• Первоклассники познакомятся с жизненным циклом растений, условиями, необходимыми для жизни растений; научатся ухаживать за комнатными растениями.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: жёлуди (целые и резаные), комнатные растения, лейка с водой, тряпочка или губка, палочка для рыхления земли; видеоаппаратура, учебный видеофильм «Мы знакомимся с природой» (сюжет «Развитие растения из семени»); магнитофон, аудиозапись сказки Х.К. Андерсена «Пятеро из одного стручка»; динамическое пособие «Развитие растения из семени».
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы знакомились со свойствами снега и льда. Что вы о них узнали? Чем похожи снег и лёд? Чем отличаются друг от друга? Какие свойства снега и льда вы знаете?
2. Мотивация учебной деятельности
— Прочитайте вопрос, который задал нам Муравьишка. Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях и узнаем, как они живут.
3. Работа по теме урока
— Прочитайте вопросы в верхней части страницы 70.
Все растения живут, размножаются и когда-нибудь умирают. Есть растения, живущие полгода, а есть такие, которые живут сотни лет. Как же они живут? Что с ними происходит? Послушайте одну сказку.
Как живут растения и животные?
Учитель читает текст сказки.
Жил-был на свете король. И был у него прекрасный дворец, усыпанный разноцветными душистыми цветами. Вокруг дворца был сад, в котором каждый год цвели яблоневые, вишнёвые, сливовые деревья.
Король сам сажал, поливал, копал, полол, и каждое новое выросшее растение приносило ему огромную радость.
Но Недалеко от тех краев в тёмном замке поселился злой волшебник. Прослышал он про прекрасный дворец и решил погубить его. Он ненавидел, когда люди радовались. И вот однажды, когда король любовался своим великолепным садом, налетел ураган. Он рвал и метал, снося всё на своём пути. Король попытался спасти свои хрупкие растения, но ураган не унимался.
И, наконец, потеряв последние силы, король упал на землю и заплакал.
А злой волшебник радовался слезам короля. Выполнив своё злое дело, он вернулся к себе в замок.
Когда король очнулся, то увидел вокруг себя голую пустыню. Кругом валялись сломанные деревья, цветы, кустарники — всё погибло.
Но одно семечко, подхваченное ураганом, случайно попало в замок к злому волшебнику. Найдя себе подходящее место, оно пустило корешок. Прошло ещё немного времени, и на поверхности земли появился росток с двумя листиками.
Увидев росток, волшебник хотел погубить его, но что-то заставило его остановиться. Шло время, росточек окреп, на нём появились листики. И вот однажды растение зацвело.
Злой волшебник очень изменился. Он ходил вокруг растения и наблюдал за ним. И вдруг вспомнил про короля. «Какую боль я причинил бедному королю! Ведь в растениях вся его жизнь,— подумал волшебник. — Нельзя не радоваться, когда смотришь, как они растут, борются за свою жизнь».
Он схватил свою волшебную палочку и сказал: «Пусть вся земля будет усыпана цветами и растениями, пусть из семени растёт корешок, появляются росточек, листики, цветы, плоды. И это должно повторяться бесконечно!»
Окружающий мир 1 класс (Урок№15 — Как живут растения и животные?)
И снова у короля и на всей земле зацвели прекрасные сады.
— Как вы думаете, почему в конце сказки злой волшебник изменился? Вспомните, как росло единственное выжившее после урагана растение. Что с ним происходило?
Дети обсуждают порядок развития растения и выстраивают его у доски на динамическом пособии «Развитие растения из семени».
— Проверим, правильно ли вы всё запомнили. Поможет нам в этом фильм.
Учитель показывает сюжет «Развитие растения из семени».
— Какое растение вы увидели в сюжете? Как оно росло? Правильно ли расположены этапы развития растения на нашей динамической таблице?
Эти пять этапов постоянно сменяют друг друга. Из каждого семени может вырасти новое растение. Вы видели стручки гороха. В них — несколько семян. Для чего растению так много семян?
Действительно, не из всех семян могут вырасти растения. Почему? Послушайте ещё одну сказку. Она поможет найти ответ на этот вопрос.
Учитель включает запись сказки «Пятеро из одного стручка».
— О чём была сказка? Сколько было горошин? Сколько из пяти горошин проросло? Что случилось с остальными горошинами? (Склевали птицы, попали в воду и разбухли.)
Не все семена выживают, поэтому у растения их много. Хоть несколько из них обязательно дадут жизнь новому растению!
Для того чтобы растение росло, нужны определённые условия. Какие? Рассмотрите рисунки на странице 71 в вашем учебнике.
Парень показал, чем растения занимаются, в ускоренной съёмке, и это стало новой страшилкой 2020 года
Пользователи Сети оказались не готовы к таким потрясениям и теперь мечтают забыть об увиденном.
Любопытный программист из Турции Берат Йилдирим, который в свободное время разводит растения и увлекается садоводством, поделился с пользователями Redddit своим открытием. Парень заметил, что в течение дня цветы из его коллекции явно меняют положение листьев и ветвей, поэтому и решил проверить, что же происходит на самом деле.
Берат установил камеру в комнате, полной цветов, и оставил её на сутки. А потом сделал таймлапс-видео, на котором всё тайное стало явным. Растения, как и присуще их натуре, поворачиваются к солнцу, чтобы получить больше света, но Берат не ожидал, что его питомцы будут настолько подвижны. Ролик, хоть и набрал 35 тысяч лайков, вызвал у многих пользователей Сети страх и чувство тревоги.
Эти растения выглядят так, будто у меня галлюцинации
Поэтому у меня и нет растений — этим мерзавцам нельзя доверять. Однажды ты можешь проснуться ночью от того, что тебя душит какая-нибудь хризантема. Нет, спасибо, я останусь со своими двумя кошками
Они выглядят как пришельцы из далёкого космоса.
Некоторые пользователи Сети всерьёз принялись спорить, что, если растения настолько живые существа, что могут не просто расти, но и принимать решения, как лучше повернуться, чтобы получить больше света, не рушится ли вся концепция вегетарианства. Ведь многие отказываются от продуктов животного происхождения из милосердия и жалости к животным. Долгий спор растянулся на сотни комментариев, но обе стороны так ни к чему и не пришли.
Источник: life.ru
Растения
Растения – это второе крупнейшее (после животных) царство живой природы. Их основная характерная черта, отличающая от других представителей живой природы, — это то, что они получают энергию света, используя процесс фотосинтеза. Для этого у большинства из них имеются плоские широкие поверхности — листья.
Эволюция растений
Первыми растениями, появившимися на Земле, возможно, были простые маленькие морские водоросли. Первые наземные представители растительного мира появились приблизительно 400 млн лет назад. Хвойные доминировали на Земле 200-120 млн лет назад. После этого появились первые цветы, похожие на магнолию, и вскоре на суше стали преобладать цветковые растения.
Виды растений
Разумеется, что абсолютно все существующие виды человек не может знать. На земле ещё много неисследованного, сколько бы люди не утверждали, что «белых пятен» нет. Поэтому принято считать — когда приводятся данные о численности, то есть о количестве видов растений — что это известные именно на сегодняшний день виды. Количество их таково:
- около 260 тысяч различных видов цветковых растений
- 550 видов хвойных (нецветковые)
- 11 тысяч видов папоротников (нецветковые)
- 23 тысячи видов мхов и лишайников (нецветковые)
- около 12 тысяч видов водорослей (нецветковые)
Подобно тому, как существует множество видов животных — от простых червей до сложных млекопитающих, — имеется и много видов растений. Однако все они подразделяются на два основных типа:
- нецветковые – это более простые растения, не имеющие цветов
- цветковые растения
Нецветковые растения
Хвойные растения
и другие — это кусты или деревья. Листья у них в основном узкие, не опадающие зимой, отсюда и второе название — вечнозеленые. Самые большие представители живой природы на Земле — гигантские секвойи весом более двух тысяч тонн — как раз являются хвойными породами.
Водоросли
Простейшие нецветковые — это водоросли. Место их существования – вода, собственно, они поэтому так и названы. Но есть и такие виды, которые выживают во влажных местах, как, например, плеврококк, растущий в виде зеленого порошка на теневой стороне стволов деревьев.
Почти все морские травы и некоторые типы пресноводных (например, зеленая, похожая на волосы, спирогира) — это водоросли. У них отсутствуют корни. Нет у них и стебля. Да и листьев тоже нет, хотя бывают части, похожие на стебли или листья. Водоросль впитывает воду и необходимые для жизнедеятельности вещества всей своей поверхностью.
Микроскопические растения, дрейфующие в океане, — фитопланктон — представляют собой смесь одноклеточных и крошечных водорослей. Фитопланктон служит пищей микроскопических животных, населяющих толщу воды и пассивно переносимых течением — зоопланктона.
Некоторые водоросли вырастают до невероятных размеров. У гигантских бурых водорослей листья достигают 60 м в длину, и в благоприятных условиях они могут вырастать более чем на один метр в день. Подобно деревьям на суше, они служат пищей и укрытием для многих животных.
Мхи, или мохообразные
Мхи и печеночники относятся к бриофитам, или мохообразным. У мха имеются маленькие зеленые листочки, но отсутствуют стебель и корни. Он поглощает воду и питательные вещества через листья, поэтому может существовать только во влажных местах. В таких же местах растут печеночники. У них низкое, сплющенное тело, называемое слоевищем.
Папоротники
Их научное название – птеридофиты. Это тоже нецветковые. Корни у этого вида есть. По ним идёт вода и различные минералы из земли. Есть и довольно прочный стебель, поддерживающий разветвленные листья. В стебле папоротника, как и в стеблях других цветковых, имеются микроскопические трубочки — сосуды, — по которым вода и другие вещества поднимаются от корней к листьям.
Растения с подобными сосудами называются сосудистыми. Папоротники выживают при плохом освещении. Многие виды растут в лесах в тени больших деревьев.
Размножение нецветковых растений
Размножаются все нецветковые мелкими, похожими на пыль спорами. Это минисемена, если можно так сказать. Все хвойные, или голосемянные, размножаются при помощи семян в шишках.
Цветковые растения
Цветы у цветковых, или покрытосемянных — это части тела, ответственные за размножение. В цветах образуются семена, из которых при благоприятных условиях вырастают новые побеги. Цветковые растения — это, безусловно, главная, доминирующая группа на Земле, за исключением водорослей в океанах и хвойных лесов в холодных краях.
К цветковым растениям относятся
- известные лекарственные и обычные травы
- тростники
- камыш
- дикорастущие цветы
- садовые цветы
- большинство деревьев (кроме хвойных)
- кустарников (за исключением хвойных)
Основные группы цветковых растений
Две основные группы цветковых растений названы по количеству семядолей, богатых питательными веществами и обеспечивающих питание проросшего из семени растения.
Однодольные растения
а также некоторые цветы:
Однодольные имеют только одну семядолю, к ним относятся:
- лилии
- крокусы
- орхидеи
Двудольные растения
Двудольные растения имеют две семядоли; к ним относятся все остальные виды
Цветы и пыльца
Цветок предназначен для воспроизводства — в нем образуются семена, из которых произрастают новые растения. Как правило, все цветковые имеют в наличии мужские органы и женские. Первые дают мельчайшие пыльцевые зерна, похожие на желтый порошок. В каждом зерне есть мужская клетка. Образуется пыльца в маленьких мешочках, пыльниках, висящих на тычиночной нити.
Женские клетки, или семяпочки, расположены в завязи — мясистой части у основания цветка. Из завязи растет длинный столбик с рыльцем наверху. Для того, чтобы мужские клетки соединились с женскими и образовались семена, необходимо, чтобы пыльца из пыльников одного растения попала на рыльце другого растения того же вида.
Под микроскопом видно, что на поверхности пыльцевого зерна имеются углубления, шипы и другие особенности строения. Форма пыльцы не повторяется.
Органы размножения цветка обычно располагаются в центре. У некоторых цветковых растений нет пары – мужских и женских органов. И таким для размножения нужно привлекать насекомых, которые переносят пыльцу во время цветения растений. Различные животные помогают в опылении цветов. Это:
- птицы
- насекомые
- млекопитающие
Перенос пыльцы с одного растения на другое называется опылением. Бывают пыльцевые зерна практически невесомые; они переносятся ветром. Другие — липкие, их переносят животные. Представители растительного мира привлекают животных
- яркими лепестками
- сильным запахом
- сладким нектаром
Когда животные кормятся нектаром, к ним прилипает пыльца, и они переносят ее на другие цветы. Пыльца прорастает, и пыльцевая трубка проникает через столбик пестика в завязь. По ней мужская клетка продвигается к семяпочке.
Как живут растения
На первый взгляд представители растительного мира не выглядят живыми и активными. Но внутри, в миллионах микроскопических клеток происходят тысячи химических реакций: растение живет. У него на теле, подобно телу животного, разные части отвечают за определенную «работу».
Корни извлекают из почвы
и другие вещества.
Жесткий стебель поднимает основные части над поверхностью земли — подальше от животных и насекомых, способных его съесть, и выше других растений, чтобы листья могли получить больше солнечного света.
В удлиненных клетках верхнего слоя поверхности листа имеется множество крошечных шариков, называемых хлоропластами. В них содержится хлорофилл, играющий ключевую роль в фотосинтезе.
Фотосинтез
Листья — это «фабрики» по выработке питательных веществ, работающие на солнечной энергии. Листья обычно широкие и плоские, чтобы на них попадало как можно больше света. Зеленый пигмент, имеющийся в листьях, — хлорофилл — ловит и поглощает энергию солнца.
Эта энергия используется для химической реакции. Вода, поступившая из почвы, и углекислый газ, поступивший из воздуха, вступают в химическую реакцию, соединяются и образуют сахар, содержащий большое количество химической энергии. Затем растение использует эту энергию в процессе своей жизнедеятельности. Этот процесс называется фотосинтезом, что в переводе означает «соединение при помощи света».
Углекислый газ для процесса фотосинтеза поступает в лист из воздуха через микроскопические поры на нижней поверхности, называемые устьицами.
Помимо сахаров, в результате фотосинтеза образуется также кислород, который выделяется в воздух. Кислород необходим всем живым существам, включая людей, чтобы выжить. Растения помогают увеличить уровень кислорода в воздухе.
Источник: tainaprirody.ru