отходит на второй план. У детей формируются новые потребности, мотивы, коммуникационные средства. По этой причине младшие школьники начинают предпочитать в большей степени общество других детей. Это связано с развитием устойчивого мнения о себе, становлением «Я-концепции», отражающей отношение к самому себе и к окружающим людям.

Содержание и проблемы отношений младших школьников

Благодаря эмоциям, дети дают оценку своим взаимоотношениям с одноклассниками и преподавателями. Данная оценка имеет для ребенка огромное значение, поскольку она исходит непосредственно от его мыслей и чувств.

Одна из основных проблем в межличностных отношениях младших школьников представлена несформированностью у детей коммуникативных навыков и умений. Межличностное взаимодействие со сверстниками по этой причине вызывает иногда затруднения.

Без лица: учитель школы рассказывает правду о работе

С поступлением в школу у детей перестраиваются психические процессы и функции в организме. Ведущий вид деятельности (игровой) меняется на новый (учебный), при этом ребенок начинает приобретать новые навыки. Самый главный навык — это рефлексия.

Общение с родственниками после начала обучения в школе отходит на второй план. Приоритетными становятся новые отношения с учителями и одноклассниками. Ребенок включается в новый коллектив, но это происходит не в один момент, а постепенно. Здесь начинает складываться система межличностных отношений, где большое значение имеет педагог.

Еще по теме:  Одноклассники из за чего подруги не общаются

У школьника расширяется круг интересов и обязанностей, что способствует развитию характера, воли и личности в целом.

Подходы к определению сущности межличностных отношений

В целом межличностные отношения представляют собой непосредственные связи и отношения, которые формируются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими личностями. Другими словами, это эмпирические отношения людей в их реальном общении, которые заключаются в специфическом виде отношения человека к человеку.

Существует несколько подходов к раскрытию сути межличностных отношений младших школьников. Личностный подход, последователем которого был Б. Г. Ананьев и В. Н. Мясищев, рассматривает категорию «отношения» как четко дифференцированное понятие «общение» и «взаимоотношения». В этом случае говорят о дифференциации, происходящей по принципу субординации.

В рамках личностного подхода взаимоотношения с людьми ученые рассматривают в качестве разновидности отношений личности к окружающей действительности. Общение в этом случае представляет собой частный случай взаимоотношений.

В соответствии с социально-психологическим подходом дифференциация категорий «общение» и «взаимоотношения» осуществляется по принципу координации. Межличностные взаимоотношения рассматриваются в нем как мотивационное «ядро» общения, внутренняя, личностная основа взаимодействия.

Субъектный подход, последователем которого был Д. Б. Эльконин, рассматривает понятия «общение» и «отношения» в качестве двух сторон единого явления. Этот подход их четко не дифференцирует. Отношения здесь представлены внутренней стороной общения, готовностью к общению, внутренне аккумулированным опытом.

Источник: spravochnick.ru

Характеристики на учащихся, состоящих на учёте в КДН

Лазебник Андрей Романович 2008года рождения, обучается в МБОУ Светочниковская СОШ с 10 ноября 2017 года По семейным обстоятельствам в настоящий момент проживает с бабушкой -Сидоренко Мариной Николаевной по адресу:п Светоч, ул. Центральная д 24. Мать: Королёва Юлия Николаевна в настоящий момент не работает Отчим:Королёв Александр Сергеевич, работает в УП дислокация от г. Морозовска Милютинского отдела. В семье есть еще один ребенок в возрасте 4 лет.

Семья проживает в отдельном доме, родители интересуются учебой сына, активно посещают родительские собрания, школьные мероприятия Андрей психологически защищен в семье, любим, может рассчитывать на моральную поддержку родителей; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка, учитывают их.

Состояние здоровья Андрея удовлетворительное. По медицинским показателям физическое развитие соответствует норме. Простудным заболеваниям подвергается очень часто.

  • Андрей обладает темпераментом сангвиника с отдельными качествами холерика. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи.
  • Саша обладает холерическим темпераментом, в отношениях с детьми допускает вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, часто создает конфликтные ситуации в коллективе. Болезненно реагирует на любое проявление критики, со стороны сверстников. Обладает неплохими способностями, но имеет рассеянное внимание, часто отвлекается, медленно работает на уроках, не успевая за темпом преподавателя и сверстников. Имеет произвольную смешанную память: хорошо, быстро запоминает учебный материал.

Характеристика на ученика 4 класса МБОУ Светочниковская СОШ Дубова Серафима Геннадьевича Дубов Серафим Геннадьевич ,2007 года рождения, проживающий по улице Центральная д. 11, обучается в данной школе с 1 сентября 2015 года. Информация об условиях и результатах обучения ребёнка в образовательной организации: программа обучения общеобразовательная основная: УМК «Школа России» форма обучения: очная возраст поступления в образовательную организацию: в 7 лет, ребёнок в меру своих способностей подготовлен к обучению, в данной организации ребёнок находится 4-5 часов в зависимости от расписания уроков отношение к учебной деятельности:у ребёнка положительное отношение к школе, сформированы умения и навыки, необходимые для усвоения учебного материала, сформированы коммуникативные навыки, навыки самообслуживания, в учебной деятельности нуждается в одобрении учителя на некоторых этапах урока.

Еще по теме:  Плагин заблокирован в одноклассниках что это значит

как успевает ребенок, в чем заключаются особенности или трудности усвоения им программы: не испытывает сложности при овладении программным материалом. Программный материал усвоен. За время обучения у мальчика наблюдается определенная динамика в развитии познавательной деятельности.

особенности поведения на уроках (занятиях): не пропускает уроки без уважительных причин, не всегда дисциплинирован, к учителю относится уважительно, с удовольствием выполняет общественные поручения . охарактеризовать интересы, увлечения: мальчик любит уроки труда, петь, танцевать, посещает кружок «Творческая мастерская», все направления внеурочной деятельности Взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников: В коллективе дружен со всеми детьми, коммуникабелен Со взрослыми мальчик тактичен, вежлив. У Серафима много друзей среди одноклассников и среди учащихся других классов.

В жизни класса принимает активное участие, берется за любое поручение, к обязанностям относится добросовестно. Имеет много друзей, среди них пользуется авторитетом Опекун Кривенко Олеся Игоревна занимается воспитанием ребёнка, регулярно контактируют со школой, интересуется успехами в учебной деятельности, поддерживает связь с учителем. Для полноценной жизни опекаемого ученика созданы благоприятные жилищные условия, ученик обеспечен всем необходимым, выделена отдельная комната. Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям:ребёнок достаточно самокритичен, признаёт свои неудачи и пытается их исправить. Семья помогает справиться с трудностями путём поощрений, бесед, своим участием в школьной жизни, уважают его мнение, предоставляют инициативу при решении проблем Директор школы: (_____________)_________________ Кл руководитель: (_____________) _________________

-82%

Источник: videouroki.net

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Благодаря общению ребенка с родителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие .В общении ребенок познает особенности общественных отношений. Он осваивает опыт человечества. Вместе с тем у ребенка развиваются личностно-деловые качества.

Общение-это необходимое условие и основной способ жизни ребенка. Только в процессе общения с родителями, учителем, сверстниками ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л.

Коломинским : «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку, а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику».

Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п.

Еще по теме:  Как в Одноклассниках удалить сразу все сообщения на андроиде

В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и друж­бы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных взаимоотношений в детском коллективе.

Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.

«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.

Круг общения младших школьников неустойчив. Большинство ребят вступают в ситуативные контакты со сверстниками по поводу конкретных занятий, образуются широкие игровые общности и более стабильные приятельские группы. Количественный состав приятельских групп невелик, от 2-3 человек в первом и до 4-5 человек в третьем классе(А.В. Мудрик, А.В. Киричук и др.).Персональный состав этих групп подвижен ,но к третьему классу наблюдается рост стабильности предпочтений.

Список использованных источников:

1. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста / Б.С. Волков . — Москва : Кнорус, 2016. – 348 с.

2. Кулагина И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста / И.Ю.Кулагина. — Москва: Издательство Юрайд, 2015.- 291 с.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...