Существует несколько правил, которые помогут научить детей правильно выговаривать звуки и строить свою речь. Данные пункты сослужат хорошую службу не только детям с заторможенным развитием речи, но и успевающим. Итак, как научить ребенка говорить?
Мама имеет огромную роль в развитии малыша во всех отношениях. Она обеспечивает своему малышу полноценное развитие. При постоянном разговоре с мамой малютка должен видеть артикуляцию, слышать правильный выговор.
Не нужно разговаривать с малышом на какие-то философские темы или обсуждать наболевшие проблемы, чтобы обеспечить ему постоянный диалог. Достаточно просо комментировать все свои действия. Благодаря этому малыш сможет соотносить действие со звуковым его значением.
Не следует разговаривать с малышом на ходу, бросать слова через плечо. Когда ребенок видит артикуляцию мамы при выговоре слов, движения губ, мимику и жесты, то он быстрее сообразит, о чем идет речь. Общий образ говорения закрепится в его памяти. Малыш будет пробовать восстановить образ, складывая губы, как мама, при разговоре.
Первые слова малыша. Учимся говорить. Запуск речи у детей. Карточки Домана. Карточки с предметами.
Ближе ко второму году жизни малютки не стоит общаться с ним, сюсюкая и умиляясь. Ребенок должен слышать нормальный тембр вашего голоса. Разговаривайте с малышом нормально, четко выговаривая звуки. Новые или сложные слова старайтесь произносить немного громче и более четко, чтобы ребенок смог без труда понять вашу речь. При этом смотрите ему в лицо, демонстрируя свою артикуляцию.
Заменять сложные слова простыми не нужно. Не стоит также создавать собирательные образы, называя, например, все головные уборы шапками. Ребенок должен знать, что кепка – это кепка. А косынка – косынка.
Не нужно опускать в своей речи глаголы. Чаще всего мамы игнорируют глаголы, когда комментируют определенную ситуацию. Например, увидев собаку на улице, обычно говорят «собачка». Накапливая в своей памяти лишь существительные и прилагательные, ребенок будет иметь трудности с выражением своих желаний. Например, вместо «хочу шарик» будет говорить лишь «шарик».
Родителям в такой ситуации трудно понять купить малышу шарик, видит ли он шарик или просто вспомнил картинку из книжки.
Разговаривая с малышом, не стоит использовать в своей речи огромные сложносочиненные предложения. Ребенку трудно охватить сразу все слова, поэтому речь взрослого для него непонятна. Достаточно сказать: «Машина едет» или «Собачка бежит».
Стоит обращать внимание на признаки различных предметов. Ребенок будет накапливать характеристики, благодаря чему его словарный запас будет расширяться.
Хорошо в своей речи противопоставлять предметы. Например, кошечка бегает, а птичка летает или ночка темна, а день светлый.
Восприятие речи на слух также благотворно влияет. Художественная литература для детей представлена обширнейшим ассортиментом сказок, стишков, историй, песенок и многими другими произведениями. Читайте малышу не только перед сном, но и днем, удобно устроившись на диване. Есть также специализированная литература для детей с неправильным развитием речи.
Почему ребёнок не говорит? Как научить ребёнка разговаривать?
Логопед посоветует вам несколько изданий. Такие книги содержат не только сюжетные истории, но также различные упражнения для развития артикуляции. Художественная литература изобилует красочными эпитетами и красивыми выражениями, которые будут накапливаться в памяти ребенка. Позже малышу будет проще подобрать нужное слово, чтобы выразить свои чувства, ощущения или потребности.
Придумывайте различные игры со словами, звуками или слогами. Для этого не нужно специально уделять время. Играть можно, например, на прогулке или в общественном транспорте. Заключается такое обучающее развлечение в том, что мама или папа говорит малышу: «Ла-ла-ла», на что последний должен ответить: «Ти-тит-ти». Что говорить выбирает каждый сам.
Правда, надолго малыша не займешь такой гимнастикой, но 5–10 минут вполне достаточно, чтобы попрактиковать речевые навыки. Словами можно играть с двухлетними детьми. Например, называя характеристику предмета, малыш должен ответить, о чем идет речь. Вы: «Зеленое», ребенок: «Дерево».
Мелкая моторика очень важна в развитии правильной речи. Специалисты даже называют наши руки «вторым органом речи». Хорошо развивает движения ручек пластилин, соленое тесто, различные резиновые, пластмассовые, пупырчатые, мягкие игрушки. Можно сшить небольшие мешочки из хлопчатобумажной ткани и насыпать туда крупы, макароны, песок и другое. Такой нехитрый и очень экономичный способ поможет не только занять маленького шалуна, но и поспособствует развитию мелкой моторики.
На развитие речи ребенка влияет множество факторов. Например, ели у вас двуязычная семья, то не стоит паниковать, если двухлетний малыш еще не начал еще «нормально» говорить. У таких детей смешение родительских языков несколько тормозит развитие. Как научить ребенка правильно говорить в этом случае? Достаточно выбрать один язык и придерживаться вышеописанных правил.
Ещё статьи о воспитании
- Драка в песочнице, или Откуда берется детская агрессивность
- 12 замечательных идей для подарка годовалому малышу
- Сон младенцев
- Как расширять кругозор ребенка?
- Один дома
Источник: azbyka.ru
Как научить ребенка русскому языку
Первыми учителями и своеобразными преподавателями русского языка для своего ребенка, конечно, являются родители. Их задача — научить малыша верно употреблять те или иные слова, сделать так, чтобы его речь была чистой, плавной и красивой.
Статьи по теме:
- Как научить ребенка русскому языку
- Как выучить правила русского языка
- Как выучить с ребенком азбуку
Инструкция
Следите за своим языком, за тем, что и как вы говорите. Ребенок впитывает, запоминает, копирует речь родителей. К двум годам в сознании маленького человечка закладываются грамматические конструкции – это каркас, строительная конструкция для грамотной и правильной речи. И если друг с другом вы говорите неграмотным языком, употребляете нелитературную речь, то велика вероятность, что и ваше чадо будет говорить так же.
В первые годы жизни ребенок обучается русскому языку в общении. Говорите с малышом, показывайте новые предметы и называйте их, но называйте правильно, не искажая, не повторяя за ребенком произношение, даже если его слова вам кажутся смешными и умиляют вас. Подавая малышу машинку, произносите «машинка», а не «би –би» или еще как-то. Если ваше чадо с радостью несет вам куклу и при этом говорит: «Катя», — кивайте головой, но произносите слово «кукла». Так ребенок будет запоминать название и правильное произношение.
Обучайте русскому языку в игре. В игровой форме пополняйте словарный запас малыша. Знакомьте с новыми предметами и новыми словами. Замечательно, если малыш повторит за вами слово несколько раз, если же нет, повторите несколько раз новые слова сами и обязательно напомните их потом. Не давите на ребенка, проявите терпение.
Читайте ребенку книжки. Тексты – это образцы грамотной и правильной речи, поэтому к выбору книжек подходите очень тщательно.
Купите развивающие игры: слоговое лото, буквы – кубики, магнитный или звуковой алфавит, обучающую компьютерную игру. Яркие, красочные любимые герои малыша в очень доступной и занимательной форме будут учить его грамоте.
Не акцентируйте внимание на неудачах, лучше похвалите тогда, когда у малыша получилось правильно произнести слово, собрать его из кубиков.
Следите за правильностью употребления падежей. Это облегчит в дальнейшем запоминание важнейших орфографических правил русского языка. Для этого в разговоре с малышом старайтесь употреблять в речи как можно больше форм слова. Например: «В выходные мы поедем к дедушке! Дедушка соскучился. Ты с дедушкой будешь играть в шашки».
Этому же будут потом учить и в школе.
Обратитесь к логопеду как можно раньше, если у вашего малыша проблемы с речью. Исправьте речевые проблемы до поступления в школу. Русское письмо основано на фонематическом принципе. Ребенок с проблемами речи пишет безграмотно, допускает много ошибок. И бесполезно и жестоко будет потом ругать ребенка за плохие оценки по русскому языку.
В начальной школе обратите особое внимание на то, как пишет ребенок. При списывании текста или письме под диктовку просите его проговаривать, «пропевать» слова про себя. Такой способ помогает увидеть ошибки, контролировать процесс письма. Не пишите за ваше чадо сочинения, пусть пишет их сам. Так, как получится.
Следите за тем, чтобы ребенок выполнял домашние задания, учил правила. Орфографических правил в начальной школе всего 9, поэтому выучить их будет несложно. При проверке письменного домашнего задания просите вспомнить правило, если ребенок допустил ошибки.
Источник: www.kakprosto.ru
Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения
Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы речевого развития в этом возрасте? Как научить ребенка разговаривать?»
Подобные вопросы очень часто волнуют родителей, тем более если их кроха уже переступил рубеж в 2 года. С чем связано волнение? Почему мамы и папы не так обеспокоены, если мы говорим о возрасте 1 или 3 года? Дело в том, что 2-х летний возраст – время для активного формирования речи, именно сейчас самый важный период для начала налаживания отношений со сверстниками через общение.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь маленький ребенок в два с половиной года?
- 1. Среднестатистические нормы
- 2. Условия для развития речи
- 3. Принципы для развития правильной речи
- 4. Упражнения
- 4.1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
- 4.2. Игры на развитие моторики
- 4.3. Игры со звукоподражанием
- 4.4. Пальчиковые игры
- 4.5. Игры с различными предметами и материалами
Среднестатистические нормы
Возраст 2-3 года – время для активного скачка в речевом развитии (см. также: как должно проходить развитие ребенка в 2 года?). Дети, с которыми не занимались формированием речи, отстают от своих сверстников, ведь речь – один из важных показателей уровня развития. Имея возможность разговаривать, ребенок может выразить свой протест или согласие, отразить свои знания и умения и просто высказать свое мнение.
По среднестатистическим данным, словарный запас ребенка 2 лет должен составлять порядка 200-300 слов. В этом возрасте ребенок должен уметь произносить предложения из 2-3 слов.
Данные нормы далеко не всегда характерны для современных детей третьего года жизни. Видя, что малыш отстает от речевых стандартов, не стоит паниковать. Дети познают мир по-разному и чем старше становится ребенок, тем очевиднее разница между сверстниками – это касается и общего развития, и речевых навыков в частности.
Когда стоит волноваться, что ваш кроха отличается от других деток? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим основные важные условия, способствующие формированию речевых навыков.
Условия для развития речи
Чтобы обучение произношению слов пошло семимильными шагами, необходимо учесть следующие факторы:
- У ребенка не должно быть заболеваний и травм головного мозга, нарушений в строении органов артикуляции, поскольку стандартные занятия рассчитаны на хорошее зрение и слух.
- Ребенок должен нуждаться в общении и не иметь отклонений в психике.
- Необходима уверенность в том, что ребенок в состоянии понимать речь.
- На картинках он может указать на конкретный предмет, который называет взрослый.
- Ориентируется в словах, которые обозначают действия (копать, гладить, подметать, укачать куклу, мыть) и варианты передвижения (летать, прыгать, бегать, ползать).
- Понимает просьбы и способен выполнять многосложные задания: взять мишку и положить в корзинку.
- Активная жестикуляция и мимика говорят о прогрессивном развитии малыша. Если ребенок может с помощью жестов изобразить ответ на ваш вопрос, например: «Что нужно надеть на ножки перед улицей?» – ребенок приносит или показывает свои ботиночки, то такой способ общения очень хорош, так как это подготовительный этап к основной речи. Т.е. ребенок все понимает и активно использует жесты для выражения своих пожеланий и потребностей.
- Ребенок умеет выражать свои эмоции, а также умеет сочувствовать другим. Если кто-то плачет или грустит, малыш может подойти и утешить его, обняв или погладив.
- Дети активно используют вариации голоса, чтобы выразить свои мысли, особенно при первых попытках заговорить. Интонация – очень доступный способ выразить смысл и эмоции одновременно.
Таким образом, взрослые должны обращать внимание не на то, сколько слов умеет говорить их чадо в 2 года, а на то, насколько активно он участвует в разговоре, используя мимику, жесты и интонацию, и как он реагирует на обращенные к нему просьбы и вопросы. Если вы замечаете, что малыш на рубеже третьего года жизни не умеет выражать свои эмоции и желания выше указанными способами или говорит на одному ему известном языке, то пришло время для обращения за консультацией к психологу, логопеду или неврологу.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 2 года 3 месяца?
Принципы для развития правильной речи
Развивать активную речь у малыша в 2-3 года будет проще, если создать для этого благоприятные условия:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: чем занять ребенка в 2 года дома – обзор полезных и интересных игр
- Создавайте поводы для контакта со взрослыми («спроси у папы, где книжка», «позови бабушку обедать», «скажи спасибо маме»).
- Дайте возможность ребенку говорить. Если в разговоре мама или другой взрослый прерывает начало разговора крохи и старается за него сказать то, что он пытался выразить, то в такой ситуации ребенку скорее всего не захочется говорить.
- Хвалите малыша за то, что он учится заменять звукоподражание словами (например, не «ква-ква», а «лягушка»; не «кар-кар», а «ворона»).
- Взрослые должны следить за правильностью своей речи. Активное использование разнообразных частей речи (глаголов, прилагательных, существительных), а также местоимений, предлогов и наречий будет способствовать правильному формированию словарного запаса и построению будущей речи.
- Взрослые должны использовать только полные и четкие слова, которые ребенок должен повторять. Не стоит повторять за ребенком его коверканные слова.
- Каждый день заниматься артикуляционной гимнастикой, чтобы научить малыша владеть своими губами, языком и зубами (рекомендуем прочитать: (рекомендуем прочитать: проводим артикуляционную гимнастику для детей)). (Упражнения для этого вы найдете ниже).
- Выполнять задания для развития дыхания (их можно найти ниже). Зачастую сбивчивое и неправильное дыхание мешает ребенку говорить.
- Расширяйте словарный запас и практикуйте применение уже известных слов, используя окружающие предметы и игрушки. Включайте в ваши игры такие задания: вы описываете предмет или игрушку, а ребенок должен ее найти по цвету, размеру и расположению; просить называть характеристики предметов, учить обобщать и сравнивать предметы.
- Чтение вслух очень важно для расширения словарного запаса деток. Читая сказки, уделяйте внимание особенностям персонажей (трусливый заяц, неуклюжий бегемот, хитрая лиса). Правильное построение предложений в художественной литературе способствует усвоению грамматики русского языка.