«Трудно быть богом» — одно из самых известных и читаемых произведений братьев Аркадия и Бориса Стругацких. Действие в повести происходит на планете, которую населяют гуманоиды, ничем не отличающиеся от землян, кроме уровня развития. Государство Арканар проходит стадию, приблизительно соответствующую позднему средневековью в земной истории.
Земной Институт экспериментальной истории направило в Арканар наблюдателей, которые значительно превосходят физически и технически аборигенов планеты. Их задача мягко увести цивилизацию от больших конфликтов и войн.
Фильм «Трудно быть Богом / История арканарской резни» (2013)
Главный герой – землянин Антон, живет под личиной арканарского дворянина. Сумеет ли он удержаться от жесткого вмешательства в историю планеты во времена жестокой реакции и преследования всего прогрессивного?
(с) MrsGonzo для LibreBook
Интересные факты
Пролог написан как отдельный рассказ («Дорожный знак») в 1962 г., основной текст — в 1963 г.
По мотивам повести в 1990 году сделан комикс «Трудно быть богом» Дмитрий Спивак.
Информация об экранизации книги
— «Трудно быть богом» 1989, Германия, Франция, СССР, Швейцария, реж: Питер Флайшманн
— «Трудно быть Богом» 2014, Россия, реж: Алексей Герман
– Мы могли бы провеселиться всю эту ночь, благородные доны, но ратные подвиги требуют сна. Ни капли вина в походе. К тому же баронесса была бы недовольна.
барон Пампа дон Бау
Сущность человека. в удивительной способности привыкать ко всему. Нет в природе ничего такого, к чему бы человек не притерпелся.
Хладнокровие, вот что самое страшное.
Нет ничего дороже времени… час стоит жизни, день бесценен.
Арантир
08.10.2020
Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. Итак, перед читателем представляется картина происходящая в вымышленном мире времен позднего феодализма. Времена перелома социального строя, когда человек мало-помалу начал подчинять свои животные повадки, понемногу понимая преимущества гуманистического…
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ (Россия, 2013) / трэш-фэнтези [1080p]
Читать полностью
МЕСЯЦ МАЙ
19.09.2019
Когда-нибудь я научить трактовать книги не буквально. Открыв вторую книгу Стругацких, я с каждым предложением все больше понимаю, как мне не хватает словарного запаса. Я въедливо погружаюсь в текст, медленно переходя от одного слова к другому, но в моей голове ничего не остаётся. Мне сложно осознавать действительность. Я прихожу в себя только на диалогах.
Искренних, человеческих. В них есть что-то Толстовское, пусть личности…
Читать полностью
Источник: librebook.me
«Трудно быть богом» покажут по федеральному телевидению
На канале «Россия К» состоится телепремьера фильма Алексея Германа «Трудно быть богом».
Кадр из фильма «Трудно быть Богом», режиссер Алексей Герман.
Отдаленное будущее. Несколько исследователей с Земли отправляются на планету Арканар. В этом мире царит средневековье. Цель ученых – аккуратно направить инопланетное общество по гуманистическому пути развития. Сложность их задачи связана со сводом правил. Они не могут открыто вмешиваться в течение жизни на другой планете.
Не имеют права вставать на чью-либо сторону. Нельзя им и убивать. Но в череде кровавых событий главный герой Румата Эсторский делает выбор – спасти от гибели местных «книгочеев». Презрев правила, он перестает быть лишь наблюдателем.
«Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные».
Мировая официальная гала-премьера фильма прошла 13 ноября в рамках Римского Международного кинофестиваля – по личному приглашению Марко Мюллера, директора Римского кинофестиваля и по завещанию Алексея Германа.
Картина была задумана еще в 1964 году, спустя год после первой публикации одноименного романа Аркадия и Бориса Стругацких. Заявка была подана в 1968 году, но из-за событий в Праге немедленно запрещена. Получив об этом телеграмму, режиссер в тот же день познакомился со Светланой Кармалитой – важнейшей фигурой в его жизни, сценаристом и будущей женой. Двадцать лет спустя они возвращаются к проекту, но только по прошествии 30 лет, после фильма»Хрусталев, машину!», Герман решает построить с нуля грандиозную картину, работа над которой продлится 13 лет и завершится после его смерти.
Премьера пройдет 1 октября в 22:00. А перед ним – с 26 по 30 сентября – покажут документальную картина «Герман, сын Германа».
Источник: cultura24.ru
Фильм месяца: «Трудно быть богом»
Как бы ни старались критики и зрители, как бы ни тщились приспособить к последнему фильму Алексея Германа привычные мерки — а делать это они будут, и совсем уже скоро, и в промышленных масштабах, — ничего не выйдет. Понятен этот фильм или непонятен, хочется жить после него или не хочется, верен он оригиналу — роману Стругацких — или же, о ужас, изменил, — все эти вопросы и дюжина прочих, столь же животрепещущих, к «Трудно быть богом» приложимы еще меньше, чем к любому другому кинофильму.
Тут потребуются иные критерии, ныне почти забытые за ненадобностью: про логику формы, и мораль стиля, и систему образов. Те, в общем, что применяют к классическим произведениям. Потому что фильм Германа, даже не успев выйти в прокат, — произведение уже классическое. Ведь классика — это не то, что было сделано давным-давно (мало ли в каком-нибудь XVI веке строгали ширпотреба?). Она устанавливает новую систему ценностей.
Новой эстетика «Трудно быть богом» является в том числе для кинематографа самого Германа, и в этом еще один подвох, уготованный нам покойным гением. Во всех предыдущих его фильмах дотошная, скрупулезная, чуть не шизофреническая верность историческому материалу вырабатывала особую эстетику.
С длинными проездами камеры, мертвенно бликующим светом и особенно превосходством дальнего плана над ближним, когда происходившее в глубине кадра неизменно оказывалось важнее и существеннее того, что толклось вблизи объектива. Герман не «придумывал» этого, он вообще был мало склонен к абстрактному конструированию, — всегонавсего стремился быть как можно подробней, и мания подробности неизбежно приводила его к этому странному, прихотливому, одновременно вязкому и истеричному изображению, буксующему во времени, как колесо в грязи. После фильма «Хрусталев, машину!» стиль оформился окончательно — и режиссер перевернул вектор. В «Трудно быть богом» уже манера определила материал. Стиль материализовался.
На экране — мир. Огромный, тесный и невыносимый. Огромный потому, что очевидно: камера показывает лишь небольшую его часть, поедет в другую сторону — увидит что-то еще. Тесный потому, что перенаселен людьми и особенно вещами. А невыносимый. Нет, не потому, что трудно быть богом, а потому, что бессмысленно.
Грязь и мразь толкутся на экране, смешиваясь до полной неразличимости. Выпадают из взрезанного брюха десятки метров кишок, плавают в луже отрубленные головы, висельников осыпают рыбьей чешуей, чтобы чайки побыстрей склевали, кого-то топят в нужнике, а кого-то походя ткнут тупым кинжалом под ребро. У Тарковского в конце концов пошел бы дождь — и смыл бы всю нечисть, засвидетельствовав незримое божье присутствие. У Германа же дождь мерзкой моросью сыплется с неба весь фильм, но короста грязи на лицах от него лишь крепнет да поблескивает.
Что здесь может сделать благородный дон Румата, пусть лично к его белому одеянию грязь и не липнет? Какие такие идеи прогресса может он не то что проповедовать, но хотя бы исповедовать? Это мир безвременья, время застыло здесь липкой раскисшей жижей, в которой бессмысленно кишат и барахтаются все бесчисленные персонажи фильма. И дон Румата — среди них.
Спасти, направить, улучшить? Он снимет с раба колодки, но тот изойдет диким воплем ужаса, пробежит несколько шагов и рухнет, напоследок три-четыре раза дернувшись в агонии.
Он встретится с великим ученым, и тот, мечась среди крюков и дыб, будет кричать: «Я жизнь потратил на то, чтобы все это придумать!» Одни лишь умники книгочеи, на которых объявил охоту дон Рэба, еще сохраняют человеческое лицо. Но на них мир не удержится. А больше не на чем. «Сердце мое полно жалости, я не могу сделать этого», — с отчаянной отчетливостью говорит вдруг дон Румата.
О чем это он? О том единственном, что имеет смысл на такой планете. О ее истреблении.
Достигая зрелости, по-настоящему большие мастера часто утомляются однообразными в своей напряженности «драматическими конфликтами» и начинают тяготеть к иной, куда более древней форме: эпосу. Великие писатели Кнут Гамсун и Джон Стейнбек, великие режиссеры Питер Брук и Эймунтас Някрошюс сходили с тропы анализа и ступали на дорогу мифа не потому, что миф масштабней анализа, а потому, что стреляет точнее.
В фильме «Трудно быть богом» обнаружатся сотни аналогий, метафор и сопоставлений с реальностью, и это не обязательно значит, что они туда были заложены. Просто так уж работает подлинное, классическое произведение: объясняет реальный мир, предъявляя иллюзорный. Чтобы это получилось, надо уметь делать искусство. Герман умел.
Факты
- Фильм снят по одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких, написанной в 1963 году.
- Румату у Германа играет комик Леонид Ярмольник. Это не странно. В свое время, снимая «Двадцать лет без войны», Герман взял на главную драматическую роль клоуна Юрия Никулина.
- Работа над фильмом продолжалась с 1999 по 2013 год. Снимали в Чехии и Ленинградской области.
- 21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался. Последние технические доделки перед выпуском фильма на экран осуществили вдова и сын режиссера.
- Премьера состоялась на Римском кинофестивале 13 ноября 2013-го.
Источник: www.sobaka.ru