Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом «Кино-Театр.Ру» в годовщину начала Великой Отечественной войны представляет вторую серию документального проекта о фронтовых операторах «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».
Эпизод под названием «Плачьте, но снимайте», рассказывающий о том, какими были первые дни операторов на фронте и с чем им пришлось столкнуться, уже доступен на YouTube-канале Кино-Театр.Ру:
Это история первой группы операторов Центральной студии кинохроники, которые отправились на фронт уже 23 июня 1941 года, на следующий день после начала войны. Они ехали снимать быстрый разгром немецко-фашистских войск и победоносное наступление на Берлин, но перед ними оказались разбомбленные немецкой авиацией дороги и железнодорожные станции, сбитые самолеты, потоки беженцев, отступающие советские войска, раненые и убитые солдаты.
Им пришлось отбросить все довоенные иллюзии и собственный страх, чтобы начать снимать эти кадры – «плакать, но снимать». Объективы их камер стали глазами войны, а кинопленка, хранящаяся в архивах – ее памятью. Среди операторов того времени, в частности, были постановщик фильма «Если завтра война» (1938 г.) Евгений Ефимов, а также Роман Кармен, прошедший до этого войну в Испании.
«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». Эпизод 16. Война в необычном ракурсе
Документальный проект «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» представляет собой 20 короткометражных фильмов о том, как создавалась кинолетопись прошедшей войны. 12 из них – портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказ о работе кинохроники в годы войны. Проект создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».
Этот проект – дань памяти операторам Великой Отечественной войны. По одним данным их было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой кинохроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну. Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам военной хроники, рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны.
Проект расскажет и о том, какую кинотехнику и пленку использовали в те годы, как писали монтажные листы и переправляли отснятый материал на студию, как передвигались по фронтовым дорогам, что требовало от операторов начальство в Москве и начальство на фронте, как работала военная цензура и самоцензура, как отличить боевой репортаж от инсценировки боевых действий.
Источником для создания этого проекта стали монтажные листы операторов, в которых подробно, кадр за кадром описывалось все, что было снято в течение съемочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имен и судеб. Авторы проекта поставили себе задачу соединить пояснения и «ремарки» фронтовых операторов, и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов.
«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». Эпизод 1. «Аймо» – главная фронтовая камера.
«Если первая серия проекта была посвящена кинокамере «Аймо», на которую операторы снимали свои бесценные кадры, то во втором эпизоде мы решили рассказать о самых первых их днях на войне. Как им пришлось преодолевать собственный страх и ужас войны, чтобы взять камеру в руки», — отмечает главный редактор портала «Кино-театр.ру» Жан Просянов.
Гильдия неигрового кино и телевидения является единственной в России некоммерческой организацией, объединяющей кинематографистов и работников телевидения, а также юридических лиц, специализирующихся в сфере создания и дистрибуции документального и научно-популярного кино, документальных телевизионных фильмов. Основной целью создания и деятельности Гильдии является развитие индустрии неигрового кинематографа, популяризация всех его видов и жанров, а также творческих достижений российских документалистов.
Кино-Театр.Ру — русскоязычный интернет-проект о российских и зарубежных кинофильмах, телесериалах и спектаклях, имеющий самую полную базу российских актеров, режиссеров и операторов. Сайт вошел в список социально значимых сайтов.
Проект реализуется при поддержке Института развития интернета в рамках нацпроекта «Культура».
Источник: cultobzor.ru
Только интересные новости
Мир кино, необъятен! Наш сайт поможет в нём сориентироваться. Мы расскажем о последних новостях мира — кино и покажем как фильм видим мы, в наших рецензиях.
Ссылки
- Qwedl Movies :: Онлайн кинотеатр
- Qwedl Movies :: Группа vk
Седьмая серия документального проекта «Как снимали войну» посвящена первой женщине-кинооператору Марии Суховой
- Получить ссылку
- Электронная почта
- Другие приложения
Гильдия неигрового кино и телевидения совместно с порталом Кино-Театр.Ру представляет седьмую серию документального проекта «Как снимали войну». Она посвящена Марии Суховой , ставшей первой женщиной в профессии кинооператора. Ролик доступен на YouTube-канале Кино-Театр.Ру.
Оператор – одна из самых мужских профессий в кино, однако женщины работают в этой индустрии ещё с 1930-х годов. Но об их вкладе в эту специальность и подвигах во время войны почти нигде не указывают. Онлайн-проект о фронтовых операторах «Как снимали войну» решил первым создать об этом отдельный фильм и рассказать историю Марии Суховой. Именно она открыла двери сотням других женщин, которые решили связать свою жизнь с кино, доказав, что нет запретных профессий, если ты делаешь дело, за которое ты готов отдать свою жизнь.
Судьба Марии Суховой сама по себе очень кинематографична. Её взяли на студию уборщицей. Однако через несколько лет, пройдя долгий путь и изучив профессию с разных ракурсов, она, наконец, стала кинооператором. В 1936-м Сухова снимала первый женский автопробег в честь Сталинской конституции, а в 1941-м уже фиксировала на плёнку, как Москва готовилась к войне и колонна пехоты уходила с Красной площади сразу на фронт, через некоторое время и сама отправилась на передовую в партизанские отряды.
фото: из личного архива семьи и родственников Марии Суховой
Вместе со своей коллегой Оттилией Рейзман они не только снимали быт и жизнь партизан в условиях войны, но и непосредственно боевые действия, в которых порой сами участвовали. Они отсняли десятки часов и тысячи километров пленки, на которой запечатлена история того времени. Кадры, снятые Марией Ивановной, использовались в картине «Освобождение советской Белоруссии» и в 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная». Сухова была серьёзно ранена на фронте, но до самой последней минуты переживала за сохранность своих отснятых материалов, и, по некоторым данным, попросила партизан пристрелить её, чтобы не попасть в плен к фашистам.
Режиссёром фильма о Марии Суховой выступает Георгий Молодцов , являющийся отборщиком документальных программ Московского международного кинофестиваля и креативным директором «Лаборатории социальной рекламы» и проекта VRability, создающего фильмы в виртуальной реальности. По его словам, «в историографии обычно подчёркивается героическая смерть Марии Суховой, в то время как героизмом была её жизнь и путь, который она проделала в профессии первой из женщин. Из уважения к памяти Марии мы поставили перед собой задачу восстановить запутанные и противоречивые факты её профессиональной биографии, находя неожиданные и мало кем замеченные детали».
фото: из личного архива семьи и родственников Марии Суховой
Проект «Как снимали войну» состоит из 20 короткометражных фильмов. 12 из них представляют портреты ведущих фронтовых операторов, остальные – рассказы о работе кинохроники в годы войны. Задача проекта – вернуть авторство анонимным кадрам и рассказать о тех, кто с риском для жизни запечатлел самые драматические моменты Великой Отечественной войны. Это дань памяти операторам.
По одним данным их было 257, по другим – 318. За четыре военных года они сняли 3,5 миллиона метров фронтовой хроники. Однако в фильмах и киножурналах 1941-45 годов их имена зачастую не указывались, но именно их глазами мы и сегодня видим прошедшую войну.
Проект расскажет и о том, какую кинотехнику и пленку использовали в те годы, переправляли отснятый материал на студию, как передвигались по фронтовым дорогам, что требовало от операторов начальство в Москве и начальство на фронте, как работала военная цензура и самоцензура, как отличить боевой репортаж от инсценировки боевых действий. Источником послужили монтажные листы, в которых подробно, кадр за кадром описывалось все, что было снято в течение съемочного дня. В этих документах, никогда прежде в кино не использовавшихся, много уникальных деталей, человеческих имен и судеб. Авторы «Как снимали войну» поставили себе задачу соединить пояснения и «ремарки» фронтовых операторов и хронику, которая хранится в Российском государственном архиве кино- и фотодокументов. Серии созданы при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура».
Источник: news.qwedl.com
Журнал
Сценарий фильма «Одна война» основан на реальных событиях. Автор сценария Марина Сасина работала журналистом в орловской газете и брала интервью у ветерана Великой Отечественной войны Гавриила Астахова.
Он был юнгой на миноносце, который сопровождал корабли союзных войск в северных морях, и однажды после задания экипаж причалил к одному из островов, чтобы пополнить запасы пресной воды. С большим удивлением они обнаружили, что остров обитаем — там в палатках жили женщины с детьми. Оказалось, что их отправили на далёкий остров с оккупированных территорий за то, что дети были рождены от немцев… Журналистку настолько впечатлила эта история, что она начала собирать материал. Ей удалось найти некоторые свидетельства того, что такие поселения действительно какое-то время были.
Марина Сасина, сценарист: «Матросы, часто ходившие в загранку, прозвали поселение Белым Шанхаем: из-за цвета и формы палаток, напоминавших пагоды…»
[[источник]]
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Спустя несколько лет журналистка уехала в Москву и поступила на сценарный факультет ВГИКа. В качестве дипломной работы написала сценарий «Одна война», в основу которого легла её давняя статья с интервью старого моряка. За диплом она получила «отлично» и предложение от режиссёра Алексея Учителя снять фильм по этому сценарию.
Он обещал приступить к работе сразу после окончания съёмок драмы «Пленный», но за это время сценарий попал к Вере Глаголевой. Она попросила Учителя отдать эту женскую историю ей. Актриса к тому времени занималась режиссурой и уже выпустила три фильма. Её потрясло то, насколько тщательно были прописаны характеры героинь. Она знала, что для многих актрис такие продуманные и психологически сложные роли будут просто подарком.
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Вера Глаголева, режиссёр: «Когда сценарий попал ко мне в руки, и я начала его читать, то прорыдала буквально всю ночь. Сам он написан не очень эмоционально, однако отражённые в нём судьбы просто не могут оставить читателя равнодушным. Главная задача состояла в том, чтобы не испортить работу напущенной сентиментальностью, так как история трагична уже сама по себе…»
[[источник]]
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Вера Глаголева принципиально не хотела снимать популярных актёров, исключение сделала только для Александра Балуева. Они познакомились на съёмках сериала «Маросейка, 12» и настолько сдружились, что, став режиссёром, Глаголева снимала актёра почти в каждом фильме и считала своим талисманом.
Александр Балуев, актёр: «На мой взгляд, таких историй можно по пальцам в нашем кинематографе пересчитать. И я очень рад участвовать в Верином фильме… И вот я думаю, пойдет ли на этот фильм молодежь? А вот те, кому за сорок, те пойдут, даже очень…»
[[источник]]
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Актёра утвердили сразу, а вот исполнительниц женских ролей искали долго — кастинг проходили десятки студенток. Единственной опытной в составе актрис была Наталья Суркова, которую Вера Глаголева увидела в военной драме «Свои» и поняла, что ей нужен именно такой типаж. Одну из ролей сыграла дочь режиссёра — балерина Анна Нахапетова.
Вера Глаголева, режиссёр: «Я всегда была требовательной матерью и старалась не растить своих дочерей изнеженными созданиями. Поэтому Аня понимала, что никакого особого отношения к ней не будет. Я работала с ней как с обычной актрисой, и очень рада, что она справилась».
[[источник]]
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Снимали фильм в Карелии. На одном из островов Ладожского озера построили декорации, а сама съёмочная группа жила в одном из прибрежных городков. Каждое утро на рассвете все грузились в арендованный катер и плыли на съёмочную площадку. Весь фильм отсняли за месяц.
Вера Глаголева, режиссёр: «Место для съёмок мы нашли не сразу. Но результат оправдал все наши старания. Аскетичная обстановка очень помогала. Будь вокруг лес, какие-нибудь живописные места, а не голые серые скалы — мы не смогли бы снять такие эмоции…»
[[источник]]
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Детей для съёмок отбирали на месте — все они из города Питкяранта, рядом с которым работала съёмочная группа. Кастинг проводили среди совсем маленьких, искали тех, кому ещё не исполнилось четыре года. Главным критерием было внешнее сходство с актрисами, которые играли их матерей. Самое большое взаимопонимание случилось между актрисой Натальей Сурковой и мальчиком Петей, который сразу начал называть её мамой…
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Ещё до премьеры драма «Одна война» была показана на российских и зарубежных кинофестивалях и получила пятнадцать призов, в том числе и международных. Наградами были отмечены режиссёрская и операторская работы, призы «Новая звезда» за лучшие дебюты получили актрисы Ксения Суркова и Наталья Кудряшова.
Вера Глаголева, режиссёр: «Не так давно был очередной премьерный показ картины, и после него зрители начали что-то говорить, спрашивать. А потом одна женщина встала и сказала: „Вы знаете, я ничего не хочу слушать — ни ваши ответы, ни ваши вопросы, я просто хочу посидеть в тишине“. Это были самые дорогие слова зрителя, которые мне доводилось слышать…»
[[источник]]
«Одна война», к/к «Хорошо Продакшн», 2009, реж. В. Глаголева
Источник: www.domkino.tv