На прошедшем Петербургском международном юридическом форуме был поднят вопрос о необходимости присвоения блогерам отдельного кода экономической деятельности (ОКВЭД) и создании специального реестра блогеров. Даже был предложен номер кода — “73.3. Деятельность в сфере информирования и влияния на мнение аудитории в социальных сетях и создания пользовательского контента”.
Инициатором предложения стал Совет блогеров при Совете Федерации (да, такой орган существует, если вы не знали), с формулировкой о «существовании проблемы правового статуса инфлюенсера в РФ».
Фактически, на сегодняшний день блогеры находятся вне профессий и правового поля. Давайте подумаем, решит ли инициатива по введению кода ОКВЭД проблему правового статуса блогера?
В 2020 г. по данным Ассоциации развития интерактивной рекламы рынок инфлюенс–маркетинга составил 11,1 млрд руб. Данные за 2021 год пока не раскрывались, но тенденция показывает увеличение оборотов онлайн-рынка. Блогеры всегда на виду, активно рекламируют товары, услуги, сайты и платформы других лидеров мнений, оплату за свои услуги получают онлайн. Но даже инфлюенсеры со стажем не всегда осознают необходимость оформления таких переводов, и тем более уплаты соответствующих налогов.
Какой ОКВЭД будет основным при регистрации ИП для дохода с YouTube канала?
Мало кто задумывается, но наличие сайта или проведение рекламных кампаний в блоге может быть использовано налоговой как доказательство в суде для взыскания доначисленных сумм налогов, штрафов и пеней. При этом штрафы посчитают за три предыдущих года — в размере 20-40% от суммы неуплаченных налогов. Не говорим уже об уголовной ответственности для тех, кто заработал больше 1,5 млн рублей и не заплатил налоги. Кстати, недавно выяснилось, что блогеру Александре Митрошиной налоговая доначислила сотни миллионов рублей. Разберемся с этим кейсом и в следующей статье расскажем об этом деле.
Вернемся к фактам. Нельзя сказать, что все блогеры бегают от государства — чаще лидеры мнений регистрируют ИП или становятся самозанятыми. Приведем самые используемые виды деятельности блогеров по кодам ОКВЭД:
— 59.1. Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ — в плане дублирования, монтажа фильмов, наложения субтитров и т.п.;
— 90.03. Деятельность в области художественного творчества — подходит для писателей и копирайтеров;
— 73.11. Деятельность рекламных агентств — код полезен для подготовки и размещения рекламных материалов, в том числе в сети Интернет;
— 73.12. Представление в средствах массовой информации — рекламирование в СМИ, в т.ч. для продажи рекламного места;
Как видите, каждый код отчасти подходит каждому конкретному инфлюенсеру. Однако если будет введен на государственном уровне единый код ОКВЭД для блогерской деятельности, не нужно будет указывать несколько, не всегда подходящих кодов.
Немного о плюсах введения отдельного кода для блогеров:
- введение правового статуса инфлюенсера, как специалиста или по определенным вопросам, мнение которого может считаться экспертным;
- если этот статус будет закреплен, блогер получит возможность адресной поддержки от государства — гранты, премии на развитие проектов;
- налоговые обязательства “профессионального блогера” пополняют бюджет государства;
- профессиональный статус дает возможность получения качественных услуг от реальных блогеров-экспертов;
- отличный пример подрастающему поколению, мечтающему стать блогерами, как можно совмещать любимое дело и контактировать с государством.
- и главное — можно измерить долю налогов, которые платят блогеры в общей доле малого бизнеса.
А что с реестром блогеров? Каковы критерии “попадания” в реестр блогеров? Предлагается разрешить вести блоги только профессионалам с подтвержденной квалификацией. Однако, если с квалификацией врачей, бухгалтеров, юристов, инженеров, психологов и других подобных профессий все достаточно ясно, то как быть с коучами, организаторами пространства, специалистами нетворкинга, астрологами и т.д., у которых нет дипломов, сертификатов, но есть уникальные практики, довольные клиенты, богатый опыт применения своих разработок?
Плачу налог с YouTube как самозанятый / Мой заработок на Ютуб
И что делать с лайфстайл-блогерами, некоторые из которых продают рекламу на миллионы рублей. Какие им дипломы выдавать и как их аттестовывать?
Но и диплом зачастую не свидетельствует о качестве. Мы знаем дипломированных специалистов в любой сфере, к которым врагу не посоветуем попасть.
Как тут быть? Больше вопросов чем ответов.
Да и хочется ответить известной фразой: «А судьи кто?»
Хочется надеяться, что обсуждение вопроса “торговли лицом” в России на юбилейном форуме юристов даст толчок законодательному закреплению статуса инфлюенсера, которое пройдет не декларативно, а с учетом развития новых профессий и появлением новых услуг.
Расскажите, считаете ли данные инициативы полезными? Пообщаемся с вами в комментариях.
Статья написана в соавторстве с юристом Викторией Бурчик, Марией Федосеевой участницами клуба «Маркетинг и продажи для юристов».
Источник: zakon.ru
Какой ОКВЭД выбрать для участия в госзакупках
Отсутствие нужного ОКВЭД не может стать причиной для отказа в участии в тендере по госзакупкам, так как отдельного требования к указанию вида деятельности не предусмотрено. Чтобы избежать ненужных вопросов, лучше добавить код, соответствующий типу заказа.
Правила проведения госзакупок строго регламентируются законами. Поставщики стараются четко их соблюдать, чтобы не «слететь с конкурса» по несущественным причинам. Поэтому логично возникают сомнения, а правильно ли в документации указали ОКВЭД, возможно, нужно было прописывать особенный код.
Справка! Государственные закупки (госзакупки) – форма конкурентного приобретения товаров, услуг, работ для обеспечения нужд государственных, муниципальных ведомств, учреждений, а также компаний с участием госкапитала. Проводят в виде конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений, пр. через специальные онлайн-площадки. Участвовать могут юридические лица, ИП и даже физические лица.
Нужен ли код?
Компания и ИП обязаны в регистрационных документах указывать основной и дополнительный вид деятельности. По состоянию на 2021 г., действует классификатор ОКВЭД-2, из которого и нужно выбирать подходящую формулировку.
Но в перечне отсутствует отдельная строка, обозначающая «участие в госзакупках». Почему законодатель не предусмотрел такого вида деятельности? Обратимся к законам, которые регламентируют сам процесс закупок для государства. Регламентируют их ФЗ № 44 и ФЗ № 223. В них не предусмотрен пункт, на основании которого могут отказать в участии в конкурсе на основании отсутствия в документах определенного кода.
Вывод. Специального ОКВЭД для участия в госзакупках не существует. Отклонить заявку по причине того, что вид деятельности не соответствует заявленному в конкурсе, не имеют права.
Что указывать
На основании ч. 2 ст. 4 ФЗ № 222 заказчик, размещая документы в Единой информационной системе, обязан указывать код закупки. Именно он указывает на ОКВЭД, на который должны ориентироваться компании и ИП, подающие заявки на участие.
Они не обязаны вносить изменения в регистрирующие документы. Но если заказ крупный или планируете работать в этом направлении и дальше, чтобы избежать лишних вопросов со стороны налоговиков, лучше добавить код.
При таких продажах считают универсальным ОКВЭД: 46.90, дающий право на оптовую торговлю неспециализированными товарами. Но лучше писать более узкий вид или класс, которые относятся к деятельности агентов по оптовой торговле:
- 46.13 – строительными материалами;
- 46.15 – мебелью и бытовыми товарами;
- 45.11 – сельскохозяйственным сырьем, полуфабрикатами;
- 46.14 – промышленным оборудованием;
- 46.17 – продуктами и напитками;
- 46.18 – прочими отдельными видами товаров;
- 46.31 – овощами и фруктами;
- 46.36 – шоколадом, сахаром, кондитеркой;
- 46.43 – бытовыми электроприборами;
- 46.74 – отопительным и водопроводным оборудованием.
Вся линейка раздела 46 – это расшифровка различных изделий, машин и пр., которые компания может продавать оптом.
Если закупка связана с услугами или работами, ориентируйтесь на код заказа. Это может быть:
- 62.02 – работы, консультативная деятельность в области компьютерных технологий;
- 41.20 – строительство нежилых зданий;
- 43.41.1 – перевозка специализированных грузов и пр.
Полезная информация
Если планируете участвовать в госзакупках, узнайте:
- Для чего нужна банковская гарантия по 44 ФЗ.
- Как подавать заявки на конкурсы малым предприятиям.
- Как списать НДС при победе в тендере организации на УСН.
- Как добавить коды ОКВЭД для ИП и ООО.
- Как быстро открыть ИП в 2021 году.
Источник: moneymakerfactory.ru
ОКВЭД 73 — Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка
— проведение рекламных кампаний и размещение рекламы в периодических изданиях, газетах, по радио и телевидению или других средствах СМИ, а также услуги в части дизайна видеороликов и сайтов в информационно-коммуникационной сети Интернет
Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка. (ОКВЭД 73)
Деятельность рекламных агентств
Эта группировка включает:
— предоставление всех видов услуг в области рекламы (через заключение субподрядного договора), включая консультирование, творческое обслуживание, изготовление рекламных материалов и закупки
— подготовку и проведение рекламных кампаний: подготовку и размещение рекламных материалов в газетах, периодических изданиях, на радио, телевидении, в информационно-коммуникационной сети Интернет и прочих средствах массовой информации, подготовку и размещение рекламы, например, на афишных тумбах, рекламных щитах, стендах для афиш и объявлений, в витринах, в демонстрационных залах, размещение рекламы на автомобилях и автобусах и т.п., воздушную рекламу, распространение или доставку рекламных материалов или пробных образцов, подготовку стендов и прочих демонстрационных материалов и сайтов;
— проведение маркетинговых исследований и прочие услуги в сфере рекламы, нацеленные на привлечение и удержание клиентов, промо-акции продукции, маркетинговые исследования пунктов продаж, адресную рассылку рекламных материалов, консультирование в области маркетинга
Представление в средствах массовой информации
Эта группировка включает:
— рекламирование в средствах массовой информации путем продажи времени и места для рекламы
Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения
Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения
Эта группировка включает:
— исследование рынка и внутренних фактических и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы с целью анализа структуры и закономерностей динамики рынка и обоснования мероприятий по более эффективной адаптации производства, технологий и структуры фирмы, а также представляемой фирмой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя;
— изучение общественного мнения по политическим, экономическим и социальным вопросам, включая статистический анализ получаемой информации
Исследование конъюнктуры рынка
Деятельность по изучению общественного мнения
Источник: yurcom.ru