В названии Таинства есть слово «елей», что в переводе значит «масло». Это многое объясняет. Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. Название «Соборование» говорит о том, что совершается оно совместно, т.е. соборно. По идее, семеро священнослужителей должны помазать семь раз человека.
Но в современной практике обычно такое невозможно, поэтому это выполняет один священник.
Для чего нужно Соборование?
В посланиях святого апостола Иакова говорится, что если кто болеет, пусть позовет служителей церковных для того, чтобы помазать его маслом во исцеление души и тела. Т.е. человека тяжко болящего должны помазать священники для того, чтобы он выздоровел.
СОБОРОВАНИЕ. Что нужно знать. Цикл «Молитва, храм и богослужение»
Должен ли болящий быть верующим? Да, это – важное условие Таинства Елеопомазания. Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным.
В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые (о которых он знает) и неведомые. В последнее время это Таинство стали проходить и здоровые люди, мотивируя это тем, что во время помазания освященным маслом прощаются даже забытые грехи. Но раньше этот чин проходили только лежачие больные, близкие к кончине земной жизни.
Конечно, нельзя человеку запретить проходить это Таинство, поэтому пусть каждый решает сам, стоит ли ему в нем участвовать. Или можно спросить у духовника и действовать по его благословению.
Да, на Соборовании прощаются грехи, но лишь те, которые послужили причиной болезни. Ведь, как известно, все корни заболевания лежат во грехах.
Как проходит Соборование
Обычно Соборование совершается в пост, т.к. это – благоприятное время для покаяния, очищения души и тела. В таких случаях его совершают в храме, где собираются к указанному времени народ.
Если Таинство совершается над тяжело больным, то, естественно, его проводят на дому. К больному вызывается священник и совершает чин Елеопомазания. Если человек на грани смерти, то чин совершается укороченный, для того, чтобы успеть помазать освященным маслом его еще живого. В таком случае совершается помазание всего один раз.
День Соборования
В храме люди, желающие принять Таинство Елеопомазания, заранее сообщают свои имена и выстраиваются в ряд для удобства помазания. Принято заранее приносить крупу, масло растительное, свечи и т.д. для освящения. Крупу затем варят и вкушают, но это – народный обычай. Масло приносят для освящения и помазания.
Все присутствующие держат зажженные свечи на протяжении всего Таинства. Начинается Соборование с обычных молитв (Трисвятое по Отче наш), затем псалом, тропари и мирная ектения, на которой просят Бога освятить масло и исцелить больных. Потом читается канон, по окончания которого читается апостол. Затем священник читает отрывок из Евангелия. После чего следуют молитвы на освящение масла и о здравии больных (называются имена присутствующих).
Далее священник помазует людей крестообразно. Иногда прихожане поют слова во время помазания: «услыши мя, Господи, услыши мя, Владыко, услыши мя, Святый», затем: «исцели мя, Господи…» Это – народный обычай, который допускается во время Таинства, но в последовании нет таких слов.
Обычно помазуются следующие места на теле
- лоб (во освящение мыслей);
- уши (во освящение слуха);
- нос (во освящение осязания);
- рот (во освящение языка);
- руки (во освящение дел);
- грудь (во освящение чувств).
Затем снова читается отрывок из апостольских посланий, Евангелие, молитвы. Потом снова помазание. Такое чередование происходит семь раз.
Понятно, что места для помазания (руки, уши, грудь) надо держать открытыми. Платок у женщин лучше завязать назад, чтобы не мешался.
После последнего, седьмого помазания, все становятся на колени, и священник, возлагая на голову каждому Евангелие и епитрахиль, читает разрешительную молитву. Затем бывает отпуст, и все прикладываются ко кресту и Евангелию.
Не нужно путать Соборование с Миропомазанием, которое происходит во время Таинства Крещения. Тогда желающий принять крещение, помазуется сначала освященным маслом (перед погружением в купель), а затем святым миром.
Кому не надо проходить Таинство Соборования
Не стоит проходить Таинство из-за любопытства, так же женщины в нечистоте тоже не должны приступать к Елеопомазанию. Но если кровотечение по причине какого-то заболевания (например, онкология) грозит смертью, тогда женщина может пройти это Таинство.
Детей до семи лет не соборуют, потому что они еще не способны понять и раскаяться во грехах.
Чего нельзя делать
Не стоит считать, сколько раз священник помазал, а лучше горячо молиться об оставлении грехов и исцелении души и тела.
Нельзя заменять Елеопомазанием исповедь, потому что это – два разных Таинства. Некоторые говорят: «Я пособоруюсь, и мне простятся все грехи, а исповедоваться необязательно потом». Наоборот, это Таинство следует сочетать с последующей исповедью и причащением Святых Таин. Тогда выздоровление наступит скорее.
Митрополит Иларион о Таинстве Елеосвящения (Соборования)
Источник: pravlife.ru
Соборование: что важно знать
Рассказывает священник Дионисий Денисов, клирик Марфо-Мариинской обители милосердия:
– Соборование – таинство, на котором мы просим у Бога исцеления наших телесных и душевных недугов.
Оно было установлено Господом Иисусом Христом. Апостол Иаков пишет об этом таинстве: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Как часто можно собороваться?
Соборование (Елеосвящение) – это одно из семи Таинств Православной Церкви. Оно совершается для исцеления духовных и телесных недугов, а также дарует оставление тех грехов, о которых человек забыл.
Соборование совершается семикратным крестообразным помазыванием лба, ноздрей, щек, губ, груди и рук верующего христианина освященным елеем. Помазываение сопровождается чтением молитв, Апостола и Евангелия.
Елей – это особое масло. Оно часто упоминается в Священном Писании и используется в храмах по сей день. Елей использовали с древних времен в качестве лекарства. Например, книге Левит именно елеем исцеляли прокаженных. Помазание елеем в Библии понимается как символ Божественной сущности Иисуса Христа:
«Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».
Таинство Соборования, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Господом. В 6-й главе Евангелия от Марка написано:
«Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли».
Апостол Иаков в Соборном послании так изложил суть Таинства:
«Болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему».
Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года. А в течение Великого поста все верующие христиане стараются собороваться.
После соборования нужно исповедаться (если не исповедались до) и причаститься.
Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником.
Чин Соборования (Елеосвящения) состоит из: благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семикратного прочтения семи различных отрывков из Апостола, семикратного прочтения семи различных отрывков из Евангелия.
После каждого прочтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием прихожанина елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладёт помазываемому Евангелие на голову и читает разрешительную молитву.
Кроме собственно исцеления от болезней, в Таинстве Соборования у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл (но не сознательно утаил) на исповеди. Считается, что телесные и душевные болезни возникают у человека по причине совершения им грехов, которые, как следствие нарушения законов, данных человеку Богом, разрушают целостность человеческой природы. Таким образом, по учению Церкви, когда человеку прощаются грехи, особенно которые остались нераскаянными по забвению, тем самым ему подается исцеление от недугов.
Люди, страдающие серьёзными заболеваниями, могут собороваться несколько раз. Мнение о том, будто бы в течение одного заболевания можно собороваться лишь один раз, не имеет под собой серьезных оснований.
Соборовать ребёнка до 7 лет можно в том случае, если он болен. Нет необходимости приводить детей на общее Соборование.
Соборование не заменяет собой исповедь и Причастие. Чтобы покаяться в серьезных грехах, надо начать не с Соборования, а с покаяния перед Богом и исповеди священнику.
Источник: vagankovo.net