БАЛЕТ – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЖАНР
Балет (от итальянского «ballo» танцую) – это
определенная академическая форма танцевальной
техники и музыки.
Он обычно включает в себя танец, пантомиму, действие
и музыку (обычно оркестровую, но иногда и
вокальную)
В основе балета лежит какой-то сюжет,
драматургический замысел, либретто, но бывают и
бессюжетные балеты. Основными видами танца в
балете являются классический танец и характерный
танец. Немаловажную роль играет пантомима, с
помощью которой актёры передают чувства героев,
их «разговор» между собой, суть происходящего. В
современном балете широко используются также
элементы гимнастики и акробатики.
3. Техника балета
ТЕХНИКА БАЛЕТА
Балет является самым известным танцевальным
действием из-за его уникальных особенностей и
методов:
работа на пуантах,
повороты ног
большие растяжки,
Изящные, плавные, точные движения
Щелкунчик. Балет в постановке Государственного Большого театра СССР (1977)
воздушность.
4. Истоки балета
ИСТОКИ БАЛЕТА
Танец проходит через историю. Традиции танца
-рассказа развились в Китае, Индии,
Индонезии и Древней Греции. Театральный
танец был известен на более широкой арене
древнегреческого театра. Когда Римская
империя завоевала Грецию, они переняли
греческий танец и театр со своим искусством
и культурой. Танец оставался важным и в
Средневековье, несмотря на подавление
Церковью. Искусство балета не появлялось
до конца 1400-х годов.
5. Где родился классический балет?
ГДЕ РОДИЛСЯ КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ?
Основным придворным жанром в 17 веке был
балет. Он был развит в Италии и Франции. Эти
две страны сделали очень много для
хореографии, особенно Франция. Впервые во
Франции
стали
ставиться
танцевальные
спектакли и танцоры встали на полупальцы,
исполняли
прыжки,
вращения,
быстрые
перебежки. Балет был популярен в придворной
среде и даже король Людовик XIV танцевал
главные партии балета и был центральной
фигурой в танце.
6. Кто сочиняет балет
7. Связь балета с другими видами искусств
8. Кто исполняет балет.
КТО ИСПОЛНЯЕТ БАЛЕТ.
Балерины – солисты.
Танцоры – солисты.
Кордебалет.
Дирижер.
Симфонический оркестр.
9. Балетные термины
БАЛЕТНЫЕ ТЕРМИНЫ
Вариации – сольный танец героя.
Pas-de-deux – танец двух героев.
Pas-de-trois– танец трех героев.
Кордебалет – большой общий танец .
Характерный танец – отличается пантомимой и
необычной хореографией.
Батман – поднятие ноги на 90 градусов.
Гранд-батман – поднятие ноги на180 градусов.
Фуэте – вращение на месте на одной ноге.
Плие – приседание на выворотных стопах.
10. Pas-de-deux (па-де-де)
PAS-DE-DEUX (ПА-ДЕ-ДЕ)
Танец Тома Детская школа балета Lil Ballerine г.Ростов-на-Дону
11. Вариации
12. Кордебалет
КОРДЕБАЛЕТ
13. Батман и гранд-батман
БАТМАН И ГРАНД-БАТМАН
14. Характерный танец и пантомима
ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ
И ПАНТОМИМА
15. Батман, плие.
БАТМАН, ПЛИЕ.
16. Фуэте
17. Пачка балетная
ПАЧКА БАЛЕТНАЯ
Па́чка — жёсткая юбка, используемая в балете для
танцовщиц.
Первая пачка была сделана в 1839 для Марии
Тальони по рисунку художника Эжен Лами.
Стиль и форма пачки со временем менялись. В
конце XIX века пачка Анны Павловой сильно
отличалась от современной, она была длиннее и
тоньше. В начале 20 века пришла мода на
пачки, украшенные перьями и драгоценными
камнями. В советское время пачка стала
короткой и широкой.
18. Пачка – специальная одежда для балета
ПАЧКА – СПЕЦИАЛЬНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ БАЛЕТА
19.
20. Пуанты
ПУАНТЫ
Слово пуанты происходит от французского «кончик».
Французские балерины могли похвастаться тем, что
умели становиться на кончики пальцев и выполнять
при этом сложные элементы. Для облегчения такого
танца и стали использоваться пуанты, которые
закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять
равновесие.
Современные пуанты изготавливаются из атласной
материи, чаще всего пуанты заказываются мастеру
для определенной балерины. Это необходимо для того,
чтобы они надежно закрепили стопу. В носке балетной
туфельки укладывается уплотненный материал, а
ленты перехватывают ногу у щиколотки.
Танец на пуантах отличается особой грациозностью и
виртуозностью исполнения.
21. Пуанты — специальная обувь балерины, которая позволяет встать на полупальцы
ПУАНТЫ — СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБУВЬ БАЛЕРИНЫ, КОТОРАЯ
ПОЗВОЛЯЕТ ВСТАТЬ НА ПОЛУПАЛЬЦЫ
22. Через тернии к звездам
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ
Балет красивый и сложный
вид искусства, который
требует от артистов
огромного титанического и
упорного труда.
Заниматься балетом
начинают с детства.
Ежедневные репетиции,
упражнения на растяжку
отнимают много времени.
Те, кто обрекает себя на
такой труд посвящают
этому делу всю свою
жизнь.
Источник: ppt-online.org
История балета
Когда танец превращается в музыкально-сценическое представление, начинается балет. Эта высшая ступень хореографического творчества искусно переплетает в себе живопись, музыку, хореографию, превращаясь в слаженный спектакль, который не оставляет никого равнодушным.
Сложно определить, какой язык дал нам название аристократического искусства – либо латынь — ballo («танцую»), либо французский – balleto. И хотя человечество плясало с незапамятных времён, первое упоминание о балете относится к XV веку, когда итальянец Доменико Пьяченца, сочиняя музыку для очередного королевского бала, придумал связать несколько танцев в одно целое, написав для них финал. В 1581 году в Париже Бальтазарини де Бельджозо, «главный интендант музыки», соединил в своём спектакле «Комедийный балет королевы» хореографию и музыкальное сопровождение.
Основоположником классического балета был Людовик XIV. Именно он отделил от блистательных балов балет в отдельную форму представления, и сам дебютировал в «Балете Кассандры» в 1651 году, будучи тринадцатилетним юношей. Через пару лет появился новый спектакль – «Королевский балет ночи», в котором он сверкал в роли Восходящего солнца. Отсюда и пошло его прозвище – Король-солнце.
Его таланту и востребованности могут позавидовать современные танцовщики: по 5-6 ролей в каждом представлении. Более того, выступал он не только перед льстивыми придворными, но и в настоящих театрах перед многотысячной публикой. В 1661 году в Париже по его указу открылась Королевская академия танца, но все же большее значение тогда отдавалось костюмам и музыке.
Жан Жорж Новер, балетмейстер из Франции, стал реформатором, придав жанру уже привычные нам хореографические очертания. Стоит отметить, что до 1681 года в балете принимали участие только мужчины. Первой балериной стала мадмуазель Ла Фонтен, легендарная танцовщица.
Развитие балета в России
Многие страны адаптировали новый вид сценического искусства под свои традиции и культуру. В XVIII в прорубленное Петром I окно в Европу балет влетел в Российскую империю. Многие исследователи относят скоморохов и шутов при дворе Алексея Михайловича к первым героям балетных постановок, но это в корне неверно – в допетровской России не было аналогов балета.
Менуэты, контрдансы и прочие непонятные тогда русской публике термины появились при его сыне, незамедлительно издавшем указ обучать молодёжь танцам. Колыбелью русского балета стал Сухопутный шляхетный корпус, основанный Анной Иоанновной в 1731 году.
Будущие военные после окончания должны были блистать в высшем обществе, поэтому хореографическому искусству уделялось особое внимание. Основоположником этого жанра в России справедливо считают Жана Батиста Ланде, танцмейстера корпуса. В 1738 году ему позволили открыть «Танцевальную школу Её Императорского Величества» (ныне Академия русского балета А. Я. Вагановой).
Любили балет и Елизавета Петровна, и Екатерина II, в эпоху которой получили развитие труппы при помещичьих дворах. Петербургский балет XIX практически полностью сочинён хореографами из Франции – от Шарля Дидло до не менее гениального Мариуса Петипа. Императорская благосклонность к этому виду искусства росла с каждым спектаклем. В творчестве П. И. Чайковского присутствовала единая музыкальная концепция: оркестр создавал определённую атмосферу, предоставляя публике улавливать эмоции и чувства. В 1877 году состоялась постановка легендарного «Лебединого озера».
В XX веке кропотливо созданный театр француза Петипа начал постепенно терять позиции: требовалось что-то новое, модернистское. Тогда до Петербурга докатилась волна экспериментов Дягилева, чьи балерины мало чем отвечали эстетике классического танца, – примы танцевали небрежно, но не без артистической гениальности, как Анна Павлова, и не без определённого стиля, как Тамара Карсавина. Ну и как же не упомянуть скандально известную Матильду Кшесинскую – простой народ не бывал в театре, но её светской жизнью интересовались все. После революции многие труппы были вынуждены эмигрировать, поэтому русский балет мог и не сохраниться до нашего времени, если бы не искусствовед Анатолий Васильевич Луначарский – благодаря ему большевики разрешали «яркий и возвышенный балет». Во второй половине XX века появится настоящий гений с феноменальным прыжком и гибкой спиной – Майя Плисецкая – выдающаяся балерина советского времени, навечно вписавшая своё имя в мировую историю балета.
Современный балет не забывает о классической вековой школе и одновременно борется со стандартами. Спектакли становятся всё смелее и эпатажнее, а мода на оригинальное прочтение традиционных постановок не проходит. Отечественные балетмейстеры продолжают восхищать публику своим искусством, в очередной раз подтверждая, что русский балет неспроста считают одним из лучших в мире. А билеты на балет в Большой театр, несмотря на немалую стоимость, раскупаются на месяцы вперёд.
Парк-музей «ЭТНОМИР»
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» – уникальное пространство диалога культур, территория путешествий, открытий, вдохновения, образования и любви.
Здесь на площади в 140 га расположены этнодворы разных стран и уникальная Улица Мира. Приобщитесь к культуре разных народов, ощутите особенную атмосферу перекрёстка миров, отдохните на природе, насладитесь нашими лучшими образовательными, культурными и развлекательными программами!
В нашем парке-музее можно примерить национальные костюмы, освоить редкие ремёсла, купить сувениры, сделать своими руками полезные вещицы, попробовать блюда национальной кухни разных стран, посетить парк аттракционов и многое другое. Обойти за день все интересные уголки невозможно, поэтому к услугам посетителей уникальные этнические отели – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.
Понравилась статья — поделись с друзьями!
Источник: ethnomir.ru
«Балет»! «Балет!» «Балет!» Алла Сигалова в сериале про самое элитарное из искусств
Это первое, что приходит в голову, когда смотришь «Балет» режиссера Сангаджиева (это очень хороший режиссер — из актеров, Happy End снял, но ему не чуждо кокетство и он предпочитает, чтобы его звали по фамилии — без имени, хотя он Евгений).
В драматический театр ходят очень-очень немногие, миллионы людей бывали там от силы пару раз. Еще хуже с оперой и совсем плохо с балетом — большинство россиян не бывали на нем никогда. И не жалеют. Не зря в учебнике обществознания так и написано: «элитарное искусство». За огромные миллиарды бюджетных средств.
Так что это, конечно, риск — снимать сериал про что-то настолько далекое от народных масс. Тем более, что вышедший в 2017 году фильм Валерия Тодоровского «Большой» провалился в прокате.
И вообще про изнанку жизни творческого люда снимать опасно: вышел недавно очень тонкий и талантливый сериал «Актрисы», а народ злится. В откликах писали, что, мол, чернуха-бытовуха какая-то. Вникать в душевные терзания совсем уж массовый зритель не привык, а все остальное ему телевизор в своих сериалах показывает.
Но «Балет» идет по другому пути. Для начала он отбрасывает нафиг всю эту пафосную чепухню про самоотверженный труд и великое искусство. С ходу плетет ниточки, за которые сколько ни дергай, а людям все равно интересно: вот этот — ее бывший любовник, вот эта ее ненавидела, а эта теперь жена экс-любовника.
Но не упивается этим телесным низом, а использует его как поролоновую губку, которую предстоит напитать разными смыслами и вечными сюжетами. О судьбах, изгибы которых — результат бесконечного, ежеминутного выбора каждого из нас. О шансе оттолкнуться от дна даже тогда, когда это невозможно. Еще это немножко производственная драма, которые мы тоже издревле любим: получится ли у мартеновцев выполнить пятилетку за три года?
Змеиный клубок единомышленников
Итак, в 1984-м Рута Адамкуте — советская прима Национального театра (назвать его Большим в сериале отчего-то не рискнули) на гастролях в Нью-Йорке просит политического убежища (как Нуреев совершил свой «прыжок к свободе» в 1961-м). Для Руты вынужденный шаг: ее предупредили, что на Родине ей грозит арест.
Шли годы, вот уже и 2021-й: Рута с фамилией Майерс — мировая суперзвезда, сама давно не танцует, зато ставит дико модные современные балеты. Последнюю постановку принимают горячо, но Рута понимает: она в тупике, спектакль мертвый. И тут как черт из табакерки выскакивает директор Национального театра России (Федор Бондарчук): зовет домой — ставить спектакль на вскормившей ее сцене. Родине нужна помощь: «Лебединое» — это хорошо, но осовременить бы.
И Рута едет, соблазнившись возможностью пошуровать в улье палкой. А там без нее так хорошо: брошенный ею в 1984-м танцовщик (Игорь Гордин) — худрук, его жена (Ирина Апексимова) рулит по финансовой части (буфетную выручку коробками возят), сын (Петр Райков) — премьер во всех главных спектаклях, а дочка (Лиза Янковская) — пиар-директор.
И чем, спросите вы, это отличается от мелодрам? Не смелостью же в обнажении пороков (а то мы не догадывались).
А в том, что во всем этом все-таки живет балет. Он звучит, его танцуют. Настоящие танцовщики лучших театров страны. Балет боготворят и ненавидят. И его много. Покажут фрагменты семи спектаклей — четыре из них поставлены специально для «Балета», а один теперь идет в реальности в Музыкальном театре им.
Станиславского и Немировича-Данченко.
Сериал дает шанс среднестатистическому россиянину понять — а, вернее, почувствовать, зачем это все. Все это многомиллиардное золото, самая большая труппа в мире, девки лебедей кажут, мужики в колготках, шампанское в антракте за 3К и билеты, на которые надо копить. Может, и правда в этом что-то есть? Или все-таки нет?
Фуэте судеб и антраша интриг
Более неподходящее время для «Балета» трудно придумать.
Рута Майерс (да, кстати, ее играет хореограф и педагог Алла Сигалова; сначала снимали Ингеборгу Дапкунайте, но теперь она для России персона нон грата — снятое пересняли) олицетворяет западную свободу личности и творчества. Ее альма матер — символ заскорузлой иерарархической патриархальности, закрытости, зацикленности на себе. То есть наезд на наше, русское налицо — а за такое можно и схлопотать что-нибудь в широком диапазоне. И общественные настроения вроде как прямо противоположные.
Ну, или придется героине осознать, как много она потеряла, оторвавшись от корней, раскаяться и поставить-таки «Лебединое озеро» прям по классике.
Пока получается нескучно: у «Балета» густая, многоэтажная завязка — настолько насыщенная, что сериал не портит очень схематичный, даже примитивный внешний сюжет основных интриг. Например, актер-неудачник Иван Харитонов и придуман плохо, и сыгран отвратительно (а как это сыграть хорошо?), а демарш правдоруба Ильи Пронина в первом эпизоде выглядит неубедительным черновиком, который забыли сочинить как следует.
Но, в конце концов, условность и схематичность — это тоже художественный метод. Дальше все зависит от того, что режиссер Сангаджиев (он еще и в рекламе сериала не участвует, работу не комментирует) хотел бы рассказать нам о природе человека такого, что стало открытием для него самого.
И хватило ли ему сил продраться сквозь навязываемую продюсерами пошлость. «Даже тем, кто не знает всех балетных тонкостей, будет интересно следить за па-де-де амбиций и талантов, невероятными фуэте судеб и антраша интриг», — бодро рапортует директор Wink Антон Володькин. Будет жаль, если проекцией этих соображений все и закончится.
А вот серии заканчиваются Аллой нашей Борисовной:
«И вот взлетаю, я взлетаю высоко, паря над прожитым свободно и легко!»
Хит 1986 года. Хит про балет! Все-таким духовная мы нация.
«Балет»
Драма, 8 серий по ~53 минуты.
Режиссер: Сангаджиев.
Сценарий: Лев Мурзенко, Серафим Ореханов, Анастасия Корецкая, Сангаджиев, Владислав Каптур, Алексей Киселев (идея).
В ролях: Алла Сигалова, Игорь Гордин, Мария Фомина, Петр Райков, Федор Бондарчук, Ирина Апексимова, Елена Морозова, Юрий Ицков, Полина Агуреева, Елизавета Янковская, Игорь Миркурбанов, Евгения Добровольская, Мария Хорева, Ксения Шевцова .
Где смотреть: онлайн-кинотеатр Wink с 18 мая.
Источник: www.kp.ru