Импрессионизм — дословно «впечатление» (от фр. impression), течение в искусстве XIX-XX веков, начавшее свой путь во Франции и покорившее впоследствии весь мир. Попытка художников запечатлеть на холсте не столько саму действительность, сколько эмоциональное переживание, впечатление, произведенное окружающим миром на живописца.
История развития
В 60-х годах 19 века молодые художники, уставшие от тяжеловесного академизма, искали новые способы выражения себя в искусстве. В отличие от многих других направлений, в которые приходили живописцы и следовали уже установленным догмам, импрессионизм стал объединяющим понятием для совершенно разных художников, искавших свой стиль самостоятельно.
Благодаря Клоду Моне и его картине «Впечатление. Восходящее солнце», выставленной в Париже в 1874 году, слово «импрессионизм» закрепилось в обществе, так как журналист Луи Леруа, раскритиковавший одну из выставок Салона отверженных, окрестил ее «Выставкой впечатленцев».
До этого времени можно отметить такие вехи в истории импрессионизма, как показ Эдуардом Мане своего «Завтрака на траве» (1863г.), собрания всех будущих последователей в кафе Гербуа и совместное творчество в Онфлёре Моне, Э. Будена и Йонкинда.
Что такое импрессионизм?
В первые годы импрессионизм подвергался резкой критике и гонениям, именно поэтому знаменитая совместная выставка в 1874 году прошла в «Салоне отверженных», где выставлялись работы, отринутые жюри официального Парижского салона.
Особенности стиля
- Отказ от четких контуров академизма.
- Отсутствие детализации.
- Легкие, словно дрожащие, мазки
- Игра света и тени
Иногда форму предметов можно различить на холстах импрессионистов лишь отойдя от него на достаточное расстояние, тогда как при ближайшем рассмотрении кажется, что это не картина, а лишь хаотичный набор мазков. А от произведения так и веет сиюминутностью момента, когда кажется, что стоит отвернуться и в следующий миг изображение изменится.
Художники-импрессионисты
Клод Моне — известен сериями картин, которые были написаны им в одном и том же месте, но в разных погодных условиях или разное время суток. Именно эти серии прекрасно показывают, какими непохожими по ощущениям могут быть пейзажи в зависимости от того, в какое время на них смотрит зритель.
Эдуард Мане — ставший апологетом и одним из первых представителей этого течения. Он начинал свой путь в классической живописи, но будучи отвергнутым из-за своих дерзких идей, впоследствии примкнул к группе молодых художников-импрессионистов.
Эдгар Дега — в отличие от многих соратников, избегал творить на пленэре и воспевал театр, балет и оперу. Известен своими изображениями танцовщиц и танцевальных классов.
Камиль Писсарро — больше всего увлекался идеей предметов в воздушной среде, пронизанной светом. Писал в основном пейзажи в необычной технике прорисовки плотными мазками. Зачастую это городские виды или сельская местность.
Импрессионизм за 5 минут. КроссКульт.
Поль Сезанн — яркий представитель постимпрессионизма из Франции. В его работах можно видеть противоречивость личности и его внутреннюю борьбу. Известен фантастической трудоспособностью и тем, что уничтожал свои работы, которые казались ему несовершенными.
Постимпрессионизм
Стал объединяющим для различных направлений живописи в Европе конца XIX — начала XX века. Охарактеризовался стремлением живописцев изображать сущность жизни через декоративную ее стилизацию и символы. Когда художественное сообщество снова находилось в поисках новых смыслов, форм и идейно-нравственных ценностей. Сформировался в 1886г. в момент кризиса и раскола импрессионистов, когда на их последней выставке в коллекции были представлены работы будущих постимпрессионистов.
Источник: muzei-mira.com
Искусство под другим углом
Какие полотна представлены в рамках экспозиции «После импрессионизма»
В Пушкинском музее открылась выставка «После импрессионизма». Она могла стать крупным международным проектом, но из-за военных действий на Украине организаторам пришлось немного изменить концепцию. Пушкинский музей работал над экспозицией вместе с лондонской Национальной галереей с 2020 года. Международная серия выставок «После импрессионизма: изобретение современного искусства» должна была рассказать, как французские художники влияли на живописцев в России, Германии, Австрии и Испании.
Выйти из полноэкранного режима
Развернуть на весь экран
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов / купить фото
Фото: Коммерсантъ / Глеб Щелкунов / купить фото
После начала военных действий на Украине сотрудничество стало невозможным. В Пушкинском музее придумали свой вариант экспозиции с похожей тематикой и собрали картины из региональных музеев и частных собраний. Это в том числе полотна Ильи Репина, Валентина Серова, Казимира Малевича и европейских художников, например, Анри Матисса, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога.
Василий Бычков о ярмарке «Арт-Москва»
Большинство из этих работ неизвестны широкой публике, рассказал “Ъ FM” замдиректора по науке Пушкинского музея, один из кураторов выставки Илья Доронченков: «Постарались, чтобы история русского искусства была рассказана на очень хорошего качества работах, которые вы не привыкли видеть в Москве и Санкт-Петербурге, которых обычно нет в учебниках. В результате три этажа постоянной экспозиции превратились во временную выставку.
В нескольких залах рассказываем историю пуантилизма в Европе, где представлены картина Жоржа Сёра, которая пришла из Эрмитажа, наши вещи Поля Синьяка. В рамках экспозиции мы показали широкий разворот русских художников, в том числе Малевича, Гончарову, Давида Бурлюка, Владимира Бурлюка. Потом становится понятным, как из этого всего вдруг вырастает фовизм Анри Матисса и его товарищей.
Когда вы видите в одних залах работы европейских и русских художников, они начинают между собой очень интересно разговаривать.
Или, допустим, когда мы вешаем Пюви де Шаванна, монументалиста, символиста, который был очень влиятелен и потом достаточно забыт, Борисова-Мусатова, Нестерова, а рядом «Девочку на шаре» Пикассо, мы реконструируем забытую историю. Пикассо звучит совершенно по-новому.
К нам не приехал знаковый шедевр Поля Гогена «Борьба Иакова с ангелом» — его главная символистская картина до Таити, которая хранится в Эдинбурге, «Священная роща» Пюви де Шаванна. Она из Чикаго, поэтому в любом случае бы не привезли. Не приехали «Купальщицы» Сезанна, работы Пикассо барселонского периода, «Портрет Адели Блох-Бауэр» Климта, правда, не золотой, который все любят, а розовый, но это тоже шедевр. Довольно много работ не привезли.
Когда мы поняли, что этот проект невозможен, в августе Марина Лошак решила делать свой в идеологической рамке лондонского».
Всего в экспозицию «После импрессионизма» вошло более 200 картин рубежа XIX и XX веков. Их предоставили в том числе Третьяковская галерея, Русский музей в Санкт-Петербурге, Эрмитаж и еще 15 музеев страны. Эти полотна действительно раскрывают живописцев с новой стороны, но не все решения организаторов выставки выглядят удачными, считает искусствовед, автор Telegram-канала «Ку-ку» Ксения Коробейникова, которая побывала на выставке:
«Это делалось, скорее всего, чтобы показать, что русское искусство тоже было важным, его хотели вписать в европейскую традицию. Честно говоря, я не уверена, что это здорово получилось сделать, по крайней мере, не на первом этаже. Видно, что все-таки русское искусство если и не отставало от европейского, то шло за ним. Второй и третий этажи больше отвечают главной идее проекта.
Марина Лошак уходит с поста директора ГМИИ
В сухом остатке ощущение, что постоянную экспозицию французского искусства второй половины XIX века, к которой мы привыкли, многие знаем наизусть, просто решили взбодрить изрядным количеством произведений российских художников. Где-то они проигрывают, где-то действительно смотрятся на уровне. Например, роскошная «Кацапская Венера» Михаила Ларионова из Нижегородского музея.
В этом смысле выставка удачная. Достаточное количество небанальных вещей, которые редко видим вживую. Это событие заметное, поскольку после 24 февраля все бюджеты и планы свернулись и сейчас каждая экспозиция такого уровня — нечто выдающееся. В прошлой жизни она была бы одной из пяти-семи выставочных блокбастеров».
Выставка работ русских и зарубежных живописцев «После импрессионизма» продлится в Пушкинском музее до 20 августа.
Новости в вашем ритме — Telegram-канал «Ъ FM».
- Елизавета Скобцова подписаться отписаться
- Все о выставках подписаться отписаться
- Выставки и музеи подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
История искусств: импрессионизм
Melody Nieves Last updated Aug 4, 2017
Read Time: 3 min
This post is part of a series called A Beginner’s Guide to Art History.
Вновь приветствую вас на нашем курсе истории искусств! Из мира неоклассики и романтизма мы продолжим наше путешествие к художественному движению ХIХ века — импрессионизму. Давайте взглянем, как сильно повлияла история на развитие искусства того времени.
Движение импрессионистов
Как бы вы смогли уловить красоту солнечного света, если солнце заходит и восходит вновь? Художники ХІХ века научили бы вас, используя широкие свободные мазки кисти и свободные композиции, вполне реалистичные, хотя и мечтательные.
Движение импрессионистов выросло из острого желания сбежать от шаблонов классических греко-романских художественных стилей. Основной акцент был сделан на способности передать натуральный свет, простые вещи и движение посредством масляной живописи.
В течение этого периода импрессионисты писали серии картин-«кадров», изображающий природу, группы людей в теплом освещении. Как только они освоили технику пленэрной живописи, импрессионисты сосредоточились на изучении роли света в композиции и передаче цвета.
Обратим внимание на некоторых выдающихся художников этого периода.
Клод Моне
Все началось с этой картины Клода Моне. «Впечатление. Восходящее солнце» стало определяющим произведением, которое было признано официальным гимном этого движения.
Используя «дымчатый» стиль письма, Моне хотел передать момент туманного рассвета над французским портом Гавра.
Среди наиболее значимых его работ также можно назвать картины «Прогулка. Дама с зонтиком» и «Девушка с зонтиком (повернутая влево)». Они иллюстрируют его отличительный стиль рисования свободными мазками со смешением цветов. Зритель может ощутить соприкосновение с изображаемым Моне миром, в котором часто можно встретить его жену, друзей и родственников.
«Наверное, именно цветам я обязан тем, что стал художником,» — Клод Моне.
В последние годы своей жизни Моне документировал события в своих работах, включая ухудшение зрения, что привело к усилению красного тона в картинах. Его стиль отличался экспрессией и энергичностью и запомнился выдающимся чувством естественного освещения.
Эдгар Дега
Являясь одним из отцов-основателей движения импрессионистов, Эдгар Дега показал себя самым реалистичным несмотря на это.
Его стиль уходит корнями в ранние французские техники, характеризующиеся невероятным вниманием к деталям. Однако он также разделяет репутацию незаконченного стиля из-за предполагаемых проблем со зрением у художника.
Изображая прекрасные сцены на ипподромах и закулисные наблюдения в танцевальных классах, Дега создавал картины, которые невозможно не запомнить.
Он писал их с любовью к конечным деталям и зачастую проводил много времени, работая над небольшим фрагментом в несколько этапов.
«В искусстве ничто не должно походить на случайность, даже движение», — Эдгар Дега.
Стиль рисования Эдгара Дега вдохновит еще многих художников. Его связи с движением и художниками, его основавшими, поместили Дега в эпицентр этой пленительной техники.
Винсент Ван Гог
Постимпрессионистский стиль питал знаменитые работы голландского художника Винсента Ван Гога. Признанный одним из самых влиятельных художников своего времени, Ван Гог пережил множество жизненны потрясений, которые воплотились впоследствии в прекрасных картинах.
Его картины рассказывают историю его борьбы с психическим расстройством, нестабильной работой и множеством внутренних проблем.
Как и многие художники, Ван Гог также писал блестящие автопортреты и портреты своих возлюбленных.
«Какой была бы наша жизнь, если бы нам не хватило смелости ничего предпринять?» — Винсент Ван Гог.
Его работы имеют прекрасную репутацию благодаря живым цветам; он любил яркие тона желтого для передачи правдивых чувств, так же как и различных оттенков солнечного света.
Среди его наиболее известных тем присутствуют прекрасные пшеничные поля и кипарисовые рощи. Он восторгался этими гигантскими деревьями, которые он часто использовал в качестве символа смерти и скорби.
Стиль Ван Гога характеризует сочетание мрачности и надежды, именно поэтому он известен как необычайно проницательный и таинственный художник.
Заключение
Стремительные мазки кисти правили искусством импрессионизма на протяжении ХІХ века. Его наследие в эволюции искусства есть широкое разнообразие культурных влияний. И я надеюсь, вы продолжите самостоятельное изучение и захотите узнать больше об этом потрясающем времени.
Еще больше интересных историй об импрессионизме ХІХ века вы найдете по ссылкам ниже. И присоединяйтесь ко мне в следующем месяце, где мы поговорим о кубизме.
- Импрессионизм
- Импрессионизм: основные работы
- Моне, или триумф импрессионизма
- Импрессионизм: от Моне к Ван Гогу
Также статья содержит следующие ресурсы:
- Википедия: Импрессионизм
- Википедия: Клод Моне
- Музей Метрополитан: Импрессионизм
Источник: design.tutsplus.com