Ютуб что такое романса

Московский романс

В центре сюжета российской мелодрамы находится Евгения Юматова, которая по своей сущности представляется чрезмерно скромной и сдержанной молодой девушкой. В целом, ее жизнь протекает в монотонном и ничем не примечательном духе. Но царящая вокруг нее привычная атмосфера внезапно улетучивается, когда в один из обычных дней она получает солидное наследство от одной дальней родственницы, которую и вовсе не знает. В частности, речь идет о 4-комнатной квартире, которая находится в высотном здании на Котельнической набережной. При подобном раскладе главная героиня сразу же решает отправиться осматривать свое новоиспеченное имущество.

Прибыв в намеченное место, она внезапно обнаруживает здесь таксиста Григория, адвоката Василия и турагента Надежду. Вся эта троица сразу же начинает упрашивать Юматову, чтобы та не выгоняла их. Ведь найти съемную квартиру в столице не так-то просто и легко. Немного подумав, Женя решает дать жильцам некоторое время, пока они наконец-то подыщут себе новую съемную квартиру.

Романс. Краткая история возникновения и развития жанра.

А пока она затеивает в этом доме ремонт, чтобы уже в недалеком будущем сделать сюрприз своему Кириллу, который сейчас находится в командировке и ничего не знает о наследстве своей благоверной. Правда, уже вскоре Женя внезапно понимает, что, сама того не ожидая, по уши влюбилась таксиста Гришу.

Источник: rserialy.net

Лучшие романсы всех времен

лучшие романсы всех времен

Что такое романс? Корень этого слова способен смутить и увести далеко в сторону от верного ответа – напомнить о романском стиле в искусстве, о литературном жанре романа, наконец, о таком художественном стиле первой трети XIX века, как романтизм. На деле все эти явления к романсу как песенному жанру имеют отношение слабое либо не имеют вообще…

Из истории известно, что сборники испанских песен одной тематики и схожие по сюжету носили название «романсеро». Когда жанр пришел и в другие страны, то слово стало термином. Сегодня под романсом понимается стихотворение, положенное на музыкально-ритмическую основу. Оно, как правило, носит лирический характер, повествует о любви.

Исполнение романсов требует не только силы, но и красоты голоса певца. Музыка – не просто дополнение к стихам, а важная составляющая всего мини-спектакля.

Куда же без них-то.

Цыгане – народ особенный. Кочевой образ жизни, неупорядоченность отношений, вечные нелады с законом, отсутствие своего государства. Но ещё и особая песенная культура. Если спросить многих и многих, какой романс для них будет лучшим романсом всех времен, то не стоит сомневаться, что в числе первых назовут «Очи черные».

Цыган до самозабвения и до слез любили слушать многие слои русской дореволюционной интеллигенции – от Пушкина до Блока. Особую слабость к цыганским напевам питал Аполлон Григорьев, написавший стихотворение «О, говори хоть ты со мной / Подруга семиструнная!», с тех пор прочно вошедшее в романсовую песенную культуру. Теперь эта песня с неизменным припевом «Эх, раз, еще раз, еще много, много раз» в чьем только репертуаре не присутствует. По сути, вариация на цыганские темы оказалась сильнее оригинальных цыганских песен.

И все-таки – об «Очах». Как и стихотворение Григорьева, этот текст претерпел изменения в вокальном исполнении. Каждый исполнитель, хотя бы понемногу, да привносил «отсебятину» — начиная с мэтра русской песни начала ХХ века Федора Ивановича Шаляпина. Неудивительно, что автор текста ушел в тень, точнее сказать – от его авторства осталась лишь первая строфа. Им был украинский поэт Евгений Гребинка (Гребенка), друг куда более знаменитого Кобзаря – Тараса Шевченко.

Очи черные

История создания стихотворения банальна и драматична одновременно: Гребинка влюбился без памяти в девушку по имени Мария, за одну ночь написал свой шедевр, еще через год признался предмету своей страсти в самой страсти, а спустя четыре года ушел из жизни, успев лишь «пригубить» от семейного счастья… Любопытно и то, что забытый ныне французский композитор Флориан Герман позднее приладил к этому романсу мелодию военного марша – того самого, с которым французы вторглись в Россию в 1812 году.

Еще по теме:  Почему на ютубе нет звука хотя на компьютере звук есть

Какой там Колчак…

Среди лучших романсов всех времен и России по-своему уникален и романс «Гори, гори, моя звезда». Одна из самых душещипательных легенд приписывает его авторству адмиралу Колчаку. С этим романсом на устах, дескать, Колчак и принял смерть. Вот только неувязочка выходит: год рождения Колчака – 1874-й. А стихотворение, ставшее романсом, написано еще в 1846-1847 гг.

Оно было приурочено к широко отмечаемому тогда 700-летию Москвы.

И упоминаемая в тексте звезда – отнюдь не символическая: астроном Леверье тогда же открыл планету Нептун и вскоре ее смогли увидеть в телескоп. Будущий юрист, а тогда еще студент Московского университета Владимир Чуевский написал стихи, композитор Петр Булахов – музыку.

Гори, гори, моя звезда

Но только в исполнении певца Владимира Сабинина песня «пошла» и стала невероятно популярной. Потом новые власти почему-то сочли романс «белогвардейским», и даже таким певцам, как С.Лемешев и И.Козловский исполнять его приходилось почти нелегально. Он триумфально «вернулся» на Родину лишь после того, как прозвучал в американской экранизации «Войны и мира» в 1957 году.

Сразу – в дамки!

Возможно спорным будет считать романсом песню Besame mucho , но и бессмысленно отрицать, что лучшие романсы всех времен проиграют без ее присутствия в этом богатейшем собрании. Автору текста и музыки, Консуэло Веласкес, было всего 16 лет, когда в 1941 году она вдохновилась арией из оперы «Goyescas» испанского композитора Энрике Гранадоса.

Юная мексиканка была весьма музыкально одарена от природы. Об этом говорит и тот факт, что всего в 15 лет она стала преподавать курс фортепиано. Так стоит ли удивляться появлению шедевра и тому, что уже три года спустя песня победила в одном из нью-йоркских хит-парадов. Кстати, первой из мексиканских песен вообще.

Besame mucho

С тех пор минуло более шестидесяти лет. К сожалению, в 2005 году Консуэло Веласкес не стало… А песня жива. Мало кому известно, что путь ливерпульской четверки – английской группы «Битлз» — тоже начинался с этой песни. И сам Пласидо Доминго неизменно включает ее в программы своих сольных выступлений.

Автор – Павел Малофеев

Источник: music-education.ru

Ютуб что такое романса

Поддержите наш сайт

  • Поддержите наш сайт →

Категории словаря

Камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Термин «Р.» возник в Испании и первоначально обозначал светскую песню на испан. («романском») яз., а не на латинском, принятом в церк. песнопениях. Сборники таких песен, часто объединённых общим сюжетом, носили назв. «романсеро».

Распространившись в др. странах, термин «Р.» стал обозначать, с одной стороны, поэтич. жанр: особо напевное лирич. стихотворение (а также стихотворение, предназначенное для музыки), а с другой — жанр вок. музыки. Во Франции термин «P.» (romance) применялся наряду с термином chanson в 18 и нач.

19 вв., затем его заменило понятие mйlodie, введённое Г. Берлиозом как жанровое обозначение вок. произв. с сопровождением. В нек-рых странах Р. и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России назв. «Р.» первоначально носили вок. произв., написанные на франц. текст (хотя бы и рус. композитором). Р. с текстом на рус. яз. наз. «российскими песнями».

В Р. мелодия более детализированно, чем в песне, связана со стихом, отражая не только общий его характер, тип строфы, поэтич. размер, но и отд. поэтич. образы, их развитие и смену, ритмич. и интонац. рисунок отд. фраз. Инстр. сопровождение в Р. имеет важное выразит. значение и зачастую является равноправным участником ансамбля. Р. подразделяется на отд. жанровые разновидности: баллады, элегии, баркаролы, романсы в танц. ритмах и т. д.

Непосредств. предшественниками Р. в совр. значении этого термина наряду с песенными жанрами (см. Песня) явились вок. подтекстовки танц. форм: менуэтов, сицилиан и т. п. (Сперонтес, «Муза, поющая на реке Плейсе» — «Singende Muse an der PleiЯe», 1736-45; Г. Н. Теплов, «Между делом безделье», 1759, и др.).

Еще по теме:  Youtube драки с как

Развитие Р. как синтетич., муз.-поэтич. жанра начинается во 2-й пол. 18 в. В творчестве композиторов берлинской школы (М. Агрикола, К. Ф. Э. Бах, Ф. Бенда и др.), Э. Н. Мегюля, А. М. Бертона и Н. Далейрака во Франции, А. М. Дубянского и О. А. Козловского в России можно найти примеры тонкого слияния музыки и стиха. В это же время начинается и теоретич. осмысление проблем соединения музыки и слова (в трудах К. Г. Краузе, А. Э. М. Гретри).

В 19 в., особенно в творчестве композиторов романтич. направления, Р. становится одним из ведущих жанров, отражая характерные для эпохи тенденции: обращение к внутреннему, душевному миру человека и к сокровищам нар. иск-ва. В творчестве крупнейших авторов Р. 19 в. заметно тесное взаимодействие этих линий.

Раньше всего новый тип Р. сложился в австр. музыке; создателем его по праву считается Ф. Шуберт, явившийся основоположником нем. и австр. школы Р. этого типа (помимо Шуберта, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф и др.). Вскоре возникают и др. яркие нац. школы Р.: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М.

И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Наряду с камерно-вок. классикой в 19 в. развивался и бытовой Р., рассчитанный на певцов-любителей и стилистически близкий песне. Эти две области Р. не были изолированными и постоянно взаимодействовали, особенно в России.

Романсы А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, П. П. Булахова, А. И. Дюбюка обладают несомненными художеств. достоинствами и не утратили значения. Творчество великих мастеров Р. развивалось во взаимодействии с поэтич. направлениями. В истории иск-ва тесно связаны имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова. Творчество Пушкина оказало сильнейшее воздействие на рус. Р. Это проявилось не только в количестве произв., написанных на его стихотворения, — во многих из этих Р. (особенно у Глинки и Римского-Корсакова) нашли отражение и эстетич., и стилистич. принципы поэта.

Рус. композиторы 19 в. уделяли особое внимание проблеме декламационности (А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский). Р. в их творчестве иногда приобретает черты театр. сценки, исполняемой конкретным персонажем (Даргомыжский — «Червяк», «Титулярный советник», Мусоргский — «Семинарист», «Светик Савишна», «Озорник» и др.). В творчестве Чайковского Р. нередко приближается к оперной арии с широким, симфонизированным развитием («День ли царит»). Этот тип Р. характерен и для Рахманинова («Весенние воды»).

Расширение выразит. возможностей Р. осуществляется и др. путём. Композиторы нередко объединяют Р. в вок. цикл, создавая относительно крупное и тематически богатое «сюитного» типа произв., в к-ром, в частности, может быть использовано такое острое противопоставление контрастных муз.-поэтич. образов, какое невозможно в пределах одного Р. Жанр вок. цикла позволяет композитору дать разностороннюю характеристику его осн. героям, представить муз. средствами само развитие поэтич. образов и сюжета. Первый вок. цикл принадлежит Л. Бетховену («К далёкой возлюбленной», 1816), вполне зрелые образцы этого жанра были созданы Ф. Шубертом («Прекрасная мельничиха», 1823, и «Зимний путь», 1827). В дальнейшем вок. циклы писали Шуман, Брамс, Малер, Вольф и др. композиторы, в т. ч. русские: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков.

Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. в области Р. выдвигаются представители молодых нац. школ: чешской (Б. Сметана, А. Дворжак, Л. Новак), польской (М. Карлович, К. Шимановский), финской (Я. Сибелиус), норвежской (X.

Хьерульф, Э. Григ), внёсшие существ. вклад в развитие жанра.

Еще по теме:  Почему комментарии в Ютубе исчезают

Развитие Р. в 20 в. — уже в первые его десятилетия — представляет более сложную картину. Наряду с продолжением традиции 19 в. композиторы стремятся решить ряд новых задач или найти новое решение старых. По-новому ставится, напр., проблема синтеза музыки и поэзии; композиторы пытаются найти в каждом произв. индивидуальное её решение, вне типовых жанров и форм.

Так возникает новый род камерно-вок. произв. — «стихотворение с музыкой». Подобного рода соч. есть у С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, С. С. Прокофьева («Пять стихотворений Ахматовой»), у франц. композиторов (К. Дебюсси, «Cinq Poиmes de Baudelaire» и др.). На новой основе, вне опоры на традиции оперной декламационности, решается в Р. проблема муз.-речевой интонации.

Чтобы максимально приблизиться к интонациям естеств. речи, композиторы обращаются к текстам, написанным свободным стихом и даже прозой (Дебюсси — «Песни Билитис», Прокофьев — «Гадкий утёнок»), используют свободно интонируемый «муз. говор» (Sprechstimme, Sprechgesang). Первым и наиболее радикальным образцом Sprechgesang был цикл А. Шёнберга «Лунный Пьеро» (1912), в дальнейшем этот приём использовался гл. обр. как эпизодический.

С др. стороны, в Р. 20 в. интенсивно развивается инстр. начало. Фп. партия зачастую становится настолько самостоятельной и образной, что можно говорить об особом жанре «романса-прелюдии» («Сирень» Рахманинова, мн. романсы Дебюсси). Следует отметить также проникновение в Р. элементов фольклора, гл. обр. нар. муз.-речевых жанров (И.

Ф. Стравинский — «Прибаутки»), интерес к диалектным особенностям нар. песни (М. Равель, М. де Фалья). Большое количество стилистич. находок в Р. 20 в. не могло, однако, компенсировать нек-рой потери общительности, доступности, свойственной классике этого жанра.

Сов. композиторы в первых образцах Р. продолжают традицию предреволюц. десятилетий, затем находят собств. путь. В сов. Р. осуществляется и творческое развитие классич. камерно-вок. жанров (Ан. А. Александров, H. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Ю. В. Кочуров), и обновление их путём усиления песенного начала (Г. В. Свиридов) или начала интонационно- характеристического (С.

С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович). В 60-70-е гг. очень расширяется круг исполнит. средств Р., появляются циклы для неск. исполнителей-певцов или для голоса и ансамбля инструментов, что приближает вок. циклы к кантатным и даже вок.-симф. произв. Вок.-инстр. циклы получили распространение и в современной зарубежной музыке (П. Булез, Б. Бриттен).

Литература: Кюи Ц. A., Русский романс, СПБ, 1896; Pиндейзен Н., Русская художественная песня. (Романс), М.-Лейпциг, (1905); Глебов И. (Асафьев Б. В.), Введение, в его кн.: Русская поэзия в русской музыке (нотографич. указатель), П., 1922; его же, Важнейшие этапы развития русского романса, в кн.: Русский романс, М.-Л., 1930; его же, Русский романс XIX в., в его кн.: Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930, Л., 1968; Левашева О. Е., Романс и песня. А. Д. Жилин, Д. Н. Кашин, в кн.: Очерки по истории русской музыки.

1790-1825, Л., 1958; Васина-Гроссман В. A., Русский классический романс XIX века, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1966; её же, Мастера советского романса, М., 1968; её же, Камерная вокальная музыка, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 1, кн.

1, М., 1976; Гусев В. Е., Вступит, статья в сб.: Песни и романсы русских поэтов, М.-Л., 1965; Курышева Т. A., Камерный вокальный цикл в современной русской советской музыке, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 1, М., 1966; Ручьевская Е., О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века, в сб.: Русская музыка на рубеже XX века, М.-Л., 1966; её же, О методах претворения и выразительном значении речевой интонации, в сб.: Поэзия и музыка, М., 1973; Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года), вып. 1-2, М., 1966-69. См. также лит. при ст. Песня и при статьях об отд. авторах романсов.

В. А. Васина-Гроссман

Источник: www.belcanto.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...