Сабвуфер создает звук в том диапазоне частот, который недоступен для полочных колонок. Казалось бы, его приобретение легко решит проблему с басом, но так ли все просто?
Совершенству, как известно, предела нет. Это верно и в отношении звучания Hi-Fi-системы. Для некоторых любителей звука процесс его улучшения становится самоценным, что, впрочем, стимулирует развитие технологий и разработку аппаратуры. Но бывают и простые жизненные ситуации. Допустим, у вас уже есть все, что нужно для воспроизведения музыкальных записей, в том числе и пара колонок, которые в целом вам нравятся.
Но со временем вы начинаете понимать, что звучание может быть еще лучше: достовернее и энергичнее, объемнее и весомей. И дело, скорее всего, в недостатке нижних частот, которые ваша акустика просто неспособна произвести – из-за своих габаритов, будь то полочная модель или даже компактные напольники. Можно, конечно, купить другие АС, более крупные и солидные, наделенные могучим басом, что потребует выделить им часть своего жизненного пространства и немало денег на действительно удовлетворяющую упомянутым требованиям модель. Есть и другой путь: приобретение сабвуфера. Он не такой прямой, как может представляться, и для достижения цели придется учесть наличие некоторых препятствий.
Мощный сабвуфер в корпус старого активного сабвуфера? Что будет?
Весомые частоты
Эксперименты показали, что доступные для восприятия слуховой системой человека звуковые волны имеют частоты от 20 Гц до 20 кГц. Эти цифры ориентировочные, поскольку все люди разные, да и физиология одного и того же человека с возрастом меняется.
Этот диапазон принято подразделять на три основных части: низкие, средние и высокие частоты. Самые важные в плане передачи информации – вторая и нижний участок третьей; поэтому в телефонии используется полоса от 300 Гц до 3400 Гц. «Чистый синус» на 3 кГц – это писк, однако для слуха такие частоты очень важны, поскольку благодаря им обеспечивается разборчивость речи.
Основные тона голосов и многих инструментов лежат в диапазоне от 80 Гц до ориентировочно 500 Гц, поэтому полочные колонки, которые, как правило, способны создавать звук от 60-80 Гц и вплоть до 20 кГц – очень хорошие аппараты для воспроизведения музыки и пения, способные передать большинство деталей и нюансов.
Так что же дает этот совсем небольшой кусочек звукового спектра от 20 до 60 Гц? Ответ простой: реалистичность и достоверность музыкальной сцены, а также он обеспечивает полноценную передачу звучания некоторых особо басовитых инструментов, к примеру, рояля, у которого нижняя нота имеет основную частоту в 27 Гц; у контрабаса и барабана-бочки, к слову, это 40 Гц.
Современные записи к тому же хранят в себе информацию об акустике зала, в котором они выполнялись, благодаря зафиксированному в них звучанию и затуханию стоячих волн в нем. А если это насыщенный электронными эффектами студийный альбом, то и все низкочастотные задумки звукорежиссеров.
Ниже нижнего
Владельцы полочных колонок в какой-то момент могут осознать, что им в их звучании чего-то не хватает, и, скорее всего, это будут басы. На помощь может прийти специальная АС – сабвуфер – создающая звук в НЧ-диапазоне. Однако не стоит полагать, что он сразу же снимет все проблемы – это довольно сложное в установке устройство, да и правильно подобрать модель совсем не просто.
В Hi-Fi-сфере наиболее распространены активные сабвуферы, располагающие встроенным усилителем, что и неудивительно, ведь справиться с большим низкочастотным динамиком по силам не всякому компонентному аппарату. Мы дадим несколько рекомендаций по их подбору, установке, подключению и настройке.
Необходимый минимум
Количество предложений сабвуферов на Hi-Fi-рынке весьма велико, однако чтобы найти среди них именно тот, что подойдет для вашей системы и комнаты, где она установлена, надо учесть некоторые обстоятельства.
Чтобы пара колонок и саб – такой комплект называется трифоником – сложились в единое акустическое целое, следует тщательно согласовать их излучение. Поскольку у стереоусилителей, как правило, не предусмотрена функция кроссовера, то есть раздела сигнала на полосы по частоте, то он должен быть у сабвуфера. И он действительно имеется почти у всех моделей, не входящих в комплекты «в одной коробке» АС для домашнего кинотеатра или с саундбаром, а продающихся как самостоятельный компонент. Активные сабвуферы также располагают регулировкой громкости. У многих есть переключатель, позволяющий повернуть фазу сигнала на 180 градусов.
Требуется деликатность
Далее следует принять во внимание то, что к сабвуферу для домашнего кинотеатра и для трифоника предъявляются разные требования. В первом случае ему необходимо в нужный момент «наддать жару», чтобы усилить у зрителя впечатления от активных сцен на экране; во втором – деликатно взять на себя воспроизведение низкочастотной составляющей записи.
Для этого у саба должна быть ровная АЧХ на том небольшом участке спектра, за который он отвечает, а не явно выраженный резонансный пик на какой-то частоте. А этого разработчикам не так просто добиться при условии необходимости уложиться в заданный ценовой сегмент. Поэтому «музыкальный» сабвуфер довольно легко подыскать среди дорогих моделей и непросто среди доступных. Кстати говоря, такой саб будет хорош и в системе ДК.
В качестве примера недорогой модели с дополнительными возможностями настройки звучания можно привести B от этого зависят и габариты корпусов. Чем больше излучатель, тем более глубокий бас он обещает создать, однако разумно будет принять во внимание размеры комнаты, где ему предстоит работать. В маленькой крупный будет занимать много места, и это, пожалуй, единственное противопоказание для его приобретения, не считая цены. Большой динамик будет работать с меньшей нагрузкой, а, значит, и с меньшими искажениями, создавая достаточно громкий для такого помещения звук.
Сабвуфер невозможно прослушать в Hi-Fi-салоне – в отрыве от вашей стереосистемы и комнаты, так что полагаться стоит на обзоры в профильных изданиях, отзывы покупателей или советы опытных продавцов.
Искать – и не сдаваться
Итак, вы его купили и доставили домой. В «Руководстве пользователя» обязательно найдутся рекомендации по его подключению, а также по использованию всех элементов управления его работой, дополнительных к самым распространенным: громкости и частоте среза кроссовера. Теперь сабвуфер надо присоединить к усилителю и заняться настройкой и установкой.
Найдите в списке технических характеристик ваших колонок пункт «Частотный диапазон». Первое число – это его нижняя граница. Обычно ее указывают по уровню -3 дБ, так что установите эту частоту или немного меньшую на регулировке, скорее всего, обозначенной как Crossover. Затем, в процессе настройки ее можно будет немного повысить, если это будет необходимо. И громкость поставьте на минимальное или чуть выше значение.
По низкочастотному звуку, который создает сабвуфер, человеческий слух не способен локализовать его источник, что позволяет довольно произвольно выбирать место для его размещения. Однако комната может вносить коррективы в его звучание. Если саб поставить в угол, то его громкость повысится, а точно в центре влияние комнаты будет наименьшим. Стоит также принять во внимание конструкцию сабвуфера: в какую панель встроен динамик, есть ли порт фазоинвертора и куда он выходит, наличие и расположение пассивного радиатора, если он имеется.
Приближение к стене позади или сбоку будет приводить к повышению громкости звучания любого сабвуфера, а если порт его фазоинвертора выходит назад, то при установке вблизи стены возникнет дополнительное повышение уровня на частоте его настройки, что приведет к окраске баса. Впрочем, в меньшей степени такой эффект присущ любому фазоинверторному сабвуферу в случае пристенного расположения.
Есть и еще один немаловажный фактор: расстояние до розетки электропитания – хватит ли длины шнура.
Начните с положения примерно в плоскости расположения вашей стереопары, желательно на расстоянии трети данного измерения комнаты от стены, и готовьтесь к такелажным работам.
Включите музыку, лучше всего записанную в естественных условиях, а не синтезированную. А далее, задействовав регулировку громкости и возможно имеющиеся у вашего сабвуфера дополнительные настройки, к примеру, эквалайзер или DSP, потихоньку передвигая его по комнате, добейтесь максимально качественного звучания.
Вы должны стремиться к получению более масштабной, чем была, и желательно заполненной «воздухом» сцены, весомых ударов большого барабана с четко выраженной атакой, струнных текстур упругого и объемного голоса контрабаса и других аналогичных эффектов, демонстрирующих, что трифоник правильно согласован. При этом – очень важно – сам сабвуфер должен «раствориться» в звучании; его самого, собственно, не должно быть слышно. Если он распознается как источник, значит, что-то пошло не так, и поиски наилучшего звука следует продолжить, подыскивая оптимальное местоположение для него и используя весь арсенал имеющихся настроек.
Конечно, это идеал, который не всегда достижим, но к которому стоит продвигаться. Настраивайте так, чтобы было приятно слушать, и не опускайте руки, если сразу не получается такой звук, какой грезился. В конце концов, это ваша система, и ее звучание должно приносить удовольствие именно вам.
Эту статью прочитали 65 052 раза
Статья входит в разделы: Как выбрать. Гид покупателя
Поделитесь статьёй:
Источник: www.audiomania.ru
Как сделать сабвуфер (для начинающих)
Сегодня речь пойдет о процессе создания ящика для сабвуфера, так сказать с задумки до результата. Данная запись будет полезна для новичков, хотя не только.
Вообщем, приходим мы к тому, что хотим иметь у себя в авто сабвуфер. Первое, что необходимо сделать — это предварительные замеры в авто, главное нормально всё замерить.
После чего уже начинаем «считать» необходимое акустическое оформление (короб саба). Для достижения желаемого результата, необходима индивидуальная настройка «под себя». С какими настройками работает у другого, не факт, что будет работать также у тебя. Поэтому не ленитесь, считайте индивидуально.
Вернемся к нашему примеру — расчет и карту распила я сделал (кому интересно использовались программы JBL Speakershop, SketchUp)
Расчет параметров с АЧХ
сборочный чертеж
вырез под терминал
карта распила
Саб мне запилили.
Я вообще всегда советую работать сначала мозгами, а потом уже физическую силу применять. Бывают, конечно, случаи, когда в обратном порядке результат получается лучше, но автозвук не тот случай))
Идём в магазин и закупаем материал (я брал березовую фанеру 20 мм.) и распиливаем все это, согласно нашей карты распила.
подготовка к сборке завершена
Что нам понадобится?
1. шуруповерт;
2. сверла 2.5, 5, 8;
3. пистолет для герметика;
4. резиновый шпатик;
5. канцелярский резак;
6. измерительный инструмент (линейка, штангель).
Материал
1. саморезы 5х45;
2. герметик 601;
3. краска черная;
4. карпет акустический;
5. клей (я брал аэрозоль абровский)
Далее процесс сборки:
наживляем стенки
делаем фасочки
одну стенку пока не трогаем
фиксируем саморезами
промазываем стыки герметиком
красим внутренности
закрываем последнюю оставшуюся стенку
обтягиваем карпетом
подключение саба
терминал взят Daxx T92,
проводка Daxx S32 12Ga,
клеммы акустические Daxx T73.
Саб подключен на 4 Ома.
вид разъема снаружи
для монтажа динамика взяты саморезы Ural 5,5×25
Как самому сделать сабвуфер в машину без усилителя: чертежи сборки своими руками самодельного активного САБа
Вы хотите сабвуфер в автомобиле, но вам не нравится иметь громоздкий квадратный ящик в багажнике? Почему бы не создать сабвуфер в машину своими руками из стекловолокна, который впишется в интерьер вашего автомобиля и будет выглядеть заводским? У большинства автомобилей есть неиспользуемое пространство в багажнике, которое идеально подходит для установки сабвуфера.
Работа со стекловолокном не очень сложна, а материал отлично подходит для создания корпуса. Я покажу схемы и чертежи, как можно сделать корпус сабвуфера, который будет выглядеть так, будто шел вместе с автомобилем.
Как сделать короб для сабвуфера своими руками для автомобиля
Для машины отлично подойдет сабвуфер стелс. Он компактен и незаметен, что делает такую модель идеальной для автомобиля. Для хорошего динамика потребуется не меньше восемнадцати литров объема. Проблема размещения решается выносом передней панели в багажник или использованием ниши для запасного колеса.
Сигнализация Starline: виды, отзывы, инструкция
При установке выдвигается передняя панель и соединяется с обшивкой багажника. Последняя вырезается по линии примыкания усилителей и саба. Затем маскируется поверхность там, где соприкасается с полиэфирной смолой. Форму можно сделать из гофркартона. Склеить части можно скотчем. Металлический каркас собирается с ориентацией на край стеклопластика.
Из последнего делается панель облицовки усилителей. Между деталями должна быть толщина, равная остальным. Стеклопластик и шпаклевка помогут придать устройству более презентабельный вид.
Монтаж колонки
Как сделать накопитель для автомобиля
Чаще всего встречается накопитель, использующий конденсатор. Дело в том, что современный усилитель потребляет большое количество тока, которое возрастает во время произведения музыки. Такое количество тока не под силу обеспечить автомобильному аккумулятору. И из-за этого появляются пробелы в работе саба.
Основная миссия конденсатора – накопление заряда, который отдается сабвуферу по мере необходимости. После передачи тока, он снова копит напряжение.
Конденсатор подключается параллельно к сабвуферу и аккумулятору. Емкость должна превышать шестьдесят тысяч мкФ. Выбирая конденсатор, нужно помнить о вольтметре, он позволит непосредственно наблюдать работу элемента.
Как правило, сабвуфер помещают под сидение, конденсатор в багажник, рядом с усилителем. Между последними не должно быть больше полуметра. Конденсаторы различных производителей отличаются материалами, емкостью и дизайном. Лучше останавливать выбор на узконаправленных производителях.
Фотоотчет. Установка активного сабвуфера под сиденье
- Please log in to reply
#1 OFFLINE oleg3110_78
Не хороший но ругающийся матом
- Administrators
- 7 675 сообщений
- Откуда ПриГород, т.е. СПб
- Авто: Тракторная вишня на Хае
В продолжение этой темы.
Все же стало любопытно, насколько подобная «игрушка» может улучшить качество звучания. В принципе после установки АС Динаудио со штатным усилителем высокочастотная составляющая вполне удовлетворяла, не хватало на небольшой громкости (а я люблю слушать музыку а не подпрыгивать в машине от тынц-тынц-тынц ) упругости и четкости басов.
Некоторое время поискав м-дименшен (см. ссылку выше) плюнул и взял из наличия АртСаунд, тем более по заявленным характеристикам они близки.
В итоге получена такая коробка по цене 6,5 килорублей
В коробке лежит вот такой комплект, сам саб (кстати вещь достаточно основательная и увесистая и в реальности не выглядит неказисто как на фото), выносной регулятор уровня (причем зачем то лежал и второй без провода но с разъемом RJ11), провода для подключения (на основном кабеле питание предохранитель стеклянный — лучше сразу поменять, но у меня не оказалось держателя нормального пока оставил так), и крепеж.
Первым делом была сорвана дурацкая голубая наклейка с рекламой
Затем изучена сторона подключения и управления
Затем прочитана инструкция
Снято пассажирское сиденье, туда заведены нужные кабели и первое включение с первыми настройками. Кстати в инструкции неправильно написано положение переключателя для управления питанием, чтобы питание врубалось при появлении сигнала на входах высокого уровня правый переключатель надо ставить в положение Аудио а не в среднее как написано в инструкции.
Наигравшись начинаем вживлять аппарат. Подрезаем снизу коврик и впихиваем саб разъемами к порогу. Нам активно мешается планка на пороге в которую вставлены разъемы сидушки, снимаем разъемы сидушки кладем их вниз, планку отрываем нафиг. Саб на месте
Пока никак не крепил, лежит не ерзает, позже может быть сделаю уши и прикручу верхнюю часть к тому месту где крепился поддон блютуса.
Ставим на место сиденье, так это выглядит при отодвинутом назад до конца
Так сиденье в рабочем состоянии
Теперь о главном, главный у нас по прежнему Пу. стоп, не о том говорю .
я вполне удовлетворен достигнутым результатом, даже при «нераскачанном» сабике, появились звуки которых раньше не было слышно на малой громкости, теперь понятно в что в составе ансамблей существует и басгитара , классического щелчка пока не добился но глубоко пока и не регулировал. В общем на свои килорубли железяка отыгрывает.
- Denis_ka, Patriot
, Игорь_spb and 2 others like this
Всадник без головы сам по себе не страшен, страшно когда он во главе эскадрона!
#2 OFFLINE Denis_ka
- Откуда Россия, Владимир
- Авто: 1,4 TSI Manual 2T(LC9X) без подлокотника и без 2х л
Источник: antik23.ru