Без долгих предисловий и лишних умопостроений предложим на суд нашего взыскательного читателя одну историю, основанную на вполне себе реальных событиях. Очень хотелось бы надеяться, что она принесет кому-нибудь хоть какую-то пользу. Возможно даже и самому автору.
В давние времена, задолго до появления общепринятой концепции мироздания, жил в одной большой и богатой стране молодой человек, звали которого Игнатом (что с местного наречия на наш язык можно примерно перевести как «Огненный»). Страна эта хоть и была большая и богатая, но большинство людей в ней постоянно страдали от бедности, а те немногие, кто не имели материальных проблем, страдали зачастую по иным причинам.
Родился Игнат в очень бедной семье. Настолько бедной, что в иной день и куска хлеба у них на столе не было. В такие дни отправлялся он то к одной, то другой из двух своих бабушек, которые жили неподалеку и могли хоть чем-то да накормить.
Игнат рос болезненным и хилым мальчиком. Старший его брат (а разница между ними была почти 10 лет) не чурался его обижать, постоянно показывая, кто тут самый сильный, хитрый и умный, а кто «самый слабый» (надолго запечатлелись эти слова в игнатовой памяти). Родители их, хоть и жили всегда вместе, но ссорились и ругались так часто и яростно, что Игнат в такие моменты забивался в угол, иначе могло достаться и ему. Тогда бывало особенно обидно, поскольку он отчего-то верил, что человека можно ругать или бить, только если тот действительно что-то плохое сделал.
ПЕРЕЧИТЫВАЯ 7 НАВЫКОВ(1): БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ
Отец семейства был мужик неплохой и даже непьющий. В раннем детстве Игнат его очень любил и уважал, и было между ними доброе взаимопонимание. Но как пошел младший сын в школу, что-то в отце поменялось. За плохие оценки получал от него Игнат порой болезненную оплеуху. А один раз пригрозил отец его в школу для умственно отсталых отправить, чем напугал весьма основательно.
Мать его, надо сказать, тоже была дама не без странностей. Иной раз, когда Игнат хотел к ней приласкаться, она грубо его отталкивала, чем повергала в невыразимую печаль и угнетенность. Так постепенно и нарастало в его незрелом уме глубокое противоречие: вроде, намеренно он никому ничего плохого не делал, но отчего-то ему казалось (а может, и в самом деле было), что все вокруг его не любят. Значит что же, неужели он изначально такой плохой?
Поскольку разубедить его в этом было некому, повадился Игнат совершать и вправду нехорошее. Подворовывал у бабушки деньги из коробки, которую она хранила в платяном шкафу. А иногда и у родителей. Много не брал, чтобы заметно не было. Да разве тут в количестве дело? Просто из опыта ему давно ясно было: сколько не проси у родителей, те быстро объяснят, что нечего ерунду всякую хотеть.
И рассудил Игнат примерно так: «Раз они меня не любят, то должна же быть положена мне за это хоть какая-то компенсация. А от них все равно сильно не убудет». Главное здесь было не переборщить, дабы не постигло возмездие.
Так и повелось у него «плохое» «хорошим» компенсировать. То, бывало, соврет что-нибудь друзьям о себе (в лучшую, понятно, сторону), то страницу из дневника вырвет, то оценку в школьном журнале исправит. Были и другие способы. Но до серьезного хулиганства у него не доходило, ибо для этого нужна известная степень дерзости и бесстрашия, коих у Игната отродясь не водилось.
«БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ» КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ФИЛЬМ
И когда влюблялся он страстно и нежно в одну из своих одноклассниц, то страдал молча, поскольку казалось ему (а может, и в самом деле так было), что все чистое и светлое, что есть в душе, нужно прятать поглубже, иначе те, кто посмелее, посильнее да понаглее никогда ему этой слабости не простят. Да и сами одноклассницы тоже. В их вероломстве он также имел случай убедиться.
В общем, к моменту совершеннолетия понял Игнат основательно, что жизнь для него легкой прогулкой не будет. Не без упорного труда и толики везения удалось ему поступить со второго раза в одно столичное учебное заведение по ремесленной части. Закончив то заведение с отличием, хоть и без особо глубоких знаний на выходе, вступил он во взрослую жизнь.
Избавим читателя от утомительного описания скитаний нашего героя по столичным наземным и подземным коридорам и тупикам. Совался он со своим дипломом, то в одну контору, то в другую, перебиваясь кое-как на остающиеся от съемных углов крохи, пока не попал спустя несколько лет в услужение к одному зажиточному купцу. Там и обосновался всерьез и надолго.
Работать приходилось много, но и платил купец щедро. И вскоре обзавелся Игнат своим домом. Хоть совсем маленьким, но все же своим. У многих в той стране и того не было.
К тридцати трем годам странное положение в его жизни сложилось. Вроде, всего в достатке было. Многое Игнат к этому моменту успел в жизни попробовать. И в горы поднимался и по морю на утлой лодке с парусом путешествовал (то-то страху натерпелся, едва не потонули они). Кулачному бою учился. Но недолго. Быстро уткнулся в свои пределы. Скорее сказать, не уткнулся, а показали.
Даже ходил одно время к каким-то мошенникам, которые за десять золотых обещали научить любого доходягу баб кадрить. С этим делом у него особая сложность была (преодолевалась она только редкими походами к гулящим за деньги девкам, да частым рукоблудием). Попробовал Игнат хитроумным советам тех мошенников следовать, да таких от баб отворот-поворотов хлебнул, что лучше, право, было и не пробовать. Хоть была среди полсотни провальных и пара успешных заходов, Игнату они казались (а может, и в самом деле так было) скорее случайными. В общем, несмотря на достаток, признаков счастья на горизонте не маячило.
Давненько он задумывался, отчего так его жизнь складывается невнятно? Но ответа не находил. Вернее, находил, да всё такие, что никак его не устраивали своей тупой и жестокой однозначностью. В какой-то момент решил он, что раз в мире нормального ответа не находится, то, может, за его пределами надо поискать?
Хоть и был Игнат еще в раннем детстве познакомлен своей бабушкой (той самой, у которой потом деньги тырил) с единственной дозволенной в тех краях и в то время духовной традицией, в Бога все равно особо не верил. Родители потому что не верили. Да и не только поэтому. Слишком уж много сомнительного там про Бога рассказывали. Только жития некоторых святых вызывали уважение.
Веяло от них какой-то тихой, спокойной, величавой и доброй силой. Совсем не такой, как от силачей или кулачных бойцов на ярмарке. А силы Игнату ой как хотелось. Хоть какой, но только доброй. Потому что внутри он себя все-таки хорошим ощущал.
Но слабым.
Стал он тогда разные книги духовные просеивать, да крупицы Истины в них искать. Особенно по душе пришлась ему одна иноземная восточная духовная традиция. Почему? Да потому что Бог там был Единый и Единственный (без всяких сомнительных сотоварищей), а святые – такие чудотворцы и провидцы, что Игнат моментально проникся и решил в эту традицию вступить.
Вступил, да не сдюжил. Уж больно правила там строги были, а веры не хватало. Погоревал Игнат, да принялся дальше искать. Где-то в самой своей глубине сомневался он, что можно исполнением всяких правил Бога обольстить. «Бог же должен видеть, какой я внутри на самом деле», — думал Игнат. Слышал он как-то от кого-то (а может, читал где) про безусловную Любовь.
И только Такой ему всегда и хотелось. Не той, что заслужить можно (здесь у него шансов — ноль без палки, потому как все равно кто-нибудь получше него найдется). А Незаслуженной! Такой, что…! В этом месте Игнат почти всегда начинал плакать.
Идея о великой халяве – штука страшно сильная. Поди, избавься от неё. И заменить вроде не на что (других идей Игнат и знать не хотел), а без неё – какая, спрашивается, мотивация в поиске Истины? Пребывая в таком вот душевном настрое, набрел Игнат на книги одного местного мудреца, о коем не слыхал ранее. Каким-то уравновешенным и адекватным показался ему сей мудрец в своих текстах.
Пафосу излишнего не нагонял, обещаний не раздавал направо и налево. Но призывал ежедневно трудиться, правда, тоже адекватно, без фанатизма. А главное – жил рядом, не за тыщу верст.
И решил тогда Игнат к тому мудрецу в ученики поступить. Уж больно устал от всех этих метаний из ниоткуда в никуда. Правда, что значит быть учеником, представлял он весьма смутно. Так-то вроде оно всё просто: мудрец говорит – ты делаешь. Будешь правильно делать – найдешь, что (а лучше сказать — Кого) ищешь. Рано или поздно.
И стал Игнат на занятия ходить (мудрец группу парней тогда обучал, всего семь человек вместе с Игнатом), да дома упражнения делать. Рьяно взялся Игнат за упражнения, да скоро выдохся. Никак не удавалось ему те ощущения испытать, о которых мудрец сказывал. Временами что-то такое проскакивало, похожее. Может это ему казалось (а может, и в самом деле так было).
Поди, разбери.
Шли годы, группа менялась. В прямом смысле то есть. Кто-то уходил, кто-то оставался, кто-то приходил вновь. Сам Игнат несколько раз уйти подумывал. Такое бессилие и отчаяние ощущал.
Но в последний момент передумывал. Вспоминал одного классического былинного героя и понимал, что ему тоже в сущности «некуда больше идти». А идти надо было внутрь. Но там была как будто неприступная стена. Или что-то вроде того. Мудрец терпеливо объяснял Игнату, что тот слишком «закрыт» и поэтому не может воспринять, то, что необходимо.
Тому же зачастую казалось, что он куда более открыт, чем многие его товарищи по группе, но… Казаться, не значит Быть. В конце концов, товарищи эти к тому времени продвинулись на Пути куда дальше Игната.
Практика – критерий Истины. Так, кажется, сказал какой-то популярный западный философ. А Путь к Ней – смена состояний. Мудрец часто говорил группе: «не привязывайтесь к своим состояниям», будь то успех, уныние или даже спокойствие. Ибо рано или поздно любое состояние изменится.
И еще он говорил: «Не забывай, с кем имеешь дело». А стало быть, насколько можно верить своему уму, когда он говорит: «уйди», или: «останься»? И что это такое – быть учеником? Быть, а не казаться. Здесь мы предоставим пытливому читателю самому ответить себе на этот вопрос.
«А что же Игнат?» — возможно спросит тот же любознательный читатель. Ответим уклончиво. На момент написания этих строк он всё еще был в Пути. И, как знать, может статься, что история эта получит свое продолжение, когда наступит подходящее время. И когда будет на это Воля Того, у Кого нет сотоварищей.
Источник: mystic-school.ru
20 ЦИТАТ ИЗ КНИГИ СТИВЕНА КОВИ «БЫТЬ, А НЕ КАЗАТЬСЯ»
Что нас толкает придумывать себе образ за образом, что заставляет нас отказываться от своей сути? У человека есть лишь он сам, так почему и ради чего он пытается забыть это?
Говорят, казаться легче, чем быть. Но так ли это? Сколько энергии мы расходуем на поддержание определенного ореола?
Неуверенный в себе парень старается скрыть свою неуверенность и выбирает маску противоположную своему качеству. Однако, если в человеке есть уязвимое место, попытки решить эту проблему таким образом выглядят смешно и глупо. Наши истинные достоинства и недостатки исходят изнутри. Люди словно источают уверенность, обаяние, интеллектуальность, успешность.
Когда неуверенный в себе парень хочет обмануть всех вокруг, ему приходится кривляться, дабы поддержать желаемый образ внешним поведением. И он начинает вести себя откровенно грубо и вызывающе. Он не знает, что такое настоящая уверенность, ведь он ее не чувствует. Тогда он просто одевает маску другой крайности, заменяет неуверенность чрезмерной самоуверенностью. Одно асоциальное качество прикрывает другим.
Результат такой подмены, очевидно, не принесет хороших плодов. Ведь эта клоунада не может выглядеть естественной. Наш неуверенный в себе парень допускает высокомерные и дерзкие высказывания, стараясь вызвать страх и уважение, а получает в ответ агрессию и непонимание.
Когда человек играет роль, его внешнее поведение противоречит внутреннему состоянию, и это приводит к нервному напряжению. Подсознание всегда знает правду и его невозможно обмануть или заставить замолчать. Таким образом, сталкиваясь с нежелательной реакцией от игры в самоуверенность, человек получает двойную порцию стресса. Так может, лучше быть тем, кем ты есть, и не пытаться казаться лучше?
Как выпрыгнуть из рутины и начать следовать своему предназначению? Как отбросить мелкие задачи и наконец взяться за большие и амбициозные цели? Как честность с собой помогает наладить отношения с окружающими? Что такое истинный успех, и как прожить жизнь, наполненную смыслом? В рубрике «Книга месяца» — книга Стивена Кови «Быть, а не казаться».
Самые интересные и близкие нам цитаты из книги — в этом посте.
Материал подготовила: Надежда Назарян
Нащупать истину
«Любой из нас проживает три жизни — публичную, частную и тайную. Тайная жизнь — это жизнь вашей души, где скрыты ваши истинные побуждения, самые заветные желания. Но эта жизнь — еще и источник истинного величия. Если набраться смелости и исследовать свою тайную жизнь, можно честно проанализировать самые глубокие мотивации.
Чтобы исследовать свою тайную жизнь, требуется смелость отвернуться от социального зеркала — от того отражения, которое демонстрирует человеку общество, но которое имеет мало общего с его внутренней сутью. Мы привыкли к тому, какими видим себя в социальном зеркале, поэтому нередко стараемся избежать самоисследования. Мы впустую тратим время на фантазии и поиск рациональных объяснений. Но когда наши мысли движутся в таком русле, мы почти не ощущаем ни цельности, ни надежности, ни безопасности.»
Смотреть вперёд
«Слишком большое место в нашей жизни занимают воспоминания и слишком малая роль в ней отводится воображению — в нашей жизни много того, что есть и что было, но недостаточно того, что может быть. Это всё равно что вести автомобиль, глядя только в зеркало заднего вида.»
Выпрыгнуть из рутины
«Вы слишком заняты удобными, привычными, рутинными делами, вместо того чтобы заниматься тем, что действительно имеет значение? Что настолько хорошо в вашей жизни, что препятствует вам в достижении лучшего? Запишите в дневнике все, что цените в жизни больше всего, свои главные приоритеты. Затем разделите их на приоритеты A и приоритеты B. Составьте план, согласно которому ваши максимальные усилия будут направлены на достижение приоритетов A.»
«Чтобы понять, чего хочет от вас мир и что вы можете ему предложить, вам надо ответить на три вопроса. — Что нужно миру? — В чём именно я хорош? — Как я могу добиться лучших результатов в том, что мне нравится делать, и как мне ответить на реальные требования моей работы?»
Жизнь в изобилии
«Люди с дефицитным мышлением убеждены, что на свете существует лишь один пирог и что если кто-то возьмет себе кусочек, то им достанется меньше. Такая позиция ведет к мышлению в духе «выиграл/проиграл»: если ты выигрываешь, проигрываю я, а я не могу этого допустить.
Люди с изобильным мышлением видят мир иначе. Они верят, что пирогов более чем достаточно и что они всегда могут рассчитывать еще на один кусок. Такой настрой ведет к мышлению в духе «выиграл/выиграл».»
Сказать «да» своей миссии
«Как только вы решитесь на серьезные перемены, вы обнаружите множество убедительных причин оставить всё как есть. Однако со всеми этими расхожими отговорками есть одна проблема: глубоко в душе вы знаете, что они ничего не стоят. И вам придется жить с этим знанием. Настоящий, большой вызов дарит свободу сказать «нет» очень многому. Вы можете испытать колоссальное психологическое облегчение, взявшись за большую задачу и отбросив задачи банальные. Зачастую трудно говорить «нет» не слишком важным вопросам как в жизни, так и в бизнесе, если нет убедительного «да» — миссии, которой вы должны служить, грандиозной задачи, высокой цели, наследия, которое вы должны оставить после себя.»
Эффект vs. Эффективность
«Эффективность отличается от эффекта: эффект относится к результату действия, а эффективность — к самому процессу. Можно весьма эффективно взбираться по лестнице успеха, но если лестница прислонена не к той стене, эффекта не будет. Если эффективно работать над ложными приоритетами, результат будет таким же.»
Компас важнее часов
«Чтобы переключить мышление с часов на компас, надо сфокусироваться на приоритетах, а не на расписаниях и планах. Часы могут сказать вам, когда начнется собрание, но они неспособны определить, стоит ли вам на это собрание идти. А если это собрание собьет вас с пути, по которому вам следует двигаться? Каждый день, каждую неделю сверяйтесь со своими истинными приоритетами, со своим истинным севером, и тогда вы не сойдете с правильного курса.»
Позволить выигрывать другим
«Уважение к себе позволяет выигрывать, но при этом вы должны позволить выигрывать и другим. Если вы синергичны, если объединяете свою силу с силой других людей, вы создаете лучшие результаты в постановке задач, решениях, стратегическом партнерстве, взаимоотношениях между клиентами и сотрудниками.»
Жить по совести
«Я убедился на собственном опыте, что единственный способ достичь идеального баланса между компетентностью и характером — жить по совести, руководствуясь правильными принципами. И если я проявляю слабость характера или недостаток компетентности, то обычно вижу последствия своих ошибок уже через несколько часов или дней — нарушается цельность моей жизни.»
Создавать свои сценарии
«Я твердо убежден, что человек волен создавать собственные сценарии и жить в соответствии с ними — хотя многие и боятся себе в этом признаваться. При этом я понимаю, какую цену за это придется заплатить: бороться, визуализировать будущее, внедрять в свою жизнь позитивные установки, давать и сдерживать обещания, пока всё, что составляет человеческую личность, — чувства, мысли, ощущения и интуиция — не перестанет вступать друг с другом в конфликт.»
Работа на перспективу
«Если ваше развитие будет сосредоточено исключительно на выполнении текущих функций, вы станете слишком уязвимыми для действующих на рынке сил. Несомненно, вы должны быть компетентным специалистом в своей сфере деятельности, но вы должны быть и просто высокообразованным человеком. Я считаю, что образованию необходимо ежедневно посвящать от часа до двух часов рабочего времени. Еще один день в месяц следует отводить на тренинг, концептуально связанный не только с текущей работой, но и рассчитанный на перспективу. В моем личном расписании есть оба этих пункта.»
«Определите для себя траекторию роста, которая позволит вам укреплять свои сильные стороны и работать над слабыми. Это подразумевает наличие надежной обратной связи. Но не позволяйте тому, что вы узнаете о себе, давить на вас. Путь роста трудный и долгий, но, вступив на него, вы лучше узнаете свои слабости и научитесь справляться с ними.»
Честность с собой — гармония с окружающими
«Чтобы отношения стали лучше, не ждите, пока изменятся другие, и не ищите легких путей. Для начала будьте честными сами с собой: корни проблем следует искать в характере, там же находится и решение. Выстраивайте черты своего характера и взаимоотношения на твердом фундаменте принципов. От того, как вы относитесь к себе, зависит ваше отношение к другим. Способность находить общий язык с другими людьми проистекает из способности жить в гармонии с собой.»
«Поймите и примите тот факт, что другим людям так же нужны любовь, понимание и сочувствие, как они нужны вам.»
Книги и фильмыПолезные советы
Как мы убеждаем себя во лжи
Иногда мы настолько заигрываемся, что сами начинаем верить в свой образ. Тогда нить, ведущая к истинной причине нашего неестественного поведения обрывается, и формируется новый комплекс. Потому так часто заниженная самооценка часто живет в одной личности рядом с чувством завышенной важности, жестокость рядом с ранимостью, заносчивость рядом с неуверенностью.
Путь к себе: быть, а не казаться
Человек – существо социальное, и во многом наше поведение формируется под влиянием общественного мнения. Можно бесконечно спорить о пользе или вреде этого явления, но редко какая зависимость рискнет посоперничать в своей силе с зависимостью от мнения других людей. Постоянное сравнение своих поступков с чужими представлениями уже так въелось в наш мозг, что незаметно перешло на уровень подсознания.
Конечно, именно благодаря общественному мнению у каждого из нас обретаются те или иные социальные навыки и нормы поведения: мы не позволяем себе дебоширить, заниматься сексом на улицах, не ходим голыми в магазин и на работу, соблюдаем церковный дресс-код и прочее. Но нередко человек настолько начинает бояться осуждения близких и дальних, настолько хочет выглядеть в глазах окружающих чище, добрее, лучше, что рано или поздно приходит к внутреннему конфликту, отнимающему радость жизни.
И это неудивительно, ведь следование желанию казаться всегда сопряжено с необходимостью жертвовать. Жертвовать уже своим мнением и своими личными желаниями, своим правом на те или иные поступки. Особенно уродливой получается ситуация, если такое поведение начинает объясняться чуть ли не высшей степенью христианского смирения.
Считаться кем-то, или кем-то быть?
Быть смелым, или делать вид, что смелый?
Ты жертвовал, творил, умел любить,
Или об этом лишь вещал умело,
Робея самому себе признаться,
К чему стремишься: быть или казаться.
А. Макаревич
Собственно, толчком к написанию этого текста стала беседа с дочкой одного протестантского пастора, полностью ощутившей на себе все «прелести» состояния, в котором необходимость казаться превалирует над желанием быть самой собой. Уверяю вас, что с такой проблемой сталкиваются и многие-многие православные.
Сознательное принятие христианства накладывает на нас целый ряд обязательств. Именно к нам обращены слова Спасителя: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:14-16)
Подавая свод моральных ценностей в Нагорной проповеди, именно к нам обращается Господь: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» (Матф. 5:48).
Оставим сегодня тот случай, когда стремление казаться совершенным продиктовано желанием получения каких-то привилегий в виде благосклонности священника, приближения к церковной кассе или продвижения по карьерной лестнице. Как правило, такие люди знают что хотят и редко отягчаются внутренними конфликтами. Давайте поговорим о нас, простых смертных, стремящихся примерить к себе слова Спасителя.
Боясь соблазнить братьев по вере, а особенно – неверующих, но не успев стяжать добродетели, мы окутываем свою жизнь коконом внешних атрибутов, которые по нашему мнению должны помочь сохранить в глазах людей образ примерного христианина. Я не против длинных юбок, белых платочков, глаз – в пол, обязательного посещения всех служб, благочестивых разговоров о терпении и смирении. Я против ломки личности, ВЫНУЖДЕННОЙ ВЫГЛЯДЕТЬ идеально. А эта ломка неизбежна, ведь по сути человек, делающий так, начинает отказываться от своей жизни, от своего уникального пути спасения, от своего предназначения.
Что стоит жизнь в довольстве иль покое,
Когда ее пытаются лепить,
Фальшивя переделанной строкою…
Легко казаться. Очень трудно быть…
А. Макаревич
Такой путь рано или поздно приводит к неизбежному столкновению с отсутствием реальных и удобоваримых плодов духовной жизни. На смену эйфории периода неофитства приходит разочарование, ощущение безысходности, отсутствие душевного комфорта и пустота. Если вовремя не сказать себе «стоп», то за этим «букетом» следует депрессия и разрыв тесных отношений с близкими людьми.
Моя знакомая рассказывала: «Я словно хожу по кругу. С одной стороны, будучи дочерью пастора, я должна быть примером для всех. У меня нет прав на ошибки, потому как это тут же ударит по репутации отца. Я должна быть стойким оловянным солдатиком, но на самом деле – хрупкая ранимая девушка, мечтающая об успешной карьере и тихом семейном счастье с любимым человеком.
Мне часто хочется плакать, но я вынужденна улыбаться. У меня не складываются отношения с молодыми людьми и возникают проблемы на работе, но окружающие не должны видеть моих неудач».
Прикрепленная однажды к груди табличка «Идеальная Дочь Идеальных Родителей» уже настолько срослась с сущностью этой девушки, что выгравированная фраза абсолютно не позволяет дышать на всю силу легких. Более того, юная христианка не только не может простить себе любые проявления своего несовершенства («что подумают люди обо мне и моем отце? У него не должна быть такая дочь!»), но не может поделиться своими проблемами с близкими. Не может она довериться даже отцу («я не могу его разочаровать»).
Вы скажете, что это редкое проявление крайности? Но сколько раз на поле брани нашего сердца желание казаться суперхристианином побеждало желание быть просто человеком, искренне любящим Господа и своих ближних и готовым взять крест по своим силам? Сколько раз в угоду другим нам приходилось отказываться от своих убеждений? Всегда ли мы оставались верными призыву следования за Христом и не заменяли ли его необходимостью следования за чужим мнением?
Заблудился я в небе — что делать?
Тот, кому оно близко,- ответь!
Легче было вам, Дантовых девять
Атлетических дисков, звенеть.
О. Мандельштам
Оставим психологам разбор причин, заставляющих нас забывать о собственном Я в угоду Я чужого. Чаще всего истоки многих сегодняшних проблем базируются в раннем детстве и связаны с недостатком любви и признания. Увы, как бы мы не старались, но прошлого не может изменить никто, зато нам под силу изменить настоящее. Правда, для этого придется потрудиться.
И первым моментом в процессе мюнхгаузенского вытягивания себя из болота должно стать честное признание – проблема существует, и с ней надо что-то делать. Нет-нет, не стоит переходить из одной крайности в другую и начинать противоречить всем и вся – очень часто в мнениях других людей есть немало полезного.
Важно понять, что все мы нуждаемся в любви, поддержке, одобрении и признании других людей, однако не менее важным является понимание уникальности каждого из нас. Мы – не роботы, не бездушные машины. Господь не только наделил нас Своим Образом, но и подарил нам всем свободную волю, которой каждый может распоряжаться на свое усмотрение.
А это значит, что наш Творец оставил нам право на ошибку. Вправе ли мы в угоду мнения других требовать от себя абсолютной безгрешности? Не есть ли это признак гордыни?
Как по мне, путь совершенствования начинается не с выбора и примерки модного костюма, идеально сидящего на фигуре соседа. Путь совершенствования начинается с познания и принятия самого себя. Сюда входит не только осознание своей греховности, но и понимание собственных стремлений, надежд и тайных движений сердца. Неплохо было бы научиться любить себя такими, какие мы есть.
Ведь только тогда мы откроем для себя умение любить ближних и только тогда подарим другим людям возможность любить нас – со всеми нашими положительными качествами и недостатками. А что может быть выше и чище жизни в Любви?
Ну, а для тех, кто ищет в нас червоточинки, всегда актуальными остаются слова апостола Павла: «Для меня очень мало значит, кáк судите обо мне вы или кáк судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор.4:3-4).
Источник: www.matrony.ru