Братья Стругацкие, вслед за своим учителем Ефремовым, обращались к жанру фантастики как к полю, внутри которого возможна максимальная вариация мысленных социально-философских и этически-дилеммных экспериментов. Concepture публикует статью о произведении братьев Стругацких «Трудно быть богом».
Стругацких можно определить как конструкторов в области социального проектирования. Наследуя устремления левонастроенной советской интеллигенции построить «сверхобщество», состоящее из «сверхлюдей» (вспомним Эру Встретившихся Рук в романе Ефремова «Час быка»), Стругацкие, тем не менее, ставят акцент не на технологических достижениях прогрессировавшего человечества, а на сущности моральных оснований, из которых оно исходит. И в этом отношении Стругацких отличает критическая ирония, причиной которой является отсутствие нравственной эволюции человека. Здесь они продолжают традицию русской классической литературы. Именно синтез традиционного морализаторства и советского инженерно-проектировочного пафоса резко выделяют Стругацких из когорты современников.
Книжный клуб: Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»
Сюжет повести «Трудно быть богом» построен как разворачивающаяся этическая дилемма, завязанная на тематике справедливого устройства общества. Группа исследователей института экспериментальной истории с Земли прилетают на планету, жители которой находятся состоянии позднего Средневековья.
Задача исследователей ограничивается чистым наблюдением, исключающим какое-либо вмешательство. Однако мракобесные непотребства, которые они наблюдают, вызывают у прогрессивных землян различные реакции. Коллизия романа возникает именно из несовпадения этих реакиций и идейного противостояния главных героев. Если описывать возникающий конфликт коротко, можно сказать, что технологически развитые исследователи с Земли – это своеобразные боги по отношению к отсталым гуманоидам Арканара, спорящие между собой, имеют ли они право вмешиваться в естественное развитие инопланетной цивилизации.
Как и во многих других своих произвденениях, в этой повести Стругацкие отталкиваются от классической идеи утопии. По сути дела вопрос о природе общественного в их творчестве всегда поставлен ребром: либо социум опирается на моральные ценности, либо он строится по законам безнравственной исторической необходимости, подразумевающей кровопролитие и невиные жертвы. Проблема заключается в том, что общество, основанное на морали – труднодостижимо и менее жизнеспособно; а природосообразное общество – лишено человечности и практически ничем не отличается от животной стаи. В повести «Трудно быть богом» за видимым конфликтом индивида (Руматы) и общества (жителей Арканара) скрываются вечно актуальные социально-этические проблемы. Например, проблема роли насилия в обществе, которое будучи аморальным по своему существу, одновременно с тем является фактором исторического прогресса.
Книжный клуб. Глава 28 [Трудно быть богом. Аркадий и Борис Стругацкие]
Отношение авторов к тем проблемам, о которых идет речь в книге, можно определить как трагический оптимизм. Главный герой, переживающий не только внешний, но и внутренний конфликт (поскольку он, являясь очевидцем всяких зверств, все же связан политикой невмешательства), в конце концов приходит к определенному (пусть и полуспонтанному) решению – активно бороться против несправедливости (поднять меч против нее). Вывод авторов вполне однозначен – «добро должно быть с кулаками». Это подтверждается двумя эпизодами с главным героем Руматой, которому авторы явно симпатизируют.
1
Кузнец оживился.
– И я так полагаю, что приспособимся. Я полагаю, главное – никого не трогай, и тебя не тронут, а?
Румата покачал головой.
– Ну нет, – сказал он. – Кто не трогает, тех больше всего и режут.
– И то верно, – вздохнул кузнец. – Да только куда денешься. Один ведь, как перст, да восемь сопляков за штаны держатся. Эх, мать честная, хоть бы моего мастера прирезали! Он у серых в офицерах был. Как вы полагаете, благородный дон, могли его прирезать?
Я ему пять золотых задолжал.
– Не знаю, – сказал Румата. – Возможно, и прирезали. Ты лучше вот о чем подумай, кузнец. Ты один, как перст, да таких перстов вас в городе тысяч десять.
– Ну? – сказал кузнец.
– Вот и думай, – сердито сказал Румата и пошел дальше.
2
– Вздор! – сказал Румата, осаживая жеребца. – Было бы скучно проехать столько миль и ни разу не подраться. Неужели тебе никогда не хочется подраться, Киун? Все разговоры, разговоры.
– Нет, – сказал Киун. – Мне никогда не хочется драться.
– В том-то и беда, – пробормотал Румата, поворачивая жеребца и неторопливо натягивая перчатки.
По здравом размышлении, выясняется, что вариант, который предлагают авторы (деятельная борьба) — наиболее приемлемый из всех. Два других варианта – так или иначе приводят в тупик. Например, вариант «невмешательства» есть синоним попустительства бесчинству зла и насилия.
Сам Румата по этому поводу высказывается так: «Мне не нравится, что мы связали себя по рукам и ногам самой постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия. Потому что в моих условиях это научно обоснованное бездействие. Я знаю все ваши возражения! И я знаю теорию.
Но здесь нет никаких теорий, здесь типично фашистская практика, здесь звери ежеминутно убивают людей! Здесь все бесполезно. Знаний не хватает, а золото теряет цену, потому что опаздывает».
А вариант непосредственного дарования землянами благ арканарцам грозит лишить последних свободы и самостоятельности. В тексте мы находим следующий отрывок на эту тему, разговор Руматы и Будаха:
– Сделай тогда просто так, чтобы люди получили все и не отбирали друг у друга то, что ты дал им – сказал Будах.
– И это не пойдет людям на пользу, – вздохнул Румата, — ибо когда получат они все даром, без трудов, из рук моих, то забудут труд, потеряют вкус к жизни и обратятся в моих домашних животных, которых я вынужден буду впредь кормить и одевать вечно.
Поэтому остается единственный вариант, не посягающий на свободу воли, но и не попускающий зла – это вдохновенная борьба. Легкий толчок косной массы, подъем самосознания толпы с целью превращения ее в общество.
Рекомендуем прочесть:
1. А. Скаландис – «Братья Стругацкие».
2. Ю. Черняховская – «Власть и история в политической философии братьев Стругацких».
Источник: concepture.club
Трудно быть богом. Аркадий и Борис Стругацкие 1964 слушать онлайн
Аркадий Натанович и Борис Натанович Стругацкие – классики современной научной и социальной фантастики. Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира.
На русском языке вышло четыре полных собрания их сочинений. «Трудно быть Богом» – одно из самых знаменитых произведений Стругацких, в котором есть и захватывающий приключенческий сюжет, и изображение тоталитарного общества с узнаваемыми деталями недавнего прошлого, и морально-философская проблематика. На планете, живущей по средневековым законам, работают наблюдатели-земляне.
Они здесь, чтобы понять механизмы развития общества, и не имеют права вмешиваться в исторический процесс. Главный герой повести – благородный дон Румата, он же Антон – ученый из Института экспериментальной истории. А вокруг – грубый и мрачный мир Средневековья. Мир войн, казней и пыток, крови и страдания, жестокости и мракобесия.
Мир, где нужно пройти через грязь и остаться чистым, жить перед лицом горя и смерти и не опуститься до насилия. Мир, в котором очень трудно быть Богом… Трудно быть богом слушать на видеосервисе Wink.
Источник: wink.ru
Почему трудно быть богом?
Написанная в прошлом столетии повесть братьев Стругацких до сих пор волнует умы читателей. Кто в современном обществе является богом в терминологии Стругацких? Почему человеком быть проще? Корреспондет «Мегабайт» побывала на открытой лекции «Почему трудно быть богом?», где социолог Алена Геворкян ответила на все эти вопросы.
Сюжет книги (со спойлерами)
Группа земных ученых прибыла на другую планету, где общество находится на уровне развития, соответствующем земному Средневековью. Цель ученых —наблюдать за развитием этой цивилизации, направлять и предотвращать явные исторические ошибки, пережитые в свое время на Земле.
Первый министр этого общества получил должность нечестным путем, а затем уничтожил экономику. Теперь те, кто могут задавать вопросы и ставить под сомнение его решение, то есть все ученые и образованные граждане, подвергаются гонениям.
Главный герой — землянин и ученый Антон. Он влюбился в местную девушку Киру и уже не мог оставаться равнодушным к происходящему в ее мире.
Он решил вернуть общество на верный путь. Случились революция и государственный поворот, но изменить ничего не получилось. Установился теократический тоталитаризм, а Антон попал под репрессии и погиб.
Кто является богами в повести Стругацких?
Боги — это ученые, прибывшие с Земли для исследования.
Произведение Стругацких очень мифологично. Как и в мифах Древней Греции, тут существуют два пространства: в одном живут боги, обладающие сверхзнаниями, а в другом — обыватели, необразованные и жестокие люди. Из-за этой аналогии с мифологией авторы называют ученых «богами».
Боги у Стругацких хладнокровны. Они обладают высшим знанием, но обязаны не вмешиваться в людской мир — лишь изучать его и слегка направлять ненасильстенными методами. Они ценят равновесие и не допускают перевеса какой-либо из сторон в борьбе добра и зла.
И все же основное качество бога — это невмешательство. А человек, пытающийся преобразовать, переделать сам мир и других людей — антипод бога.
Как раз эту черту перешел Антон. Возлюбленная главного героя стала посредником, который делает из бога человека. Такой сюжет популярен в мифологии разных стран. Антон переходит из роли наблюдателя в позицию преобразователя. Он увидел мир глазами своей любимой и отошел от миссии бога, пытаясь спасти ученых от гонений правительства, и потерял связь с когортой коллег-ученых.
Какая категория людей современности может претендовать на положение «богов» (в интерпретации Стругацких)?
Конспирологические заговоры? Масоны? Существует множество теорий. Возможно ли такое, что кто-то так же, как и в романе Стругацких, внедряется в наше общество и следит за нами?
Не возможно, а точно.
В современном обществе тот, кто исследует людей, становится таким же ученым, как у Стругацких. Социологи постоянно ведут наблюдения в различных коллективах. Включенное наблюдение — это метод исследования, который позволяет социологам «внедряться» в общества и изучать поведение людей в их «естественной среде». Социологи в роли полноценных участников появляются, к примеру, в лабораториях, школах, рабочих коллективах, деревнях.
Как и Антон в повести «Трудно быть богом», социолог легко может вовлечься. Ученому бывает очень сложно не посочувствовать или не прийти на помощь. Так, чем меньше опыта у социолога, тем больше его желание вмешаться.
На этом трудности не заканчиваются. Часто даже при составлении социологических опросов эксперты ненамеренно наводят опрашиваемых на правильный или наиболее предпочтительный ответ. Такие намеки читаются в самих формулировках вопросов. Социологам непросто составить их так, чтобы люди могли выразить свое собственное мнение. Важно не допустить ошибки Антона: не вмешаться, не ориентироваться на личные взгляды в чужой реальности.
Социология — непростая наука. Она требует отстраненного исследования и наблюдения за людьми. Именно социологи ассоциируются с богами из повести Стругацких. И быть богами действительно сложно.
Источник: mbradio.ru