Осетины, как вероятные наследники сармат на Кавказе, являются четкими представителями широколицего кавкасионского антропологического типа, в то время как аланы, рассматриваемые как одно из центральных сарматских племен Кавказа и Европы, оказываются представителями совсем иного типа — узколицего варианта европеоидной расы. Отличия между осетинами и аланами по скуловой широте максимальны в границах европеоидной расы, то есть генетического родства между ними нет.
Пришлое аланское население только передало местному кавказскому населению свой язык, обусловило влияние на культуру [Цветкова Н.Н. Антропологический материал как исторический источник // Славяне: Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования): Межвузовский сборник. — Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. — С. 21]. Также непосредственные наследники алан (ясов) до сих пор компактно проживают в области Ясшаг на востоке Венгрии.
Письменные источники всегда четко различают алан и сармат, никогда не отождествляя их [Габуев Т.А. Происхождения алан по данным письменных источников // Вестник древней истории. – 2000. — № 3. – С.50-51].
Аланы и деформация черепа | История Краснодарского края – Александра Абрамова | Научпоп | НаукаPRO
Вероятно, что Птолемею аланы известны как «аланорсы» (alanorsoi), где компонент «алан» происходит из тюркских языков (alan, alang, jalan) и объясняется как «равнина, поле, долина», «холм, горка» и также попал в угро-финнские языки (фин. alanko «низина», эст. alango «низина, долина») [Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Наука, 1984. – С.44-45]. Историк Аммиан Марцелин утверждал, что аланы «получили свое название от гор» и что «… они, аналогично с персами, распространили своё имя как благородное на всех остальных» (Res.Gest.libri, XXXI) [Габуев Т.А. Происхождение алан по данным письменных источников (одно из сарматских племен) // Вестник древней истории. — М., 2000. — № 3. — С. 50-52].
Город Яссы (по румынски Jasi, древнерусский Ясский Торг), старая столица Молдавии, была первоначально основан аланами. По древнерусски “ясы” значило “аланы”.
Возможно, что собственно некоторые топонимы украинского Прикарпатья и Карпат свидетельствуют о пребывании тут в IX-ХІ вв. (и может, раньше) алан-ясов в составе венгерской и печенежской орд, а княжеский Галич родственен собственно иронскому Галиат (Гальятц). И кто знает, может и название испанской Галисии, данное этой иберийской территории прибывшими в составе алано-готского союза свевами также есть свидетельством-воспоминанием о сакральном центре на Кавказской родине алан. Название карпатских горцев «гуцулы» происходит от осетинского (сарматского) «гыццыл» — «малый, младший», и зафиксировано письменными источниками как «гыццыл чизг/языг» — название части языгов — сарматского племени Прикарпатья и Галиции первых веков н. э., которые остались вместе с готами-грейтунгами («малыми готами», Geti Minores, по Иордану) и гепидами в Галиции и не приняли участие в походе сармат-алан в Европу.
Именно с Кавказа в Карпаты «малыми языгами» была перенесена система оповещения о появлении врага – praetentura. Но если на Кавказе на вершинах гор, в пределах видимости, строились каменные сигнальные башни, то в Карпатах – это деревянные сигнальные вышки. При появлении врага или иного бедствия на вершине башни зажигался костер, дым того или иного цвета от которого предупреждал об опасности. Сигнал эстафетой передавался от башни к башне, таким образом, дымящиеся башни означали тревогу, подготовку к обороне. Мужчины мгновенно брались за оружие.
ОСЕТИНЫ – КТО они на САМОМ деле? Потомки АЛАНОВ? @okasca_history
Возможно, осетинский аул Галиат (осет. gal «бык») соотносится со знаменитым нартским родом Алагата, рядом с родами-«aertae» Ахсартаг (акациры) и Бората. Все три рода нартов живут на одном горном склоне, но Ахсартаг — выше, Бората — ниже, а Алагата — между ними.
Франц. crapaud «жаба» происходит из ст-фр./алан. «crape» – «болото» и родственно иврит. karpada (лат. bufo variabilis, греч. batrachos), от названия которого в мироописании иудео-хазар происходит название Аланских гор как Карпаты. Когда Карл Великий разгромил авар, то Хазария получила непосредственный контакт с Западом через Карпатские проходы. Немецкие евреи называли Венгрию Хазарией (статуты Каломана-Соломона стали основой всех еврейских статутов Восточной Европы).
Источник: goutsoullac.livejournal.com
За державу обидно
Давние союзники русов на Кавказе аланы, иначе называемые касогами, были народом с высокоразвитой культурой, унаследованной от их предков скифов. Аланы распростаняли свое влияние на большую часть Причерноморья и Кавказа, имели многочисленные крепости в благодатном Крыму.
В начале X в. возросло политическое значение Алании. Конец продолжавшейся в течение 200 лет политической зависимости от хазар и приобретение самостоятельности способствовали как успехам в области экономической жизни, так и росту международного престижа Алании. Письменные источники (византийские, арабские, хазарские, грузинские) говорят об Алании X—XI вв. как о сильном государственном объединении. Аланы имели значительные военные силы, их «царь», судя по сообщениям авторов X—XI вв., принадлежал к числу сильных правителей того времени.
История Алании — это не только история алан — предков современных осетин. В состав сперва племенного союза, а затем государства алан входили (и, возможно, иногда под этим термином скрывались) отдельные, менее многочисленные группы вайнахов, возможно тюрок, части адыгов.
История Алании представляется, таким образом, историей ряда народов Северного Кавказа, связанных друг с другом общностью исторических судеб.
Аланию иногда отождествляют с полумифической областью Арса, о которой неоднократно упоминали арабские путешественники и географы. В средневековых арабских источниках неоднократно упоминается область русов — Арса (Ар- та). Попытки локализировать эту область предпринимались историками неоднократно. География поиска при этом была широкой, включала почти всю Восточную Европу и доходила даже до Дании (9, с. 109). Наиболее часто Арсу размещают в Ярославском Поволжье.
Переводы основных арабских известий об Арсе собраны в работе
А. П. Новосельцева «Восточные источники о восточных славянах и Руси VI — IX вв.» . Дошедшие до наших дней свидетельства восходят к утраченному сочинению ал-Балхи (920—921) и, по всей видимости, отражают историческую реальность второй половины IX — начала X в.
Ал-Истахри (930—933): «Что же касается Арсы, то неизвестно, что¬бы кто-нибудь из чужестранцев достигал ее, так как там они (жители) убивают всякого чужеземца, приходящего в их земли. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своих и своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну. И вывозятся из Арсы черные соболя и олово (свинец ?)»
Ибн-Хаукаль (977—978): «. третья группа их называется ал-Арса- нийя и царь их сидит в ар- се, городе их. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужестранцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою. И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец ?)» (16, с. 412).
Худ уд ал-Алам (982—983): «Артаб — город, где убивают всякого чужестранца и откуда вывозят очень ценные клинки для мечей и мечи, которые можно согнуть вдвое, но как только отводится рука, они принимают прежнюю форму» (16, с. 412).
Ал-Идриси (1154): «Город Арса некрасивый, на укрепленной горе,, и расположен между Силак и Кукианией, и что касается Арсы, то, согласно шейху ал-Хаукалю, никто из чужеземцев не входит туда, ибо там убивают всякого иноземца. И не позволяют они (жители Арсы) никому входить для торговли в свою страну. Вывозят оттуда шкуры черных леопардов и черных лисиц и олово. И вывозят это оттуда торговцы из Кукианы» (16, с. 414).
Кроме этого сообщения ал-Идриси сохранилась составленная им карта мира, на которой обозначена и Арса.
Характерна таинственность Арсы, решительно отгородившейся от проникновения извне. Но при этом она лежала в пределах доступности купцов и только жестокий обычай исключал их визиты. Экспорт мехов и оружия не мог породить столь суровые ограничения, поскольку то и другое поставляли на мусульманский рынок иные области русов, въезд в которые был свободен.
Возможно, виной всему были горные разработки то ли свинца, то- ли олова. Арабские авторы сообщают о «белом» металле, что и породило неопределенность . Чтобы ограничить пространство поиска рудников Арсы, обратимся к карте ал-Идриси. Данные этой карты однозначно сви-детельствуют о том, что Арса- Артан располагалась к западу от Волги-Атиля. Это обстоятельство исключает рудные меторождения Урала.
Столь же уверенно можно сказать и о том, что Арса располагалась восточнее Днепра-Днабра; это позволяет не принимать во внимание территорию западнее названной реки.
Северные ориентиры довольно неопределенно, но не выходят за пределы Восточно-Европейской равнины и исключают возможность помещения Арсы в район Балтики.
Южнее Арсы на карте располагаются три области: Алания, Сарир, часть Хазарии, с городами Ба- ланджар, Самандар, ал-Байда и область Баб-ал-Абваба — Дербента. Такое соседство свидетельствует о южной границе, не выходящей за пределы Кавказа. Южнее Арсы находится и горная система, которую можно отождествить с Главным Кавказским хребтом. Из источников хорошо известно, что Закавказье почти целиком завоевывалось арабами, но сведения о том, что ими когда-либо были покорены русы, отсутствуют. Необходимо указать и на то обстоятельство, что ко времени появления информации об Арсе большая часть Закавказья также находилась под владычеством мусульман.
На всей очерченной нами территории месторождения олова отсутствуют; это позволяет исключить данный металл из разряда «белого». Месторождения же свинца имеются только на Кавказе . Эти обстоятельства позволяют сосредоточить все внимание на свинцовых месторождениях именно указанного региона
К сожалению, все наши дальнейшие рассуждения во многом носят гипотетический характер, ибо поиски рудников Арсы вынуждают нас пойти на определенный риск, приняв за основу данные карты Ал-Идриси, ограничивающие разыскания районом Кавказа к северу от Главного Кавказского хребта. Риск этот вызван не столько правильностью расшифровки данных карты, сколько хронологическим разрывом между временем ее составления и временем происхождения основного корпуса источников об Арсе.
Алания имела довольно тесные взаимоотношения с Русью. Ещё в 944 г., когда русские совершили нападение на закавказский город Бердаа, в союзе с ними были аланы и лезгины. В 965 г. великий князь Святослав в связи с победой над хазарами учинил разгром алан, что отмечено летописцем: «И град их и Белу вежу взя и ясы победи и косогы».
Победить ясов (алан) Святослав мог, двигаясь через кавказские владения Хазарии. В дальнейшем между русами и аланами устанавливаются мирные контакты, обусловленные постоянным сближением Алании и Руси с Византией. И та и другая участвовали в военно-политических акциях Византии. В 1025 г. император Василий II Болгаробойца отправил армию для военных действий в Италию, в её составе были русские и аланы. В арабском сочинении XI в. (Тарих Баб-ал-абваб), не дошедшем до нас в подлиннике, и в других памятниках говорится о совместных действиях русских и алан против Ширванского ханства и Дербента .
Свидетельством устойчивых культурных контактов является найденный на аланских памятниках ряд древнерусских энколпионов — двустворчатых крестов для личного ношения. Они были найдены в Нижнем Архызе, на городище Адиюх, на окраине г. Карачаевска. Энколпионы с Нижнеархызского городища имеют ближайшее сходство с некоторыми широко известными экземплярами древнерусских энколпионов. На одном из них изображены фигура богородицы Одигитрии — путеводительницы с младенцем на руках, по обеим сторонам которой апостолы Пётр и Павел с греческими надписями, на втором изображена фигура Христа и три деисусные фигуры. Энколпионы попали в аланские городища в период расцвета Алании и значительного развития русско-аланских связей в XI-XII вв .
На асских и аланских княжнах часто женились русские князья, а выходцы из этих народностей служили на Руси.
Асские связи были сохранены и при суздальском дворее преемников Мономаха. Ключником Андрея Боголюбского был «ясин родом» Анбал (Амбал). Асская знать сближалась с местным боярством.
При суздальском дворе северокавказские связи сохранялись и позднее, судя по тому, что в 1182 г. черниговский великий князь Святослав Всеволодович женил своего сына Мстислава во Владимире на аске, которая была свояченицей, т.е. сестрой жены, Всеволода Юрьевича, стало быть тоже женатого на аске, вероятно княжне Марии.
Во второй половине XII в. начинается новый период развития аланского общества. Центробежные феодальные тенденции, широко проявлявшиеся в это время в странах юго-восточной Европы, сказываются и на Кавказе. В XII в. Алания была охвачена феодальной раздробленностью. сказалась слабость аланского государства, несовершенство государственной машины, отсутствие централизованного аппарата, юридических норм, постулирующих необходимость центральной власти.
Источник: psyont.livejournal.com
Ютуб аланы кто они
Дольше всего территориально-этнический альянс готов и аланов просуществовал на территории Крымского полуострова, а самый заметный след оставил на Пиренейском.
Собственно, с этих разных европейских полуостровов, разделенный десятками столетий и тысячами километров, и возник составной этноним «гото-аланы».
Готы – восточные германцы; аланы, сарматы – восточные иранцы. Но не слово «восточный» объединяет их. Так называемые восточные германцы первоначально были расселены севернее всех остальных германских народов, затем проникли западнее и южнее всех остальных.
Аланы, сарматы волею исторических судеб оказались и западнее, и севернее, и южнее всех ираноязычных народов, став «европейскими иранцами», по меткому определению Вс.Ф. Миллера. Вихри Великого переселения народов, источником которых они сами и являлись, несли готов и аланов друг на друга. И для тех, и для других это была встречная полоса. Они не могли избежать столкновения и/или объединения.
Они вместе с неиндоевропейскими гуннами, вандалами и другими германскими народами теснили римский миропорядок, пока не опрокинули его. Их совместные действия на территории современных Франции, Испании и в Северной Африке, имевшие далеко идущие последствия для судеб всей Европы, известны по записям римских историков, современников этих событий. Спорадически оказывались по одну сторону баррикад и по разные, втянутые в различные военные альянсы, они сражались вместе и против друг друга. Они образовывали соединенные королевства, но у них не было шансов распасться на этнократические государства, они и сами немало поспособствовали взаимному ослаблению и истреблению, обрекая себя и других на ассимиляцию в иноязычных и иноэтничных социумах.
«Я знаю, что я ничего не знаю»
Как правило, этноним, знакомый и понятный, становится многомерным и непонятным при ближайшем рассмотрении и при попытке восстановить его историю. Может, поэтому человечество любит расшифровывать этнонимы – всегда есть «личный» в буквальном смысле этого слова интерес, и всегда есть вызовы, задаваемые новым временем, новыми данными, пытливостью этнического самосознания.
Еще сложнее дело обстоит с составными этнонимами, т.к. к головоломкам, задаваемым самими слагаемыми названиями, добавляется проблема интерпретации их суммы. С гото-аланами так же.
На поверхности все более или менее очевидно.
Германский народ готов и иранский народ аланов, не уступавшие друг другу в своей воинственности и мобильности в течение бурного V века, оказавшись на территории Пиренейского полуострова, образовали общее королевство, название которого надолго пережило и само королевство, и народы, его сформировавшие. Многие историки предполагают, что от их названий и произошло слово «Каталония». Каталония (Гото-Алания), автономная область Испании, известна своей самобытностью, своим неистребимым духом к независимости и сепаратизму. Возможно, присутствие готов, аланов не только увековечено в названии, но и повлияло на формирование этнического характера.
В Крыму аланы оказались раньше, еще во II в. н.э. и на столетие раньше готов. Приход и тех, и других сопровождался резонансными событиями и процессами. В контексте нашей темы важно, что, объединенные территорией, единой христианской верой, они постепенно образовали этническую общность «гото-аланы», которая впоследствии участвовала в этногенезе других крымских народов.
Кстати, готский язык, ныне считающийся мертвым, дольше всего просуществовал, полноценно функционируя и как письменный, и как разговорный именно в Крыму до IX–X веков. По свидетельству Вильгельма де Рубрука, он мог ограниченно употребляться даже еще в XIII веке. Данными об аланском языке в Крыму мы не располагаем, хотя косвенно можно полагать примерно такие же амплитуды его употребления и стадии исчезновения.
Но это линейное выстраивание исторических судеб двух народов наталкивается на целый ряд проблем при более глубоком анализе.
Во-первых, сама степень родства между сармато-аланскими и германскими языками – вопрос дискуссионный, который решается по-разному разными авторами. Понятно, что речь идет об индоевропейских народах, языковое родство которых бесспорно. Но у древних авторов читаем про «скифов, называемых готами» в рукописи середины III века, приписываемой Дексиппу. Средневековые историки практически отождествляли или не различали готов и аланов. Иордан, Прокопий Кесарийский пишут про «аланов и другие готские племена», про «готский народ аланов», может, потому Иордан в одном месте называет себя аланом, в другом – готом.
Эта же традиция отмечена и у медиевистов XVIII века, писавших о «скифах, говорящих на готском». Характерное неразличение этих народов можно проиллюстрировать использованием разделительного союза «или» в названии труда Дж. Пинкертона «Диссертация о происхождении и истории скифов или готов».
Наряду с подобным декларированием общего происхождения отдельные германские племена, в частности, саксы, возводятся к скифо-сарматским народам (Ш. Тернер). Известный ученый начала XVII в. Р. Шерингэм считал, что и саксы, и юты родом из Скифии, которую он локализовал в предгорьях Арарата.
По его мнению, они продвигались через Сарматию и Скандинавию, более гостеприимные, чем Германия и остальная Европа. Его современник медиевист Дж. Макферсон считает саксов самыми «чистыми» («unmixed») сарматами, называя их предками англосаксов, заселивших юг Британии, а также классифицирует их как «сарматские германцы» и «сарматские скандинавы» (Sarmatian Germans и Sarmatian Scandinavians). Даже в самом собирательном этнониме «тевтоны» он усматривает сарматское происхождение, считая тевтонов частью, авангардом скандинавских сарматов.
Когда другие ученые (тоже европейские) впервые столкнулись с самим фактом существования осетинского языка и с проблемой его описания и классификации, лежавшие на поверхности факты лексических схождений с германскиминемецким словами подсказали мысль о его близком родстве с группой германских языков.
В середине XIX в. А. Гакстгаузен, этнический немец и германоязычный ученый, на основании лексических совпадений, а также из особенностей ряда предметов культуры и быта обосновывал теорию германского происхождения осетин, полагая, что осетины являются сохранившимися на Кавказе остатками готских племен, разбитых гуннами.
В таком случае снова встает вопрос, что дают готы и аланы в сумме.
Я знаю, что я что-нибудь узнаю
С прилагательным «гото-аланский» все более или менее понятно. Гото-аланская волна нашествий – это их совместные военные экспедиции, гото-аланская армия – это армия, в которой ряды готов «стали быстро пополняться аланами». И дружина гото-аланская потому, что состоит из воинов разных народов, даже если ее возглавляет алан, как, например Аспар, этнический алан. Но кто же все-таки сверг последнего римского императора? Германец Одоакр или его аланское войско?
Если встать на позиции Дж. Макферсона и А. Гакстгаузена, то следует подбирать параллель, где основанием для объединения служит историческая преемственность, например, скифо-сарматы.
Или у того же Прокопия можно найти про персо-армян, неприжившийся термин, но отражающий стадию совместного проживания двух этносов на определенной территории. Для примера можно привести и уже упоминавшихся соседей, но в другом сочетании, игнорирующем их языковое и генетическое родство: кабардино-балкарский, такое название подчеркивает равноправность этносов, союзнический характер их отношений.
Это могло быть территориальное и полиэтничное объединение, как Австро-Венгрия, обреченное распасться именно по этническому принципу на этнократические государства. Но в Гото-Алании обе титульные нации теряют собственные языки.
Среди составных этнонимов есть и откровенно противоречивые названия: были ли и если да, то в какой пропорции по отношению к монголам татары в составе татаро-монгольских войск, если принимать во внимание ненависть императора вселенной к ним, истребившим большую часть мужского населения этого народа?
До появления новых данных и теорий можно оставаться на умеренных позициях и считать готов и аланов родственными индоевропейскими народами, в эпоху поздней античности и раннего Средневековья оказавшимися в условиях вторичной конвергенции. У готов и аланов был общий индоевропейский словарный фонд.
Но во время совместных действий и проживания с неизбежностью должны были появляться новые точки сближения, заимствоваться слова и понятия. Судить об этом не позволяет, во-первых, тот факт, что от готского языка сохранились только фрагменты перевода Нового Завета IV века, это время соответствует начальной и ранней стадии их активного языкового контактирования с аланами. Во-вторых, это текст особого рода со своим метаязыком, повлиять на который должны были, главным образом, греческий и латинский языки. В-третьих, разрыв между письменными традициями двух языков составляет порядка 14 столетий – длительный промежуток, за который готский прекратил существование, а осетинский в своей эволюции мог утратить ряд слов.
У осетин есть особенные причины сожалеть, что история обрекла готский язык на вымирание. Тем не менее изучение рунических надписей и текста готских Евангелий может представлять интерес. Приведу свой собственный пример, иллюстрирующий гото-осетинские сепаратные связи.
Глава 8 от Матфея, описывающая события после Нагорной проповеди Иисуса Христа, начинается словами: «Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа». В готском тексте последние два слова «множество народа» переведены словами iumjons managos «толпы многие». «Managos» имеет параллели во многих языках, это известный индоевропейский корень, от него и русское «много, многие», и английское «many».
А «iumjo» в готском глоссарии определяется как существительное «куча, толпа, масса, множество». А может, осетинское «иумæ»? «Иумæ бирæтæ»? «Вместе многие?» Вполне резонно, т.к. по звучанию и по значению готское и осетинское слова вполне сопоставимы. Кроме того, определение стоит в постпозиции, т.е. после определяемого слова, а это нетипично для порядка слов в готском. А главное, что параллелей этому готскому корню в других языках нет, и в словаре «iumjo» снабжено пометкой «этимология неизвестна». А если учитывать осетинский, известна?
Напоследок расскажу историю. Жила-была принцесса, дочь короля. И вышла она замуж и стала королевой. Вполне себе сказочный зачин, но так как история эта историческая, то и финал у нее трагический. Случился дворцовый переворот, ее заточили в тюрьму на озере(!). Она ждала помощи с востока(!), но не дождалась.
С опозданием с востока прибыл герой, которому оставалось только отомстить за ее гибель, что он и сделал: развязал войну и перебил ее обидчиков. Принцессу звали Амаласунта, отца – короля остроготов – Теодорих Великий, мстил за нее император Юстиниан. После смерти Амаласунты в 535 г. он развязал гото-византийскую войну. Здесь корень «гот» – на первом месте по футбольному принципу, они «принимающая» сторона, у них на тот момент было королевство с территорией, подданными, войском. Но в войне с византийцами первого места они не получили.
Заметно, что в истории нет упоминания аланов, но это опять на первый взгляд. Византийский император, кстати, с неустановленной родословной в указах называл себя Цезарем Флавием Юстинианом Аламанским, Готским, Франкским, Германским, Антским, Аланским, Вандальским, Африканским по числу покоренных народов. Амалы, семья Амаласунты, считаются готами, но с зафиксированными матримониальными связями с аланами, а биография ее известна из работ Прокопия Кесарийского и Иордана, тех самых, которые считали готов и аланов одним народом.
Чем глубже в историю, тем больше аланских следов, ведь зачем-то аланы сохранили в эпической форме в кадаге «Как Сослан спас Шатану из озера Ада» рассказ об этой трагедии на таком далеком Аппенинском полуострове (см. статью «Эпическая Сатана и историческая Амаласунта». Нартоведение. 2017). Это уже третий, а с учетом армориканской Бретани даже четвертый знаменитый европейский полуостров в исторической судьбе аланов.
Источник: sevosetia.ru