Падеж — словоизменительная грамматическая категория именных и местоименных частей речи (существительных, прилагательных, числительных) и близких к ним гибридных частей речи (причастий, герундиев, инфинитивов и проч.), выражающая их синтаксическую и/или семантическую роль в предложении.
В этой теме мы разберем, что такое падеж и какие падежи есть в русском языке, а также как определить падеж имен существительных и на какие вопросы они отвечают.
Слова в русском языке бывают изменяемыми и неизменяемыми.
У изменяемых слов (существительные, прилагательные, числительные и местоимения) есть возможность указать форму слова, которая относится к определенному падежу.
Итак, с помощью падежа слова связываются друг с другом в определенное сообщение, благодаря чему формируется законченная мысль.
- Ранний, утро, свежий, роса
- Люблю просыпаться ранним утром и наслаждаться свежей росой.
Обратите внимание на то, что в первой строке записаны слова в начальной форме, а во второй с помощью падежных форм составлено предложение, которое имеет законченную мысль.
Определяем падежи имени существительного. Как определять падежи в русском языке?
Падежи существительных
В русском языке насчитывается шесть падежей: именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж и предложный падеж.
1. Именительный падеж — это начальная форма слова, которая употребляется для наименования предметов.
Именительный падеж отвечает на вопросы «кто?» , «что?» .
Например:
- кто? — друг, соседка, учитель
- что? — пруд, веселье, школа
Запомните, что именительный падеж употребляется без предлога и в предложении выступает в качестве подлежащего или именной части сказуемого.
Например:
Мой друг учится в пятой школе. («друг» — это имя существительное)
2. Родительный падеж
Родительный падеж обозначает отсутствие предмета, указание места, причины, цели и отвечает на вопросы «кого?» , «чего?» .
Например:
- нет (кого?) друга, учителя, брата,
- нет (чего?) денег, удачи, кровати, дома
Существительные родительного падежа могут употребляться, как с предлогами, так и без них.
нет (чего?) дороги — припарковался (у чего?) у дороги.
С родительным падежом чаще всего употребляются следующие предлоги:
- от (от дороги)
- до (до дороги)
- для (для дороги)
- из-за (из-за дороги)
- у (у дороги)
- без (без дороги)
- ради (ради дороги)
- вокруг (вокруг дороги)
- около (около дороги)
- мимо (мимо дороги) и др.
3. Дательный падеж
Дательный падеж употребляется для обозначения адресата и отвечает на вопросы «кому?» , «чему?» .
Например:
- Дам книгу (кому?) папе, учителю, сыну.
- Дам (чему?) спокойствию, веселью, ненависти.
С дательным падежом употребляются следующие предлоги:
- к (к морю, к реке, к маме)
- благодаря (благодаря маме, благодаря отцу)
- согласно (согласно сценарию, согласно руководству)
- вопреки (вопреки ожиданиям)
- наперекор (наперекор судьбе)
- навстречу (навстречу счастью, навстречу маме)
4. Винительный падеж
Винительный падеж существительного употребляется для обозначения объекта действия.
Винительный падеж отвечает на следующие вопросы:
- кого? (вижу (кого?) маму, отца, руководителя)
- что? (вижу (что?) дом, усадьбу, крышу)С существительными в форме винительного падежа употребляются следующие предлоги:
- в, на, за, про, под, сквозь, через, спустя, включая, несмотря на.
5. Творительный падеж
Творительный падеж существительного употребляется в значении совместности, места, причины и отвечает на вопросы «кем?» «чем?».
Например:
- Горжусь (кем?) мамой
- Любуюсь (чем?) платьем
С творительным падежом употребляются следующие предлоги предлоги: с, над, за, под, перед, меж, между, в связи с, вместе с, согласно.
6. Предложный падеж
Предложный падеж существительного употребляется для обозначения объекта размышлений, объекта действий или места и отвечает на вопросы «о ком?» «о чём?».
Например:
- Забочусь о ком? о дедушке
- Расскажу о чём? о молодости
Существительное в форме предложного падежа употребляется со следующими предлогами: при, в, на, о, об, по.
Смотрите также:
- Собственные и нарицательные имена существительные
- Непроизносимые согласные в корне слова
- Двойные согласные в корне слов
- Правописание чередующихся гласных в корне «-бер-/-бир-«
- Правописание чередующихся гласных в корне «-лаг-/-лож-«
- Правописание чередующихся гласных в корне «-гар-/-гор-«
- Правописание чередующихся гласных в корнях «раст/ращ», «рос/рост»
- Правописание слов с приставками, оканчивающимися на «З» и «С»
- Правописание приставок «ПРЕ-» и «ПРИ-«
- Правописание «ПОЛ-» и «ПОЛУ-» со словами
- Правописание мягкого знака после шипящих в разных частях речи
- Когда мягкий знак в словах не пишется?
- Правописание слов с сочетанием согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»
- Написание суффикса «-иц» в существительных
- Написание «Н» и «НН» в наречиях
- Правописание гласных «А», «Я», «Е» перед суффиксами «Н» и «НН» в страдательных причастиях
- Правописание «НЕ» с именами прилагательными
- Правописание «НЕ» с краткими причастиями
- Правописание наречий с дефисом
- Правописание прописных и строчных букв
Источник: russkiypro.ru
Ютуб как определить падежи
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
как определить падежи в предложении — Video
Подборка видео на тему: как определить падежи в предложении — видео. Смотрите онлайн, комментируйте, ставьте оценки и делитесь с друзьями.
Занятие 4. Как определить падеж имени существительного
2 минуты 20 секунд
Продам тетрадку. Провожу онлайн-занятия.
3-4 класс Некоторые способы определения падежей имён существительных
6 минут 15 секунд
В этом выпуске вы познакомитесь с некоторыми способами
Как выбрать артикль! Определённый или неопределённый. Как определить падеж. Урок немецкого 10 (1)
16 минут 59 секунд
Как выбрать артикль! Определённый или неопределённый.
Определённые артикли. Научись определять падеж правильно. Тренировка. Урок 9 (Видео 2)
11 минут 36 секунд
Как определить падеж у имен существительных
3 минуты 30 секунд
Как определить падеж
3 минуты 10 секунд
ПРЕДЛОГИ ПАДЕЖЕЙ / грамматика
11 минут 48 секунд
Предлоги с падежами. К какому падежу относится тот или иной предлог.
Падежи в немецком языке
33 минуты 20 секунд
Основные функции
вступление
1 минута 31 секунда
Как определить падеж
функции падежей — теория
1 минута 29 секунд
Родительный или винительный?
примеры несогласованного определения
10 минут 13 секунд
В сегодняшнем видео-уроке немецкого я расскажу вам всё, что важно знать о немецких
функции падежей — примеры
1 минута 40 секунд
падежи и предлоги — теория
9 минут 32 секунды
Как определить падеж
предлоги двойного управления
8 минут 33 секунды
Видеоурок по теме: Склонение личных местоимений.
падежи и предлоги — примеры
10 минут 25 секунд
Местоимение как часть речи. Лицо, число местоимений. Изменение местоимений по падежам.
система немецкого склонения
19 минут 58 секунд
Падеж именительный. Ради меня местоимения меня с предлогом ради
Как определить падеж имени прилагательного?
18 минут 46 секунд
Видеоурок Ефременко Татьяны Ивановны.
Родительный или винительный? Как определить падеж? | Русский язык
9 минут 11 секунд
И последнее
«понятно теперь я знаю все о айсберге»
(Добавлено: 20.09.2023)
«Шри-Ланка замечательное место! Я был в этом раю много раз в своей жизни. Чудесный, теплый, голубой океан. Чистые, песчаные и золотые пляжи. Обслуживаемый персонал во всех отелях на все пять!
Также много достопримечательностей. Моя первая поездка в. «
(Добавлено: 20.09.2023)
«Мои сыновья тоже очень хорошие заботливые но не имеют такой возможности слетать в Париж о чем я когда-то мечтала Зарплаты в нашем регионе такие низкие до смешного 10-15 тысяч Кому повезет то и 20 тысяч рублей А видео очень понравилось Такое жизнен. «
(Добавлено: 20.09.2023)
«Отдыхали в этом отеле в июне. Хороший бюджетный вариант. Да, номера небольшие, но чистые, после ремонта, есть все необходимое. Для непривередливых туристов самое оно. Кормят неплохо, достаточно разнообразно, много сладостей разных. Хотя насчет зав. «
(Добавлено: 20.09.2023)
«Здравствуйте хочу приобрести сценарий нетрадиционного выпускного. Тексты песен там будут»
(Добавлено: 20.09.2023)
«Шикарное видео, классная и красивая страна, был пару раз там, но в этом году не получилось. но хоть в Венгрию сгонял!!Спасибо за видео и жаль не могу попасть на патреон. не пускает..»
Источник: ratevideo.ru
Иван родил девчонку! Или как запомнить падежи?
Здравствуйте, друзья! Как ваши дела? Как настроение? Очень надеюсь, что все у вас хорошо!
Ловите очередную запоминалочку от блога «ШколаЛа» и кладите ее в свой сундучок знаний. Надо сказать, что запоминалочка эта стара как мир. Но, возможно, для кого-то из маленьких школьников и их родителей она станет настоящим открытием.
Итак, сегодня разбираемся с тем, как запомнить падежи. Есть один интересный способ.
О нем я узнала еще в начальной школе от нашей учительницы Елизаветы Христиановны, а она, как никак, была заслуженным учителем Республики Коми. Так что ей можно доверять.
Но для начала предлагаю определиться с тем, что же это за звери такие?
Вот такое вот определение!
В русском языке падежей всего шесть.
Их то и нужно выучить школьникам. И нам еще повезло. Вот, например, в языке одного из народов России, Коми, их аж 16!
Так что улыбнемся и приступим к запоминанию. В этом нам поможет следующая табличка.
Простой стишок, первые буквы слов которого и указывают на название падежа. А этот стишок прямо сам в память и заскакивает. Очень просто! А вот что делать с падежными вопросами?
Что ж, попробуем как-нибудь быстренько и простенько выучить и их.
Именительный
Эти вопросы проще всего запоминаются. Так что и запоминалки не требуются никакие. Увидел предмет и спрашиваешь:
Родительный
Прицепимся к названию падежа и спросим так:
«Вы родители кого?» «Лены».
«Вы родители чего?» «Балкона».
Еще одно вспомогательное слово — «нет».
«Нет кого?» «Рабочего».
«Нет чего?» «Топора».
Дательный
Опять же цепляем название.
«Дать кому?» «Кошке».
«Дать чему?» «Маслу».
Винительный
«Обвиняю кого?» «Учителя».
«Обвиняю что?» «Дом».
Или со словечком «вижу».
«Вижу кого?» «Синицу».
«Вижу что?» «Березу».
Творительный
«Сотворён кем?» «Человеком».
«Сотворен чем?» «Рукой».
Еще одно вспомогательное словечко «доволен».
«Доволен Кем?» «Сыном».
«Доволен Чем?» «Оценкой».
Предложный
В данном случае подсказка скрыта в названии падежа. В вопросе должен присутствовать предлог. И это предлог «о». Можно добавить слово говорить. Попробуем:
«Говорить о ком?» «О носороге».
«Говорить о чем?» «О работе».
Используя полученные знания, Давайте попробуем проскланять какое-нибудь слово. Пусть это будет слово «школа».
А теперь займемся «пением».
Ну и напоследок, поработаем с «бурундуком».
Вот и вся запоминалка! Надеюсь она поможет вам справиться с маленькой частью великого и могучего.
Для закрепления пройденного материала посмотрите музыкальный мультик.
А какие способы запоминания падежей знаете вы? Делитесь в комментариях)
Советую вам посетить еще и вот эту статью. Чтобы точно знать как же правильно писать: поэтому, по-этому или по этому?
Еще один хороший совет – подпишитесь на новости блога, чтобы не пропустить новых запоминалок.
Источник: shkolala.ru